Окончательный выбор временного ухода за ребенком
При рассмотрении конкретного места узнайте все правила и порядки, которые будут касаться вашего ребенка.
Если программа достаточно официальна и имеется рекламирующая ее брошюра, она ответит на многие ваши вопросы. В противном случае выясните у руководителя программы перечисленные ниже моменты (некоторые из них касаются также ухода за ребенком у себя или у няни на дому).
- Каковы основные требования к персоналу? В большинстве хороших программ воспитательницы должны по меньшей мере два года проучиться в колледже, не иметь серьезных проблем со здоровьем и быть привитыми от опасных для детей заболеваний. В идеале желательны какой-то опыт присмотра за маленькими детьми и наличие собственных детей. А руководители, как правило, должны иметь диплом об окончании колледжа или многолетний опыт воспитания детей и администрирования.
- Узнайте, сколько человек будет ухаживать за детьми. Общее правило заключается в следующем: чем младше дети, тем больше взрослых должно приходиться на группу. Каждый ребенок закрепляется за какой-то воспитательницей как за основным лицом, отвечающим за него. Эта воспитательница осуществляет большую часть индивидуального ухода за ребенком (включая кормление, смену подгузников, укладывание спать и т.п.). Сколько детей входит в группу? Обычно в небольших группах детям удобнее общаться, играть и учиться чему-нибудь друг у друга. В идеале для детей в возрасте до года в группе должно быть до 6 детей, и за каждыми тремя из них следует присматривать одному взрослому.
- Как обстоят дела с текучестью кадров? Частая смена персонала предполагает существование проблем в администрировании. В идеале большая часть воспитательниц уже должна работать в рамках программы в течение нескольких лет. К сожалению, из-за низкой оплаты труда и малочисленности льгот в этой группе занятости широко распространен высокий процент текучести кадров.
- Каковы цели программы? Одни программы строго упорядочены и предназначены научить детей новым умениям или попробовать изменить либо сформировать их поведение и взгляды. В других нет строгого плана воспитания ребенка. В них акцент ставится на то, чтобы помочь ему развиваться самостоятельно. А третьи находятся где-то между первыми и вторыми. Определитесь, чего вы хотите для своего ребенка, и убедитесь в том, что выбранная вами программа соответствует вашим желаниям. Избегайте программ, в которых не предлагают индивидуального внимания или поддержки ребенку. Как правило, в них предполагается присмотр за большими группами детей малым числом воспитательниц.
- Какова процедура зачисления ребенка в центр? Для участия в качественной программе по уходу за детьми необходимо предоставить всю необходимую информацию о ребенке. Будьте готовы ответить на очень специфические вопросы относительно его индивидуальных потребностей, уровня развития и состояния здоровья. У вас могут также поинтересоваться вашими личными желаниями по вопросам его воспитания и расспросить о других детях в семье. Кроме того, от вас потребуются карточка профилактики заболеваемости ребенка, а также сведения о проблемах со здоровьем, обнаруженных педиатром. Призадумайтесь, если в центре у вас не потребуют такой информации.
- Есть ли у центра по уходу за детьми надлежащая лицензия и непросроченный акт санитарного обследования? Какие требования предъявляются для состояния здоровья и вакцинации участвующих в программе детей? Для всех детей и персонала должны быть обязательными плановая вакцинация и регулярные проверки здоровья.
- Какие действия предпринимаются при заболеваниях? Родителей должны уведомлять о серьезном, передающемся контактным путем заболевании (не просто простуде, а таких болезнях, как ветряная оспа или гепатит) кого-либо из детей или членов персонала. Кроме того, программа должна иметь четкую политику относительно больных детей. Вам необходимо знать, когда ребенка нужно оставить дома и какие предпринимаются меры, если ребенок заболеет во время пребывания в центре.
- Какова стоимость услуг? Сколько нужно заплатить при зачислении и как часто производятся очередные платежи? Что именно покрывает оплата? Нужно ли платить за те дни, когда ребенок будет отсутствовать по болезни или находиться с родителями в отпускной период?
- Каков распорядок обычного дня? В идеале он должен складываться из сочетания физической активности с периодами покоя и временем для принятия пищи. Одни виды деятельности должны быть групповыми, а другие - индивидуальными. Хотя определенная система желательна, необходимо также время для произвольной игры и особых событий.
- В какой мере предполагается участие родителей в реализации программы? В одних программах они задействуются довольно активно, а в других -минимально. В рамках хороших программ должны по меньшей мере прислушиваться к вашему мнению и разрешать навещать детей в течение дня. Мы рекомендуем отказаться от услуг центров, закрытых для родителей на протяжении всего дня или части дня.
- Каковы общие правила? Хорошо организованные программы должны иметь четко определенные положения и инструкции относительно перечисленных ниже моментов.
- Время работы.
- Доставка детей.
- Прогулки.
- Прием пищи.
- Использование лекарств и первая медицинская помощь.
- Экстренная эвакуация.
- Извещение об отсутствии ребенка.
- Отмена мероприятий в связи с погодными условиями.
- Исключение детей из участия в программе.
- Оборудование или материалы, которые должны обеспечить родители.
- Праздники.
- Возможность контакта родителей с персоналом центра днем и ночью.
- Исключение из участия в программе детей с определенными заболеваниями.
- Свободный доступ родителей в любое время во все помещения, где находятся их дети.
- Безопасность. На территорию центра, включая детские площадки на открытом воздухе, не допускаются посторонние лица и неадекватно ведущие себя родители.
После получения основной информации вам необходимо осмотреть помещения" центра и игровую площадку, посмотреть, как воспитательницы обращаются с детьми. Особенно важными оказываются первые впечатления, поскольку они повлияют на все ваши дальнейшие отношения с центром. Если вы почувствуете теплый и доброжелательный подход к детям, то, вероятно, со спокойной душой устроите сюда своего ребенка. Но если вы увидите, что воспитательница отшлепала кого-то из детей или слишком резко одернула, призадумайтесь о целесообразности оставлять здесь своего ребенка, даже если это будет единственным замеченным вами свидетельством грубого обращения с детьми.
Постарайтесь понаблюдать за повседневной деятельностью центра, обращая внимание на распорядок дня и то, чем занимаются дети. Проследите за приготовлением пищи и узнайте, как часто детей кормят. Поинтересуйтесь также, как часто им меняют подгузники. Осматривая дом или центр, где осуществляется присмотр за детьми, убедитесь в том, что они отвечают основным правилам техники безопасности и гигиеническим нормативам.
- В помещениях чисто и убрано, но поддержание порядка не мешает детям играть.
- Имеется много детского игрового инвентаря, и весь он в хорошем состоянии.
- Игровой инвентарь соответствует уровню развития участвующих в программе детей.
- За детьми внимательно наблюдают, когда они на что-то карабкаются, играют кубиками (которые иногда бросают) и другими потенциально опасными игрушками.
- Имеются безопасные игровые площадки в помещении и на открытом воздухе, где дети ежедневно активно играют, укрепляя мускулатуру. Под каждым приспособлением для лазания в радиусе примерно 1,8 метра должно быть смягчающее падения покрытие. Весь инвентарь должен отвечать нормативам Комиссии по безопасности потребительских товаров.
- Помещения для приготовления и принятия пищи должны быть обособлены от туалетов и мест для смены подгузников.
- Место для смены подгузников необходимо убирать и дезинфицировать после каждого младенца.
- В нужных местах имеются раковины для мытья рук.
- За детьми ведется постоянное наблюдение, даже во время дневного сна.
- В идеале воспитательницы, которые занимались сменой подгузников и помогали детям отправлять естественные нужды, не принимают участие в приготовлении пищи и кормлении детей.
Выбрав удовлетворяющий вас центр, обеспечивающий ребенку безопасную, теплую и здоровую обстановку, побудьте там вместе с ним некоторое время. Посмотрите, как складываются его взаимоотношения с воспитательницами, и убедитесь в том, что удовлетворены все стороны.
Дневной сон в заведениях по присмотру за детьми
В последние годы значительное внимание уделяется синдрому внезапной детской смерти (СВДС), и многим родителям сейчас известно о важности укладывания ребенка спать на спину для уменьшения риска СВДС. Очевидно, этой предосторожности следует придерживаться и в заведениях по уходу за детьми, где наблюдается 20% всех случаев СВДС. Когда в 2003 году Американская академия педиатрии развернула кампанию по разъяснению значимости положения для сна в снижении вероятности СВДС во время сна, в Соединенных Штатах только в 15 штатах имелись пункты в лицензиях, требующие укладывать младенцев спать на спину в учреждениях по уходу за детьми. Если вашему ребенку положен дневной сон, обговорите этот вопрос с воспитательницами. Перед окончательным выбором убедитесь в том, что в понравившемся вам заведении придерживаются простой процедуры укладывания детей спать на спину.
Контрольный перечень вопросов для оценки качества ухода за ребенком
Представленные ниже вопросы помогут вам оценить воспитательниц и программы по уходу за детьми. В идеале на каждый вопрос желателен ответ «да», но фактически всегда имеется несколько ответов «нет». Внимательно посмотрите на вопросы с ответами «нет» и определитесь в том, насколько важны для вас затрагиваемые в них темы.
Можно ли сказать о воспитательнице, что она:
- Кажется вам человеком, с которым можно наладить хорошие взаимоотношения?
- Любит работать с детьми и понравится вашему ребенку?
- Согласна с вашими представлениями о воспитании ребенка и уважает культурные и религиозные ценности вашей семьи?
- Обеспечивает все необходимые для обучения детей материалы и инвентарь, занимает их развивающими играми?
- Прививает детям полезные привычки (типа мытья рук в надлежащее время) и поощряет их?
- Знает основы первой медицинской помощи?
- Имеет достаточно времени для каждого ребенка в группе?
- Помогает каждому ребенку комфортно себя чувствовать в ее присутствии?
- Регулярно находит время для обсуждения с вами вашего ребенка?
- С удовольствием обнимает вашего ребенка?
- Надлежащим образом заботится о физических потребностях вашего ребенка (включая кормление, смену подгузников и т.п.)?
- Проводит много времени с вашим ребенком на руках, подолгу разговаривает и играет с ним?
- Показывает вашему ребенку интересные вещи и дает ему их потрогать?
- Обеспечивает безопасное окружение детям, которые начинают ползать и ходить?
- Регулярно проходит медицинский осмотр?
Можно ли сказать о доме или центре, где осуществляется присмотр за детьми, следующее:
- Есть действительная лицензия и недавно проводилась проверка специалистами по охране здоровья и детскому развитию?
- Удобно расположены с вашим домом или местом работы?
- Проводится политика открытых дверей, позволяющая родителям навещать детей в любое время?
- Достаточно пространства в помещениях и на детской площадке на открытом воздухе для безопасного и свободного передвижения детей?
- Имеется достаточное число воспитательниц для присмотра за всеми детьми?
- Имеются необходимые принадлежности, чистые и безопасные, а также соответствующие возрасту детей в группе?
- Имеются надлежащие отопление, освещение и вентиляция?
- Имеется четкая политика относительно ухода за больными детьми и отдельное помещение для них? (Здесь нет необходимости в изоляторе - достаточно будет спокойного места для отдыха.)
- Имеется чистое безопасное место для смены подгузников?
- Есть детские кроватки с плотными матрасами и пластиковыми наматрасниками?
- Имеются отдельные кроватки и постельное белье для каждого ребенка?
- Соблюдаются приемлемые стандарты техники безопасности? Они должны включать:
- амортизирующее покрытие в зоне падения с каждого приспособления для лазания как в помещениях, так и на открытой площадке;
- аптечку первой медицинской помощи;
- датчики дыма и достаточное количество выходов на случай пожара;
- защищенные батареи и обогреватели;
- прочные ширмы или решетки на окнах первого этажа и перегородки в верху и в низу лестниц;
- защитные колпачки на электрических розетках;
- хранение лекарств и ядовитых веществ в закрытом шкафчике вне пределов досягаемости детей.
Имеется ли возможность:
- Как для спокойных, так и для энергичных игр?
- Как для игры самому, так и для игры в группе?
- Использования материалов и инвентаря, помогающих развивать новые навыки и способности?
- Научиться ладить с другими детьми и делиться с ними игрушками?
- Узнать о различных культурах из рисунков, музыки и игр?
- Безопасно ползать и исследовать обстановку?
- Играть предметами и игрушками, способствующими развитию осязания, зрения и слуха (такими как мобили, погремушки, подвесные игрушки в кроватках, мячики, кубики и складные игрушки)?
Если после получения ответов на перечисленные вопросы вы еще колеблетесь относительно того, куда устроить для присмотра вашего ребенка, обсудите свои сомнения с педиатром.