Главная»Дети»До года»Развитие ребенка до года по месяцам»Двенадцатый месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Двенадцатый месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Двенадцатый месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Малыш уже вот-вот пойдет.

Он вовсю передвигается, держась за ваши руки или за одну руку либо даже опираясь на мебель. Кроме того, он может ходить, придерживаясь рукой за стенку. В этот месяц многие дети сделают свой первый шаг Это весьма волнующий момент! Помимо этого, малыш теперь стоит без поддержки и наклоняется, чтобы подобрать какой-нибудь предмет. Из положения сидя он легко встает на четвереньки. Он пытается на все залезть.

Мелкая моторика ребенка

Ребенок все лучше манипулирует большим и указательным пальцами. Он научился выпускать из рук предметы и обожает бросать их один за другим. Теперь ему знакомы понятия высокого и низкого, твердого и мягкого, содержащего и содержимого, глубины. Он обожает складывать предметы один в другой, чтобы в результате получилось одно целое; ему особенно нравится класть различные вещи себе на голову. Он может взять в руки карандаш и чиркать им по бумаге. Он открывает все доступные ему ящики.

Когда малыш бодрствует

Ваш ребенок начинает понимать, что общение — это двусторонний процесс. Если вы спрашиваете его, где его живот, глаза или нос, он показывает на них пальцем. Теперь он понимает такие волшебные слова, как «пожалуйста» и «спасибо»: непременно используйте их как можно чаще!

Ему очень нравится толкать, бросать и переворачивать предметы. Он обожает играть в прятки: эта игра учит его тому, что вещь, которую он только что видел, может исчезнуть, а мгновение спустя появиться снова.

Его речь становится более четкой. В целом это довольно невнятный лепет, однако некоторые дети уже умеют говорить два-три «слова-предложения» («папа», «бобо», «кака»...), значение которых зависит от конкретной ситуации!

У малыша отличная зрительная память: часто он замечает детали, на которые вы могли не обратить внимания, — например, что какой-то предмет мебели оказался не на своем месте. То, что ребенок придает большое значение порядку, нормально: причина этого — его сильная потребность в безопасности.

Здоровье ребенка

Двенадцатый месяц: посещение участкового педиатра

В двенадцать месяцев рост младенца составляет около 74см, вес — 9,7 кг, окружность черепа достигает примерно 46 см.

Как мы уже говорили выше, малыш вот-вот пойдет — если еще не пошел! Кто лучше вашего лечащего врача сможет помочь вам на этом этапе, в этой совершенно новой вселенной, которая открывается перед вашим ребенком и перед вами?

Прививки

В соответствии с национальным календарем прививок в России в двенадцать месяцев проводится четвертая вакцинация против вирусного гепатита В (дети из группы риска) и вакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита.

Новые вакцины против ветряной оспы и гастроэнтерита. Эти две вакцины появились в последние годы, их цель — защитить младенцев от распространенных и не представляющих опасности детских болезней. Каждый год лаборатории пытаются убедить педиатров в необходимости ввести в употребление вакцину против гастроэнтерита и включить ее в календарь прививок — и каждый раз им отказывают!

Это неплохо: мы категорически не рекомендуем эти вакцины, ведь в их активную формулу входят те или иные токсичные или аллергенные вещества. Воздействие таких прививок на весьма уязвимые и все еще формирующиеся пищеварительную и иммунную системы ребенка представляется нам неблагоприятным, притом что их польза невелика. На деле указанные болезни не угрожают жизни ребенка и не имеют для него тяжелых последствий. Напротив, они даже благотворно влияют на процессы роста и формирования иммунной системы малыша. Лучше сконцентрироваться на обязательных прививках от болезней, дающих неблагоприятные последствия.

Кроме того, в западных странах система лечения этих детских болезней проста и весьма надежна. В тяжелых случаях всегда доступно стационарное лечение. К тому же спектр естественных препаратов позволяет быстро и эффективно вылечить болезнь, практически сведя к минимуму такие ее неблагоприятные симптомы, как боль, зуд или вторичная инфекция.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Неосложненные инфекции мочевых путей. В более старшем возрасте инфекции мочевых путей будут возникать прежде всего у девочек, однако в этом возрасте такие инфекции могут проявляться у всех детей. Пузырный рефлюкс, благоприятствующий развитию инфекций, чаще всего вызывают симптомы мальформации одного или нескольких элементов мочевых путей. В зависимости от выявленной мальформации, ваш врач/хирург может принять решение о проведении раннего хирургического вмешательства.

Диагностирование инфекции основывается на результатах цитобактериологического исследования мочи, подтверждающего наличие в ней бактерий. Присутствие бактерий приводит к воспалению слизистых, инфекции и симптоматической реакции (жар и опасность проникновения инфекции в почки, что впоследствии может при вести к пиелонефриту: это заболевание крайне тяжело переносится в детском возрасте, вот почему детей до года в такой ситуации практически всегда госпитализируют). Выбор подходящего метода лечения в этом возрасте крайне важен, так как болезнь может влиять на жизненный прогноз ребенка: для лечения используются прежде всего антибиотики и симптоматические препараты (жаропонижающее).

Гомеопатические средства в помощь

В зависимости от того, какие бактерии были обнаружены: Чаще всего возбудителем заболевания является кишечная палочка (Escherichia coli). В таком случае давайте ребенку «Кол-либациллинум 15 СН».

Дозировка: 1 доза как можно раньше при проявлении симптомов, затем 1 раз в день до выздоровления. Продолжайте давать препарат в качестве фоновой терапии по 1 разу в неделю, пока не исчезнет мальформация. В зависимости от состояния организма ребенка:

  • Довольно худой ребенок хрупкого телосложения: «Туберку-линум 15 СН», по 1 дозе в неделю в качестве фоновой терапии.
  • Постоянные слезы от боли при мочеиспускании, моча светлая: «Капсикум ануум 5 СН».
  • Моча мутная: «Кантарис 9 СН».
  • Также можно облегчить состояние ребенка противовоспалительными средствами: «Белладонна 9 СН», «Арника 9 СН» и «Апис меллифика 15 СН».

Дозировка: по 2 гранулы (каждого) выбранного средства раз в час, применять реже и отменять по мере улучшения состояния. В зависимости от ситуации может понадобиться до нескольких месяцев фонового лечения. Руководствуйтесь длительностью аллопатического лечения.

Незначительные проблемы со сном

В большинстве случаев ночные кошмары возникают несколько позже, к двум-трем годам (это связано с формированием нервной системы и психики), однако подчас они могут появляться и в последнем триместре первого года жизни. Кроме того, не забывайте о бессонных ночах во время прорезывания зубов и других проблемах со сном в детском возрасте. В этот период страхи связаны с боязнью чужого, с ростом самостоятельности ребенка, а также с постоянным обучением новому и ежедневно возникающими новыми раздражителями.

Пробуждение обычно случается в начале ночи, а иногда и по нескольку раз за ночь: ребенок просыпается в страхе, с криком. Такие эпизоды сопровождаются видимыми физическими симптомами (учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное потоотделение, сильные слезы). После этого малыш сразу же засыпает и потом совершенно ничего не помнит о случившемся. Не будите его и не берите на руки, несмотря на то что его состояние внушает вам страх. Лучше всего помогут нежные слова, мягкий и нежный тактильный контакт. Такие эпизоды обычно проходят к полутора годам, порой они могут вновь возникнуть в дошкольном возрасте.

Полезные природные средства

Если эти ночные кошмары повторяются слишком часто, а в особенности если вам кажется, что они сказываются на общем состоянии ребенка, обратитесь к врачу: они могут свидетельствовать о какой-либо ранее не выявленной у малыша патологии.

  • Ночные кошмары и страх темноты (ребенок плачет, если в его комнате гасят свет, и вы вынуждены оставлять включенным ночник): «Страмониум 15 СН».
  • Ночные кошмары, облегчение кишечника и мочевого пузыря в течение ночи, большой аппетит днем, при этом ребенка трудно успокоить: «Гиосциамус нигер 15 СН» и составной препарат «Пассифлора» либо «Пассифлора 4 СН».
  • Беспокойный сон, приводящий к сонливости и раздражительности в течение дня: «Хамомилла 15 СН».

Дозировка: вечером по 2 гранулы (каждого) препарата (или по 1 дозе в неделю), пока проявляются симптомы, а затем еще в течение 15 дней — месяца после их исчезновения. Наконец, существуют также специальные и весьма эффективные педиатрические сиропы, в состав которых входят растения, способствующие хорошему сну.

«Смотри, как я умею!»

Малыши пошустрее к этому возрасту уже ходят сами. Появляются новые игрушки — те, которые используются при ходьбе. Одни любят идти и что-то толкать перед собой, другие — идти и тянуть, третьи — идти и нести игрушки. Если ваш ребенок предпочитает толкать, значит, нужны игрушки-толкалки. Если тянуть, обзаводитесь игрушками на веревочке.

Эксперименты с собственным телом вступают в новую фазу: кроха кувыркается, занимает различные непривычные позиции, чтобы посмотреть на мир под другим углом зрения. И эту активность очень важно поддержать. Вот он рассматривает вас, свесив голову с дивана: «Очень интересно! А я вот как могу», — говорите вы и тоже ложитесь рядом вниз головой.

Пора начинать играть в «праздник хвастовства», суть которого сводится к простой, всем известной формуле: «Смотри, как я умею!» Играют все — и родители, и их друзья, и дети друзей. «Праздник хвастовства» — крайне полезная игра. Во-первых, она мотивирует ребенка на новые достижения, ну а во-вторых... В нашем обществе не принято гордиться своими успехами. Это расценивается как хвастовство, а хвастаться неприлично. Считается, что любого человека (не только девушку) украшает скромность, и мы с раннего детства внушаем нашим детям это правило. В итоге повзрослевшие дети оказываются не в состоянии осознать меру собственных способностей и умений, оценить свои сильные и слабые стороны.

Одним словом, у них не формируется адекватная самооценка и нормальная уверенность в своих силах.

Проводя занятия в детском саду, я вижу, как велика у малышей потребность в том, чтобы демонстрировать кому-то свои успехи. Стоит мне переступить порог, и сразу со всех сторон доносится: «А смотрите, что я научилась делать! А вот что у меня получается!» Детям очень нужно делиться этой радостью со взрослыми. Хотите, чтобы ваш ребенок и в дальнейшем стремился развиваться, преодолевать трудности, решать новые задачи? Тогда не гасите в нем эту потребность. Играйте со своим малышом в «праздник хвастовства», и, повзрослев, он не будет стесняться самого себя. Он легко и без самодовольства сможет рассказать о своих способностях и умениях тем, кто его об этом спросит, например, работодателю. А ведь, согласитесь, это очень важно во взрослой жизни.

Страх высоты. В семь-восемь месяцев малыш совершенно спокойно сидел у папы на плечах, но ближе к году почему-то начинает этого бояться. Не удивляйтесь такому изменению поведения. Оно свидетельствует об очень важном новообразовании: у ребенка сформировалась способность мыслить на один шаг вперед. Теперь он не просто карабкается вверх, но уже заранее думает о том, сможет ли потом спуститься. Это не страх высоты как таковой, а страх оказаться беспомощным.

Как избежать возникновения этого страха?

  • Страхуйте ребенка. Вы должны быть рядом. Некоторые папы придерживаются другого принципа и специально отходят в сторону: «Ничего, пускай бухнется. Поймет, что нельзя так высоко залезать». В данном случае этот метод не срабатывает. Если сейчас вы бросите малыша в опасной ситуации, его чувство доверия будет подорвано. Последствия таких действий родителей хорошо видны на детской площадке. Понаблюдайте за разными детьми. Вот взрослые подвели ребенка к турнику, подняли, помогли зацепиться. Через несколько секунд у малыша устают руки, и ему хочется спрыгнуть. Но турник высокий, до земли далеко. Дети, у которых сформировано доверие к окружающему миру, не задумываясь, отпускают турник — они знают, что мама с папой их подхватят. А вот ребенок, который не уверен в своих родителях, держится из последних сил, но рук не разжимает. «Прыгай, я тебя поймаю! Давай!» — кричит папа. А кроха висит и плачет. И только когда его обхватят руки взрослого, когда он почувствует, что его действительно держат, он решается разжать пальцы. О чем говорит такое поведение? О том, что взрослые где-то совершили ошибку, где-то не поддержали, где-то обманули доверие малыша. И в результате им овладело ощущение своей беспомощности. Чтобы этого не произошло, ребенок должен быть уверен, что мама с папой рядом и всегда придут на помощь.
  • Не запугивайте, не останавливайте со словами: «Упадешь! Бо-бо! Страшно!» и т. д. Запуганный ребенок перестает стремиться к новому.
  • Играйте в игры, которые знакомят ребенка с понятием высоты. Например, в уже известный нам «самолетик». При этом малыш должен чувствовать себя в полной безопасности.
  • Учите ребенка слезать по лестнице, стоя прямо за его спиной и придерживая его руками.

Куда идем мы с мамой? В этом возрасте малышу очень полезно ходить с родителями в магазин. Почему именно в магазин? Потому что там много посторонних людей. Времена, когда он боялся незнакомых, позади, теперь кроха готов общаться. Более того, если у него правильно формируется отношение к окружающему миру, он может выразить свою симпатию или антипатию. Тому, кто нравится, малыши чаще всего протягивают игрушку, как бы говоря: «Ты мне интересен. Было бы здорово поиграть с тобой».

Итак, вы собрались «выйти в свет», то есть отправиться за покупками. Не стоит начинать с супермаркетов. Для первого раза зайдите в небольшой магазинчик минут на 15 — за самым необходимым. Попросите малыша помочь вам: «Я тебе буду давать коробки, а ты клади их в тележку. Какое молоко выбираем: с коровкой или с пчелкой?» Если вы привлечете кроху к выбору покупок, это станет настоящим развивающим занятием.

Еще одно хорошее «магазинное» упражнение — «Где что находится». Вот мама идет между полками и говорит ребенку: «Где же стоит молочко?», «А где яблоки?» Пусть малыш ищет и показывает вам.

Осязательные эксперименты. Познание мира на ощупь продолжается. Годовалого ребенка интересуют желеобразные, липкие субстанции. Ему очень нравится перемешивать что-либо, в том числе еду. Трогать ее руками.

Обращайте внимание ребенка на разные поверхности под ногами: пройдитесь с ним босиком по камешкам, по гладкому полу, по ковру. Помните, что он только начал ходить, и осязание через ступни для него — принципиально новое ощущение. Возьмите клеящуюся бумагу, прикрепите ее липкой стороной вверх с помощью малярного скотча и дайте малышу пройтись по клейкой поверхности, поиграть на ней. Дети обожают эту игру и с удовольствием прилипают к полу руками и ногами.

Игры со звуком. Ребенок горит желанием узнавать новые звуки и экспериментирует со своим голосом — иногда вскрикивает, иногда что-то невнятно бормочет. Будет полезно позаниматься различными упражнениями, связанными с пением: не забывайте про колыбельные, пойте их вместе с малышом.

Наполнение и заполнение. Поставьте перед ребенком мисочку и чашку. В миску налейте воды и покажите, как можно ложкой переливать воду в чашку. В более раннем возрасте малыш просто начал бы стучать ложкой по воде, а вот к году его заинтересует процесс переливания. Можно положить в воду несколько ягод — малинку, клубничку, земляничку, которые он может вылавливать и съедать.

Во время кушания бросьте в ванну несколько плавающих игрушек и дайте ребенку маленькое ситечко, которым он будет их вылавливать и складывать к себе в ведерко. Это занятие хорошо развивает координацию движений.

Рисунки на муке. Я уже говорила о рисовании манкой. Теперь можно использовать и муку. Почему не раньше? Потому что совсем недавно вашему ребенку больше всего нравилось стучать, и мука во время таких занятий разлеталась бы по всему дому. Теперь малыш повзрослел. Как можно рисовать?

Первый способ: набрать в кулачок муку и высыпать по чуть-чуть. Это очень сложное упражнение, далеко не всем оно дается сразу. Поначалу кроха будет сразу разжимать кулачок. Ваша задача — научить его управлять движениями собственной руки. Сжимаем кулачок — мука не сыплется, разжимаем — сыплется.

Второй способ: рисование по муке. Возьмите поднос с высокими краями. Линейкой разровняйте на нем муку. Если с двух сторон на концы линейки надеть резинки для бумаги, получится фиксированная толщина слоя муки. По этому слою ребенок будет не только рисовать пальцами, но и попытается сам стирать линейкой: нарисовал — стер, снова нарисовал. Чем полезно это занятие с психологической точки зрения? Малыш получает опыт совершенствования своих навыков: он всегда может попытаться исправить рисунок, сделать его еще лучше. Да, его творчество при этом исчезает, но зато есть возможность творить дальше. Этот опыт пригодится в песочнице. Вот он создал что-то из песка, а другой ребенок подошел и сломал. Обидно, конечно. Но если ваш кроха имеет опыт игры с мукой, он знает, что беда поправима, и вы сможете его быстро утешить, сказав: «В следующий раз у тебя получится еще лучше».

Как рисовать по муке? Можно пальцами, можно ладошкой, можно каким-нибудь предметом. Если провести по муке расческой с редкими зубчиками, появятся дорожки. Если прокатить сенсорный мячик с шипами, останутся не линии, а точки. Возможности для экспериментов поистине безграничны, и в каждом случае будет получаться что-то особенное.

Не надо спрашивать: «Что это?» Маленький ребенок не знает ответа на этот вопрос. Когда он рисует, у него нет цели изобразить что-то конкретное — он изучает свойства предметов. Все, что он видит, — это след, который они оставляют. Ваш малыш находится на этапе освоения художественных средств, сюжеты ему пока недоступны.

Речевое развитие. До сих пор малыш называл предметы: «ава», «няня», «баба». Теперь появляются слова, обозначающие действие: «ить» — пить, «тели-тели» — летели-летели.

Для развития речи необходимо читать книжки. От непромокаемых, нервущихся пора переходить к обычным бумажным. Главное — чтобы они были интерактивными, то есть содержали детали, которые можно не только рассмотреть, но и потрогать, подвигать, может быть, даже отыскать какой-то секретик.

Как читать? Многие мамы жалуются: «Мы садимся читать — он отталкивает мою руку, слезает с коленок и убегает». Та привычная для нас, идеальная картина, когда мама сидит с малышом на диване и читает, не имеет никакого отношения к этому возрасту. Годовалому ребенку интересны ваши действия, ваши эмоции, ваша мимика. Ему хочется развернуться и посмотреть, как вы изображаете в лицах «Репку» или «Колобка». Поэтому если вы хотите, чтобы малыш с удовольствием слушал, как вы читаете, его нужно посадить не рядом и не на колени — а напротив себя. Пусть вас не смущает, что он смотрит на картинки вверх ногами. Это пока не имеет значения. Или сядьте к нему вполоборота, чтобы он видел и рисунки в книжке, и ваше лицо.

Приучение к горшку

Некоторые мамы высаживают своих детей с самого раннего возраста. Как показывает практика, независимо от усилий родителей способность контролировать себя возникает у ребенка не раньше полутора лет. Если вы готовы следить за биологическими часами крохи, подлавливать моменты — подлавливайте, это может привести к существенной экономии памперсов. Но ускорить процесс формирования самоконтроля вам таким образом не удастся.

Чтобы осознанно пользоваться горшком, ребенок должен:

  • ходить;
  • садиться;
  • самостоятельно снимать штанишки;
  • понимать обращенные к нему слова;
  • сообщать о своих желаниях с помощью слов или жестов;
  • подражать взрослым или старшим детям;
  • выполнять указания взрослых;
  • ценить похвалу и стремиться ее заслужить.

Разумеется, даже самый развитый годовалый малыш умеет далеко не все из перечисленного. И тем не менее, если вы еще не купили горшок, пора это сделать. Зачем? Да просто чтобы ребенок привыкал на нем сидеть. Поначалу он может садиться, даже не снимая штанишек и памперсов, просто как на стульчик.

Каким должен быть горшок? Удобным, устойчивым, большим, лучше всего пластиковым (металлические очень холодные, на них неприятно садиться). Ни в коем случае не пользуйтесь горшком с поясом — пристегивать малыша нельзя.

Где должен находиться горшок — в туалете или в комнате — принципиального значения не имеет, но я все-таки рекомендую не фиксировать малыша на туалете. Лучше всего, если горшок будет «путешествовать» — сначала по квартире, а затем и за ее пределы (в гости, в отпуск). Если вы приучите ребенка пользоваться горшком в разных местах, а не только в своем туалете или в своей комнате, то в дальнейшем вас не коснется одна довольно распространенная проблема. Дело в том, что дети, привыкшие ходить в туалет только в определенном месте, могут испытывать трудности в детском саду и в начальной школе. В своей практике я сталкивалась с такими ситуациями, когда «домашний» ребенок, придя в первый класс, боялся воспользоваться школьным туалетом и приходил домой с испачканными штанишками.

Если малыш однажды сходил на горшок, это еще не значит, что теперь он так будет делать всегда. Возможно, через какое-то время он снова откажется на него садиться. В этом случае подумайте, не слишком ли вы торопитесь и настаиваете на своем? Может быть и другая причина такого поведения: кроха уже созрел для того, чтобы сесть на унитаз. Например, в семьях, где есть старшие дети, малыши иногда вообще минуют стадию горшка и сразу усаживаются на специальное детское сидение для унитаза: они видят, как это делают их братья и сестры, и стремятся им подражать.

«Плохое поведение»

Привычка кусаться. Мы уже говорили, что она возникает, когда у малыша режутся зубки: он кусает мамину грудь и смотрит на реакцию. Эта привычка может сохраняться и в будущем, но теперь кроха кусает уже не мамину грудь, а руки, ноги взрослых. Цель этого кусания все та же: посмотреть, что вы будете делать.

Родители чаще всего реагируют бурно: «А! Что ты наделал?! Ведь бабушке больно!» Или смеются: «Вот ты какой кусачий у нас!» Какой бы ни была ваша реакция, она будет неправильной. Правильная реакция — это никакой реакции. Не фиксируйте внимания на том, что произошло. Ребенок вас укусил — скажите: «Нельзя кусаться. Пойдем поиграем». И все. Не давайте ему возможности насладиться вашими эмоциями. Просто установите запрет.

Некоторые советуют укусить в ответ. Ни в коем случае! Нельзя отвечать агрессией на агрессию. Во-первых, малыш сделает вывод: «Если это делают взрослые, значит, это могу делать и я». Ну и во-вторых, агрессия — это пусть отрицательное, но все же внимание. А именно его ребенок и добивается.

Если малыш пытается вас укусить, попробуйте слегка прикрыть ему рот рукой и сказать: «Нельзя кусаться». Ваш жест не должен выглядеть как наказание, это просто предостерегающее действие. Таким образом вы уже на уровне движения зафиксируете запрет кусаться, и в дальнейшем, если у ребенка появится такое желание, будет достаточно просто притронуться к его губам.

«Он убегает от расчески». Очень многие родители жалуются, что их годовалый ребенок не любит причесываться и мыть голову. Не зря я советую начинать причесывать малыша еще на четвертом месяце! Возможно, это кажется нелепым и бессмысленным, зато те, кто следуют моему совету, не испытывают подобных трудностей.

К году в волосах уже могут образовываться колтуны, и расчесывание становится необходимой процедурой. Тем не менее, если малыш не привык, что за его головой ухаживают, сейчас лучше и не начинать. Самым простым выходом для вас будет короткая стрижка. Постригли — и пока больше не возвращайтесь к этой теме.

Если вам все-таки очень хочется попытаться приучить кроху к расческе, можно для начала предложить ему потренироваться на кукле, а потом сказать: «Давай ты будешь причесывать куклу, а я — тебя». Разумеется, при этом ни в коем случае нельзя делать больно, а при расчесывании колтунов это не так-то просто. Существуют специальные средства для облегчения расчесывания. Воспользуйтесь ими.

«Он отказывается от еды. Капризничает за столом». Эта проблема особенно беспокоит бабушек. Давайте разберемся, с чем может быть связан отказ от еды?

  • Ребенок заболел. Аппетит снижается естественным образом, организм вырабатывает самый простой механизм борьбы с болезнью — лечебное голодание. Если вы сейчас будете пытаться всеми правдами-неправдами накормить малыша, скорее всего, его стошнит. Не впихивайте в него еду. Сколько смог, столько и съел.
  • Малыш хочет продемонстрировать свою самостоятельность. Возможно, он голоден и с удовольствием съел бы приготовленную вами кашу. Но ему крайне важно отстоять свое право на отказ. Он закрывает рот ладошкой, мотает головой из стороны в сторону: «Не буду!» Не надо уговаривать. Чем больше значения вы придаете несъеденной каше, тем чаще ребенок будет прибегать к такому способу привлечения внимания. Спокойно убирайте еду со стола до следующего приема пищи. Не поел сейчас — с удовольствием поест позже. Можете дать маленькое печенье в качестве перекуса. Но не превращайте жизнь в сплошное кормление. Чтобы дать крохе возможность проявить свой характер, не прибегая к капризам, предлагайте ему выбор: «Какое пюре ты сегодня будешь? Из этой баночки или из этой?» Если причиной отказа было желание проявить характер, малыш вполне удовлетворится своим выбором, и проблем с едой у вас не будет.
  • Ребенок не нагулял аппетит. Опять же, нельзя кормить насильно! Старайтесь придерживаться расписания кормлений, чтобы у малыша выработался определенный ритм работы желудочно-кишечного тракта. Ни в коем случае не давайте ему сладкого. Увеличьте количество прогулок, введите домашнюю гимнастику и т. д. Сделайте жизнь ребенка более насыщенной и подвижной.
  • Недоверие к новому блюду. Тревожные дети очень настороженно относятся ко всему новому. Если вы вводите в рацион такого ребенка новое блюдо, покажите ему, что оно действительно вкусное — съешьте его сами на глазах у малыша. Если и после этого кроха продолжает отказываться, возможно, эта пища ему просто не нравится.
  • Возбуждение. Некоторые дети отказываются от еды, если находятся в возбужденном состоянии. В этом случае не следует садиться за еду сразу после активных игр и развлечений. Подождите, пока малыш успокоится.

Чего не надо делать, если вы хотите, чтобы у ребенка не было проблем с едой?

  • Не стремитесь запихнуть в него все, что было на тарелке. Раз и навсегда откажитесь от принципа «Не выйдешь из-за стола, пока все не съешь».
  • Не торопите. Чем медленнее ребенок ест, тем лучше он прожевывает, тем лучше работает его пищеварительный тракт. Разумеется, время на принятие пищи необходимо ограничивать. Малыш должен знать, что через какое-то время вы просто уберете еду со стола. Это будет стимулировать его не засиживаться над тарелкой. Но говорить: «Кушай быстрее, доедай», — нельзя.
  • Не разговаривайте по телефону, когда кормите ребенка. Посвятите это время ему. Не видя вашего внимания, малыш начинает чувствовать себя ненужным.
  • Не включайте телевизор, не играйте в театр одного актера, не устраивайте представлений. Это затягивает прием пищи, сбивает работу желудочно-кишечного тракта. Когда мы читаем книжку или смотрим телевизор во время еды, желудок выделяет намного меньше ферментов и пища хуже усваивается. А это верный путь к гастриту.
  • Не пытайтесь купить аппетит сладостями: «Съешь суп, тогда получишь конфету».

Семейная «конституция»

Теперь, когда в жизни малыша появились запреты, между родителями могут возникнуть серьезные разногласия по вопросам воспитания. Иногда эти разногласия приводят к самым настоящим конфликтам, взаимным обидам и претензиям. Когда ко мне приходят с подобными проблемами, я предлагаю супругам сесть вместе и выработать свод правил во взаимоотношениях с ребенком. Имея на руках такую «конституцию», договариваться намного легче. Вот какие основные правила, на мой взгляд, должны быть в ней записаны:

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и никогда не задаваться вопросом, в кого он такой уродился. Не пытайтесь его исправить. Это бесполезно. Шумного непоседу вы никогда не сделаете созерцательным мечтателем и наоборот. Смысл воспитания в том, чтобы направлять и развивать те задатки, которые есть, а не ломать и не пытаться отыскать то, чего нет.
  2. Решающий фактор в воспитании — личный пример родителей. Если мама неряха, малыша будет очень сложно приучить к порядку. Не нужно думать, что вы воспитываете ребенка словами. Вы воспитываете его, когда просто существуете рядом.
  3. Не запугивать!
  4. Никогда не делать за ребенка того, что он может сделать сам. Придерживаясь этого правила, вы укрепляете самооценку малыша. Чем больше он может сам, тем увереннее он себя чувствует и тем меньше у него страхов.
  5. Никогда не оспаривать воспитательные методы другого родителя в присутствии ребенка. Для крохи очень важно, чтобы мама и папа были заодно. Пусть, с его точки зрения, они сейчас поступают несправедливо. Но зато он точно знает, что родители — это стена, за которой можно укрыться, на которую можно опереться. Если же вы с мужем представляете собой две отдельно стоящие штакетины, это, с одной стороны, дает возможность юлить и манипулировать каждым по отдельности, а с другой — рождает чувство неуверенности и незащищенности.
  6. Поддерживать авторитет супруга в глазах ребенка, не допускать пренебрежительных фраз в его адрес. Если вы не согласны с супругом, не выясняйте отношения при ребенке. Оставшись наедине, вы можете обсудить возникшие разногласия и попытаться найти приемлемое для обоих решение. Подчеркиваю — для обоих. Папа и мама должны выработать единую тактику относительно того, что они разрешают, а что запрещают. Невозможно поддерживать мирный договор, если его соблюдает только одна сторона.

Очень важно, чтобы мама поддерживала авторитет папы не только тогда, когда он принимает жесткие решения, иначе папа превращается в цербера, которого мама боится ослушаться: «Ну, ты же знаешь, что папа не разрешает!» Говорите с уважением об инициативах мужа: «А папа предложил пойти в зоопарк. Здорово, правда?» Такие фразы обязательно должны звучать в вашей семье.

Первый день рождения

Вы наверняка уже задумываетесь о том, как лучше всего отпраздновать это событие. Если вы планируете нечто грандиозное, хочу сразу предупредить — ребенок не оценит ваших усилий. Это будет праздник для взрослых, сам же виновник торжества останется совершенно равнодушен к щедрому застолью и торжественным речам.

На мой взгляд, чтобы отметить день рождения с другими детьми, вполне достаточно прийти на детскую площадку и вручить товарищам по песочнице мыльные пузыри или еще какие-то сувениры. Кстати, это очень полезно для социализации крохи в среде сверстников. Ведь в этом дворе ему расти и строить свои отношения.

Если вы все же решили устроить настоящий праздник, помните, что нарушать режим питания, прогулок и сна не стоит даже по такому радостному случаю, иначе слез и истерик вам не избежать. Не нужно также включать громкую музыку, приглашать клоунов и большое количество гостей — все это может сильно напугать именинника.

Если вы собираетесь позвать в гости знакомых малышей, обязательно сообщите их мамам и папам короткую программу праздника (не более 1,5 часов), чтобы каждый мог соотнести ее с режимом дня своего ребенка.

Лучше всего наметить основные торжества на период после дневного сна. Малыш будет в хорошем настроении, а вы успеете завершить необходимые приготовления. Сейчас в интернете легкодоступны любые сценарии детских праздников. Обратите внимание на те, что требуют изменения атмосферы в доме. Даже самые интересные конкурсы пройдут для малыша незамеченными, а вот разноцветные флажки на люстре вызовут подлинный интерес.

Вы сильно облегчите жизнь своим близким, если заранее продумаете, какой именно подарок они могли бы подарить малышу.

Вот несколько вариантов:

  • Машина-каталка;
  • Игровая палатка-домик;
  • Конструктор с крупными и яркими деталями;
  • Музыкальные инструменты: маленькие пианино, гитара;
  • Пальчиковые краски;
  • Велосипед — с ручкой для мамы, малыш сам еще ехать не сможет;
  • Можно начать традицию — каждый год дарить по золотой/серебряной монетке.

Сразу после задувания свечки на праздничном торте лучше всего пойти гулять на улицу. Детям сложно долго находиться вместе в замкнутом помещении, а их социальные навыки еще совсем не развиты, так что ожидать тихих совместных игр не приходится. После возвращения домой малыш должен снова оказаться в привычной для него тихой и спокойной обстановке. Уберите из детской комнаты все украшения, они будут мешать крохе расслабиться. Не позднее чем за 2 часа до отхода ко сну ритм вашей жизни должен вернуться к нормальному, а все гости разъехаться по домам.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 1866 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…