Помощь ребенку и его семье со стороны общества
В отличие от предыдущей общественной системы, стремившейся к коллективизации семейной жизни и жизни ребенка, современная эпоха все больше значения придает индивидуальной ответственности.
Тем не менее общество не может отказать в помощи тем его представителям, которые в ней нуждаются. К таким группам населения относятся и дети. Существует ряд общественных организаций, занимающихся потребностями ребенка как личности и детского населения в целом, выявлением отклонений в воспитании ребенка, оказанием помощи в решении проблем воспитания и социализации ребенка. Поскольку в современном обществе решающая роль в воспитании ребенка отводится семье, то соответствующие организации стремятся привлечь ее к решению возникающих проблем. Потому что только крепкая, получающая всестороннюю поддержку семья является оптимальной средой для развития ребенка.
Социальная поддержка реализуется за счет системы услуг и пособий детям и их семьям. Существует два уровня такого содействия: поддержка, оказываемая всем детям и большим группам детей («дети — это будущее нации»), и специальная поддержка, предназначенная детям, нуждающимся в особой заботе со стороны общества в связи с той ситуацией, в которой они оказались (дети-инвалиды, дети, оставшиеся без семьи, и т. д.). Услуги и пособия, таким образом, делятся на обязательные, предоставляемые всем детям и семьям с детьми, и специальные — предназначенные для отдельных групп детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны общества.
Под услугами в широком смысле слова мы подразумеваем все, что призвано обеспечить нормальный рост и развитие ребенка с точки зрения здоровья, воспитания, образования, интересов ребенка. Сюда относится система здравоохранения, школьная система, опекунские институты, консультирующие организации и т. п. Под пособиями подразумевается прямая материальная и финансовая поддержка детей и семей с детьми как в форме денежных дотаций, так и в форме различных льгот и скидок.
В рамках нашей системы здравоохранения на данный момент (и очевидно, так будет и дальше, несмотря на ожидаемые перемены в законодательной системе в области здравоохранения) женский врач, гинеколог, считается одним из врачей так называемой первой помощи, это означает, что в каждом районе работает врач-гинеколог и обратиться к нему может любая женщина, как, например, к терапевту или стоматологу. Скорее всего, именно гинеколог будет первым врачом, которому женщина сообщит о том, что она, вероятно, беременна. Женщина может сама выбрать врача, который будет вести беременность, по своим собственным критериям (доверие, доступность и т. д.), то есть она не обязана регистрироваться у конкретного врача, например, по месту жительства.
В сфере акушерства и гинекологии сегодня работает и множество частных организаций, предоставляющих набор дополнительных услуг. К выбору врача нужно подойти ответственно, чтобы беременность протекала под тщательным наблюдением, а осуществляющая его организация в случае необходимости могла оказать помощь в решении возникающих проблем. В случае каких-либо осложнений, возникших во время беременности, больничный оформляется так же, как при обычной болезни. За 70 дней (а в случае многоплодной беременности — за 84 дня) до предполагаемых родов женщина может уйти в декретный отпуск.
Беременная женщина пользуется особой опекой со стороны общества, которое проявляется не только в актах элементарной и естественной вежливости и порядочности, но и на уровне законодательства. По трудовому законодательству отказ женщине в принятии на работу в связи с возможной предстоящей беременностью считается дискриминацией. И хотя на практике все часто происходит иначе, теоретически в такой ситуации женщина может подать иск в суд. Беременная женщина, чья беременность подтверждена, пользуется особыми правами на работе, ее не могут отравить в командировку без ее согласия, она не должна работать ночью, ее не могут уволить. Если выполняемая ею работа или условия работы могут представлять угрозу ее здоровью и здоровью будущего ребенка, ей должны предложить иной — более безопасный — род деятельности.
Нормальному протеканию беременности и развитию здоровья будущего ребенка способствует спокойный образ жизни, взаимопонимание между партнерами — будущими родителями, минимум стрессовых ситуаций. Женщина не должна слишком ограничивать свою активность, однако стоит избегать всего того, что может угрожать ее здоровью и здоровью ребенка (курение, наркотики, алкоголь). Относительно приема любых лекарств, пищевых добавок и т. п. необходимо консультироваться с наблюдающим врачом. То же самое касается и физических нагрузок. В настоящее время существует множество возможностей заниматься физической активностью во время беременности, что может быть и частью подготовки к родам. В целом подготовка к рождению ребенка должна проходить планомерно. Подробная информация о периоде беременности и родах содержится в этой книге, а также в другой доступной на рынке литературе.
Женщина (желательно по договоренности с партнером — отцом ребенка) имеет право выбрать медицинское учреждение, где будут проходить роды. В большинстве учреждений сегодня предлагают форму так называемых «альтернативных родов» с возможностью присутствия на них отца ребенка. Не рекомендуется выбирать такую (предлагаемую часто непрофессиональными организациями) услугу, как домашние роды, без профессионального медицинского контроля. С точки зрения здоровья матери и безопасности ребенка это крайне безответственно. Не всякая гладко протекающая беременность заканчивается родами без осложнений, с которыми могут справиться только специалисты. Как правило, при родах присутствует также педиатр.
Роды могут начаться досрочно, ребенок в этом случае рождается недошенным, с недостаточностью веса и другими возможными проблемами со здоровьем. Для этого в рамках системы здравоохранения организованы специальные отделения патологии беременных и перинатальные центры, специализирующиеся именно на решении проблем, возникающих во время беременности и родов. К ним примыкают реанимационно-консультативные бригады для новорожденных, жизнь которого находится под угрозой, а также отделения интенсивного ухода (терапии) для новорожденных, специально оборудованные для преодоления наиболее серьезных осложнений. Родителям не стоит бояться длительного отлучения от ребенка, который находится в отделении интенсивной терапии, так как по договоренности с персоналом они имеют возможность навещать ребенка, устанавливать зрительный и физический контакт, мать может кормить ребенка.
Если роды прошли без осложнений, ребенок может находиться в одной палате с матерью, которая благодаря этому сможет все время быть рядом с ним с самого начала: Мать может также при помощи персонала ознакомиться с основными правилами ухода за новорожденным. Помощь в кормлении также подразумевается. Если роды прошли нормально и мать и ребенок чувствуют себя хорошо, выписка происходит, как правило, на 3—5-й (чаще всего на 4-й или 5-й) день после родов.
При выписке из роддома мать получает справку с наиболее важными сведениями о том, как протекала беременность и роды и о послеродовом достоянии, которые могут понадобиться педиатру, принимающему ребенка. На ребенка также оформляется медицинская карта и прививочный сертификат—важные документы, которые должны сопровождать ребенка в течение всего периода взросления. В медицинскую карту заносятся все важные сведения о состоянии здоровья и развитии ребенка, а также о методах лечения и профилактики. Родители (а позднее сам ребенок) должны всегда иметь ее при себе в случае посещения другого (не наблюдающего постоянно) врача или медицинского учреждения.
Прибавление в семье всегда связано с увеличением расходов. Поэтому в обществе предусмотрена финансовая поддержка семьи, где появился новорожденный ребенок, в форме единовременного пособия при рождении ребенка. Право на такую единовременную выплату имеет женщина, родившая ребенка, или человек, принявший постоянную опеку над ребенком младше одного года.
Женщина, уходящая в декретный отпуск, имеет право на пособие по беременности и родам. Родители могут также воспользоваться правом на пособие по уходу за ребенком. Пособие получает человек, на попечении (иждивении) которого находится ребенок (как правило — один из родителей).
Система экономической поддержки семей с детьми достаточно сложна. Основную информацию мать может получить, обратившись в службу социальной помощи к социальному работнику, который также поможет ей с решением других возможных социальных проблем, связанных с беременностью и родами (права матери-одиночки, установление отцовства и т. п.).
Радость от рождения ребенка может быть омрачена тем, что ребенок появился на свет с каким-либо дефектом, отклонением или нарушением в развитии. Иногда это известно заранее (диагностируется во время беременности), иногда становится неожиданностью для родителей и родственников. В любом случае это непростое испытание для семьи. Радость ожидания и надежда сменяются чувством неуверенности, страха, безнадежности. Конечно, многое зависит от характера отклонения: оно может быть временным или постоянным, с перспективой ухудшения или без нее. Сообщает об этом, как правило, врач родильного отделения. Желательно, чтобы об этом вместе узнали оба родителя. Однако эту первичную информацию нельзя считать исчерпывающей и окончательной, так как всевозможные отклонения могут иметь самые разные формы и характер протекания, поэтому только дальнейшее обследование и наблюдение ребенка станут основанием для более точных выводов.
Такого ребенка, так же как и здорового (возможно, в данном случае это даже более актуально), нужно принять таким, каков он есть. Родители должны сохранять спокойствие, душевное равновесие, жить нормальной жизнью. Только так ребенок с врожденными отклонениями сможет ощутить чувство безопасности и уверенности, которое необходимо всем детям. Такой подход поможет частично компенсировать существующее отклонение и минимизировать его последствия. Часто ситуация усугубляется реакцией родителей, которые не могут смириться с тем, что в их жизни произошло что-то такое, как рождение ребенка с отклонениями от нормы. Они хотят видеть в этом ошибку, недоразумение, ищут виновника случившегося. Это, как правило, бесполезно и ничем не может помочь ребенку, а только отвлекает родителей от их главной задачи — принять ребенка таким, какой он есть, и обеспечить ему максимум заботы, в которой он нуждается. Чтобы справиться с этим, им, несомненно, нужна поддержка окружения — не только семьи и ближайшего круга друзей, но и общества в целом, различных организация и объединений людей с общими целями и проблемами, других родителей детей с отклонениями. Важную роль здесь также играет качественно функционирующая система здравоохранения и соцзащиты.
Если родители смогут справиться с шоком и стрессом и перестать искать виновника, смирятся с обстоятельствами, это придаст их жизни с ребенком новый смысл. Родители должны знать о своем ребенке как можно больше, о его заболевании или специфике отклонения. Это положительно скажется в том числе и на ребенке. Необходимо советоваться с лечащим врачом, можно осваивать соответствующую литературу или получать нужную информацию с помощью Интернета.
Существует множество организаций и объединений, оказывающих юридическую и другую помощь людям с отклонениями и их семьям. Можно наладить контакты с родителями детей с похожими отклонениями (например, умственными) — они часто объединяются в рамках различных обществ. Информацию о таких объединениях можно получить в государственных социальных учреждениях. Подобные общества не только предоставляют консультации или возможность пользоваться специальным оборудованием, но и занимаются организацией различных акций и мероприятий для детей с нарушениями (спортивные соревнования, поездки и т. п.).
Если воспринимать рождение ребенка с отклонениями как «несчастье», это приведет к пассивности и депрессии и только усложнит жизнь ребенка и его родителей. Нужно активно подходить к данной ситуации, воспринимать ее как некоторое испытание, задачу. К испытанию нужно готовиться, а задачу — выполнять. Необходимо мобилизоваться, собраться с силами, наладить атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в ближайшем окружении, проявить собственные организаторские способности, добиться помощи специалистов и т. д. «Уход за ребенком с каким-либо отклонением требует огромного терпения и времени. Это слишком серьезная нагрузка для одного человека, которая приведет к истощению сил, а родитель, который принес себя в жертву ребенку, — это худшее, что может быть. Обязанности нужно распределить между близкими людьми или чередоваться в их выполнении, чтобы у каждого из участников было время на отдых. В настоящее время некоторые государственные и частные организации предоставляют временный уход за больными — например, в случае болезни или отъезда родственников.
Не стоит думать, что ребенок с отклонениями мучается. Сам ребенок это так не воспринимает. Он просто живет своей жизнью, соответствующей его возрасту и развитию. Часто дети с отклонениями подвержены избыточной опеке, что как раз не способствует их развитию. Развитие ребенка (об этом говорилось ранее) имеет свои закономерности. Для всех наших действий по отношению к ребенку существует свое время и мера. Многие родители тратят огромное количество сил и денег, поступая поспешно и необдуманно, только чтобы что-то делать. Опережая советы врача, они обращаются к различным способам реабилитации, специальным образовательным программам и т. д. Это может привести не только к тому, что ребенок освоит неправильные навыки, но к формированию у него негативного отношения к любым упражнениям, к обучению как таковому.
Родители детей с отклонениями часто очень болезненно относятся к реакции со стороны общества, к любопытным взглядам окружающих, репликам, растерянности, неправдоподобному участию. Однако им нужно понять, что все это — результат преодоления негативизма. Обществу нужно научиться (и оно постепенно учится) преодолевать стереотипы. Родителям необходимо прежде всего сохранить хорошие семейные отношения. Страх, напряжение, усталость — все, что так или иначе сопутствует воспитанию ребенка с отклонениями, могут легко привести к разрушению семьи. В отношениях между самими родителями необходимо взаимопонимание, , сочувствие к тому, что приходится переживать каждому из них. Не стоит допускать обвинений в равнодушии, нелюбви к партнеру и т. д. К воспитанию ребенка с отклонениями нужно подходить реалистически, планировать будущее ребенка и семьи. Родителям стоит вместе находить ответы на вопросы: хотят ли они завести еще одного ребенка, смогут ли заботиться о двоих детях, как облегчить социализацию ребенка с отклонениями, нужна ли ему какая-то специальная подготовка, если да, то какая именно, в рамках семьи или в специальном учреждении и т. д. Не лишним будет проконсультироваться со специалистами, однако решение все равно придется принимать самим родителям.
Очевидно, что забота о ребенке с отклонениями подразумевает не только особые требования к эмоциональным связям внутри семьи, психической выносливости и т. п., но и повышенные затраты на содержание ребенка. Такому ребенку требуется индивидуальный уход, поэтому, например, мать не может вовремя вернуться на работу из декретного отпуска, что сказывается на бюджете семьи. Поэтому социальная система предлагает хотя бы частичную компенсацию таких невыгодных условий.
Для детей-инвалидов предусмотрены специальные пособия, которые выплачиваются в большинстве случаев до достижения ими 18 лет. Также детям с нарушениями в развитии и здоровье могут быть предоставлены и особые льготы, такие как льготный проезд в городском транспорте и т. п.
Как уже говорилось выше, желательно, чтобы маленький ребенок, примерно до трех лет, воспитывался в семье. Это утверждение противоречит тем принципам, которые пропагандировались во времена тоталитарного режима, стремившегося как можно раньше «разлучить» ребенка с родителями и тем самым убить двух зайцев разом: как можно быстрее снова подключить мать к производственному процессу и воспитывать ребенка в соответствующих идеологических рамках. Поэтому в то время государство активно развивало систему детских яслей (как особых медицинских учреждений со специально подобранным персоналом «- воспитателями, медсестрами, нянечками и т. д.), куда можно было отдать ребенка практически сразу после рождения (как правило, это происходило все же после шести месяцев, а чаще — после 12). В настоящее время ясли не пользуются такой популярностью и их стало значительно меньше. Система социальной защиты предоставляет достаточно длительный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, тогда как плата за содержание ребенка в яслях постоянно растет, поэтому отдавать туда ребенка невыгодно хотя бы с экономической точки зрения.
На данный момент ясли можно считать приемлемым решением только в безвыходной ситуации, то есть в том случае, если ребенка по объективным причинам нельзя оставить дома (матери-одиночки, учащиеся). И все же даже в этом случае не рекомендуется отдавать в ясли ребенка младше 18 месяцев. Ребенок должен обладать достаточно хорошим иммунитетом. При этом желательно ограничить время его пребывания в яслях до неполного дня (примерно 4 часа).
Многие современные матери стремятся к реализации в своей профессиональной области, поэтому в последнее время стали появляться различные альтернативные дошкольные организации, принимающие на себя опеку над ребенком и обеспечивающие ему уход и развлечения на определенный период времени в течение дня. Как правило, это частные организации, не располагающие квалифицированным персоналом, необходимым оборудованием и, возможно, оптимальными гигиеническими условиями. Поэтому родителям стоит заранее проверить, кому они доверяют своего ребенка.
Ребенок старше трех лет в соответствии со своим развитием уже нуждается в общении с ровесниками и, как правило, спокойно воспринимает кратковременное расставание с родителями. Поэтому пребывание в детском саду, в отличие от яслей, скорее пойдет ему на пользу. Там у ребенка будет возможность начать развивать свои способности и подготовиться к школе.
Однако и здесь стоит принять во внимание некоторые обстоятельства. Ребенок должен быть достаточно «зрелым» и самостоятельным для того, чтобы пойти в детский сад, обладать основными навыками гигиены и быть здоровым — не иметь хронических или рецидивирующих заболеваний, повышенной восприимчивости к инфекциям. Но главное — ребенок должен сам хотеть ходить в садик, радоваться тому, что он уже «взрослый».
Детские сады предоставляют возможность своего рода испытательного срока. На начальном этапе ребенок может проводить в детском саду по несколько часов в день (в первые дни — даже вместе с мамой), затем — первую половину дня, а когда он ко всему привыкнет, его можно будет оставить там на целый день. В связи с тем, что у нас не распространена возможность предоставления матерям маленьких детей гибкого или урезанного графика, ребенку часто приходится проводить в детском саду по 8 часов в день. Желательно стремиться к сокращению этого времени. Нельзя заставлять ребенка ходить в садик — неуважение к его чувствам и желаниям может отразиться на его дальнейшем развитии. Страхи, волнение и стресс могут вызвать расстройства нервной системы, тики, а также сказаться на общем состоянии здоровья (утренняя рвота, боли в животе и т. д.).
Поступление в школу — серьезный рубеж в развитии ребенка. Ребенок попадает в школу более или менее подготовленным или неподготовленным совсем; ему приходится осваиваться в новой среде, налаживать контакт с новыми людьми, сверстниками, возможно — совсем не такими, с которыми он привык общаться; а главное — ему придется привыкать к новому режиму и подчиняться ему, соблюдать дисциплину и слушаться нового авторитетного человека — учителя. Главная проблема состоит в том, что по закону школьный возраст начинается с шести с половиной лет, а разные дети в этом возрасте могут находиться на разных уровнях развития, включая готовность принять совершенно новые для себя обстоятельства (обучение в школе).
Ребенок должен пойти в школу тогда, когда он действительно к этому готов — не раньше и не позже. Если ребенок оказывается в школе преждевременно, он обычно не справляется с программой, с трудом принимает условия существования в данном коллективе, что может привести к различным проблемам, о которых говорилось выше. В обратной ситуации, то есть когда родители отдают ребенка в школу с опозданием, он скучает на уроках, так как его уровень выше среднего уровня класса, поэтому он мешает учителю вести урок, за это его часто наказывают, что приводит практически к тем же последствиям, как и в случае с преждевременным поступлением в школу.
Степень готовности ребенка к школе лучше всего сможет оценить педагоги и психологи, которые могут порекомендовать отложить срок поступления в школу. Особое внимание при диагностике готовности к школе уделяется развитию речи ребенка, способности к самообслуживанию и сосредоточению внимания.
В отдельных случаях на основании рекомендаций врача или компетентной организации ребенок, с согласия его законного представителя, может быть принят в специальную школу. Это касается прежде всего детей с отклонениями в умственном развитии, аутистов и т.д. Такие образовательные учреждения предполагают более индивидуальный подход к каждому ученику. Занятия ведут педагоги со специальным образованием, в классах»меньше детей, чем в обычных школах, а расписание составляется с учетом их потребностей. Ребенок здесь будет чувствовать , себя значительно комфортнее, чем в обычной школе, где, несмотря на все старания, он будет отставать по программе, терять уверенность в себе и т. д.
На основании письменного заявления законного представителя ребенка директоре школы может также предоставить ребенку возможность индивидуального обучения, которое не требует регулярного посещения занятий.
Существуют также школы для детей с нарушениями работы органов чувств: зрения, слуха, а также речи. Как правило, это школы-интернаты, позволяющие ребенку не тратить ежедневно силы и время на дорогу из другого района. Идеальным все же можно считать вариант, когда такой ребенок посещает обычную, классическую, школу. Теоретически современное оборудование это позволяет, так что вопрос здесь в том, располагает ли школа таким оборудованием, согласен ли учитель принять в свой класс такого ученика и насколько толерантны остальные учащиеся. В целом интеграция детей в нарушениями работы органов чувств, как правило, проходит успешно.
Иногда ребенок не может справляться с обычной школьной программой не из-за умственных отклонений, но по причине достаточно специфического нарушения, наиболее известными из которых являются дислексия (неспособность овладеть навыками чтения), дисграфия (неспособность овладеть навыками письма) и дискалькулия (Неспособность овладеть навыками счета). Такие дети могут, по рекомендации компетентных органов, быть зачислены в спецклассы (объединяющие детей
с одинаковым характером нарушения) обычных школ. В подобных классах меньше учащихся, занятия и подход к оцениванию организованы иначе.
Для детей с серьезными формами инвалидности существуют различные социальные учреждения, как правило стационарного типа, где их обучают основным навыкам, необходимым для повседневной жизни, навыкам самообслуживания, а в дальнейшем — некоторым профессиональным умениям, которыми они могут овладеть в зависимости от характера нарушения. Оговоримся, однако, что подобные учреждения могут облегчить задачу семьи, но не заменить семью. Так же, как здоровый ребенок посещает школу, ребенок-инвалид может посещать одну из таких организаций. Он может находиться там в течение дня, а вечером возвращаться домой или же (если ребенок сложно принимает смену обстановки) жить там пять дней в неделю, а выходные проводить в семье.
Длительное или постоянное пребывание ребенка-инвалида в учреждении для инвалидов может быть рекомендовано в том случае, если семья объективно не справляется с уходом за ним. К сожалению, нередко семья таким образом просто избавляется от ребенка, о котором может, но не хочет заботиться. При некоторых из таких организаций есть и специальные школы. Они не предоставляют возможность получения среднего образования, аналогичного тому, которое предоставляют обычные школы, однако ребенок в них может получить базовые знания и навыки, а также почувствовать себя более уверенно — ведь он тоже ходит в школу, как его ровесники!
В течение всего периода обучения в школе родители должны помогать ребенку и поддерживать его эмоционально в сложных ситуациях, когда ребенка что-то выводит из состояния душевного равновесия — будь то строгий учитель, несправедливая оценка, плохие одноклассники, сложный предмет и т.д. Ребенку необходимо чувствовать поддержку и защиту со стороны семьи. В настоящее время существует множество возможностей для участия родителей в жизни школы — можно, например, быть членом родительского комитета. Для успешного развития ребенка родители и школа должны сотрудничать и уважать друг друга. Определяющая роль в воспитании ребенка, тем не менее, всегда должна оставаться за родителями.
Новым важным этапом в жизни ребенка станет окончание школы и выбор будущей профессии. Если ребенок здоров и справляется со школьной нагрузкой — у него большой выбор возможностей. У детей-инвалидов их, увы, значительно меньше. Ребенок-инвалид может получить подтверждение ограниченной трудоспособности, что позволит ему пользоваться определенными льготами на рынке труда. Для людей с тяжелыми формами инвалидности также существуют специальные социально-терапевтические мастерские, где их могут принять на работу.
Одним из людей, сопровождающих ребенка в течение всего длительного периода роста и развития, является наблюдающий педиатр. Родители ребенка могут обратиться к нему не только за профилактикой или лечением, но и за советом по уходу за ребенком. Многие решения, которые повлияют на жизнь ребенка, родители и врач принимают совместно. Так, например, врач оценивает состояние ребенка и дает рекомендации относительно того, готов ли он к школе, позднее — соответствует ли выбранный им род деятельности состоянию здоровья и т. п.; он дает рекомендации относительно того, на что обратить внимание при питании ребенка в яслях и детском саду; для получения тех или иных льгот или выплат часто также требуется справка от врача.
Педиатр может направить ребенка на дополнительное обследование или принять решение о необходимости госпитализации. В детских отделениях большинства современных больниц ребенок может находиться вместе с матерью, чтобы эта, и без того непростая для ребенка ситуация, не повлекла за собой утрату связей между ним и матерью. Период госпитализации в настоящее время все более сокращается. Нередким сейчас является дневной стационар — когда все необходимое лечение производится в течение дня, чтобы ребенка не нужно было оставлять в больнице на ночь.
Время от времени, если того требует состояние здоровья маленького пациента, врач может направить его в учреждение санаторного типа для реабилитации после болезни или облегчения симптомов хронического заболевания. В большинстве подобных учреждений также предусмотрена возможность пребывания там матери вместе с ее ребенком (особенно если он совсем маленький). Срок пребывания там обычно дольше, чем при госпитализации. Чаще всего ребенку предлагается трехнедельный курс, но иногда требуется даже больше времени — до 6 недель, чтобы лечение было эффективным.
В рамках нашей общественной системы функционируют различные социально-правововые учреждения (городские или областные), занимающиеся защитой интересов и прав детей, которые могут ущемляться родителями, ровесниками, другими учреждениями и т. д. Они могут осуществлять надзор за конкретными семьями и в определенных случаях предпринимать принудительные меры вплоть до лишения родительских прав через суд. Однако они выполняют не только карательные функции, но также предоставляют разного рода консультации. Родители могут сами туда обратиться, например, в случае, если они не справляются с воспитанием ребенка и нуждаются в помощи или дополнительной информации о различных организациях, возможностях и т. д. Данное учреждение может также выступать в роли представителя интересов ребенка в судебных разбирательствах между родителями (развод, алименты и т. д.).
Существуют также органы опеки и попечительства, в чью компетенцию входит урегулирование судебных вопросов, связанных с ребенком. А специальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав занимаются преступлениями, совершенными детьми или подростками или по отношению к ним. Все это обеспечивает ребенку особую помощь и защиту.
Если семья ребенка не может или не хочет заботиться о нем, его могут определить в одно из учреждений, осуществляющих опеку над такими детьми. Если родители хотят отказаться от опеки над ребенком и утверждают, что это окончательное решение, они должны подписать разрешение на усыновление, которое-должны подтвердить двое сотрудников попечительской или социально-правовой организации, где был составлен акт. Если родители демонстрируют неспособность обеспечить ребенку уход или если их действия могут нанести ему вред (халатное отношение, тирания), ребенка могут у них отобрать по решению суда и передать опеку над ним соответствующим органам.
Бывают ситуации, когда родители ребенка объективно не могут обеспечить ему уход — например, в связи с инвалидностью или серьезной болезнью кого-то из них. При этом они любят ребенка и хотели бы заботиться о нем. В таком случае им может быть предоставлена материальная поддержка (которая, например, позволит взять ребенку няню) или помощь со стороны социальных служб в обеспечении ухода за ребенком. В крайнем случае ребенок может быть временно помещен в специальное учреждение.
Разумеется, наилучшее решение для детей, которые не имеют возможности жить в родной семье, — это обретение новой семьи. Система воспитания ребенка в приемной семье предполагает у нас два основных направления: опека и усыновление.
Опекунство — это установленная судом форма отношений между взрослым и ребенком, которые, однако, не получают всех прав и обязанностей, которыми обладают дети и родители в обычных семьях. Опекун принимает на себя ряд обязанностей по отношению к ребенку: он должен заниматься его делами, обеспечивать его, в том числе одеждой, воспитывать ребенка и дать ему образование. С другой стороны, у него нет почти никаких прав на ребенка, если они сохранены за родителями.
Особую форму опекунства представляют собой детские деревни. Женщина (мать) принимает на себя опеку над несколькими детьми, живет с ними в одном доме, а комплекс таких домов составляет детскую деревню. Как правило, в каждой такой деревне есть специалист (педагог или психолог), к которому могут обращаться мамы в деревне. Маме может помогать по дому так называемая «тетя», которая следит за домом, пока мама занимается воспитанием детей.
Когда по решению суда между взрослыми и несовершеннолетним ребенком устанавливаются отношения, во всех аспектах отвечающие формальному устройству отношений между ребенком и родителями, это называется усыновление. Родная семья уже не имеет никаких прав на ребенка, ребенок получает фамилию приемных родителей, а все члены новой семьи, с юридической точки зрения, становятся его родственниками. Усыновить можно только несовершеннолетнего ребенка. Желательно, чтобы между приемными родителями и усыновленным ребенком была естественная возрастная разница.
Усыновление ребенка возможно в том случае, если он юридически свободен, то есть права на него не принадлежат никому из физических лиц. Для этого биологические родители при отказе от ребенка должны подписать согласие на его усыновление. Родители могут быть также лишены родительских прав в принудительном порядке через суд. В остальных случаях вопрос об усыновлении решается также судом, который может дать разрешение на усыновление, если биологические родители в течение шести месяцев не проявляют интереса к судьбе ребенка: не навещают его, не платят алименты и те прикладывают усилий к тому, чтобы уладить свои обстоятельства и забрать ребенка обратно в семью.
Как осуществляется оформление опеки или усыновления? Человек (или супруги), решивший усыновить ребенка или взять его под свою опеку, должен пойти в орган опеки и попечительства по месту жительства. Сотрудник органа, занимающийся этими вопросами, поможет потенциальным опекунам или приемным родителям составить заявление и объяснит, какие документы будут необходимы в дальнейшем. Стандартный набор документов включает в том числе медицинскую справку, справку с места работы с указанием размера заработной платы, справку о несудимости и др. Сотрудник также может посетить заявителей на дому, чтобы обсудить с ними их планы, мотивацию, оценить условия жизни и т. п. Весь набор заверенных документов отсылается в инстанцию, занимающуюся вопросами усыновления и установления опеки, которая регистрирует заявителей в своей базе. Затем заявителей пригласят к прохождению проверки2 (для осуществления ее в штате может быть предусмотрена специальная группа сотрудников).
Проверка нацелена на получение основных сведений о заявителях, об их отношениях, мотивации, жизненных принципах, опыте ухода за ребенком и т. д. Она осуществляется в форме тестов и собеседования. Заявители также должны пройти специальную подготовку для потенциальных приемных родителей. Если проверка прошла успешно и в ходе ее не было выявлено никаких противопоказаний для усыновления, данные о заявителях вносят в список, и далее они ожидают подбора кандидатуры ребенка. Время ожидания после подачи заявления об усыновлении варьируется. В этот период работа с заявителями может продолжаться с целью получения дополнительных сведений. В течение этого времени заявители могут отказаться от своего намерения, завести своего ребенка (что, впрочем, формально не является препятствием для усыновления) или развестись — лучше, если это случится до завершения процедуры усыновления.
Требования заявителей относительно кандидатуры ребенка не всегда могут быть удовлетворены. Как правило, люди хотят усыновить совсем маленького ребенка, абсолютно здорового и с хорошими прогнозами с точки зрения развития. Но дать гарантию на такие вещи сложно, особенно если мы не знаем, из какой среды происходит ребенок, его анамнеза, не знаем, кто его отец, как протекала беременность у матери. Как правило, мы имеем лишь очень скудные сведения о матери — и довольно часто они бывают непривлекательными. Если заявители не смогут приблизить свои требования к реальности, возможно, «подходящего» ребенка им так и не смогут подобрать. Умение безоговорочно принять ребенка таким, какой он есть, крайне важно здесь — это залог оптимального развития и укрепления внутрисемейных связей.
Нравится это кому-то или нет, но между обществом, семьей и ребенком возникает очень сложная система связей и отношений. У каждого есть свои права и обязанности. Родители несут ответственность за ребенка, общество — за ребенка и семью, а у ребенка есть свои обязанности перед семьей и обществом.