Эмоциональное развитие ребенка от четырех до семи месяцев
Между четвертым и седьмым месяцами у ребенка наблюдается радикальное изменение личности.
В начале рассматриваемого периода он выглядит относительно пассивным и озабоченным только хорошим питанием, здоровым сном и нежным отношением к себе. Но научившись сидеть, пользоваться ручками и передвигаться, он становится все более активным и внимательным к внешнему миру. Ребенок энергично тянется ко всему ручками и дотрагивается до увиденного. Если самостоятельно ему это не удается, он криком взывает о помощи к матери, колотит оказавшимися под рукой предметами или бросает их. Когда же вы придете к нему на помощь, то младенец скорее всего забудет первопричину такого своего поведения и сосредоточится на вас - станет улыбаться, смеяться, лепетать и копировать вас. Ему быстро надоедают даже самые занимательные игрушки, но он никогда не устанет от вашего внимания.
Более тонкие аспекты личности ребенка определяются главным образом его характером или темпераментом. Неугомонен он или спокоен? Добродушен или легко огорчается? Упрям или уступчив? В значительной мере эти черты характера являются врожденными и в течение рассматриваемого периода станут проявляться все сильнее и сильнее. Они не всегда будут вам нравиться, особенно когда своевольный шестимесячный младенец пытается схватить домашнего кота и кричит от недовольства, когда тот убегает от него. Но в конечном итоге адаптация к его нраву окажется полезной для вас обоих.
Для волевых и легко возбудимых детей требуется дополнительное терпение и мягкое наставничество. Зачастую они не так легко привыкают к изменяющемуся окружению, как более спокойные дети, и нервничают, когда их подталкивают сделать что-то такое, к чему они еще не готовы. Иногда успокоить нервы раздраженного младенца прекрасно помогают разговор и взятие на руки. Отвлекая ребенка, его энергию часто можно направить в иное русло. Например, если ребенок кричит из-за того, что вы не хотите поднять игрушку, которую он роняет в десятый раз, опустите его на пол, чтобы он сам достал ее.
Робкий или «чувствительный» ребенок также требует особого внимания, особенно если в доме есть более бойкие дети, которые оставляют его в тени. Когда младенец спокоен и нетребователен, легко предположить, что он всем удовлетворен. Или же если он мало улыбается и смеется, можно утратить интерес к игре с ним. Однако зачастую такой ребенок нуждается в личном контакте даже больше других детей. Его легко подавляет происходящее, и вам необходимо помочь ему научиться быть более решительным и принимать участие в происходящем рядом. Как это сделать? Давайте ребенку достаточно времени подготовиться к каждой ситуации и попросите всех остальных не торопиться вступать с ним в контакт. Дайте ему возможность немного побыть посторонним наблюдателем, прежде чем привлекать его к общению с другими детьми. Почувствовав себя в безопасности, он будет более приветливым к окружающим его людям.
Если у вас возникают какие-либо опасения относительно эмоционального развития вашего ребенка, сообщите о них педиатру. Зная о существовании проблем, педиатр сможет помочь, но их трудно выявить в ходе обычного посещения врача. Именно поэтому важно обратить его внимание на ваши тревоги и описать свои ежедневные наблюдения. Чтобы ничего не забыть, записывайте их.
Этапы социального и эмоционального развития к концу рассматриваемого периода
- Нравится общение.
- Интересуется отображением в зеркале.
- Реагирует на выражение эмоций другими людьми и часто выглядит веселым.
Наблюдение за отклонениями в развитии
Все дети развиваются по-разному, поэтому невозможно с точностью сказать, когда и как ваш ребенок совершенствует определенное умение. Рассматриваемые этапы развития дадут вам общее представление об ожидаемых изменениях. Но не волнуйтесь, если развитие вашего собственного ребенка пойдет немного по иному пути. Однако при наличии у него каких-либо из перечисленных ниже признаков возможной задержки в развитии для рассматриваемого возраста сообщите об этом педиатру.
- Выглядит ригидным, с напряженными мышцами.
- Выглядит чрезмерно гибким, как тряпичная кукла.
- При приподнимании в сидячее положение голова продолжает откидываться назад.
- Протягивает только одну ручку.
- Не хочет идти на руки.
- Не проявляет никакой привязанности к ухаживающим за ним людям.
- Не проявляет радости от пребывания среди людей.
- Один или оба глаза постоянно косят.
- Постоянное слезоотделение или повышенная чувствительность к свету.
- Кажется, что ему не нравится окружение людей.
- С трудом подносит предметы ко рту.
- К четырехмесячному возрасту не поворачивает головку по направлению к источнику звука.
- К пятимесячному возрасту не переворачивается с животика на спинку и наоборот.
- После пяти месяцев невозможно успокоить по ночам.
- К пятимесячному возрасту не улыбается самопроизвольно.
- К шестимесячному возрасту не садится с посторонней помощью.
- К шестимесячному возрасту не смеется или не визжит.
- В возрасте от шести до семи месяцев активно не тянется за предметами.
- К семимесячному возрасту не следит обоими глазами за движущимися предметами на расстоянии от 30 см до 180 см.
- К семимесячному возрасту ножки совсем не поддерживают вес тела. К семимесячному возрасту не пытается привлечь внимание своими действиями.
- К восьмимесячному возрасту не лепечет.
- К восьмимесячному возрасту не проявляет интереса к детским играм типа «ку-ку».