Главная»Дети»До года»Питание детей до года»Состояния сна и бодрствования у ребенка

Состояния сна и бодрствования у ребенка

Состояния сна и бодрствования у ребенка

Мы понимаем, что такое состояние сна у ребенка благодаря работам педиатра Т. Берри Бразелтона. Кэтрин Барнард, профессор кафедры питания Вашингтонского университета, развила и применила его идеи на практике.

Все это и легло в основу наших обсуждений. Младенцы, как и взрослые люди и более старшие дети, имеют следующие циклы сна:

 

  • глубокий сон (нет быстрых движений глаз, или стадии сновидений);
  • активный сон (стадия сновидений);
  • дремота;
  • спокойная готовность;
  • активная готовность;
  • плач.


Во время сна дети переходят от глубокой его формы к активной и, возможно, обратно. Дремлющий ребенок сначала вступает в период активного сна, затем глубокого, а потом у него снова наступает активный сон. В этот период активного сна ребенок может начать пробуждаться, входя в стадию дремоты, или он снова через активный период сна вернется в сон глубокий. Если вы начнете будить ребенка именно в этот момент, он только выиграет от побудки, потому что тогда он переходит в стадию спокойной готовности, в которой кормление проходит особенно хорошо. Наблюдения за новорожденными показывают, что цикл сна у них длится около 60 минут с разбросом от 60 до 90 минут. Из них 15-20 минут занимает период глубокого сна, а остальные 35-60 минут принадлежат периоду активного сна5. В конце цикла ребенок из активного сна переходит в состояние дремоты, затем начинает окончательно просыпаться и вступает в стадию спокойной готовности.
Ваша задача - подготовить заботу и общение для того момента, когда ребенок просыпается и становится спокойным и внимательным. Не будите его, если он сладко спит. Это состояние глубокого сна легко распознать: ребенок лежит тихо, не двигаясь, размеренно дышит, не реагирует на раздражители. Во время глубокого сна будить его бесполезно: вокруг него и так находится достаточно раздражителей, и появление еще одного вряд ли его побеспокоит. Пока вы не узнаете своего ребенка получше, вам трудно будет различить стадию активного сна, когда ребенок готов перейти в стадию сна глубокого, и дремоту, когда ребенок готов проснуться. Разницу вы научитесь ощущать только методом проб и ошибок. Но чем лучше вы научитесь различать эти периоды, тем эффективнее станет кормление. Не готовый проснуться ребенок так и не проснется полностью, уровень его готовности принимать пищу будет низким, что, конечно, плохо скажется на процессе кормления.
Как в стадии дремоты, так и в стадии активного сна ваш ребенок может начать двигать ручками и ножками, издавать звуки, неровно дышать. Ребенок в стадии активного сна морщит лицо и даже улыбается, его глазные яблоки двигаются под опущенными веками. Дремлющий ребенок открывает и закрывает глаза, его взгляд такой же туманный, как у нас с вами, когда мы утром встаем с кровати. Если вы не уверены в том, что видите, оставьте ребенка одного: он или вернется обратно в глубокий сон, или окончательно проснется.
Главная трудность - так выбрать время для заботы и кормления, чтобы ребенок не волновался и не капризничал. Если ребенок вынужден слишком долго ждать или очень голоден, он станет возбужденным и из стадии спокойной готовности перейдет к стадии активной готовности. Признаками перехода являются энергичные движения его тела, потеря ясности взгляда, сморщенное лицо и нервозность. Если ничего не изменится, следующим шагом станет плач. Плач - это один из самых ярких сигналов голода, но он совершенно не нужен. Лучше покормить ребенка, захватив его в стадии спокойной готовности. Подробное описание и объяснение детских сигналов см ниже «Что ваш ребенок хочет вам сказать?».

 

Что ваш ребенок хочет вам сказать?


Здесь находятся ключи к пониманию языка жестов, которые ваш ребенок использует, чтобы объяснить вам, как он себя чувствует и чего хочет. Имейте в виду: полностью понять ребенка можно только тогда, когда знаешь, что происходит вокруг него: что случилось перед тем, когда он ел, когда он спал. Также учитывайте, что вы увидите вариации базового языка жестов. Здесь даны самые главные, по которым вы сможете ориентироваться. И наконец, данные ключи дадут вам только начальное понимание того, что хочет сказать ребенок. Вы скоро узнаете его лучше; не пройдет много времени, как вы будете понимать, что своим поведением хочет сказать вам ребенок, лучше всех остальных.

 

Я голоден или хочу поговорить:

 

  • смотрит вам в лицо;
  • двигает ручками и ножками по направлению к вам;
  • поворачивает к вам голову;
  • улыбается;
  • делает плавные движения рук и ног;
  • приподнимает голову;
  • широко открывает глаза;
  • делает оживленное лицо.


Я действительно голоден:

 

  • издает особые звуки;
  • нервничает;


Я наелся:

 

  • прекращает есть;
  • расслабляется;
  • вытягивает ручки и ножки;
  • распрямляет пальцы.


Я действительно сыт:

 

  • отодвигается;
  • плачет или волнуется.


Мне нужен перерыв:

 

  • смотрит в сторону;
  • быстро дышит;
  • зевает;
  • морщит лоб;
  • лицо и глаза не выражают интереса;
  • хмурится.


Мне действительно нужен перерыв:

 

  • выгибается назад;
  • отталкивает вас рукой;
  • плачет, волнуется;
  • засыпает.

 

Вариаций базовых поведенческих реакций бесчисленное множество. Один ребенок переходит в состояние спокойной готовности без всякого труда, а другой начинает нервничать сразу после пробуждения. Другие дети спят очень долго, и приходится прерывать их период дремы, чтобы они проснулись и поели. Если вы поймаете такого ребенка во время активного сна или дремы, это позволит вам полностью разбудить его.

 

Подготовка к приему пищи

 

Подобно всем людям по утрам, дремлющему ребенку нужна помощь, чтобы полностью проснуться и испытать желание поесть. Вы поможете ему проснуться, если возьмете его на руки, поговорите с ним или включите свет, чтобы посмотреть, не нужно ли сменить памперсы. Даже новорожденный ребенок встрепенется, когда услышит или увидит что-нибудь интересное. Вскоре ваш малыш перейдет в состояние спокойной готовности, в которой он поймет, что проголодался. Об этом факте он не замедлит оповестить вас. Сделать это он может по-разному: ребенок смотрит на ваше лицо, двигает головой, руками, ногами, всем телом по направлению к вам; его движения плавные. Глаза могут быть широко открытыми « ясными, а лицо -оживленным. Конечно, ребенок вряд ли продемонстрирует вам все, что я описала, зато может показать такие сигналы, о которых я не упомянула. Вскоре вы будете узнавать о том, что он готов поесть, из его собственной системы знаков. Вы заметите, что он хорошо ест только тогда, когда к этому готов.
Вам, наверное, уже ясно, что новорожденным трудно полностью проснуться, чтобы поесть и пообщаться, они еще не умеют защищать себя от перевозбуждения. Вы должны учитывать, что ребенок вышел из темной тихой утробы, где ничего не происходит, в шумный сияющий мир, полный событий, запахов и звуков. Это все равно что если бы вы внезапно оказались посреди шумной деревенской ярмарки. Большинство детей рождаются уже подготовленными к грядущим испытаниям эмоциональным возбуждением. У них есть внутренние способы защиты от слишком большого количества внешних раздражителей. Примером подобной защиты может служить способность младенцев сладко спать, несмотря на все усилия их разбудить. К тому же, находясь в состояниях готовности, они могут успокоить себя, закрыв глаза или посасывая кулачок или пустышку. Вы успокаиваете ребенка, когда заворачиваете его в пеленки и начинаете укачивать, держа нежно, но крепко. У некоторых детей наблюдается низкая устойчивость к внешним раздражителям, они легко переходят к обиженному плачу, их трудно успокоить. Другие - более крепкие: они относительно невосприимчивы к раздражителям окружающего мира или способны успокоиться самостоятельно с помощью сосания, засыпания и ухода от раздражающего фактора. У младенцев желудочно-кишечный тракт незрелый, поэтому добавочные раздражители могут исходить и изнутри в форме болей в животе или метеоризма. Такие дети не только не могут закрыться от шумной ярмарки жизни, но и чувствуют себя так, как будто переели сахарной ваты!

 

Будьте последовательны в своем отношении к беспокойному ребенку

 

Недоношенные, а также легковозбудимые дети (мы еще будем говорить о них в этой главе) плохо поддаются прочтению, на них трудно настроиться. Быть с ними на одной волне действительно непросто. Они плохо просыпаются, а когда вы пытаетесь помочь им перейти в состояние спокойной готовности, лучшего периода для приема пищи, они нервничают и начинают плакать. Вам с трудом удается их успокоить, чтобы они наконец поели. Родители таких неспокойных детей часто совершают одну и ту же ошибку: пытаясь поладить с детьми, они то и дело меняют методику, пробуя одно решение за другим. Например, меняют вид смесей, соски, используют разные способы, чтобы их успокоить. Все эти изменения только стимулируют ребенка продолжать в том же духе. Здесь способно помочь только время - вам остается верить в себя и поддерживать в себе убеждение, что вы хорошие родители. Оглянитесь вокруг в поисках поддержки и конструктивной помощи, как огня избегайте мнимых помощников, которые способны только критиковать и обвинять вас во всех проблемах.
Если вы родители такого ребенка, продолжайте делать то, что считаете правильным, даже если у вас не всегда получается w малыш не реагирует нужным образом на ваши действия. Малыш становится старше, и ваша внимательная забота обязательно окупится. С подобными детьми сложно потому, что даже если вы все делаете правильно, это мало помогает. В результате нет возможности определить, что эффективно, а что не очень; у вас не получается развить и усовершенствовать свои методы общения с ним. Эти дети не помогают вам выполнять родительские обязанности, потому что они не могут помочь сами себе. Чаще всего мы отрабатываем методы успокоения и утешения на новорожденных: если метод срабатывает, мы продолжаем его применять, а если нет, то немедленно забываем о нем. Очень часто путь проб и ошибок мы проходим, даже не осознавая его. Например родители, которые трясут бутылочку, через неделю прекращают это делать. На подсознательном уровне они замечают, что ребенок начинает снова сосать, когда бутылочку держат ровно.

 

Циклы сна становятся более определенными

 

Сразу после рождения ваш ребенок спит подолгу, границы между циклами сна смазанные и неопределенные. Спустя несколько дней периоды сна становятся короткими, как и периоды бодрствования. Ребенок ест часто и нерегулярно, он может показать такую схему питания, при которой просыпается и просит есть каждый час, а то и два-три раза за час, затем следует длительный период сна, и все повторяется сначала. Становясь старше, ребенок спит дольше, границы между циклами сна становятся определеннее. Увеличивается и продолжительность бодрствования. Большинство детей ощущают разницу между днем и ночью. Ночью они спят дольше. Пусть ваши ночные кормления проходят при приглушенном свете, пусть они будут спокойными, бессобытийными и по возможности короткими. Так ребенок быстрее научится разделять день и ночь. Первые несколько недель ваш ребенок может бодрствовать пару часов подряд, к трем месяцам эти периоды бодрствования увеличатся до трех часов.
Если ребенок дремлет, но еще не проснулся, уложите его спать дальше. Он сообщает вам, что устал, когда отводит взгляд, быстро дышит, зевает, морщит лоб, хмурится. Его лицо может становиться невыразительным. Если вы достаточно рано поймаете его сигналы«мне нужно передохнуть», он легко отойдет ко сну самостоятельно, без вашей помощи. Возможно, он немного покапризничает, но это будет что-то вроде убаюкивающей песни для него. Если вы пропустите ранние сигналы о необходимости вздремнуть, ребенок разнервничается, возбудится еще больше и станет сообщать вам, что ему действительно нужно передохнуть. Он начнет изгибаться, отталкивать вас ручкой, капризничать и плакать. В этом случае ему гораздо труднее успокоиться и заснуть, и, возможно, потребуется ваша помощь. Спойте ему, поговорите с ним тихим мягким голосом; запеленайте ребенка, покачайте или походите с ним на руках по комнате, разрешите ему пососать пальцы или дайте соску. Дополнительные варианты вы найдете на стр. 101. Какой бы метод вы ни выбрали, проделывайте все медленно, раз за разом - только тогда он сработает. Как только ребенок успокоился и задремал, положите его в кроватку. Даже если он немного покапризничает, прежде чем уснуть, вы сможете помочь ему успокоиться, поскольку он уже не настолько расстроен, чтобы не быть в состоянии уснуть.
Это трудная задача. Вы должны научиться понимать, в какой стадии сна находится ребенок, чтобы улучить момент, когда он проснулся, но не совсем. Затем вам нужно помочь ему оставаться бодрствующим, пока он ест, но так, чтобы малыш не нервничал. Не мешайте ему наслаждаться едой, но если он наелся, уложите его. Сделайте это тогда, когда ребенок дремлет и не перевозбужден. Это нелегко - в течение первых нескольких месяцев жизни малыша вам предстоит пройти путь проб и ошибок. Радуйтесь минутам, в которые вы находитесь с ребенком на одной волне, а неудачные моменты записывайте в опыт. Ребенок поможет вам, с каждым днем становясь все более предсказуемым и спокойным. В конце концов, несмотря на все сложности, вы научитесь читать сигналы своего ребенка и делать то, чего он хочет.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 5174 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…