Сенсорная стимуляция мозга новорожденного ребенка
Уже на первых этапах внутриутробного развития в мозгу формируются миллиарды нейронов.
Когда ребенок рождается, эти нейроны позволяют ему запоминать и хранить информацию, воспринимать звуки и приобретать новые навыки. Однако у новорожденного хорошо развит только мозговой ствол, контролирующий рефлексы и некоторые виды поведения: он отвечает за то, как младенец машет ручками и ножками, кричит, поворачивает на определенные стимулы голову, принимает пищу и засыпает.
Основа чувственного восприятия человека закладывается на пренатальной стадии, однако только после того, как ребенок покидает утробу матери, его органы чувств начинают получать ту стимуляцию, которая необходима им для полноценного развития. Оказавшись в огромном и непонятном мире, малыш постепенно познает его.
Если родители активно стимулируют чувственное восприятие младенца, постоянно с ним общаясь, между ними возникает прочная связь. Эмоциональные потребности малыша удовлетворяются, следовательно, он растет спокойным и веселым.
Изучите своего малыша: основные состояния
Если организму в целом для выживания и роста нужна пища, то мозгу необходима сенсорная стимуляция. Ежедневное воздействие на органы чувств младенца лучше дозировать: для новорожденных все вокруг незнакомо, и им недолго перевозбудиться. Если активность малыша чрезмерна, результат с точки зрения его психического развития может оказаться нежелательным. Чтобы стимуляция была сбалансированной и пошла ребенку на пользу, важно понимать подаваемые им сигналы и знать особенности его состояния.
Согласно результатам исследований, на протяжении дня младенец проходит множество поведенческих стадий и сменяет множество психических состояний. При всем их разнообразии они сводятся к шести основным:
- Сонливость. Веки отяжелевшие, взгляд малоподвижный. Ребенок настраивается на сон и может не реагировать на стимуляцию.
- Глубокий сон. Веки сомкнуты, малыш глубоко дышит, отчего его животик поднимается и опускается. Разбудить ребенка зачастую бывает трудно, поэтому в таком состоянии вы его вряд ли накормите.
- Активный сон. Данная фаза предполагает быстрые движения глаз (БДГ). Спящий младенец может издавать звуки и двигаться. Порядок смены состояний обычно таков: сонливость предшествует неглубокому сну, после которого наступает глубокий сон, а за глубоким — активный. Затем ребенок пробуждается.
- Спокойное бодрствование. Проснувшись, малыш постепенно приходит в состояние спокойного бодрствования, оптимальное для сенсорной стимуляции, поскольку пробудившийся младенец, как правило, ведет себя тихо и хорошо реагирует на раздражители. Лицо не напряжено, мимика мягкая, умеренная. Глаза открыты, взгляд ясный. Мышцы тела расслаблены. В этом состоянии ребенок охотно поддерживает с родителем зрительный контакт, гулит, оборачивается на звуки.
- Активное бодрствование. Мимика и телодвижения оживленные, младенец восприимчив к раздражителям и подает сигналы, свидетельствующие о хорошем настроении и готовности познавать мир, поэтому данное состояние, как и состояние спокойной концентрации внимания, прекрасно подходит для обучения и развлечения младенца. Нервная система малыша, словно губка, впитывает все новое и интересное, однако следует иметь в виду, что при слишком продолжительной стимуляции он может перевозбудиться. Обращайте внимание на предупреждающие сигналы, такие как закрывание лица руками, сосание пальцев (попытка самоуспокоения), принятие позы эмбриона, выгибание спины или шеи (желание отстраниться). Если родитель не поймет этих сигналов или проигнорирует их, то малыш, чья потребность в отдыхе осталась неудовлетворенной, вскоре может горько расплакаться.
- Плач. Ребенок хнычет или кричит, выражая тревогу или дискомфорт. Плачущие младенцы нередко мечутся в кроватке, сучат ручками и ножками и поэтому могут раскраснеться. Новорожденному в таком состоянии нужно только одно — утешение, и вряд ли он будет восприимчив к сторонним раздражителям. Однако малыша, который уже немного подрос, можно попытаться отвлечь от того, что его огорчило.
Сенсорная игра
Если ваш ребенок находится в состоянии спокойного бодрствования, вы можете оптимизировать его развитие при помощи различных видов сенсорной стимуляции.
Зрительная стимуляция
Многим младенцам больше нравится рассматривать людей, чем неодушевленные предметы, и лица родителей они распознают лучше, чем другие объекты. У двухмесячного малыша зрение уже развито настолько, что он может следить за передвижениями мамы и папы по комнате. Начиная с этого возраста можно использовать сенсорную стимуляцию для развлечения и обучения ребенка. Закрывайте лицо руками и выглядывайте с возгласом «Ку-ку!», издавайте ртом забавные звуки или просто высовывайте язык. Это укрепит вашу связь с малышом, а также поспособствует тренировке его глазных мышц.
Во многих популярных детских магазинах продаются разнообразные развивающие игрушки, которые не помешает задействовать в занятиях с малышом. Поскольку младенцы лучше воспринимают черный и белый цвета, попробуйте повесить над пеленальным столиком черно-белую карусельку: разглядывая ее, ребенок будет сохранять спокойствие, пока вы меняете ему подгузник. Желательно осуществлять сенсорную стимуляцию только в тех местах, где малыш бодрствует. Погремушки, висящие над кроваткой, могут осложнить засыпание.
Каждое место должно ассоциироваться у младенца с определенным видом деятельности: например, пол — с игрой, а кроватка — со сном. Это очень важно для привыкания к режиму дня.
Подрастая, малыш начинает воспринимать яркие цвета, такие как красный и оранжевый. Цветные игрушки оказывают на него сильное стимулирующее воздействие, и, пытаясь дотянуться до них, он учится контролировать движения рук.
Слуховая стимуляция
Слух формируется у человека раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в процессе освоения языка. Сразу же после рождения ребенок узнает и различает многие звуки, поскольку на протяжении нескольких месяцев, находясь в утробе матери, он слушал шумы окружающего мира. Предлагая малышу разнообразные слуховые стимулы, в частности повторяя определенные слова, вы помогаете ему понять, что все звуки имеют какое-либо значение и с их помощью люди могут взаимодействовать друг с другом и с окружающей средой. Говорите, читайте, пойте, мурлычьте - все это прекрасно стимулирует слух ребенка.
Тактильная стимуляция
У новорожденного осязание развито лучше других чувств. Он гораздо восприимчивее к прикосновению, чем взрослый человек. Поэтому именно прикосновение может служить самым эффективным способом коммуникации с младенцем. Как отмечалось выше, массаж — эта та форма физического контакта, которая позволит вам укрепить свою связь с малышом, пообщаться с ним на языке его тела и помочь ему в физическом и эмоциональном развитии.
0-3 МЕСЯЦА
Особенности восприятия:
- Уже при рождении у ребенка хорошо развито осязание.
- Острое обоняние позволяет новорожденному узнавать запах своей матери и отличать ее молоко от молока других женщин.
Ваши действия:
- Массируйте малыша, поглаживайте его, берите на руки и прижимайте к себе — физический контакт с родителем благотворно влияет на младенца.
- Играйте в простые игры, укрепляющие эмоциональную связь с ребенком (прячьтесь и говорите «ку-ку», высовывайте язык).
- Попробуйте дополнить процедуру массажа или купания мягкой ароматерапией.
3-6 МЕСЯЦЕВ
Особенности восприятия:
- Дети в возрасте от трех месяцев поворачивают голову в сторону звука.
- У малыша начинают формироваться разнообразные моторные навыки, такие как способность переворачиваться. Некоторые юные атлеты даже «отжимаются»!
- К шести месяцам органы слуха воспринимают полный спектр частот.
Ваши действия:
- Развлекайте ребенка беседой. Высокие ноты вашего голоса он научился узнавать еще внутриутробно!
- Забавляйте малыша погремушками — они его очаруют!
- Продолжайте поддерживать с младенцем физический контакт, воздействуйте на него разнообразными тактильными стимулами. Например, пусть поваляется на лужайке и почувствует спинкой траву.
6-9 МЕСЯЦЕВ
Особенности восприятия:
- У ребенка уже лучше получается сидеть, самостоятельно удерживая свое тело в равновесии.
- Активно развиваются вкус и обоняние.
- К семи месяцам малыш воспринимает весь цветовой спектр.
- В семимесячном возрасте появляется восприятие глубины.
Ваши действия:
- Во второй половине первого года жизни дети с удовольствием начинают пробовать твердую пищу, но бывает так, что малыш не может оценить вкус определенных продуктов сразу, поэтому приходится предлагать их ему по нескольку раз. Можно баловать ребенка полезными лакомствами.
- Поддерживайте физический контакт, развлекайте ребенка игрушками, стимулирующими осязание.
- Обучайте малыша при помощи звуков и слов.
- Предлагайте визуальные стимулы: к девятимесячному возрасту формируется полноценное зрение.