Развитие речи у ребенка до 1 года
В начале жизни ребенок общается при помощи тела.
Несколько ключей, которые позволят вам понять язык тела ребенка
«Ребенок не существует сам по себе», — говорил знаменитый британский педиатр Дональд В. Винникотт. С самого рождения младенец общается при помощи движений. Едва родившись, задолго до того, как он овладеет речью, ребенок уже использует примитивные средства для общения с вами.
Первая составляющая детского языка — выражения лица. Эти послания понять проще всего, так как вам известен их код: в действительности выражения лица вашего малыша повторяют ваши собственные.
Он счастлив.
Это одна из самых простых для понимания эмоций! Малыш резко вскрикивает, улыбается, беспорядочно подергивая при этом руками и ногами.
Он удивлен.
Его рот округляется, брови поднимаются. Он вертит головой и телом, пытаясь обнаружить источник того, что его удивило.
Он заинтересован и внимателен.
Если что-то привлекло внимание малыша, он хмурится. Он может пристально смотреть на какой-либо предмет в течение нескольких минут, слегка приоткрыв рот, подняв или нахмурив брови и целиком повернувшись в сторону того, что его заинтересовало. Иногда он немного склоняет голову, как бы прислушиваясь.
Он в ярости.
Это состояние тоже несложно понять! Челюсти ребенка сжимаются, лицо краснеет, глаза сужаются. Он очень громко кричит.
Он боится.
Некоторые дети от страха кричат, другие же могут сохранять спокойствие: они бледнеют и дрожат, широко открыв глаза.
Ему нехорошо.
Какая-то потребность малыша осталась неудовлетворенной (он устал, ему нужно сменить подгузник, ему что-то мешает). Он плачет и размахивает руками, нахмурив брови и раскрыв рот, уголки губ при этом опускаются вниз.
Ему стыдно.
Если родители упрекают малыша, когда он совершил что-то непозволительное, он смотрит вниз и выглядит удрученно; его плечи опускаются.
Ему противно.
Он морщит нос, надувает губы и отворачивается.
Язык тела: от напряжения к расслаблению
Для специалистов по психомоторике «тонический и эмоциональный диалог» в действительности представляет собой прелюдию к вербальному диалогу. Задача языка тела, в особенности движений рук и ног, состоит в том, чтобы подтвердить то, что младенец выражает при помощи мимики. К примеру, если ребенку страшно, он может в силу инстинкта самосохранения прижимать руки к телу. Если руки малыша широко раскинуты, а ладони раскрыты, это обычно означает, что у него хорошее настроение и что он открыт для внешнего мира.
Специалисты выделяют два основных типа движений — движения, выражающие напряженность, и движения, выражающие расслабленность. Напряженность может быть как негативной, так и позитивной. Если руки ребенка напряжены и разведены в стороны, тело выгнуто, а голова откинута назад, он испытывает дискомфорт и хочет, чтобы его успокоили. Если ноги малыша подняты вверх и он энергично размахивает ими, как бы крутя педали, его переполняет удовольствие или радостное возбуждение.
Напротив, движения, означающие расслабленность и состояние блаженства, прежде всего предполагают, что ребенок сворачивается клубочком. Он складывает руки на уровне груди, соединяет ладони, подносит ко рту кулак или тянет в рот ногу и сосет ее. Часто эти движения сопровождаются мимикой: младенец издает ртом различные звуки, цокает языком, тянет "ласные звуки... Естественно, со временем это щебетание будет занимать все более значительное место в общении, единственная его цель — привлечение вашего внимания и формирование отношений с вами.
Соматизация, или попытки ребенка при помощи тела сообщить о плохом самочувствии
Вы недавно пережили тяжелый период в семейных отношениях (хотя думаете, что сумели это скрыть от малыша) ? Или вам кажется, что ваши отношения с младенцем не ладятся? В то же время ваш ребенок постоянно подхватывает детские болезни. У него то и дело возникают какие-нибудь физические проблемы? Что, если ваш малыш пытается что-то сообщить вам при помощи тела, ведь он пока не может рассказать вам словами о том, что ему чего-то не хватает, что его что-то беспокоит? Мы знаем, что тело и ум человека с самого рождения тесно связаны между собой. А значит, любая пережитая эмоция может быть выражена средствами архаического языка тела. В таком случае мы говорим о соматизации, которой психолог и психоаналитик Софи Маринопулос дала прекрасное определение: «Боль приходит на смену словам». Довольно часто физический симптом проявляется только через несколько месяцев или даже лет после эмоциональной травмы (сильного переживания, которое ребенок не сумел понять или принять). Соматические проявления могут быть совершенно разными: проблемы с кожей (в особенности экзема, часто возникающая у младенцев), проблемы с пищеварением (рефлюкс, колики или боли в животе) или патологии ЛОР-органов (отиты, ангины, бронхиты или бронхиолиты)... Если у вас возникли какие-либо подозрения, обязательно обратитесь к психологу или детскому психиатру. Чаще всего для решения проблемы достаточно всего нескольких сеансов.
От первого гуления к первому слову
До 4 месяцев: спонтанное гуление
До четырех месяцев рано говорить о настоящей речи, однако уже примерно к восьми неделям малыш осваивает гласные звуки: «а», «э» и «у». Его гуление, поначалу имеющее спонтанный характер, передает состояние удовлетворения и блаженства. В этом возрасте ребенок еще потенциально способен произнести любую фонему из любого существующего в мире языка. Он теряет эту способность по мере освоения родного языка. В первые недели все новорожденные в мире гукают одинаково, однако уже через несколько месяцев внимательное ухо способно различить проявляющиеся нюансы.
В четыре месяца малыш начинает разнообразить произносимые звуки. Он постепенно осваивает различные интонации, а затем, примерно в пять месяцев, произносит «угу» или «ма-ма», что очень радует его родителей.
С 6 до 9 месяцев: лепет
К шести месяцам младенец уже контролирует свое дыхание. Он осваивает тонкие движения языком и губами, которые позволяют ему точно произнести первые звуки: «ба», «да», «та». Когда он плачет, вы слышите «м-м-м».
Лепет, или лепетание, появляется обычно к девяти месяцам. Для него характерна последовательность слогов — сначала плохо различимые («аэва», «айя»), а затем и более четкие («бабаба», «дадада»)... На этом же этапе ребенок усваивает значение слова «нет», а иногда начинает понимать и «до свидания», «пока».
С течением времени лепет становится более сложным, сочетания слогов меняются. Это явление — следствие физиологического формирования гортани, которая теперь изогнута под прямым углом. Язык удлиняется и укрепляется: теперь он может двигаться вперед и назад.
Первое слово
Часто первое слово — это «папа». Дело в том, что в русском, как и во французском и во всех языках мира, это краткое слово состоит из слога, который младенцу легко произнести («баа» — на арабском, «па» — на китайском). Лепет малыша в разных ситуациях сопровождается изменением интонации: она становится вопросительной или восклицательной. Это уже похоже на настоящие предложения, но пока без слов!
Ключ к языку
Важно помнить о том, что смысл долгожданному первому слову придает не сам ребенок, но его родители и окружающие люди: они связывают это слово с предметом. Таким образом, слова перестают быть просто звуками и обретают смысл. Не забывайте: для того чтобы ребенок заговорил, нужно, чтобы его побуждало к этому общение с окружающими его людьми, и прежде всего с родителями, и чтобы окружающая его атмосфера оставалась благожелательной и безопасной. Печальные примеры из недавнего прошлого показали нам, что ребенок, с которым не разговаривают и которым не интересуются, не заговорит.
К шести месяцам
К шести месяцам ребенок начнет понимать, что у него есть предустановленная функция речи. Чем больше вы будете с ним разговаривать, тем быстрее она активируется. Сначала он попытается повторять звуки за вами, а затем научится говорить на вашем языке.
Некоторые пользователи предпочитают общаться с ребенком, используя свой привычный словарный запас. Возможно, у малыша возникнут проблемы с повторением некоторых звуков, но ему довольно быстро удастся выучить точные названия мест и разных вещей, а также имена людей.
Другие пользователи отдают предпочтение гулению. При общении в этом стиле малышу легче научиться повторять за вами звуки. Однако в будущем у него могут возникнуть трудности с правильным произнесением названий и имен.
Пользователям рекомендуется применять обе техники. Для достижения наилучших результатов говорите на чуть более повышенных тонах. Слуховые сенсоры ребенка гораздо легче регистрируют высокие звуки.
Гуление
У ребенка предустановлены различные детские элементы речи, включая: «гу», «га», «у» и «ка».
Если ребенок произносит один из них, повторяйте вслед за ним. Это будет побуждать малыша произносить другие звуки и обучать его основам беседы.
Естественная речь
К шести месяцам некоторые модели начинают произносить звуки, напоминающие фрагменты слов, такие как «да», «ба», «ма», «агу» и «ка». Чтобы помочь детям превратить их в полноценные слова, используйте следующие техники.
- Повторяйте произнесенные малышом звуки.
- Поощряйте его повторять за вами. Когда он так делает, хлопайте в ладоши и хвалите его.
- Отвечайте на звуки, которые он воспроизводит, разговаривая обычным тоном. Например, скажите: «Правда? Неужели?» или «Думаю, ты прав». Ваши улыбки и радость будут поощрять ребенка продолжать разговор.
Совет. При взаимодействии с ребенком многие пользователи описывают вслух выполняемые ими действия. Подобные описания можно делать в форме утверждений, например: «Сейчас я дам тебе бутылочку». Такое внимание определенно пойдет малышу на пользу, и он быстрее поймет значения слов.
Как помочь малышу в овладении речью?
Во всех ситуациях повседневной жизни сопровождайте словами свои действия, называйте окружающие вас предметы: «Я готовлю тебе бутылочку с молоком», «Я набираю для тебя ванну», «Сейчас я тебя переодену», «Мне нужно покормить собаку» и т. п.
Смело дополняйте слова жестами, чтобы поместить их в контекст и сделать ваши слова более понятными для малыша. Если вы говорите о каком-то предмете, покажите его ребенку. Говорите четко, с правильными ударениями и выразительной интонацией.
Не используйте «детский язык» вместо обычных слов («аф-аф» вместо «собака», «ням-ням» вместо «есть» и т. п.).Не забывайте и о периодах тишины. Они необходимы ребенку, чтобы осознать все услышанное и усвоить язык. Позвольте малышу развиваться постепенно, не повторяйте за ним слова, которые он произносит неправильно. Как и во всех ситуациях научения, самое главное для ребенка — чтобы вы поддерживали и подбадривали его. И не переживайте: рано или поздно он заговорит. Кроме того, очень скоро вы изумитесь тому, какой он на самом деле болтун!
Язык жестов для раннего общения с малышом
Задолго до того, как ребенок научится выражать словами свои желания и чувства, он начинает понимать великое множество вещей. Мы уже заметили, что выразительные способности его тела развиваются куда быстрее, чем его речь. Однако такое временное расхождение часто становится причиной недопонимания, возникающего между малышом и его родителями; подобных кризисов вполне можно было бы избежать, если бы ребенок мог объясниться.
Эти соображения стали отправной точкой для создания в конце 1980-х годов детских знаков: их разработали американские психологи Линда Акредоло и Сьюзан Гудвин. Метод, основанный на знаках, которые используют слабослышащие люди, был запатентован под маркой «Baby Signs». Он пользуется большим успехом в США и Канаде; во второй половине 2000-х гг. он появился во Франции. Тогда же была учреждена французская ассоциация «Подай мне знак» («Signe avec moi»). Она применяет упрощенную модель языка жестов. Сегодня ассоциация предлагает книги для родителей* и детей, видео, игрушки, плакаты, марионетки.
Вы можете начать «обмениваться знаками» с малышом с самого его рождения: приучите себя сопровождать слово, принадлежащее к окружающему ребенка миру (кормить, спать, сменить подгузник, гулять и т. п.), соответствующим ему знаком. К шести месяцам — возрасту, когда малыш уже умеет прощаться, махнув рукой, кивать или мотать головой, обозначая «да» или «нет», — ребенок естественным образом приучится подавать вам знаки.
Родители, использующие этот новый способ раннего общения с младенцем, очень рады такой возможности, и все они признают, что их малыши значительно меньше плачут и кричат.
Наконец, практика подачи знаков представляет собой отличный способ подготовки ребенка к устной речи: детские знаки не только не задерживают развитие у ребенка способности к вербальному общению, но, как показало исследование Национального института здоровья США, даже способствуют ему. «Подающие знаки» малыши оказываются погруженными в язык и общение и демонстрируют более быстрое и глубокое овладение речью, чем их сверстники
Несколько знаков, которые вы можете использовать для общения с малышом:
- «Малыш»: укачивание обеими руками.
- «Мама»: пара постукиваний ребром ладони под грудью.
- «Папа»: соединенные вместе большой и указательный палец два раза раскрываются и закрываются у уголка рта.
- «Больно»: быстрое вращение большими пальцами.
- «Есть»: соединенные кончики всех пальцев прикасаются ко рту.
- «Пить»: сжатый кулак с разогнутым большим пальцем подносится ко рту.
- «Спать»: укладывание головы на ладонь, как будто бы для сна.
- «Сосать грудь»: все пальцы одной руки соединяются вместе и затем раскрываются и закрываются перед грудью, как бы имитируя сосание.
- «Еще»: постукивание кончиками пальцев одной руки по ладони другой.
- «Писать»: рука с поднятым большим пальцем и мизинцем дважды прикасается к животу, но только большим пальцем.
- «Какать»: прикосновение указательным пальцем к шее.
- «Я тебя люблю»: поглаживание рукой в районе сердца, затем рука с изогнутой дугой ладонью выпрямляется в сторону того, кому адресованы эти слова.
Знаки, которыми вы обмениваетесь с малышом, могут также стать весьма полезным средством для приучения ребенка к еще одной важной практике — естественной гигиене.