Раннее развитие головного мозга младенца
Как матери вам известно, что ваши действия оказывают непосредственное влияние на ребенка.
Если вы смеетесь, смеется и он. Когда вы его хвалите, он радуется. Если вы хмуритесь на его плохое поведение, он печалится. Вы выступаете центром его детской вселенной.
Исследования показывают, что в течение первых трех лет жизни ребенка его головной мозг значительно увеличивается в объеме и развивается, закладываются основы мышления и поведения. Что это означает для матери? То, что у нее есть прекрасная возможность помочь своему ребенку правильно развиваться и процветать в физическом, познавательном и социальном планах в течение всей его жизни. Можно сказать, что первый год длится вечно.
Годами люди ошибочно полагали, что головной мозг ребенка является точной копией генетического кода его родителей. Если мать, к примеру, хороший художник, то и у ребенка больше шансов добиться успеха на этом поприще в зрелом возрасте. Наследственность действительно играет некоторую роль в определении умений и .способностей ребенка. Однако последние исследования выявили, что здесь в равной мере важную роль играет непосредственное окружение. Недавно нейробиологи поняли, что приобретаемый ребенком в первые дни, месяцы и годы опыт оказывает огромное влияние на развитие мозга. В процессе развития маленьких детей природа и воспитание участвуют сообща.
Исследования показали, что для выявления своего потенциала детям на ранних стадиях жизни требуется наличие определенных моментов.
- Ребенок должен ощущать себя особенным, любимым и ценимым.
- Он должен чувствовать себя в безопасности.
- Ему необходимо ощущение уверенности в том, чего можно ожидать от окружающего его мира.
- Он нуждается в наставлениях.
- Ему требуется сбалансированное ощущение свободы и границ дозволенного.
- Его непосредственное окружение должно быть разнообразным, наполненным речью, игрой, книгами, музыкой, подходящими игрушками и изучением нового.
Может показаться, что происходящее в головном мозге ребенка отличается сравнительной простотой по сравнению с психической деятельностью взрослого человека. В действительности же активность головного мозга ребенка вдвое превышает таковую у взрослого. Нейробиологов особенно интересуют первые три года жизни ребенка: этот период жизни они считают наиболее важным. На протяжении этого времени головной мозг человека обладает максимальной потенциальной возможностью обучаться. Быстро осуществляется не только обучение -формируются основные принципы мышления, поведения и решения проблем. Обратите внимание, к примеру, на то, как легко ребенок усваивает иностранные слова и насколько это трудно для взрослого.
Что это означает для матери? Это означает, что вы и создаваемое вами для ребенка окружение повлияете на то, как он будет мыслить, управлять своими эмоциями, общаться с другими людьми и развиваться физически. Создавая подходящее окружение для своего ребенка, вы способствуете нормальному развитию его головного мозга. Какое же окружение считается «подходящим»? Сосредоточенное на ребенке и обеспечивающее благоприятные возможности познавать, которые согласуются с развитием ребенка, его интересами и личностью. К счастью, составляющие подходящего окружения включают вещи, которыми многие родители сами хотят обеспечить своих детей. Это хорошее питание, теплое, отзывчивое и любящее отношение со стороны членов семьи и других людей, увлекательная игра, постоянная поддержка, душевный разговор, чтение интересных книг, стимулирующая умственную активность музыка, возможность исследовать и постигать окружающий мир.
Ниже представлены некоторые аспекты, касающиеся развития головного мозга ребенка.
- Речь. Разговор родителей и нянечек непосредственно с маленькими детьми и чтение им книжек способствуют языковому развитию.
- Раннее выявление проблем с развитием. При ранней диагностике можно разрешить многие проблемы с развитием и здоровьем. Дети с инвалидностью и требующие особого ухода дети также существенно выиграют от тщательного исследования раннего развития головного мозга.
- Стимулирующее окружение. Исследование и решение проблем способствуют обучению.
- Позитивное воспитание. Воспитание ребенка в любящей, поддерживающей и уважающей его среде укрепляет его самооценку, придает уверенности в себе и оказывает значительное влияние на развитие.
Все больше и больше изучающих поведение ученых обнаруживают, какое существенное значение имеет окружение в формировании жизни ребенка. Эта новая наука помогает нам точно понять, насколько важна наша роль в развитии головного мозга ребенка. Воспитание родителями младенца и их неравнодушие по отношению к нему оказывают решающее влияние на формирование его будущего.
Ниже представлены рекомендации по созданию позитивного окружения для ребенка дома и вне его.
- Хороший предродовой уход. Поскольку формирование головного мозга ребенка начинается в матке, надлежащая забота о нем еще до родов позволит обеспечить его последующее нормальное развитие. Обращайтесь за пренатальным медицинским наблюдением на ранних стадиях беременности. Регулярно посещайте своего врача и соблюдайте его указания. Сбалансированное питание и воздержание от курения и употребления алкогольных напитков и наркотиков являются лишь частью того, чем вы можете поспособствовать будущему здоровью своего ребенка.
- Постарайтесь создать для себя благоприятное окружение. Воспитывать ребенка в одиночку тяжело, поэтому ищите поддержку в семье, у друзей и знакомых. Расспросите своего педиатра о группах поддержки родителей и их деятельности.
- Как можно чаще общайтесь со своим ребенком. Говорите с ребенком, читайте ему книги, слушайте с ним музыку, вместе рисуйте и играйте. Таким образом вы будете посвящать все свое время интересам ребенка, а это в свою очередь поможет ему почувствовать собственную неординарность и значимость. Кроме того, вы можете научить ребенка языку общения, с помощью которого он будет выстраивать нормальные взаимоотношения с окружающими на протяжении всей своей жизни.
- Окружите ребенка любовью и вниманием. Доброжелательное и внимательное окружение вселяет в детей чувство безопасности и полноправия, позволяет ощутить заботу о себе, а также помогает им осознать необходимость беспокоиться о других.
- Последовательность наставлений и правил. Все, кто ухаживает за ребенком, должны придерживаться одних и тех же правил. Ваши наставления и указания должны быть последовательными и учитывать развивающиеся способности ребенка. Последовательность помогает детям быть уверенными в том, чего ожидать от своего непосредственного окружения.