Сколько же нужно есть ребенку?
Представьте, что у вас стоят над душой, пихают в рот ложку за ложкой и хвалят за каждый кусок... Невыносимо!
Доверяйте ребенку. От нас, родителей, требуется одно: предоставить ребенку широкий выбор питательных продуктов и блюд. Мы определяем, что он будет есть, когда и где. Но есть или не есть, а если есть, то сколько, он решает сам.
Мы должны научиться доверять инстинкту ребенка, внутренним механизмам, регулирующим потребность его организма в пище, а она меняется день ото дня. Если же постоянно заглушать сигналы детского организма, принуждая ребенка — из самых лучших побуждений! — съедать столько, сколько нам кажется правильным, он приучится игнорировать голос собственного тела, сообщающий, голоден он или сыт. Так закладывается основа нездорового отношения к пище.
Мы спрашиваем дочку: «Ты наелась?» И мне до сих пор приходится напоминать мужу, что положительный ответ нужно просто принять, не переспрашивая: «Точно наелась? Ты уверена? Ну, ладно, еще одну ложечку!»
Регулярно ешьте вместе с ребенком. По данным исследований, приверженцы семейных трапез получают более разнообразный и питательный рацион, чем те из нас, кто привык перехватывать на ходу. (Многие, к сожалению, видят в регулярных трапезах скучную обязаловку, а снеки считают лакомствами.) Если ребенок просит поесть между основными приемами пищи и полдниками, дайте ему воды. Бонус: ребенка, который питается регулярно, проще уложить на дневной сон, поскольку его организм привыкает к определенному ритму.
Вводя в рацион малыша новый продукт, начните с простого знакомства. Пусть малышка потрогает и понюхает незнакомую еду, путь смотрит, как вы ее едите. Может, и в рот положит, даже если сразу же выплюнет. Это не значит, что она отвергает новую пищу. Она просто готовится к тому, чтобы со временем начать есть ее.
Будьте готовы снова и снова предлагать ребенку новый продукт. Многие дети относятся к незнакомой пище с подозрением, и никогда заранее нельзя сказать, сколько им понадобится времени, чтобы привыкнуть к ней. Например, восемь попыток в течение двух недель — еще не предел. Продолжайте стараться разнообразить стол ребенка, но не забывайте давать ему и знакомую еду, чтобы он не остался голодным.
Не упрашивайте и не понукайте. «Еще кусочек. Только одну ложечку. Давай-ка, ты должен это съесть!» Ученые доказали: если на ребенка сильно давить, он вообще откажется кушать.
Не увлекайтесь «торговлей». Вознаграждения и сделки помогают познакомить ребенка с новой пищей, но в качестве постоянной стратегии кормления не годятся. Ученые предложили детям попробовать кусочки сладкого красного перца, сказав одной группе «Ешьте, сколько захочется», а другой: «Если съедите хотя бы один кусочек, можете выбрать наклейку в подарок. Ешьте, сколько захочется». Вторая группа тут же устремилась к столу. Но к моменту окончания эксперимента дети из первой группы съели больше кусочков перца, и он им больше понравился.
Сейчас наша дочка, как и все дети одного-двух лет, старается все за нами повторять. Поэтому самый надежный способ заинтересовать ее новым блюдом — положить его в родительскую тарелку.
Ей нравится смотреть, как мы едим. Иногда мы играем в хрестоматийное «Ложечку за маму, ложечку за папу, ложечку за дочку».
В общем и целом мы не знаем, какое количество пищи должен съедать ребенок. Существует слишком много переменных: уровень активности, количество необходимых для развития калорий, способность тела тратить или сохранять калории в ответ на изменение приемов пищи, поведенческие и психологические последствия манипуляций этими приемами пищи. Нам и не нужно знать, сколько пищи нужно съедать ребенку. Дети обладают прекрасно настроенными механизмами для определения нужного количества еды, механизмами, которые автоматически регистрируют изменения в пище, в активности ребенка, развитии, обмене веществ и биохимии тела. Мы только подошли к пониманию того, сколько пищи может потребоваться ребенку. Мы только учимся подстраивать это понимание под детское развитие. Подобные знания нужны например для детей, которых кормят через зонд. Но даже такие дети испытывают чувство голода и подают сигналы, помогающие регулировать процесс кормления.
Ребенок ребенку рознь. Каждые пять лет комитет Научно-исследовательского совета публикует рекомендуемый рацион полноценного питания. Комитет состоит из уважаемых нутриционистов, которые суммируют текущие знания по питанию и оценивают уровень питательности элементов, необходимых для здоровья. Они составляют рекомендации по калориям, и это тяжелый труд, потому что потребность в калориях у всех разная. В настоящее время им удалось найти решение проблемы, определив диапазон потребления калорий. Другими словами, они определили среднюю потребность в калориях и следуют ей с «коэффициентом вариативности плюс-минус 20%». Это означает, что ребенок может употребить калорий на 20% меньше средней цифры и на 20% больше. Специальные диаграммы «Диапазон потребления калорий для среднего младенца (ребенка более старшего возраста)» показывают высчитанный средний, высокий или низкий уровень потребления для мальчика или девочки, чье развитие находится в 50-м перцентиле. Другими словами, графики иллюстрируют диапазон калорий, которые ребенок может съесть. Более высокие или низкие дети могут съесть больше или меньше. Имейте в виду, что во многих случаях знание о том, сколько калорий употребляет младенец или ребенок старшего возраста, не имеет большого значения, являясь всего лишь любопытным фактом. Например, возьмем двух детей одинаковых объемов и форм тела, обладающих одинаковым уровнем физической активности, но одному из них может потребоваться калорий в два раза больше.
Дети ежедневно меняются. Дети не только отличаются друг от друга - они еще ежедневно меняются. Разрешите мне это проиллюстрировать. В 30-х годах, когда впервые появилось искусственное вскармливание, ученые старательно изучали, как дети развиваются. Это был «научный век кормления». Искусственная смесь на основе сухого молока постоянно совершенствовалась. Некоторые ее виды с витамином С решили наконец проблему диареи, возникающей из-за искусственных смесей, и открыли дорогу искусственному вскармливанию вообще. Все большее число матерей переходили от грудного вскармливания к искусственному. Он было «современным», но на самом деле никто не знал, как его проводить.
К сожалению, поинтересоваться у детей не удосужились. Педиатры и нутриционисты новой волны попытались заполнить пробелы в знаниях научными объяснениями. Они подсчитывали, сколько калорий должен потреблять грудной ребенок на фунт веса, затем взвешивали детей, измеряли и вычисляли общее количество калорий, нужное ребенку. Затем они разделили это общее количество на четыре кормления (каждые четыре часа, как вы знаете) и проинструктировали родителей давать детям ровно столько, сколько вышло по расчетам, не больше и не меньше. Естественно, согласно высчитанным же интервалам. Если у родителей не получалось придерживаться распорядка, следовали страшные предупреждения о том, какие физические и эмоциональные деформации могут стать результатом их неумения настоять на своем. Подобно всем рекомендациям по кормлению, эти рекомендации в основном были плодом чьего-то воображения и имели мало общего с настоящим знанием о нуждах ребенка. Следовать им было сложно как родителям, так и детям, потому что промежуток в четыре часа был слишком большим для последних. Дети просили есть каждые два-три часа. Родители наблюдали, как они плачут, и мучились, выдерживая необходимый интервал. Или уступали и все равно мучились, но уже из-за осознания неправильности поступка.
Но в Институте Гезелла Арнольд Гезелл и Фрэнсис Илг поставили под сомнения подобные выкладки. Постойте, сказали они, так неправильно. Если те, кто кормит, контролируют процесс и игнорируют информацию, поступающую от детей, это может стать причиной множества проблем, в результате которых пострадают и дети, и их родители. Чтобы подтвердить свои слова, они провели серию экспериментов с детьми по искусственному вскармливанию. Исследователи кормили детей, когда те были голодны, и позволяли есть столько, сколько они захотят. Детям было позволено засыпать тогда, когда они хотят, и спать столько, сколько они хотят. Когда дети просыпались, их кормили вне зависимости от того, хотят ли они есть. Даже если после долгого сна дети требовали двойную порцию, они ее получали.
Единственная вещь, которая могла считаться постоянной по отношению к потреблению пищи у ребенка Дж., было его непостоянство. Один день он съедал много, а на следующий день мог съесть гораздо меньше. Потребление им пищи варьировалось каждый день на 20-30%. В течение третьей неде9ш исследований, когда мальчику исполнилось восемь недель, он подхватил простуду, и расхождений стало еще больше. Например, в один день оно равнялось только 20 унциям, а на следующий день возросло до 32 унций (570-910 г). Развитие мальчика было ровным даже во время этой третьей недели, когда количество потребленной им пищи сильно колебалось. Маленький Дж. знал, что он делает.
Наблюдая за ребенком, вы не можете знать, сколько еды ему нужно. Некоторые дети требуют много еды, другие меньше. Наблюдая за ребенком (даже взвешивая и измеряя его), вы не можете сказать, сколько еды ему нужно. Широко распространено мнение, что люди толстеют потому, что переедают. За подобным утверждением стоит снобизм и невежество в области питания и обмена веществ. Поверив ему, вы можете попытаться недокармливать своего пухлого ребенка - или даже ребенка худощавого, но со множеством толстяков в роду. Как вариант вы начнете худощавого ребенка перекармливать. Подобные попытки не просто разрушительно действуют на ваши взаимоотношения с ребенком во время кормления - они глубоко ошибочны сами по себе. На самом деле худощавые дети не голодают, а толстые не переедают. В 1979 году исследователи из Мичигана попросили матерей 650 детей возрастом до года выяснить, как много едят их дети. Затем из общей группы исследователи выделили 35 детей, которые ели больше всех, и 34, которые ели меньше всех. Контраст был удивительным. Дети-малоежки, потреблявшие только 550 калорий в день, были самыми тяжелыми: их вес составлял в среднем 20 фунтов (9 кг). Дети, любящие покушать, потребляли 1100 калорий в день и весили в среднем 14,5 фунта (6,6 кг).
Сразу возникает вопрос, насколько точны результаты этих исследований, потому что информация о потреблении пищи исходила от матерей, а они могли подсознательно ее исказить. Если мать осознавала, что ее малыш тоньше или толще, чем среднестатистический ребенок, ей, возможно, хотелось представить все так, как будто ребенок ест больше (если он худощавый) или меньше (если он толстый). Я не обвиняю матерей во лжи. В большинстве случаев их обман был неосознанным. Но существуют еще одни исследования, проходившие под более тщательным контролем. Их провели два нутрициониста из Гарварда. И данные первой работал подтверждаются. Вторые исследователи записывали и измеряли то, что ели дети. Применяя крошечные шагомеры, где были задействованы как руки, так и ноги малышей, они выяснили уровень их активности. Гарвардские исследователи, подобно исследователям из Мичигана, заметили, что самые толстые дети были менее активны и меньше ели, а самые худые дети вели себя активнее и ели больше.
Замедленный метаболизм не делает вашего ребенка толстым. Суть исследований, о которых я рассказала выше, следующая: дети рождаются со склонностью к определенным объемам и формам тела, поглощению определенного количества пищи и определенной активности. Эти склонности поддерживают друг друга и взаимодействуют. Ребенок рождается со способностью регулировать энергию, необходимую Для его объемов и форм тела. Ребенок рождается со склонностью быть активным или пассивным, что тоже поддерживает его объемы и формы тела и, соответственно, влияет на его голод и аппетит. Я собираюсь обдумать точку зрения тех исследователей: мне кажется, здесь есть еще много неясностей. Если ребенок относительно пассивен и не ест слишком много, это совсем не означает, что он в будущем легко наберет вес. Это также не означает, что он будет голодать, если его потребности в еде совсем невелики. Его саморегулирование будет таким же хорошим, как и у другого ребенка, он будет есть столько, сколько ему нужно для утоления голода. Если он получает пищу по своим потребностям, он будет сыт и доволен. Еда перестанет привлекать его - он перестанет есть, не чувствуя себя обделенным. Все трое моих детей выглядели средними по объемам и формам тела, но показатели росто-весовой кривой относили их к высоким и тяжелым детям. Все трое съедали относительно небольшое количество пищи. Они хорошо регулировали свои приемы пищи, что сохранилось у них и во взрослом состоянии. Их объемы и формы тела остались на среднем уровне. Никто из них не чувствовал себя обездоленным из-за того, что не мог есть столько, сколько их друзья с хорошим аппетитом. Даже крепыш Куртис, чей аппетит был весьма скромным, казалось, совершенно не завидует своему худощавому приятелю Джейсону, который в отличие от него любил покушать. На самом деле я была единственным человеком, обращавшим внимание на то, сколько съедает Джейсон, и то только потому, что являлась нутриционистом, в чьи профессиональные интересы входило замечать подобные вещи.
Взрослые малоежки, которые с завистью смотрят на своих любящих покушать друзей, упускают один важный момент: когда человек наедается, пища сразу теряет для него свою привлекательность. Если вы едите мало, с вашей стороны будет мудрым придирчиво выбирать пищу и есть сначала самое вкусное и полезное. У вас нет причин чувствовать себя обделенным из-за того, что другие люди могут съесть тонну. Подумайте о расходах! В отношении питательной ценности люди с хорошим аппетитом имеют преимущество, потому что при принятии пищи у них больше шансов получить нужные им питательные вещества. Однако здесь все зависит от тщательного выбора пищи.
Выбор пищи не влияет на то, сколько ест ваш ребенок. Исследования, которые 16 лет велись в Калифорнийском университете в Беркли, наглядно показывают, что дети, ставшие толстыми в подростковом возрасте, ели не больше (на любой стадии развития), чем дети, оставшиеся худощавыми. На самом деле эти дети ели даже меньше. В процессе исследований было также обнаружено, что детская склонность к полноте или худобе не зависит от того, на каком вскармливании дети находились в младенчестве - грудном или искусственном. Также оказалось неважным, какое молоко им давали: цельное, двухпроцентное или снятое; когда их перевели на твердую пищу; ели ли они всухомятку; применяли ли их родители определенные практики кормления, например использование десерта в качестве рычага, воздействующего на скорость поедания ребенком основной еды. На юношескую тучность влияют два фактора из области взаимодействия родителей с ребенком во время кормления. Риск детской тучности увеличивается, если родители беспокоятся:
- о тучности ребенка;
- если у ребенка на ранней стадии развития существуют проблемы с приемом пищи.
Вывод? Когда между родителями и детьми во время процесса кормления возникает напряжение, дети теряют навыки саморегуляции и начинают ошибаться в том, сколько еды им съесть. Что касается второго фактора, дети, которые становятся тучными в юношеском возрасте, по сравнению с худощавыми детьми обладают пониженным уровнем физической активности.