Режим дня новорожденного ребенка до года
Мамы, как самые лучшие работники на свете, работают на совесть, не прогуливают, полностью выкладываются и проводят на своей работе 24 часа все семь дней в неделю.
Ну чем не идеальный работник? Как при этом маме все успевать и правильно распланировать время? Давайте попробуем разобраться, из чего состоит день мамы новорожденного.
Режим дня младенца тесно завязан с часами приема им пищи. Рассмотрим этот момент подробнее.
Грудное молоко находится в желудке малыша около двух часов и потом переходит в двенадцатиперстную кишку. В норме через два часа желудок опустошается, и в этот момент кроха опять хочет есть. Подсчитаем: 24 час.: 2 час. = = 12 раз. Да, по статистике, в первый месяц жизни находящийся на грудном вскармливании ребенок как раз и ест 12 раз в сутки. Ваша задача — наладить грудное кормление и режим дня и к концу первого месяца постепенно перейти на семиразовое кормление: в 6:00, 9:00, 12:00, 15:00, 18:00, 21:00 и 24:00.
Если ребенок родился с большой массой тела, хорошо кушает и замечательно набирает вес, то со второго месяца можно плавно перейти и на шестиразовое кормление: в 6:00, 9:30, 13:00, 16:30, 20:00 и 23:30. Конечно, так четко, по часам, проще кормить ребенка из бутылочки искусственной смесью, а если вы кормите его грудью, то, например, выдержать интервал с 24:00 до 6:00 без прикладывания малыша к груди у большинства мам вряд ли получится. За ночь он пару раз обязательно «попросит» у вас молочка. Но для удобства будем считать только дневные часы приема пищи.
Как строится день мамы с новорожденным?
Примерно в 6:00 — первое кормление, а затем практически сразу сон. Следующее пробуждение — около 9:00. Хорошо, если вы успеете до очередного кормления оперативно провести утренний туалет новорожденного. Если же малыш проснулся голодным и разрывается от крика, то вы, конечно, сначала его покормите, а потом уже, сытого и довольного, попробуете умыть, обработать кожные складочки, все проверить и осмотреть. Правда, после еды младенцы обычно крепко засыпают, и все умывания и обработки переносятся ко времени следующего приема пищи.
Если все же ребенок сразу не уснул, то можно попробовать провести полный туалет новорожденного, правда, очень аккуратно, так как малыш наелся и «кантовать» его опасно. С полным животиком вкусного молока младенец может не только легко срыгнуть, но и начать безудержно икать, что будет совсем немного беспокоить его самого и очень сильно нервировать вас.
После 9- или 12-часового кормления хорошо бы провести время на свежем воздухе. Перед прогулкой нанесите достаточное количество крема на кожу зоны подгузника ребенка, а зимой не забудьте намазать его личико кремом от непогоды за 20 минут до выхода на улицу.
Вернувшись с прогулки, переоденьте ребенка. Затем опять покормите. После кормления в 15:00 опять последует прогулка.
В 18:00 снова покормите малыша. Летом, когда светло, после этого можно и погулять, а вот в зимнее время уже темно, и лучше остаться дома. Минут через 40 после окончания вечернего кормления, примерно с 19:00 до 20:00, пока кроха сытый и довольный, но еще не заснул, нужно успеть его скупать. Затем у ребенка вечерний короткий сон дома и в 21:00 еда. Если вы не успели искупать малыша раньше, то проведите водные процедуры в это время, но постарайтесь не позже 22:00. Далее — кормление перед ночным сном и ночной сон. Не забудьте перед сном хорошо обработать кожу зоны подгузника.
Ночью новорожденные просят есть реже, чем днем, примерно через каждые два, три или четыре часа.
Но если ночью у них просыпается аппетит, значит, детки проголодались, поэтому кормите их и не отказывайте им, особенно в первый сложный месяц жизни. Это и вам полезно — ночные кормления стимулируют лактацию.
Начиная с третьей недели после рождения, когда все главные вехи проведены, т. е. налажено кормление, ребенок стабильно набирает вес и у не зажила пупочная ранка, родители могут добавить в режим дня и развивающие игры с малышом.
Чем можно заниматься с крохой в первый месяц его жизни?
Постепенно развивайте все пять органов чувств ребенка: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как это сделать?
С двух-трех недель над кроваткой младенца примерно над его коленками повесьте мобиль или детскую карусельку, чтобы взгляд малыша был устремлен вверх и вперед. Подбери: мобиль с приятной музыкой, с несколькими мелодиями или звуками природы. Сейчас можно купить эту детскую развивающую слух и зрение игрушку с входом для mp3 и ставить подборку любимых ребенком композиций. Удобно иметь пульт к мобилю, чтобы включать утренний музыкальный концерт малышу, не вставая с кровати, если ребенок проснется совсем ранним утром, а вы захотите еще хотя бы 15-20 минут поспать.
Кроме красочной карусельки можно повесить на бортики кроватки друга музыкальные или просто крупные и яркие игрушки для привлечения взгляда младенца. На пеленальном столе вы тоже можете потренировать зрение маленького, пока он спокойно лежит на спине. Для этого в течение одной или полутора минут на расстоянии 30-60 см медленно проводите крупной игрушкой из стороны в сторону, ожидая, пока малыш «захватит» ее взглядом. Ближе к месяцу оставляйте кисти рук ребенка открытыми, чтобы он ими тоже ощущал попадающиеся под руки предметы и иногда даже засовывал пальцы в рот; на запястья малыша можно надеть цветные браслеты на липучках, купленные в магазине, или самим завязать яркие ленточки.
Как вы помните, все девять месяцев в животе у мамы малыш слышал приглушенные звуки внешнего мира и совсем рядом — звуки биения маминого сердца, шум тока крови по ее аорте, урчащие движения кишечника и, конечно, постоянно голос мамы. Поэтому он для ребенка вне конкуренции, а кроме того, его успокаивают разные монотонные или ритмичные звуки.
Включайте аудиодиски с адаптированной для детей классической музыкой и записи нежных звуков природы. Это могут быть щебетание птиц, голоса китов и дельфинов, шум леса, ручья, дождя или прибоя, жужжание пчелы.
Между прочим, многие новорожденные замолкают и успокаиваются, с удовольствием прислушиваясь к шуму льющейся из крана воды и ее журчанию в стиральной и посудомоечной машинах, к звукам фена и пылесоса, к «белому шуму» (звукам эфира на пустой частоте), издаваемому радиоприемником, и к неспешному тиканью часов (не быстрее, чем мамин пульс в спокойном состоянии, что составляет не более 72 ударов в минуту).
Вы помните, что маленьких деток волшебно успокаивает мамин голос? Поэтому вы можете говорить, петь, спрашивать о чем-то малыша и сама же отвечать на свои же вопросы. Расслабьтесь и наслаждайтесь общением с вашим ребенком, а он обязательно ответит вам взаимностью и хорошим настроением. Главное, чтобы вы говорили спокойно и уверенно, «беседуя» с крохой по душам.
Кроме того:
- включайте качественные аудиодиски со сказками и стихами, которые декламируют актеры, а также с детскими песенками;
- нежно дотрагивайтесь до малыша, гладьте его, целуйте и берите на руки, используя разные позы и захваты для ношения младенцев; старайтесь ежедневно купать и не забывайте покачивать и развлекать ребенка в ванночке;
- после разрешения врача и консультации с массажистом или специалистом ЛФК можете приобрести фитбол и не спеша осваивать на нем разные спокойные упражнения;
- на втором месяце, когда ребенок уже полюбил грудное вскармливание, можно постепенно, контролируя стул малыша и следя за тем, чтобы у него не было аллергии, немного изменить свой рацион питания, добавляя в еду новые продукты, чтобы молоко приобретало разный вкус (например чеснок, лук, ароматные травы);
- после первого месяца можно знакомить малыша с разными запахами, например свежей мяты, базилика, кинзы или чеснока. Затем опять-таки, следя за тем, чтобы у ребенку нравился запах и не появилась аллергия, можете на короткое время (не более 20 минут) давать ему нюхать разные ароматические масла, например лаванды, фенхеля, эвкалипта, каяпута. Капните одну-две капли выбранного вами масла на бумажную салфетку и положите ее не ближе чем на 70 см от носа малыша. Эфирные масла оказывают многогранное воздействие на организм человека. В нашем случае с их помощью вы не только развиваете обоняние ребенка, но и правильно подобрав масла, защищаете младенца от простуд и успокаиваете его.
Чтобы унюхать, где находится мама, у детей на первом году жизни очень развито обоняние, которое в этот период на 97% эффективнее, чем у взрослы Развивая отдельные структуры мозга, например обонятельный центр, который, кстати, эволюционно является одной из самых древних частей переднего мозга, мы в целом развиваем и всю нервную систему ребенка.
Видите, сколько полезного можно сделать для развития малыша, хотя с еще совсем кроха? Но, занимаясь с младенцем, вы должны помнить, что лучшее — враг хорошего. Расшифровываю: во время «уроков» внимательно следите за ответной реакцией ребенка, и скоро по его мимике, движениям ручек и ножек, интонации крика и другим звукам вы научитесь различать, нравится ли маленькому, например, определенная музыка или игрушка, а также тот или иной запах.
Не перегружайте малышей «информацией». Если ребенок устал от «уроков и общения, он начинает хныкать, отворачиваться, закрывать глазки, делать какие-то характерные гримасы, а то и просто громко и раздраженно плакать. Значит, вы должны понять: все, занятие окончено, нужно сделать паузу и «уйти на перемену». В первые месяцы не вкладывайте сразу все силы в «образование малыша. Пусть у него будет и свободное время — он должен просто поспать или поесть. Младенчик может долго и с нескрываемым интересом рассматривать одну-единственную игрушку или свою ручку. Вы можете не поверить, но такое «упражнение» заставляет ребенка сильно концентрироваться, и он получает много нового «учебного материала».
В итоге ваш режим дня с новорожденным выглядит так: сон, переодевание, еда, сон в коляске на улице, задушевные беседы с малышом, опять переодевание, еда, сон, еда, музыка, купание, еда, сон. А завтра... все по новой. Кто-то скажет: «Скучно», но это не так. Если вам понятно, что происходит с малышом в каждый момент, почему вы поступаете так, а не иначе, для чего вы это делаете и что хотите получить на выходе, то очень скоро поймете, что нет более увлекательного занятия, чем смотреть, как у вас на глазах происходит становление нового человека, зеркально похожего на родителей, вашей плоти и крови. И каким он будет, зависит только от вас.
Находите в себе силы, придумывайте для развития малыша что-то свое, общайтесь с ним, и к трем месяцам этот розовый комочек прямо посмотрит вам в глаза и улыбнется, в годик скажет пару смешных слов, а потом побежит... Все происходит по закону сохранения энергии: чем больше сил, причем как физических, так и душевных, вы вложили в ребенка, тем лучше будет результат, который вы получите потом. Поэтому не ленитесь, читайте книги, сами изучайте своего малыша, наблюдайте за ним — в общем, старайтесь изо всех сил. И ваши усилия окупятся сторицей!
Распорядок - это закон!
Я могу лечь спать и в десять вечера, и в два ночи, могу зарыться с головой в работу и забыть поесть. Но я знаю, что детям режим дня нужен как воздух и изо всех сил стараюсь соблюдать время сна и кормления нашей девочки. Ее няни приходят посидеть с ней в одни и те же дни недели. Она каждый вечер ложится спать по часам, поскольку мы никогда не назначаем дела вне дома на это время.
Если верить ученым, мы правильно делаем. Распорядок дня помогает детям:
- строить планы и ожидания на будущее, что способствует развитию способности к целенаправленной деятельности;
- чувствовать себя независимыми — ведь после многократных повторений они могут самостоятельно справляться с какими-то делами;
- учиться управлять собой.
Распорядок дня малыша — это упорядоченная последовательность кормлений, дневного отдыха и ночного сна, происходящих в одно и то же время. В возрасте около трех лет ребенок с вашей помощью может сам организовать режим дня и следовать ему. В качестве отправной точки полезно использовать список повседневных дел.
Чудо-список
Составьте список утренних дел — всего того, что ребенок должен выполнить перед выходом из дома. Позиции можно записывать или обозначать картинками.
Ограничьтесь максимум семью пунктами. Трехлетке хватит и меньшего количества: сходить на горшок, позавтракать, одеться. У пятилетнего ребенка список шире: одеться, заправить постель, подготовить полдник, позавтракать, почистить зубы, надеть верхнюю одежду и обуться, взять рюкзак. Поощряйте ребенка самостоятельно вспоминать дела: «А что тебе нужно сделать, чтобы можно было выйти из дома?»
Если ребенок утром начнет отвлекаться, напомните: «Загляни-ка в список». Понимаете? Вместо того чтобы зудеть «Ты почистила зубы? Я тебе десять минут назад велела почистить зубы! Где твои туфли?!», можно просто сказать, столько раз, сколько понадобится: «Что ты сейчас должна делать? Посмотри в списке».