Двенадцатый месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход
Малыш уже вот-вот пойдет.
Он вовсю передвигается, держась за ваши руки или за одну руку либо даже опираясь на мебель. Кроме того, он может ходить, придерживаясь рукой за стенку. В этот месяц многие дети сделают свой первый шаг Это весьма волнующий момент! Помимо этого, малыш теперь стоит без поддержки и наклоняется, чтобы подобрать какой-нибудь предмет. Из положения сидя он легко встает на четвереньки. Он пытается на все залезть.
Мелкая моторика ребенка
Ребенок все лучше манипулирует большим и указательным пальцами. Он научился выпускать из рук предметы и обожает бросать их один за другим. Теперь ему знакомы понятия высокого и низкого, твердого и мягкого, содержащего и содержимого, глубины. Он обожает складывать предметы один в другой, чтобы в результате получилось одно целое; ему особенно нравится класть различные вещи себе на голову. Он может взять в руки карандаш и чиркать им по бумаге. Он открывает все доступные ему ящики.
Когда малыш бодрствует
Ваш ребенок начинает понимать, что общение — это двусторонний процесс. Если вы спрашиваете его, где его живот, глаза или нос, он показывает на них пальцем. Теперь он понимает такие волшебные слова, как «пожалуйста» и «спасибо»: непременно используйте их как можно чаще!
Ему очень нравится толкать, бросать и переворачивать предметы. Он обожает играть в прятки: эта игра учит его тому, что вещь, которую он только что видел, может исчезнуть, а мгновение спустя появиться снова.
Его речь становится более четкой. В целом это довольно невнятный лепет, однако некоторые дети уже умеют говорить два-три «слова-предложения» («папа», «бобо», «кака»...), значение которых зависит от конкретной ситуации!
У малыша отличная зрительная память: часто он замечает детали, на которые вы могли не обратить внимания, — например, что какой-то предмет мебели оказался не на своем месте. То, что ребенок придает большое значение порядку, нормально: причина этого — его сильная потребность в безопасности.
Здоровье ребенка
Двенадцатый месяц: посещение участкового педиатра
В двенадцать месяцев рост младенца составляет около 74см, вес — 9,7 кг, окружность черепа достигает примерно 46 см.
Как мы уже говорили выше, малыш вот-вот пойдет — если еще не пошел! Кто лучше вашего лечащего врача сможет помочь вам на этом этапе, в этой совершенно новой вселенной, которая открывается перед вашим ребенком и перед вами?
Прививки
В соответствии с национальным календарем прививок в России в двенадцать месяцев проводится четвертая вакцинация против вирусного гепатита В (дети из группы риска) и вакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита.
Новые вакцины против ветряной оспы и гастроэнтерита. Эти две вакцины появились в последние годы, их цель — защитить младенцев от распространенных и не представляющих опасности детских болезней. Каждый год лаборатории пытаются убедить педиатров в необходимости ввести в употребление вакцину против гастроэнтерита и включить ее в календарь прививок — и каждый раз им отказывают!
Это неплохо: мы категорически не рекомендуем эти вакцины, ведь в их активную формулу входят те или иные токсичные или аллергенные вещества. Воздействие таких прививок на весьма уязвимые и все еще формирующиеся пищеварительную и иммунную системы ребенка представляется нам неблагоприятным, притом что их польза невелика. На деле указанные болезни не угрожают жизни ребенка и не имеют для него тяжелых последствий. Напротив, они даже благотворно влияют на процессы роста и формирования иммунной системы малыша. Лучше сконцентрироваться на обязательных прививках от болезней, дающих неблагоприятные последствия.
Кроме того, в западных странах система лечения этих детских болезней проста и весьма надежна. В тяжелых случаях всегда доступно стационарное лечение. К тому же спектр естественных препаратов позволяет быстро и эффективно вылечить болезнь, практически сведя к минимуму такие ее неблагоприятные симптомы, как боль, зуд или вторичная инфекция.
Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение
Неосложненные инфекции мочевых путей. В более старшем возрасте инфекции мочевых путей будут возникать прежде всего у девочек, однако в этом возрасте такие инфекции могут проявляться у всех детей. Пузырный рефлюкс, благоприятствующий развитию инфекций, чаще всего вызывают симптомы мальформации одного или нескольких элементов мочевых путей. В зависимости от выявленной мальформации, ваш врач/хирург может принять решение о проведении раннего хирургического вмешательства.
Диагностирование инфекции основывается на результатах цитобактериологического исследования мочи, подтверждающего наличие в ней бактерий. Присутствие бактерий приводит к воспалению слизистых, инфекции и симптоматической реакции (жар и опасность проникновения инфекции в почки, что впоследствии может при вести к пиелонефриту: это заболевание крайне тяжело переносится в детском возрасте, вот почему детей до года в такой ситуации практически всегда госпитализируют). Выбор подходящего метода лечения в этом возрасте крайне важен, так как болезнь может влиять на жизненный прогноз ребенка: для лечения используются прежде всего антибиотики и симптоматические препараты (жаропонижающее).
Гомеопатические средства в помощь
В зависимости от того, какие бактерии были обнаружены: Чаще всего возбудителем заболевания является кишечная палочка (Escherichia coli). В таком случае давайте ребенку «Кол-либациллинум 15 СН».
Дозировка: 1 доза как можно раньше при проявлении симптомов, затем 1 раз в день до выздоровления. Продолжайте давать препарат в качестве фоновой терапии по 1 разу в неделю, пока не исчезнет мальформация. В зависимости от состояния организма ребенка:
- Довольно худой ребенок хрупкого телосложения: «Туберку-линум 15 СН», по 1 дозе в неделю в качестве фоновой терапии.
- Постоянные слезы от боли при мочеиспускании, моча светлая: «Капсикум ануум 5 СН».
- Моча мутная: «Кантарис 9 СН».
- Также можно облегчить состояние ребенка противовоспалительными средствами: «Белладонна 9 СН», «Арника 9 СН» и «Апис меллифика 15 СН».
Дозировка: по 2 гранулы (каждого) выбранного средства раз в час, применять реже и отменять по мере улучшения состояния. В зависимости от ситуации может понадобиться до нескольких месяцев фонового лечения. Руководствуйтесь длительностью аллопатического лечения.
Незначительные проблемы со сном
В большинстве случаев ночные кошмары возникают несколько позже, к двум-трем годам (это связано с формированием нервной системы и психики), однако подчас они могут появляться и в последнем триместре первого года жизни. Кроме того, не забывайте о бессонных ночах во время прорезывания зубов и других проблемах со сном в детском возрасте. В этот период страхи связаны с боязнью чужого, с ростом самостоятельности ребенка, а также с постоянным обучением новому и ежедневно возникающими новыми раздражителями.
Пробуждение обычно случается в начале ночи, а иногда и по нескольку раз за ночь: ребенок просыпается в страхе, с криком. Такие эпизоды сопровождаются видимыми физическими симптомами (учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное потоотделение, сильные слезы). После этого малыш сразу же засыпает и потом совершенно ничего не помнит о случившемся. Не будите его и не берите на руки, несмотря на то что его состояние внушает вам страх. Лучше всего помогут нежные слова, мягкий и нежный тактильный контакт. Такие эпизоды обычно проходят к полутора годам, порой они могут вновь возникнуть в дошкольном возрасте.
Полезные природные средства
Если эти ночные кошмары повторяются слишком часто, а в особенности если вам кажется, что они сказываются на общем состоянии ребенка, обратитесь к врачу: они могут свидетельствовать о какой-либо ранее не выявленной у малыша патологии.
- Ночные кошмары и страх темноты (ребенок плачет, если в его комнате гасят свет, и вы вынуждены оставлять включенным ночник): «Страмониум 15 СН».
- Ночные кошмары, облегчение кишечника и мочевого пузыря в течение ночи, большой аппетит днем, при этом ребенка трудно успокоить: «Гиосциамус нигер 15 СН» и составной препарат «Пассифлора» либо «Пассифлора 4 СН».
- Беспокойный сон, приводящий к сонливости и раздражительности в течение дня: «Хамомилла 15 СН».
Дозировка: вечером по 2 гранулы (каждого) препарата (или по 1 дозе в неделю), пока проявляются симптомы, а затем еще в течение 15 дней — месяца после их исчезновения. Наконец, существуют также специальные и весьма эффективные педиатрические сиропы, в состав которых входят растения, способствующие хорошему сну.
«Смотри, как я умею!»
Малыши пошустрее к этому возрасту уже ходят сами. Появляются новые игрушки — те, которые используются при ходьбе. Одни любят идти и что-то толкать перед собой, другие — идти и тянуть, третьи — идти и нести игрушки. Если ваш ребенок предпочитает толкать, значит, нужны игрушки-толкалки. Если тянуть, обзаводитесь игрушками на веревочке.
Эксперименты с собственным телом вступают в новую фазу: кроха кувыркается, занимает различные непривычные позиции, чтобы посмотреть на мир под другим углом зрения. И эту активность очень важно поддержать. Вот он рассматривает вас, свесив голову с дивана: «Очень интересно! А я вот как могу», — говорите вы и тоже ложитесь рядом вниз головой.
Пора начинать играть в «праздник хвастовства», суть которого сводится к простой, всем известной формуле: «Смотри, как я умею!» Играют все — и родители, и их друзья, и дети друзей. «Праздник хвастовства» — крайне полезная игра. Во-первых, она мотивирует ребенка на новые достижения, ну а во-вторых... В нашем обществе не принято гордиться своими успехами. Это расценивается как хвастовство, а хвастаться неприлично. Считается, что любого человека (не только девушку) украшает скромность, и мы с раннего детства внушаем нашим детям это правило. В итоге повзрослевшие дети оказываются не в состоянии осознать меру собственных способностей и умений, оценить свои сильные и слабые стороны.
Одним словом, у них не формируется адекватная самооценка и нормальная уверенность в своих силах.
Проводя занятия в детском саду, я вижу, как велика у малышей потребность в том, чтобы демонстрировать кому-то свои успехи. Стоит мне переступить порог, и сразу со всех сторон доносится: «А смотрите, что я научилась делать! А вот что у меня получается!» Детям очень нужно делиться этой радостью со взрослыми. Хотите, чтобы ваш ребенок и в дальнейшем стремился развиваться, преодолевать трудности, решать новые задачи? Тогда не гасите в нем эту потребность. Играйте со своим малышом в «праздник хвастовства», и, повзрослев, он не будет стесняться самого себя. Он легко и без самодовольства сможет рассказать о своих способностях и умениях тем, кто его об этом спросит, например, работодателю. А ведь, согласитесь, это очень важно во взрослой жизни.
Страх высоты. В семь-восемь месяцев малыш совершенно спокойно сидел у папы на плечах, но ближе к году почему-то начинает этого бояться. Не удивляйтесь такому изменению поведения. Оно свидетельствует об очень важном новообразовании: у ребенка сформировалась способность мыслить на один шаг вперед. Теперь он не просто карабкается вверх, но уже заранее думает о том, сможет ли потом спуститься. Это не страх высоты как таковой, а страх оказаться беспомощным.
Как избежать возникновения этого страха?
- Страхуйте ребенка. Вы должны быть рядом. Некоторые папы придерживаются другого принципа и специально отходят в сторону: «Ничего, пускай бухнется. Поймет, что нельзя так высоко залезать». В данном случае этот метод не срабатывает. Если сейчас вы бросите малыша в опасной ситуации, его чувство доверия будет подорвано. Последствия таких действий родителей хорошо видны на детской площадке. Понаблюдайте за разными детьми. Вот взрослые подвели ребенка к турнику, подняли, помогли зацепиться. Через несколько секунд у малыша устают руки, и ему хочется спрыгнуть. Но турник высокий, до земли далеко. Дети, у которых сформировано доверие к окружающему миру, не задумываясь, отпускают турник — они знают, что мама с папой их подхватят. А вот ребенок, который не уверен в своих родителях, держится из последних сил, но рук не разжимает. «Прыгай, я тебя поймаю! Давай!» — кричит папа. А кроха висит и плачет. И только когда его обхватят руки взрослого, когда он почувствует, что его действительно держат, он решается разжать пальцы. О чем говорит такое поведение? О том, что взрослые где-то совершили ошибку, где-то не поддержали, где-то обманули доверие малыша. И в результате им овладело ощущение своей беспомощности. Чтобы этого не произошло, ребенок должен быть уверен, что мама с папой рядом и всегда придут на помощь.
- Не запугивайте, не останавливайте со словами: «Упадешь! Бо-бо! Страшно!» и т. д. Запуганный ребенок перестает стремиться к новому.
- Играйте в игры, которые знакомят ребенка с понятием высоты. Например, в уже известный нам «самолетик». При этом малыш должен чувствовать себя в полной безопасности.
- Учите ребенка слезать по лестнице, стоя прямо за его спиной и придерживая его руками.
Куда идем мы с мамой? В этом возрасте малышу очень полезно ходить с родителями в магазин. Почему именно в магазин? Потому что там много посторонних людей. Времена, когда он боялся незнакомых, позади, теперь кроха готов общаться. Более того, если у него правильно формируется отношение к окружающему миру, он может выразить свою симпатию или антипатию. Тому, кто нравится, малыши чаще всего протягивают игрушку, как бы говоря: «Ты мне интересен. Было бы здорово поиграть с тобой».
Итак, вы собрались «выйти в свет», то есть отправиться за покупками. Не стоит начинать с супермаркетов. Для первого раза зайдите в небольшой магазинчик минут на 15 — за самым необходимым. Попросите малыша помочь вам: «Я тебе буду давать коробки, а ты клади их в тележку. Какое молоко выбираем: с коровкой или с пчелкой?» Если вы привлечете кроху к выбору покупок, это станет настоящим развивающим занятием.
Еще одно хорошее «магазинное» упражнение — «Где что находится». Вот мама идет между полками и говорит ребенку: «Где же стоит молочко?», «А где яблоки?» Пусть малыш ищет и показывает вам.
Осязательные эксперименты. Познание мира на ощупь продолжается. Годовалого ребенка интересуют желеобразные, липкие субстанции. Ему очень нравится перемешивать что-либо, в том числе еду. Трогать ее руками.
Обращайте внимание ребенка на разные поверхности под ногами: пройдитесь с ним босиком по камешкам, по гладкому полу, по ковру. Помните, что он только начал ходить, и осязание через ступни для него — принципиально новое ощущение. Возьмите клеящуюся бумагу, прикрепите ее липкой стороной вверх с помощью малярного скотча и дайте малышу пройтись по клейкой поверхности, поиграть на ней. Дети обожают эту игру и с удовольствием прилипают к полу руками и ногами.
Игры со звуком. Ребенок горит желанием узнавать новые звуки и экспериментирует со своим голосом — иногда вскрикивает, иногда что-то невнятно бормочет. Будет полезно позаниматься различными упражнениями, связанными с пением: не забывайте про колыбельные, пойте их вместе с малышом.
Наполнение и заполнение. Поставьте перед ребенком мисочку и чашку. В миску налейте воды и покажите, как можно ложкой переливать воду в чашку. В более раннем возрасте малыш просто начал бы стучать ложкой по воде, а вот к году его заинтересует процесс переливания. Можно положить в воду несколько ягод — малинку, клубничку, земляничку, которые он может вылавливать и съедать.
Во время кушания бросьте в ванну несколько плавающих игрушек и дайте ребенку маленькое ситечко, которым он будет их вылавливать и складывать к себе в ведерко. Это занятие хорошо развивает координацию движений.
Рисунки на муке. Я уже говорила о рисовании манкой. Теперь можно использовать и муку. Почему не раньше? Потому что совсем недавно вашему ребенку больше всего нравилось стучать, и мука во время таких занятий разлеталась бы по всему дому. Теперь малыш повзрослел. Как можно рисовать?
Первый способ: набрать в кулачок муку и высыпать по чуть-чуть. Это очень сложное упражнение, далеко не всем оно дается сразу. Поначалу кроха будет сразу разжимать кулачок. Ваша задача — научить его управлять движениями собственной руки. Сжимаем кулачок — мука не сыплется, разжимаем — сыплется.
Второй способ: рисование по муке. Возьмите поднос с высокими краями. Линейкой разровняйте на нем муку. Если с двух сторон на концы линейки надеть резинки для бумаги, получится фиксированная толщина слоя муки. По этому слою ребенок будет не только рисовать пальцами, но и попытается сам стирать линейкой: нарисовал — стер, снова нарисовал. Чем полезно это занятие с психологической точки зрения? Малыш получает опыт совершенствования своих навыков: он всегда может попытаться исправить рисунок, сделать его еще лучше. Да, его творчество при этом исчезает, но зато есть возможность творить дальше. Этот опыт пригодится в песочнице. Вот он создал что-то из песка, а другой ребенок подошел и сломал. Обидно, конечно. Но если ваш кроха имеет опыт игры с мукой, он знает, что беда поправима, и вы сможете его быстро утешить, сказав: «В следующий раз у тебя получится еще лучше».
Как рисовать по муке? Можно пальцами, можно ладошкой, можно каким-нибудь предметом. Если провести по муке расческой с редкими зубчиками, появятся дорожки. Если прокатить сенсорный мячик с шипами, останутся не линии, а точки. Возможности для экспериментов поистине безграничны, и в каждом случае будет получаться что-то особенное.
Не надо спрашивать: «Что это?» Маленький ребенок не знает ответа на этот вопрос. Когда он рисует, у него нет цели изобразить что-то конкретное — он изучает свойства предметов. Все, что он видит, — это след, который они оставляют. Ваш малыш находится на этапе освоения художественных средств, сюжеты ему пока недоступны.
Речевое развитие. До сих пор малыш называл предметы: «ава», «няня», «баба». Теперь появляются слова, обозначающие действие: «ить» — пить, «тели-тели» — летели-летели.
Для развития речи необходимо читать книжки. От непромокаемых, нервущихся пора переходить к обычным бумажным. Главное — чтобы они были интерактивными, то есть содержали детали, которые можно не только рассмотреть, но и потрогать, подвигать, может быть, даже отыскать какой-то секретик.
Как читать? Многие мамы жалуются: «Мы садимся читать — он отталкивает мою руку, слезает с коленок и убегает». Та привычная для нас, идеальная картина, когда мама сидит с малышом на диване и читает, не имеет никакого отношения к этому возрасту. Годовалому ребенку интересны ваши действия, ваши эмоции, ваша мимика. Ему хочется развернуться и посмотреть, как вы изображаете в лицах «Репку» или «Колобка». Поэтому если вы хотите, чтобы малыш с удовольствием слушал, как вы читаете, его нужно посадить не рядом и не на колени — а напротив себя. Пусть вас не смущает, что он смотрит на картинки вверх ногами. Это пока не имеет значения. Или сядьте к нему вполоборота, чтобы он видел и рисунки в книжке, и ваше лицо.
Приучение к горшку
Некоторые мамы высаживают своих детей с самого раннего возраста. Как показывает практика, независимо от усилий родителей способность контролировать себя возникает у ребенка не раньше полутора лет. Если вы готовы следить за биологическими часами крохи, подлавливать моменты — подлавливайте, это может привести к существенной экономии памперсов. Но ускорить процесс формирования самоконтроля вам таким образом не удастся.
Чтобы осознанно пользоваться горшком, ребенок должен:
- ходить;
- садиться;
- самостоятельно снимать штанишки;
- понимать обращенные к нему слова;
- сообщать о своих желаниях с помощью слов или жестов;
- подражать взрослым или старшим детям;
- выполнять указания взрослых;
- ценить похвалу и стремиться ее заслужить.
Разумеется, даже самый развитый годовалый малыш умеет далеко не все из перечисленного. И тем не менее, если вы еще не купили горшок, пора это сделать. Зачем? Да просто чтобы ребенок привыкал на нем сидеть. Поначалу он может садиться, даже не снимая штанишек и памперсов, просто как на стульчик.
Каким должен быть горшок? Удобным, устойчивым, большим, лучше всего пластиковым (металлические очень холодные, на них неприятно садиться). Ни в коем случае не пользуйтесь горшком с поясом — пристегивать малыша нельзя.
Где должен находиться горшок — в туалете или в комнате — принципиального значения не имеет, но я все-таки рекомендую не фиксировать малыша на туалете. Лучше всего, если горшок будет «путешествовать» — сначала по квартире, а затем и за ее пределы (в гости, в отпуск). Если вы приучите ребенка пользоваться горшком в разных местах, а не только в своем туалете или в своей комнате, то в дальнейшем вас не коснется одна довольно распространенная проблема. Дело в том, что дети, привыкшие ходить в туалет только в определенном месте, могут испытывать трудности в детском саду и в начальной школе. В своей практике я сталкивалась с такими ситуациями, когда «домашний» ребенок, придя в первый класс, боялся воспользоваться школьным туалетом и приходил домой с испачканными штанишками.
Если малыш однажды сходил на горшок, это еще не значит, что теперь он так будет делать всегда. Возможно, через какое-то время он снова откажется на него садиться. В этом случае подумайте, не слишком ли вы торопитесь и настаиваете на своем? Может быть и другая причина такого поведения: кроха уже созрел для того, чтобы сесть на унитаз. Например, в семьях, где есть старшие дети, малыши иногда вообще минуют стадию горшка и сразу усаживаются на специальное детское сидение для унитаза: они видят, как это делают их братья и сестры, и стремятся им подражать.
«Плохое поведение»
Привычка кусаться. Мы уже говорили, что она возникает, когда у малыша режутся зубки: он кусает мамину грудь и смотрит на реакцию. Эта привычка может сохраняться и в будущем, но теперь кроха кусает уже не мамину грудь, а руки, ноги взрослых. Цель этого кусания все та же: посмотреть, что вы будете делать.
Родители чаще всего реагируют бурно: «А! Что ты наделал?! Ведь бабушке больно!» Или смеются: «Вот ты какой кусачий у нас!» Какой бы ни была ваша реакция, она будет неправильной. Правильная реакция — это никакой реакции. Не фиксируйте внимания на том, что произошло. Ребенок вас укусил — скажите: «Нельзя кусаться. Пойдем поиграем». И все. Не давайте ему возможности насладиться вашими эмоциями. Просто установите запрет.
Некоторые советуют укусить в ответ. Ни в коем случае! Нельзя отвечать агрессией на агрессию. Во-первых, малыш сделает вывод: «Если это делают взрослые, значит, это могу делать и я». Ну и во-вторых, агрессия — это пусть отрицательное, но все же внимание. А именно его ребенок и добивается.
Если малыш пытается вас укусить, попробуйте слегка прикрыть ему рот рукой и сказать: «Нельзя кусаться». Ваш жест не должен выглядеть как наказание, это просто предостерегающее действие. Таким образом вы уже на уровне движения зафиксируете запрет кусаться, и в дальнейшем, если у ребенка появится такое желание, будет достаточно просто притронуться к его губам.
«Он убегает от расчески». Очень многие родители жалуются, что их годовалый ребенок не любит причесываться и мыть голову. Не зря я советую начинать причесывать малыша еще на четвертом месяце! Возможно, это кажется нелепым и бессмысленным, зато те, кто следуют моему совету, не испытывают подобных трудностей.
К году в волосах уже могут образовываться колтуны, и расчесывание становится необходимой процедурой. Тем не менее, если малыш не привык, что за его головой ухаживают, сейчас лучше и не начинать. Самым простым выходом для вас будет короткая стрижка. Постригли — и пока больше не возвращайтесь к этой теме.
Если вам все-таки очень хочется попытаться приучить кроху к расческе, можно для начала предложить ему потренироваться на кукле, а потом сказать: «Давай ты будешь причесывать куклу, а я — тебя». Разумеется, при этом ни в коем случае нельзя делать больно, а при расчесывании колтунов это не так-то просто. Существуют специальные средства для облегчения расчесывания. Воспользуйтесь ими.
«Он отказывается от еды. Капризничает за столом». Эта проблема особенно беспокоит бабушек. Давайте разберемся, с чем может быть связан отказ от еды?
- Ребенок заболел. Аппетит снижается естественным образом, организм вырабатывает самый простой механизм борьбы с болезнью — лечебное голодание. Если вы сейчас будете пытаться всеми правдами-неправдами накормить малыша, скорее всего, его стошнит. Не впихивайте в него еду. Сколько смог, столько и съел.
- Малыш хочет продемонстрировать свою самостоятельность. Возможно, он голоден и с удовольствием съел бы приготовленную вами кашу. Но ему крайне важно отстоять свое право на отказ. Он закрывает рот ладошкой, мотает головой из стороны в сторону: «Не буду!» Не надо уговаривать. Чем больше значения вы придаете несъеденной каше, тем чаще ребенок будет прибегать к такому способу привлечения внимания. Спокойно убирайте еду со стола до следующего приема пищи. Не поел сейчас — с удовольствием поест позже. Можете дать маленькое печенье в качестве перекуса. Но не превращайте жизнь в сплошное кормление. Чтобы дать крохе возможность проявить свой характер, не прибегая к капризам, предлагайте ему выбор: «Какое пюре ты сегодня будешь? Из этой баночки или из этой?» Если причиной отказа было желание проявить характер, малыш вполне удовлетворится своим выбором, и проблем с едой у вас не будет.
- Ребенок не нагулял аппетит. Опять же, нельзя кормить насильно! Старайтесь придерживаться расписания кормлений, чтобы у малыша выработался определенный ритм работы желудочно-кишечного тракта. Ни в коем случае не давайте ему сладкого. Увеличьте количество прогулок, введите домашнюю гимнастику и т. д. Сделайте жизнь ребенка более насыщенной и подвижной.
- Недоверие к новому блюду. Тревожные дети очень настороженно относятся ко всему новому. Если вы вводите в рацион такого ребенка новое блюдо, покажите ему, что оно действительно вкусное — съешьте его сами на глазах у малыша. Если и после этого кроха продолжает отказываться, возможно, эта пища ему просто не нравится.
- Возбуждение. Некоторые дети отказываются от еды, если находятся в возбужденном состоянии. В этом случае не следует садиться за еду сразу после активных игр и развлечений. Подождите, пока малыш успокоится.
Чего не надо делать, если вы хотите, чтобы у ребенка не было проблем с едой?
- Не стремитесь запихнуть в него все, что было на тарелке. Раз и навсегда откажитесь от принципа «Не выйдешь из-за стола, пока все не съешь».
- Не торопите. Чем медленнее ребенок ест, тем лучше он прожевывает, тем лучше работает его пищеварительный тракт. Разумеется, время на принятие пищи необходимо ограничивать. Малыш должен знать, что через какое-то время вы просто уберете еду со стола. Это будет стимулировать его не засиживаться над тарелкой. Но говорить: «Кушай быстрее, доедай», — нельзя.
- Не разговаривайте по телефону, когда кормите ребенка. Посвятите это время ему. Не видя вашего внимания, малыш начинает чувствовать себя ненужным.
- Не включайте телевизор, не играйте в театр одного актера, не устраивайте представлений. Это затягивает прием пищи, сбивает работу желудочно-кишечного тракта. Когда мы читаем книжку или смотрим телевизор во время еды, желудок выделяет намного меньше ферментов и пища хуже усваивается. А это верный путь к гастриту.
- Не пытайтесь купить аппетит сладостями: «Съешь суп, тогда получишь конфету».
Семейная «конституция»
Теперь, когда в жизни малыша появились запреты, между родителями могут возникнуть серьезные разногласия по вопросам воспитания. Иногда эти разногласия приводят к самым настоящим конфликтам, взаимным обидам и претензиям. Когда ко мне приходят с подобными проблемами, я предлагаю супругам сесть вместе и выработать свод правил во взаимоотношениях с ребенком. Имея на руках такую «конституцию», договариваться намного легче. Вот какие основные правила, на мой взгляд, должны быть в ней записаны:
- Принимать ребенка таким, какой он есть, и никогда не задаваться вопросом, в кого он такой уродился. Не пытайтесь его исправить. Это бесполезно. Шумного непоседу вы никогда не сделаете созерцательным мечтателем и наоборот. Смысл воспитания в том, чтобы направлять и развивать те задатки, которые есть, а не ломать и не пытаться отыскать то, чего нет.
- Решающий фактор в воспитании — личный пример родителей. Если мама неряха, малыша будет очень сложно приучить к порядку. Не нужно думать, что вы воспитываете ребенка словами. Вы воспитываете его, когда просто существуете рядом.
- Не запугивать!
- Никогда не делать за ребенка того, что он может сделать сам. Придерживаясь этого правила, вы укрепляете самооценку малыша. Чем больше он может сам, тем увереннее он себя чувствует и тем меньше у него страхов.
- Никогда не оспаривать воспитательные методы другого родителя в присутствии ребенка. Для крохи очень важно, чтобы мама и папа были заодно. Пусть, с его точки зрения, они сейчас поступают несправедливо. Но зато он точно знает, что родители — это стена, за которой можно укрыться, на которую можно опереться. Если же вы с мужем представляете собой две отдельно стоящие штакетины, это, с одной стороны, дает возможность юлить и манипулировать каждым по отдельности, а с другой — рождает чувство неуверенности и незащищенности.
- Поддерживать авторитет супруга в глазах ребенка, не допускать пренебрежительных фраз в его адрес. Если вы не согласны с супругом, не выясняйте отношения при ребенке. Оставшись наедине, вы можете обсудить возникшие разногласия и попытаться найти приемлемое для обоих решение. Подчеркиваю — для обоих. Папа и мама должны выработать единую тактику относительно того, что они разрешают, а что запрещают. Невозможно поддерживать мирный договор, если его соблюдает только одна сторона.
Очень важно, чтобы мама поддерживала авторитет папы не только тогда, когда он принимает жесткие решения, иначе папа превращается в цербера, которого мама боится ослушаться: «Ну, ты же знаешь, что папа не разрешает!» Говорите с уважением об инициативах мужа: «А папа предложил пойти в зоопарк. Здорово, правда?» Такие фразы обязательно должны звучать в вашей семье.
Первый день рождения
Вы наверняка уже задумываетесь о том, как лучше всего отпраздновать это событие. Если вы планируете нечто грандиозное, хочу сразу предупредить — ребенок не оценит ваших усилий. Это будет праздник для взрослых, сам же виновник торжества останется совершенно равнодушен к щедрому застолью и торжественным речам.
На мой взгляд, чтобы отметить день рождения с другими детьми, вполне достаточно прийти на детскую площадку и вручить товарищам по песочнице мыльные пузыри или еще какие-то сувениры. Кстати, это очень полезно для социализации крохи в среде сверстников. Ведь в этом дворе ему расти и строить свои отношения.
Если вы все же решили устроить настоящий праздник, помните, что нарушать режим питания, прогулок и сна не стоит даже по такому радостному случаю, иначе слез и истерик вам не избежать. Не нужно также включать громкую музыку, приглашать клоунов и большое количество гостей — все это может сильно напугать именинника.
Если вы собираетесь позвать в гости знакомых малышей, обязательно сообщите их мамам и папам короткую программу праздника (не более 1,5 часов), чтобы каждый мог соотнести ее с режимом дня своего ребенка.
Лучше всего наметить основные торжества на период после дневного сна. Малыш будет в хорошем настроении, а вы успеете завершить необходимые приготовления. Сейчас в интернете легкодоступны любые сценарии детских праздников. Обратите внимание на те, что требуют изменения атмосферы в доме. Даже самые интересные конкурсы пройдут для малыша незамеченными, а вот разноцветные флажки на люстре вызовут подлинный интерес.
Вы сильно облегчите жизнь своим близким, если заранее продумаете, какой именно подарок они могли бы подарить малышу.
Вот несколько вариантов:
- Машина-каталка;
- Игровая палатка-домик;
- Конструктор с крупными и яркими деталями;
- Музыкальные инструменты: маленькие пианино, гитара;
- Пальчиковые краски;
- Велосипед — с ручкой для мамы, малыш сам еще ехать не сможет;
- Можно начать традицию — каждый год дарить по золотой/серебряной монетке.
Сразу после задувания свечки на праздничном торте лучше всего пойти гулять на улицу. Детям сложно долго находиться вместе в замкнутом помещении, а их социальные навыки еще совсем не развиты, так что ожидать тихих совместных игр не приходится. После возвращения домой малыш должен снова оказаться в привычной для него тихой и спокойной обстановке. Уберите из детской комнаты все украшения, они будут мешать крохе расслабиться. Не позднее чем за 2 часа до отхода ко сну ритм вашей жизни должен вернуться к нормальному, а все гости разъехаться по домам.