Седьмой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход
Малышу не сидится на месте
! Он уже может перенести вес тела на ноги, и ему нравится, когда его поддерживают в вертикальном положении, он даже подпрыгивает от радости. Он уже достаточно ловок: может сесть, опираясь на руки, чтобы не упасть, и затем наклониться вперед с опорой на ладони. Он все дольше сидит, прислонившись к чему-нибудь спиной или вовсе без опоры (а значит, руки у него свободны, что дает простор для исследований). Сидя, он может повернуться, чтобы достать до нужного ему предмета. Самые гибкие дети уже могут сесть из положения лежа на животе: для этого им достаточно всего лишь оттолкнуться руками.
В положении лежа малыш теперь все легче и легче переворачивается со спины на живот и с живота на спину. Лежа на животе, он опирается на одну руку и приподнимается, распрямляясь. Лежа на спине, он приподнимает голову, как бы пытаясь сесть. Кроме того, он уже понемногу ползает, если его укладывают на живот. Поначалу он пытается ползти назад, отталкиваясь руками.
Мелкая моторика ребенка
Младенец уже может дотянуться до игрушки, взять ее одной рукой и переложить в другую. Если вы протянете ему игрушку, когда он держит в руках другую, он может удержать обе. Он также может соединять руки вместе и самостоятельно пить из чашки с двумя ручками. Он играет со своими ступнями, тянет их в рот — впрочем, он тянет в рот все, до чего только может дотянуться.
Ритм ребенка
Сон
В зависимости от «конституции» ребенка и его характера он все еще может спать по три-четыре раза (или меньше) в течение дня; кроме того, он подолгу спит ночью. Всего на сон отводится около пятнадцати часов в день.
Питание
Младенец начинает привыкать к разнообразным продуктам питания. Отныне питание ребенка представляет собой грудное молоко или бутылочку смеси на завтрак (в этот период малыш выпивает порядка 240 мл смеси, однако старайтесь давать ему то количество смеси, которое он действительно выпивает, не следуйте установленным нормам). В обед: грудное молоко или бутылочка — но только после небольшого количества твердой пищи. На полдник: снова бутылочка одновременно с легкой твердой пищей или после нее. Вечером в зависимости от настроения малыша и того, насколько он устал за день, предложите ему небольшой ужин, а после него — грудное молоко или бутылочку (можно начать с небольшого количества муки без глютена: она сгустит молоко, и малыш будет лучше спать ночью).
Когда малыш бодрствует
Младенец начинает понимать, как связаны между собой предметы, находящиеся в трехмерном пространстве. Его любимое занятие — перебирать игрушки или раскладывать их, к примеру, он может сортировать кубики в зависимости от их размера.
Он наблюдает за своим отражением в зеркале и гладит его. Если вдруг ваше отражение появляется в зеркале рядом с его отражением, он непременно поворачивается, чтобы взглянуть на вас: он понимает, что на самом деле вас в зеркале нет.
Он начинает осознавать, что предметы существуют постоянно, обожает играть в игры типа пряток, а также в игры, в ходе которых перед ним появляются какие-либо предметы или люди, которые затем исчезают. Однако, если вы спрячете под покрывало его игрушку, он еще не сумеет ее отыскать.
Младенец уже может запомнить песенку. Кроме того, он узнает различные интонации и тембры голоса; он расплачется, если вы будете с ним суровы. Он отзывается на свое имя и улыбается тем, кто ему симпатичен. В то же время он все больше боится незнакомых людей.
Лепет младенца становится более похожим на речь: он уже может произнести несколько звуков — «ба», «да», «дабабадаба», — которые скоро превратятся в настоящие слова.
Здоровье ребенка
Седьмой месяц: посещение участкового педиатра
К семи месяцам рост ребенка составляет порядка 67 см, вес — около 7,9 кг, окружность черепа — 43,5 см. Это посещение — обычный врачебный осмотр с проверкой физиологических функций, однако он важен, так как именно сейчас врач даст вам ценные советы, касающиеся питания ребенка, ведь вы уже начали или вот-вот начнете давать малышу твердую пищу.
Прививки
Обычно в этот период ребенку не делают первичных или повторных прививок. Это хорошо, ведь организму малыша и без того приходится нелегко: именно в это время его отучают от груди или начинают давать ему твердую пищу.
Природные рецепты
Вы можете «очистить» организм малыша от веществ, содержавшихся в вакцинах, за счет изотерапии, то есть гомеопатических препаратов, приготовленных с использованием малых доз уже введенной аллопатической вакцины. Такие препараты следует давать после прививания в течение одного — трех месяцев или даже дольше, в зависимости от наличия или отсутствия симптомов (в качестве примера препаратов приведем «Пентавак 30 СН» или «Реваксис 30 СН»: для каждой вакцины есть свой изотерапевтический препарат).
ЛОР-заболевания
В раннем детстве ребенок болеет чаще всего отитом, ангиной и ринофарингитом. В большинстве случаев эти заболевания представляют собой болезненное воспаление слизистых, часто вызванное вирусами, появляющимися в зимний период; оно может сопровождаться вторичной бактериальной инфекцией.
Болезнь может протекать довольно тяжело еще и потому, что часто она представляет собой первичную инфекцию, реакцией на которую станет выработка иммунитета. Кроме того, болезнь может усугубляться в связи с прорезыванием зубов или со скачком роста, которые ослабляют иммунную систему.
Отиты. Любой отит представляет собой воспаление слизистой оболочки слуховых проходов и/или барабанных перепонок. Незрелость слуховой системы ребенка способствует развитию отитов.
Существует несколько видов отитов:
- Наиболее распространенные — острый и/или хронический и инфекционный отит среднего уха (со скоплением гноя за барабанной перепонкой или без него). Средний отит проходит весьма болезненно и может сопровождаться жаром. Педиатр выпишет вам болеутоляющее, жаропонижающее (довольно часто помимо парацетамола врачи также прописывают кортикоиды) и антибиотики, а также дополнительные препараты, которые снимут сопутствующие симптомы.
- Серозные отиты представляют собой простое скопление жидкости за барабанной перепонкой. Такой отит не является инфекционным и может пройти незамеченным, однако он часто вызывает нарушения слуха у ребенка и может быть выявлен именно благодаря этому симптому.
- Что касается наружных отитов, то они затрагивают лишь слуховой проход. Часто такие отиты развиваются при наличии у ребенка небольшой экземы, например появившейся вследствие посещений бассейна (если вы приучаете малыша к воде); они требуют лишь местного лечения. Врач, скорее всего, выпишет вам кортикоидный крем.
Природные рецепты против серозных отитов
Небольшое количество крема с алоэ вера и несколько капель препарата «Тедаготе» фирмы «Dr. Valnet» (это безвредная для малыша смесь эфирных масел для наружного применения: используйте не более чем по 1-2 капли за один раз, 1-3 раза в день, начиная со второго месяца жизни ребенка) очень эффективны как самостоятельное лекарственное средство либо как дополнение к прописанным препаратам.
Ангины. Ангины, острые и очень болезненные воспаления горла (голосовой щели, миндалин и нёбно-язычной дужки), часто представляют собой вирусные заболевания и потому не требуют применения антибиотиков, неэффективных при лечении вирусов. Сегодня существует примитивный тест слюны, позволяющий определить, имеет ли ангина бактериальную природу (в отличие от вирусной ангины, бактериальная в отсутствие должного лечения может дать тяжелые осложнения). Тем не менее из-за болей и опасности вторичной инфекции врачи-аллопаты часто прописывают антибиотики в дополнение к противовоспалительным болеутоляющим (чаще всего стероидам) и жаропонижающим средствам.
Ринофарингиты. Эти вирусные заболевания, особенно распространенные в зимний период, в действительности представляют собой насморк, часто сопровождающий прорезывание зубов. Они вызывают выделения из носа или заложенность носа, а также более или менее сильное воспаление всех слизистых ЛОР-области, вырабатывающих мокроту. Ринофарингиты могут сопровождаться более или менее сильным жаром и прочими симптомами.
Ваш врач не пропишет никакого лечения, кроме промывания носа физраствором, парацетамола и, возможно, сиропа «Макси-лаз», довольно сладкого, но весьма эффективного при борьбе с подобными воспалениями и болями. При риске вторичной инфекции врач также пропишет антибиотики.
Гомеопатические средства в добавок к аллопатическому лечению
Отиты:
- Резкое повышение и затем понижение температуры, колющая боль, чередование упадка сил и чрезмерной активности: «Белладонна 9 СН».
- Характерная боль: «Капсикум ануум 5 СН».
- Боль настолько сильная, что ребенок плачет и прикладывает руку к уху: «Арсеникум альбум 9 СН».
Дозировка: по 2 гранулы каждого препарата раз в полчаса, давать реже и прекращать прием по мере улучшения состояния.
Чтобы предотвратить рецидивы, продолжайте давать препарат, соответствующий симптомам, один раз в день в течение всей зимы; добавьте к нему препараты «Псоринум 15 СН» и «Авиаире 15 СН» (по 1 дозе каждого препарата по очереди раз в две недели).
Ангины:
- При любом остром воспалении горла и болях: «Белладонна 9 СН», «Арника 9 СН» и «Апис меллифика 15 СН».
- Если горло темно-красное, а миндалины воспалены: «Фитолакка декандра 9 СН».
- Если горло красное, на миндалинах видны белые пятна, язык распух, изо рта дурно пахнет, при этом у ребенка режутся зубы и/или он обильно потеет ночью: «Меркуриус солюбилис 9 СН» или «Меркуриус коррозивус 9 СН», в зависимости от размеров белых пятен.
Дозировка: по 2 гранулы каждого препарата раз в полчаса, давать реже и прекращать прием по мере улучшения состояния.
Насморк и ринофарингит:
- Выделения из носа или заложенность носа: комплексный препарат «Аллиум цепа».
- Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
- Заложенность носа в ночное время, днем улучшение состояния, утром — чихание: «Нукс вомика 9 СН».
- Если при этих симптомах появляется раздражение на коже: «Арсеникум альбум 9 СН».
- Если выделения из носа приобретают желтоватый оттенок +/- начинаются приступы мокрого кашля с выделением мокроты: «Калиум бихромикум 9 СН».
Небольшие добавления
Подумайте также об укреплении иммунной системы малыша и о возможности использования растительных биодобавок, а также растительных лекарственных препаратов. Советуем вам со второго месяца жизни ребенка увлажнять воздух в комнате, где он находится, и/или в детской, добавляя в воду 2 капли эфирных масел, обладающих противовоспалительным и противовирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный или чайное дерево, пальмароза. Помимо этого можно также давать ребенку настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием. При лечении антибиотиками не забывайте постоянно давать ребенку пробиотики на протяжении всего курса лечения, а также в течение двух-трех недель после его завершения. Если вы кормите грудью, укрепляйте собственную иммунную систему (витамин С, маточное молочко, прополис и др.). В таком случае производимые вашим организмом антитела попадут в молоко. Для того чтобы улучшить качество молока, принимайте также рекомендованные пищевые добавки. Обязательно дезинфицируйте слизистую носа малыша мягким назальным спреем.
Рецепт природного средства от кашля (применяется с 6в месяцев или по достижению ребенком 8 кг)
Смешайте:
- 1/2 пробки растительного сиропа от кашля «Проспан»;
- 1 кофейную ложку сиропа «Максилаз» (при несильном воспалительном процессе);
- 2 капли экстракта грейпфрутовых косточек;
- по 1/2 капли на килограмм веса препаратов «Вибурнум лантана» (калина, дренирует дыхательные пути) и «Югланс регия» (царский желудь, укрепляет иммунитет), при лечении настоем молодых почек — раствор 1 DH.
Манка, тесто, туалетная бумага и прочие развивающие материалы
Ребенок начинает по-новому брать предметы — не ладошкой, а двумя пальчиками. Этот так называемый «пинцетный захват» — очень важный навык. Он знаменует переход к более мелкому манипулированию, выковыриванию и выниманию. Очень увлекательное занятие — выковыривание изюма из булок. Можно сделать соленое тесто и утопить в него несколько крупных предметов (пуговицы, каштаны). Процесс их извлечения надолго займет малыша. Главное — следить, чтобы добытые из теста предметы не оказались у крохи во рту.
Рецепт соленого теста. Смешайте муку и соль в пропорции один к одному. Затем добавьте воду. Количество воды зависит от консистенции массы, которую вы хотите получить. Чем меньше воды, тем гуще тесто. Вы можете раскрасить тесто в разные цвета, добавив пищевые красители или немного морковного, свекольного сока.
В этом возрасте малыш очень любит находиться на кухне. Во-первых, мама проводит там большую часть времени. Во-вторых, на кухне есть масса интересных предметов, которыми можно погреметь и постучать друг о друга. Кроме кастрюль, ложек и мисок, для игры можно использовать одноразовые стаканчики. Берем два-три стаканчика разных цветов. Под один из них на глазах у малыша прячем шарик от пинг-понга, грецкий орех или печенье и начинаем медленно перемещать стаканчики. Это настоящая игра в «наперстки». Она тренирует внимание и умение следить за движущимися предметами. А мы помним, что следить за объектами ребенку пока еще сложно. Раньше для развития этого навыка мы использовали фонарик, мыльные пузыри, теперь пора включать «наперстки-стаканчики».
Совет: Возьмите пластиковую бутылку с широким горлышком и два грецких ореха. Покажите малышу, как орехи падают в бутылку: «Раз орех, два орех». Теперь отдайте ему бутылку с лежащими на дне орехами. Получилась очень занимательная игрушка! Во-первых, за орехами в бутылке можно наблюдать. Во-вторых, ими можно греметь. В-третьих, их можно попытаться оттуда достать, вытряхнуть и снова бросить.
Малыш начинает общаться с помощью жестов. Когда вы берете его на руки, он показывает, куда хочет пойти. Руководить взрослыми — огромное удовольствие, поэтому иногда он может показать «пойдем туда» просто для того, чтобы убедиться в том, что вы его понимаете и готовы слушаться. Обязательно выполняйте его желания, идите у него «на поводу», ходите по дому, подходите к предметам, на которые он показывает. Вам может показаться, что он просто вами понукает, но это не так. Никаких корыстных целей малыш не преследует. Такое взаимодействие со взрослыми стимулирует активность ребенка. И чем больше вы будете сейчас удовлетворять эту активность, тем более любознательным он у вас вырастет.
Поскольку малыш уже сидит, возникает соблазн посадить его перед телевизором. Не делайте этого! Даже если вы включите познавательную программу для самых маленьких, она не будет пробуждать в нем желание познавать окружающий мир. Ребенок превратится в пассивного потребителя информации. Привычка к телевизору подавляет инициативу, не дает развиться естественному любопытству. Нет ничего удивительного, что дети, выросшие перед экраном, став школьниками, ничем не интересуются. Не отдавайте своего ребенка на воспитание телевизору!
Очень важная особенность этого возраста состоит в том, что малыш уже способен вернуться к тому занятию, от которого его оторвали. Раньше достаточно было позвенеть колокольчиком, чтобы отвлечь его внимание. Теперь, если он чем-то увлечен, он, конечно, отвлечется на колокольчик, но потом продолжит прежнее занятие. Так возникают первые конфликты: вы торопитесь идти гулять, а он сидит и ковыряет тесто. Вы пытаетесь его оторвать — начинаются слезы. Это первые предвестники малышового упрямства, того самого «я хочу», которое в полной мере проявится позже. Будьте к этому готовы и заранее планируйте свой день. Если вы намерены в определенное время выйти на прогулку, предлагайте малышу перед этим такие игры, которые можно легко завершить, иначе сопротивления не избежать.
В возрасте, предшествующем хождению, детей начинает особенно интересовать неваляшка. Кажется, очень примитивная игрушка. Но давайте посмотрим, что она делает? Падает-встает, падает-встает. Вот и ребенок скоро встанет и, конечно же, будет много падать, прежде чем научится ходить как взрослый. На чем же это показать? Мама с папой не падают, собачки и кошечки тоже. А вот неваляшка только это и делает. Заметьте, эта игрушка всегда немножко похожа на младенца, у нее детское личико, кудряшки, четко выраженные глаза, носик, ротик. Ребенок воспринимает неваляшку как живое существо. И, видя, как это существо падает и встает, он сам психологически готовится к тому же.
Когда малыш начинает уверенно сидеть, в доме должна появиться такая важная вещь, как стульчик для кормления. В нем удобно и есть, и играть за столом. Ребенок играет с едой — размазывает пюре по поверхности стола. Это значит, что кроха уже готов к первым урокам рисования. Можно купить съедобные краски на медовой основе, но, на мой взгляд, лучше развести муку с пищевыми красителями для окрашивания яиц. Красный, желтый, зеленый — трех цветов достаточно.
Малыш рисует и всей ладошкой, и пальчиками. Лучше всего, чтобы он делал это голышом, в одном памперсе — потом будет меньше стирки.
Очень увлекательное занятие — рисование манкой. Берем поднос с бортиками, лучше темного цвета, чтобы контрастировал с крупой. Набираем в кулак манку и сыплем на поднос. Показываем ребенку, что брать крупу можно как всей ладонью, так и пальцами. Набираем — высыпаем, набираем — высыпаем. Затем распределяем манку по поверхности подноса и начинаем водить по ней пальцами, прорисовывая дорожки. При этом предлагаем ребенку рисовать и правой, и левой рукой.
Игры с водой тоже идут «на ура». Малыш с интересом наблюдает, как игрушки падают в воду — одни при этом идут ко дну, а другие остаются на поверхности. Наберите воду в тазик, запустите туда несколько игрушек. Подуйте на них, чтобы ребенок увидел, как струя воздуха приводит их в движение. Кроха еще не сможет повторить ваши действия (он просто не догадается, что надо не только складывать губы трубочкой, но еще и дышать), но будет внимательно за вами наблюдать.
Пора начинать вводить понятия «холодное», «горячее», «мокрое», «сухое». С горячим лучше всего знакомиться на примере вареного яйца. Остудите его до такой степени, чтобы малыш не обжегся, но все-таки почувствовал, что его температура значительно выше привычной. Дайте потрогать яичко, потом кусочек льда: горячее — холодное. Лед тает, превращается в лужу. Берем туалетную бумагу — вот она сухая. Вытираем бумагой лужу ото льда — мокрая.
Туалетная бумага — одна из самых любимых игрушек маленьких детей, особенно «ползунков». Они обожают ее рвать, мять, разматывать. Закупите несколько рулонов и дайте ребенку наиграться вдоволь.
Семимесячный малыш по-прежнему очень недоверчиво относится к незнакомым людям. Эта так называемая «сепарационная тревога» может продолжаться вплоть до полутора лет. Если этот период пришелся на Новый год, ни в коем случае не приглашайте домой Деда Мороза, Снегурочку или разодетых клоунов. Появление постороннего человека в принципе создает для ребенка травмирующую ситуацию, а уж непонятно одетый человек с густым басом может вызвать настоящую истерику. Отсюда, кстати, происходит боязнь ростовых кукол у детей более старшего возраста.
Игры с папой
«Футбол». Берем ребенка за ручки и начинаем пинать ногой мяч. Сначала ребенок попадает по мячу случайно, но вскоре понимает, что мяч катится, когда по нему ударяют ногой, и начинает с удовольствием катать его по всей комнате. Устал? Сели, раздвинули ножки, катаем мячик в «ворота». Ребенок — папе, папа — ребенку. Эта игра доставляет крохе очень большое удовольствие.
«Веселые шарики». Скатываем комки из туалетной бумаги и начинаем бросать в кастрюлю или в корзину. Очень хорошо развивает координацию движений. Ребенок пока сможет только мять и подбрасывать комки в воздух. Зато папа будет попадать точно в цель. И это самое главное. Малыш будет следить за папиными действиями и пытаться ему подражать.
«Снежки». Скомкайте лист бумаги, сверху оберните тонким слоем ваты, затем марлей или бинтом. Получится очень легкий комок. Если сделать много таких комков, можно играть и в снежки, и в игры на меткость. К такой игре хорошо привлекать более старших детей.
Неидеальная мама
Возраст ребенка семь-восемь месяцев — тот период, когда возможен приход второй волны депрессии у мамы. С чем это связано? Мы уже говорили о том, что полгода — первый рубеж, подведение первых итогов. Но мама подводит не только итоги развития своего ребенка, она и себе ставит оценки за полугодие. И чаще всего приходит к выводу, что она плохо справляется со своими обязанностями. У соседки ребенок уже чуть ли не пошел, а у нее... «Во время беременности я планировала, что буду с ним заниматься и одним, и другим. А времени ни на что не хватает», — вздыхает женщина.
Депрессия этого периода уже не связана с гормонами. Она имеет чисто психологический характер. Если раньше я советовала поддерживать гормональный уровень лактацией, общением с ребенком, то теперь это уже не поможет. Седьмой-восьмой месяцы — очень трудный период для женщин. У многих просто руки опускаются. Мы начинаем себя грызть и оценивать.
Здесь важно вовремя остановиться и задать себе вопрос: «Что со мной происходит? Почему мне так плохо?»
«Синдром отличницы». Если маме с детства привили мысль, что она должна все делать на отлично, во всем добиваться высоких результатов, то материнство становится для нее еще одной областью, в которой обязательно нужно отличиться. Но дети развиваются по своим собственным законам, которые, как правило, не совпадают с нашими амбициями. Когда ребенок становится постарше, мама-отличница заставляет его заниматься тем, чем считает нужным, требует высоких результатов. Но пока это невозможно. И тогда всю свою требовательность она направляет на себя.
Что с этим делать? Осознать эту свою особенность и оставить себя в покое. Понять, что совершенство недостижимо. Всегда найдется кто-то, кто лучше бегает, прыгает, больше зарабатывает, у кого больше машина, красивее муж и т. д. Перестаньте соревноваться. Сравнивать можно только себя с собой же, своего ребенка с ним же самим: «Я сегодня управилась быстрее, чем вчера. Мой малыш сегодня начал ползать». Если вы возьмете это за правило, то в будущем, когда ваш ребенок пойдет в школу, у него не будет гонки за оценками, а будет стремление к знаниям. И вы избавите себя от многих разочарований.
«Не мамина дочка». Если женщина выросла с ощущением, что о ней мало заботились, мало любили, то своего ребенка она намерена растить совсем иначе, отдать ему всю свою любовь и внимание. Но вдруг осознает, что во многом повторяет свою мать. И начинает сама себя за это корить.
Выход тут один — в душе примириться с матерью, простить ей ее несовершенство, перестать тратить время на поиски виноватых. Иначе, вместо того чтобы жить своей собственной жизнью, вы так и будете вечно доказывать своему ребенку, себе, окружающим, что вы намного лучше своих родителей. Вы будете действовать от противного: «Я дам своему ребенку то, чего не дали мне». Но дело в том, что ваш малыш — это не вы, у него свои собственные особенности, свои индивидуальные потребности. И вам еще предстоит понять, какая мама ему нужна. А для этого надо отвлечься от своих личных переживаний и настроиться на ребенка.
Стереотипы. Ах, какие прекрасные картинки показывают нам в глянцевых журналах и в рекламных роликах! Папы с утра до вечера играют со своими малышами, мамы всегда успевают вовремя дать нужные витамины, погулять и позаниматься развивающими играми, сами дети всегда спокойны, бодры и веселы... Почему же у вас все не так? Хочу открыть секрет: картинка, которую вы видите на экране — не настоящая. Любая мама устает. У любой мамы иногда не хватает терпения. Любая мама иногда плачет. И это говорит только о том, что все мы нормальные, живые люди, а не персонажи нереальных историй. Поэтому мой вам совет: отключитесь от тех образов, которые навязывает вам массовая культура. Сосредоточьтесь на своей собственной жизни. Если мы все время будем сравнивать себя с глянцевыми картинками, у нас разовьется только одно — чувство неполноценности.
А что делать, если мы сравниваем себя не с телевизионными героями и не с журнальными страницами, а с реальными соседками? И ведь правда, они все такие молодцы. Одна пироги отлично печет, другая уже кубики Зайцева ребенку показывает, третья какой-то развивающей гимнастикой с малышом занимается. Вот что я вам на это скажу. Соседки, конечно, молодцы, но их много, а вы одна. И вам одной за всеми никогда не угнаться. Многостаночников не бывает. Чаще всего мы либо хорошо печем, либо замечательно шьем, либо занимаемся развивающими методиками и т. д. Выберите то, что вам ближе. Начните виртуозно делать кексы, вырезать что-то из фруктов, освойте одну из развивающих методик. Станьте экспертом в какой-то одной сфере. Вы будете востребованы, удовлетворены, и ваш ребенок познакомится с чем-то более глубоко, чем другие дети.
Для поддержания здоровой самооценки я обычно предлагаю мамам сделать такое упражнение: сядьте, подумайте, что вам как маме удается, а что не очень, и напишите в два столбика список своих сильных и слабых сторон. При адекватной самооценке эти столбики будут либо одинаковой длины, либо плюсов будет чуть больше, чем минусов. Беда в том, что в нашей культуре не принято о себе говорить хорошо, это считается нескромным. Мы больше склонны себя критиковать, чем хвалить. Поэтому не удивляйтесь, если ваш список окажется состоящим из одних недостатков. Покажите его мужу или кому-то из близких. Путь тот, кто хорошо вас знает и ценит, дополнит столбик достоинств. Сохраните этот листочек и заглядывайте в него каждый раз, когда вам начинает казаться, что у вас ничего не получается.
Оставьте мужа в покое!
Что в этот период беспокоит пап?
«Я не могу дать жене того, чего она от меня ждет». Имеется в виду эмоциональная сфера. Женщина сейчас настроена на яркие, выразительные эмоции — это то, что она должна давать ребенку. А мужчины часто не склонны к бурному проявлению чувств. Раньше, до появления ребенка, женщину устраивал уравновешенный, невозмутимый муж. Но теперь она хочет, чтобы он так же, как она, сюсюкал, скакал и гремел погремушками. И муж начинает напрягаться, понимая, что не может соответствовать ожиданиям.
Может ли сдержанное поведение отца вредить ребенку? Нет. Общение с таким папой расширяет эмоциональный мир ребенка. Малыш прекрасно понимает, что папа с мамой ведут себя по-разному, и принимает это как должное: мама пляшет, гулит, улюлюкает, игры с папой более спокойные. Сдержанное поведение — это все-таки проявление мужских качеств. Да, есть папы, которые и гулят, и ползают, и шумно радуются, но если папа этого не делает, значит, у него просто не такой характер. Глубинные качества личности не меняются никогда. И если ваш супруг всегда был сдержанным и спокойным, то рождение ребенка не сделает его другим.
«Жена стала вести себя по отношению ко мне, как мама». Действительно, в женщине сейчас так сильно говорит материнство, что она невольно может проецировать его и на супруга. Это выражается в усиленной заботе, непрестанных вопросах: «Ты поел? Во сколько ты будешь дома?» «У нее больше нет своих интересов, и она пытается жить моими, — жалуется муж. — Приходя с работы, я обязательно должен со всеми подробностями доложить, что произошло в течение дня». Женщине кажется, что она таким образом проявляет внимание. Но мужчиной это сверхвнимание воспринимается как усиление контроля и потеря жены. Теперь вместо супруги у него мама, а он сам — маленький мальчик, за которым внимательно следят, опекают и на каждом шагу требуют отчета.
Помните, что для мужчины мать — это не сексуальный объект, и ваша гиперопека не укрепляет, а расшатывает супружеские отношения. Если вы чувствуете, что слишком погрузились в дела мужа, срочно пересмотрите свою жизнь. Малыш уже подрос, его вполне можно оставлять на время с папой или с кем-то из родных. Пора оторвать свой взгляд от пеленок и оглядеться вокруг. Займитесь собой, вспомните о своих интересах и потребностях. И прекращайте душить мужа своей заботой.