Проблемы, возникающие при приеме пищи ребенком
Термином «пика» (от лат. pica «сорока») обозначают регулярное поедание веществ, которые не предназначены для употребления в пищу, — например, глины, штукатурки, дерева. Чаще всего подобное явление дает о себе знать между первым и вторым годами жизни ребенка, свидетельствуя о недостатке в организме малыша важных для развития элементов (кальция, железа, магния).
Небольшое количество младенцев проявляют склонность к руминации, то есть сознательному возвращению содержимого желудка в рот и вторичному его проглатыванию (мы не ведем сейчас речь об обычном младенческом срыгивании). Она возникает между 3—8 месяцами и чаще всего является признаком недостаточного внимания, уделяемого ребенку. Больше всего таких детей в домах ребенка.
Понос (частое опорожнение кишечника с одновременным изменением консистенции стула на жидкую) бывает у каждого ребенка чаще всего в возрасте от полугода до пяти лет. Его причина обычно кроется в инфекции, чаще вирусной, чем1 бактериальной. Самой большой проблемой данного состояния являться потеря жидкости, которая грозит ребенку тем больше, чем он младше. Обыкновенно эту ситуацию, носящую название дегидратации, можно переломить, часто давая малышу регидрирующие жидкости. Если понос возникает у младенца, находящегося на грудном вскармливании, то, не прекращая кормить его грудью, надо дополнительно давать ему жидкости, чтобы возместить их потерю. Детям-искусственникам следует 4—6 часов давать только регидрирующие жидкости, а затем можно вернуться к первоначальному питанию, не отказываясь при этом от регидрирующих жидкостей. Лишь у немногих младенцев потеря жидкости бывает настолько велика, что им требуется вводить замещающие жидкости внутривенно — проводить инфузию. У таких детей пересыхают слизистые, при плаче у них нет слез, глаза глубоко западают, а кожа на животике, если взяться за нее двумя пальцами, не возвращается немедленно обратно; при взвешивании выясняется, что ребенок потерял более 10 процентов своего прежнего веса. Это неотложное и крайне тяжелое состояние, требующее квалифицированного лечения только в условиях детского стационара. Внимательное наблюдение за ребенком, как правило, позволяет избежать развития такого состояния в организме ребенка.
Проблемы с переносимостью молока могут возникнуть уже в младенческом возрасте как проявление аллергии на молочный белок (50 процентов этих детей имеют аллергию еще и на сою), но обыкновенно это проходит между первым и вторым годами жизни ребенка. У некоторого количества детей в дошкольном или школьном возрасте может проявиться генетически обусловленная непереносимость молочного сахара (лактозы). Через 2—3 часа после того, как ребенок выпил молоко, у него начинаются боли в животе, .появляется чувство вздутия, тошноты, расстраивается кишечник. В этом случае необходимо изменить рацион ребенка. Лучше, чем молоко, переносятся твердые сыры, кислые молочные продукты (в йогуртах молочнокислые бактерии расщепляют лактозу). Подходит и соевое молоко, не содержащее молочного сахара. Самой большой проблемой таких детей является получение ими кальция, поскольку наиболее богаты им именно молочные продукты. Альтернативным источником могут служить сардины, орехи, капуста брокколи, мак. Кратковременная непереносимость молочного сахара может стать результатом перенесенного острого кишечного заболевания. В этом случае нужно ненадолго отказаться от молочных продуктов (для грудничков разработаны формулы с пониженным содержанием лактозы); через несколько дней ситуация изменится.
Стул грудных младенцев напоминает по цвету яичницу, обычно он бывает несколько раз в день, но иногда его не бывает даже несколько дней подряд, если выработка матерью молока пропорциональна потребностям ребенка. Стул младенца на искусственном вскармливании более сформирован, светло-коричневый, с легким запахом. Чем старше становится ребенок, тем более приближается частота его стула к «взрослой норме»: он может быть дважды в день или же раз в два дня, что тоже является нормальным, если, разумеется, при опорожнении кишечника нет затруднений.
Под запором понимается уменьшение частоты стула, кал бывает твердым, при опорожнении кишечника ребенок испытывает сложности. В подавляющем большинстве случаев запор не обусловлен органическими причинами и объясняется изменением режима дня (начало посещения детского сада), изменением режима питания (чаще всего уменьшением потребления жидкостей, уменьшением потребляемой еды с высоким содержанием волокон — фруктов, овощей, цельнозерновых продуктов). Если положение не улучшается, хотя ребенок стал больше пить, то необходима консультация педиатра, который подскажет, как изменить рацион малыша, и посоветует, стоит ли принимать лекарственные препараты.
Рвота зачастую сопровождает понос. При этом состоянии содержимое желудка активно поднимается в рот и вырывается наружу (то есть это не пассивное младенческое срыгивание). Потеря жидкости угрожает ребенку не меньше, чем при поносе. Причина рвоты — это не всегда инфекционное заболевание пищеварительного тракта. Рвотой могут сопровождаться отравление и сотрясение мозга. Поэтому если рвота не прекращается и (в особенности) не сопровождается поносом, то ребенка необходимо обследовать точно так же, как в случае потери им жидкости из-за рвоты или из-за рвоты в комбинации с поносом, потому что рвота препятствует нормальному поступлению жидкости в организм через рот. Врач должен принять решение о необходимости проведения инфузии (внутривенном введении) жидкости. В данном случае требуется квалифицированное медицинское обследование.
Частое детское недомогание — это боли в животе. При их резком начале, особенно если они сопровождаются рвотой, вздутием живота, трудностями при мочеиспускании и повышенной температурой, ребенка надо показать педиатру, чтобы исключить необходимость хирургического вмешательства (воспаление аппендикса, кишечная непроходимость и т. п.). Иногда для принятия решения ребенка приходится помещать в больницу. Также и хронические брюшные заболевания, сопровождающиеся плохим перевариванием пищи, кровью в кале и хроническим поносом, требуют обследования ребенка. Чаще всего с повторяющимися болями в животе мы сталкиваемся у школьников (дети локализуют их в районе пупка), и боли эти имеют психосоматическую природу: проблемы в школе, в семье и т. п. Решение этих проблем ведет к прекращению болей. В таких случаях живот является резонатором детского организма, сообщающим о существующих проблемах.
Дети рождаются с неофобией, то есть состоянием, характеризующимся боязнью новых продуктов. Новый продукт следует предлагать ребенку несколько раз, то есть вводить его в рацион постепенно. Лучше всего преодолеть эту нелюбовь к новому, когда ребенок находится среди своих ровесников, которые едят это блюдо. Тогда ребенок начинает подражать им. Если же родители или дедушка с бабушкой начнут настаивать, результат будет отрицательным. Кроме того, у людей существуют разные вкусовые предпочтения и пристрастия, так что сравнение с другими детьми зачастую ведет в никуда. Ребенок может отказываться от еды и в том случае, если ревнует родителей к новорожденным братику или сестричке. Но подобное состояние очень редко ведет к действительному недоеданию. Вам нужно проявлять терпение и предлагать ребенку то, что он ест с удовольствием (конечно, не лимонад перед обедом: если он выпьет целую бутылку, то скорее всего обедать ему не захочется.) Нужно предлагать ребенку еду небольшими порциями и подкладывать в тарелку еще — по мере необходимости; кроме того, малыш должен есть самостоятельно, без упрашиваний и понуканий. Попытки «подкупа», кормление при включенном телевизоре или с игрушкой в руке тоже принесут мало пользы.
Родители должны следить за физическим развитием ребенка и за его весом. При взгляде на таблицы, в которых указаны соотношения роста и веса, становится ясно, что есть графы, по которым ребенок «не дотягивает до нормы». И это лишь подтверждает тот факт, что все мы разные — кто-то меньше ростом, кто-то больше, кто-то сильнее, а кто-то слабее. Если ребенок находится внутри своего «ростового коридора», то скорее всего речь идет о наследственных предпосылках, которые у каждого человека свои. Настораживающими являются ситуации, когда ребенок худеет, у него замедляется рост (то есть он покидает свой «коридор роста») — или, наоборот, он набирает вес слишком быстро. На это при профилактическом осмотре должен обратить внимание участковый педиатр. Возможно, для объяснения подобных явлений ребенку потребуется более детальное обследование.
Очень часто в наши дни девочки стремятся к тому, чтобы избавиться от «лишнего веса». Ради этого они пускаются на всевозможные хитрости — прячут еду, вызывают у себя рвоту, принимают слабительное. Мало того, что в результате этих манипуляций вид у них нездоровый и истощенный, так вдобавок начинаются проблемы с менструальным циклом — вплоть до того, что менструации вообще исчезают. Поскольку возраст наступления ментальной анорексии снижается, то срок первой менструации у девочек в подобном состоянии отодвигается с 12,5 до 14—15 лет. Многие девочки даже садятся на специальные диеты, зачастую весьма экзотические.