Музыкальная терапия для детей
Известно, что музыка помогает человеку избавиться от накопившегося за день стресса.
Малыши не исключение: удачно подобранная мелодия оказывает на младенца то же успокаивающее воздействие, что и на взрослого.
Звуки играют важную роль во внутриутробном развитии ребенка, готовя его к жизни во внешнем мире. Согласно результатам исследований, плод, находящийся в материнской утробе, уже может реагировать на музыку. Некоторые ученые даже утверждают, что прослушивание классических произведений способствует ускоренному формированию когнитивных навыков (так называемый эффект Моцарта). Кроме того, проводились эксперименты, в ходе которых дети, на протяжении шести месяцев обучавшиеся игре на музыкальных инструментах, лучше справлялись с решением задач и демонстрировали более развитое пространственное восприятие.
Вне зависимости от степени достоверности такого рода данных, неоспорим тот факт, что с момента рождения ребенка окружает море разнообразных звуков: радио, под аккомпанемент которого мама занимается своими повседневными делами, голос папы, бодрые звуки, издаваемые игрушками и книжками для самых маленьких... Мир наполнен музыкой, так почему бы не составить собственную программу, чтобы дополнять ею каждодневный уход за малышом?
Звуки песни
Если вы ставите ребенку классическую инструментальную музыку следите за тем, чтобы она не звучала слишком громко для его чувствительных ушей. Вы также можете продемонстрировать ему собственные вокальные данные — заодно отточите навыки пения под караоке. И неважно, какой у вас голос: как у Селин Дион или как у Утки Даффи. По результатам исследований, ничто так не умиротворяет большинство малышей, как пение родителей: младенцам очень нравятся успокаивающие ритмы и мелодии детских песенок в сочетании со знакомыми голосами мамы и папы. Ребенку все равно, насколько вы умелый вокалист. Ему просто нравится слушать, как поют самые важные для него люди.
Ну а если вы решительно не хотите петь, тогда говорите. Чтобы хорошо развиваться, младенцу необходимо слушать человеческий голос. Ведите с малышом негромкую беседу во время сеансов массажа, и вы почувствуете, как связь между вами становится крепче.
Музицируйте с ребенком
Дети заставляют вас раскрывать свои таланты — даже те, о которых вы не подозревали.
Мы с малышкой гуляли в лесу, и в голове у меня вдруг сама собой зазвучала песенка. Дочка, сидя у меня на руках, трогала дерево, а я напевала веселую чепуху о веточках, на которых растут самые красивые в мире листочки.
Вообще-то мне медведь на ухо наступил. К счастью, ребенок предпочитает родительский голос всякому другому, а когда вы поете ему — лично ему! — это для него лучшая музыка на свете.
Дома мы тоже вместе поем, а я наигрываю на игрушечном ксилофоне рождественскую песню про маленькую звездочку. (Не зря же я три года училась играть на пианино!)
Еще мы ходим на совместные музыкальные занятия для родителей и малышей, поскольку любовь к музыке формируется у ребенка как часть опыта социального взаимодействия — в полном соответствии с ролью музыки в истории человечества. На занятиях дочка имеет возможность непосредственно познакомиться с инструментами, которых нет дома. Она приплясывает, подпрыгивает, подхватывает ритм и пытается попасть в мелодию. А преподавательница такая замечательная, что дочка крепко обнимает ее после каждого занятия.
Становятся ли дети умнее от занятий музыкой?
Дети, занимающиеся музыкой, во всех отношениях способнее сверстников. У них лучше развиты абстрактное и пространственное мышление, им легче даются математика и чтение, у них больше словарный запас, совершеннее мелкая моторика и краткосрочная память.
Но ученые не смогли доказать наличие прямой связи между всеми этими преимуществами и музыкальным обучением. Возможно, родители, которым по карману оплачивать уроки музыки, еще и больше читают детям, что развивает словарный запас и навык чтения ребенка. А может, склонность к музыке проявляют в первую очередь дети с особенно высоким интеллектом. Чтобы разобраться в этом вопросе, было поставлено полдюжины экспериментов, но все они дали неоднозначные результаты.
Впрочем, разве об этом мы думаем в первую очередь, когда обучаем детей музыке?!
Главная ценность музыки — сама музыка
Язык музыки универсален, она привлекает почти каждого человека. «Человеческие культуры, не знающие музыки, до сих пор не встречались, как и культуры, не знающие языка», — писал психолог из Гарварда Роджер Браун. И ведь никому не приходит в голову обосновывать необходимость учить язык — звуки, которыми мы выражаем мысли, в отличие от чувств, для выражения которых служит музыка.
Музыка — это наука. Это предмет «точного и конкретного знания». Партитура представляет собой «диаграмму, одновременно отображающую несколько параметров — частоту и силу звука, изменение громкости, мелодию и гармонию сточной временной привязкой».
Музыка сродни математике. Она ритмически организована с привязкой к равным промежуткам времени, «нередко с сочетанием нескольких характеристик одновременно».
Музыка — это иностранный язык. «Большинство музыкальных терминов — на итальянском, немецком и французском, а нотная запись отображает идеи посредством символов. Семантика музыки представляет собой наиболее полный и универсальный язык. Он обращается к душе человека».
Музыка — это история. В ней «воплощаются время ее создания и социальная среда», что помогает «поддерживать жизнь человеческой культуры».
Музыка — это физическая культура. «Она требует фантастической координации работы пальцев, кистей, рук, ног, губ, щек», а также исключительного владения мышцами.
Музыка — это искусство. В ней мы создаем и от нее получаем «гуманизм, эмоции, чувства — называйте как хотите».
Купите ребенку разнообразные игрушечные музыкальные инструменты и вместе музицируйте.
Когда вы слушаете музыку, ваш мозг задействует множество нейронных сетей, обрабатывающих ритм, тембр и мелодию. Активируются не только слуховые зоны коры головного мозга, но и зоны, отвечающие за моторику, эмоции и творчество.
Что делать, если дети отнимают друг у друга игрушки?
Не вмешивайтесь. Скорее всего, дети сами уладят конфликт такого рода, если взрослые не влезут и не поднимут шум из-за несчастной игрушки. Заранее договоритесь «о невмешательстве» с родителями товарищей вашего ребенка по играм.
Напрямую обратитесь к ребенку. «Твоя подруга хочет поиграть с твоей игрушкой. Ты не против? Спасибо, что разрешила!» «Сейчас твой друг играет с машинкой. Подожди, пожалуйста, своей очереди. Молодец, очень хорошо, что ты подождал». «Сейчас эта игрушка у подруги. Ты можешь попросить дать игрушку тебе — для этого надо сказать "Дай, пожалуйста", но если она не согласится, тебе придется подождать».
Если кто-то из детей расстроится, выразите сочувствие и переключите его внимание на что-нибудь другое. «Ты забрал игрушку у товарища, и он из-за этого огорчился. Можешь дать ему игрушку?» «Твой друг взял у тебя игрушку. Понятно, что ты огорчен! Ничего, сейчас он поиграет, а потом будет твоя очередь. Смотри-ка, какая замечательная пожарная машина! Давай посмотрим, как выдвигается лестница?»