Церебральный паралич у ребенка, симптомы, причины, лечение
У детей, больных церебральным параличом, имеется повреждение в области головного мозга, которая отвечает за двигательную способность и мышечный тонус.
У многих таких детей вполне нормальное умственное развитие, несмотря на трудности с контролированием моторики и движений. Такое состояние вызывает различные типы нарушения моторики, которые могут различаться от слабых, едва заметных форм до очевидных. В зависимости от степени серьезности заболевания ребенок, больной церебральным параличом, может быть слегка неуклюжим и неловким, а может быть даже неспособным самостоятельно ходить. У некоторых детей наблюдаются вялость и слабый контроль движений руки и ноги, находящихся с одной стороны тела (такое явление называют гемипарезом). У многих детей наблюдается паралич верхних и нижних конечностей с обеих сторон - такое явление называют диплегией. У некоторых детей наблюдается общий повышенный мышечный тонус (который называют мышечной спастичностью, или гипертонусом), в то время как другие дети патологически слабы (такое явление называют гипотонусом). Помимо этого может быть затронута и речь ребенка.
Зачастую причиной церебрального паралича становится мальформация, или повреждение головного мозга во время беременности, родов или непосредственно после родов. Преждевременные роды связаны с повышенным риском проявления у ребенка церебрального паралича. Церебральный паралич может развиться у ребенка после крайне серьезной степени послеродовой желтухи либо в более поздний период младенчества после повреждения или заболевания, задевающего головной мозг. Тем не менее в одном из докладов Американской академии педиатрии и Американского колледжа акушеров-гинекологов говорится о том, что в большинстве случаев проявление церебрального паралича не является результатом той или иной ситуации, возникшей во время предродовой или родовой деятельности, такой как недостаточная подача кислорода (гипоксия).
Признаки и симптомы
Признаки и симптомы церебрального паралича очень сильно различаются, поскольку существует множество типов и степеней нарушений. Ключевым симптомом, сигнализирующим о вероятном заболевании ребенка церебральным параличом, служит задержка овладения навыками моторики и несоответствие умений ребенка основным этапам, изложенным в главах с 5-й по 9-ю. Вот некоторые характерные предупредительные признаки заболевания.
Ребенок в возрасте после двух месяцев:
- когда вы берете ребенка на руки из положения лежа на спине, его голова не поднимается вместе с телом;
- ребенок малоподвижен;
- у ребенка «болтающиеся» конечности;
- когда вы держите ребенка на руках, кажется, что он перенапрягает спину и шею, как бы постоянно стараясь отодвинуться от вас;
- когда вы берете ребенка на руки, его нижние конечности сильно напрягаются и скрещиваются или приобретают положение ножниц.
Ребенок в возрасте после шести месяцев:
- у ребенка сохраняется асимметричный рефлекс шейного тонуса;
- владеет только одной рукой, в то время как другую сжимает в кулачок. Ребенок в возрасте после десяти месяцев:
- ползает кривобоко, выставляя вперед нижнюю и верхнюю конечность одной стороны тела и подволакивая конечности с другой стороны;
- ребенок начинает движение с места на ягодицах либо коленях, а не ползет на всех четырех конечностях.
Если развитие ребенка вызывает у вас какие-либо сомнения, поговорите об этом с педиатром во время очередного осмотра. Поскольку уровень развития у разных детей сильно различается, в некоторых случаях на первом или втором году жизни ребенка очень сложно поставить диагноз слабой степени церебрального паралича. Зачастую при установлении диагноза потребуется консультация педиатра, занимающегося вопросами развития ребенка, или педиатра-невропатолога. Для того чтобы определить наличие нарушений головного мозга, может потребоваться компьютерная томография уровня развития ребенка или магнито-резонансная томография головы ребенка. Даже если врач в раннем возрасте ребенка поставит точный диагноз, зачастую сложно предугадать, насколько сильно болезнь будет проявляться в будущем.
Лечение
Если у педиатра возникнут подозрения о наличии у ребенка церебрального паралича, вас направят на прохождение программы вмешательства на ранней стадии. Такие программы проводятся преподавателями, занимающимися вопросами раннего детства; терапевтами, занимающимися вопросами физической, трудовой и языковой терапии; медсестрами; работниками сферы социальных проблем и медицинскими консультантами. Из этой программы вы узнаете, как быть учителем и врачом для собственного ребенка. Вас научат упражнениям, которые необходимо выполнять с ребенком; положениям, которые наиболее комфортны и полезны для него; а также способам помощи ребенку в таких моментах, как употребление пищи. Вам расскажут о некоторых новых подходах в лечении, таких как баклофен-терапия, которая помогает справиться с мышечной пластичностью, вызванной церебральным параличом, и ботулотоксин типа А (ботокс), который является препаратом, расслабляющим мышцы и способным помочь при хождении ребенка на носочках, которое вызвано напряжением мышц. Вам расскажут о так называемом «адаптивном оборудовании», которое поможет ребенку в повседневной двигательной активности, несмотря на его физические недостатки. Такое оборудование включает в себя специальные принадлежности, которые помогут облегчить процесс употребления пищи; карандаши, которые проще держать в руке; инвалидные кресла и ходунки.
На этих программах вы встретите родителей детей с такими же нарушениями, сможете поделиться с ними опытом, задать волнующие вас вопросы и обменяться способами решения проблем.
Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, - это помочь ему развивать свои умения и расти, ощущая себя нормальным человеком. Когда ребенок станет достаточно взрослым и сможет задавать вопросы и понимать ответы на них, объясните ему, что у него имеется нарушение развития, но при этом обязательно заверьте его, что он сможет приспособиться к этому и достичь определенных успехов в жизни. Способствуйте выполнению ребенком заданий, к которым он уже готов, но ни в коем случае не заставляйте его делать то, чего он выполнить не сможет. Специалисты центров раннего вмешательства помогут оценить способности вашего ребенка и научат, как достичь посильных целей.
Не пытайтесь найти волшебные средства для излечения болезни и не предпринимайте сомнительных способов лечения - вы лишь потратите свое время, силы и средства. Вместо этого расспросите обо всем вашего педиатра или обратитесь в Объединенную ассоциацию церебрального паралича, где вам предоставят информацию об имеющихся в вашей области средствах и программах.
Проблемы, связанные с заболеванием
Умственная отсталость. По результатам исследований, больше половины детей, больных церебральным параличом, страдают от нарушений умственной деятельности (способности думать, находить решение проблемы). Многих детей относят к умственно отсталым, в то время как остальная часть детей обладает средними способностями с некоторыми нарушениями при обучении. У некоторых детей наблюдаются вполне нормальные умственные способности.
Пароксизм. У одного из каждых трех детей, больных церебральным параличом, уже имеется или разовьется впоследствии пароксизм. (У некоторых детей пароксизм развивается не ранее чем через несколько лет после непосредственного повреждения головного мозга.) К счастью, такой пароксизм, как правило, можно контролировать при помощи противосудорожных препаратов.
Проблемы со зрением. Поскольку во многих случаях повреждений головного мозга оказываются задетыми глазные мышцы, у троих из каждых четырех детей, больных церебральным параличом, наблюдается страбизм (косоглазие) - проблема с одним глазом, смотрящим внутрь или наружу с миопической рефракцией глаза или без нее. Если эту проблему не исправить на ранней стадии, зрение затронутого глаза будет ухудшаться и в конечном счете пропадет совсем. Поэтому крайне важно регулярно проверять зрение ребенка.
Укорачивание конечности и сколиоз. Больше чем у половины детей,-больных церебральным параличом с только одной затронутой половиной тела, постепенно разовьется укорачивание пораженных нижней и верхней конечностей. Разница длины ног редко достигает 5 см, но при обнаружении укорачивания необходимо проконсультироваться насчет необходимости проведения хирургической операции. Позже, в зависимости от разницы длины ног, ребенку могут назначить носить ботинок на высоком каблуке или высокой подошве на укороченной ноге. Это делается для того, чтобы избежать смещения тазовых костей, которое может привести к искривлению позвоночника (сколиозу), проявляющемуся при ходьбе или в положении стоя.
Потеря слуха. Некоторые дети, больные церебральным параличом, страдают частичной или полной потерей слуха. Чаще всего это происходит, если церебральный паралич развился в результате серьезной послеродовой желтухи. Если вы заметите, что ребенок в возрасте одного месяца не реагирует на громкие звуки, в возрасте трех-четырех месяцев не поворачивает голову в сторону издающегося звука либо к 12 месяцам не произносит слов, сообщите об этом педиатру.
Проблемы с суставами. У детей со спастическими формами церебрального паралича зачастую сложно предотвратить контрактуру - непроизвольное сокращение мышц, вызванное мышечным дисбалансом. Физиотерапевт-педиатр, занимающийся вопросами развития ребенка, либо доктор физикальной терапии научит вас, как растягивать мышцы для того, чтобы предотвратить приступы контрактуры. Для улучшения подвижности и прочности суставов могут быть использованы специальные ортопедические аппараты, скобы или лекарственные препараты.