Принцип разделения ответственности в питании
Успешное кормление требует разделения ответственности.
Родители отвечают за что, где и когда есть; дети ответственны за как много и есть ли вообще. Другими словами, родители отвечают за то, какую еду они дают ребенку, где дают и в какое время. Дети отвечают за то, сколько они ее съели и ели ли вообще. Это разделение ответственности в разные времена и для разных детей реализовывалось по-разному, но принцип не менялся: родители обеспечивают пищу, дети ее едят. Проблемы начинаются у обеих сторон, когда родители берут на себя ответственность ребенка: например, заставляют его есть определенный вид пищи и определяют ее количество. Родители также могут не исполнять своих обязанностей, когда не обеспечивают ребенка подходящей едой или кормят его нерегулярно.
Понимание того, что вы делаете во время кормления, и применение его позитивных принципов творят чудеса. Мне пишет множество людей, применявших советы, которые я давала в предыдущих книгах. Здесь я хочу привести выдержки из их писем, доказывающие, что мои идеи кормления меняют отношения ребенка и его родителей во время еды в лучшую сторону. «Я начала воспитывать детей в соответствии с рекомендациями Эллин Сэттер. Их манеры так изменились, что это заметили даже мои сослуживцы», - пишет молодая мама двоих детей: ребенка ясельного возраста и дошкольника. Другая вторит ей, говоря, что применение тех же принципов дало замечательные результаты. Она добавляет: «Моя дочь прекрасно кушает. Она научилась любить разную еду, сейчас ей четыре года, и она любит практически все. Ей нравятся овощи, а любимым блюдом стал шпинат!» Проблемы еще одной мамы тоже были решены: «Мой сын ко всему относится настороженно. Заставить его попробовать новое блюдо очень сложно. Сейчас он медленно, но верно учится любить новую пищу. Он так горд, пробуя что-то новое!» % Некоторые родители, столкнувшись с трудностями, осознали, что значит переходить границы ответственности. Они изменили свой подход к кормлению. Чтобы заставить ребенка есть, они пытались ввести трех-четырехразовое кормление. С новым подходом ежедневная борьба для них закончилась. Они сообщают, каким облегчением для них стало понимание, что впихивать еду в ребенка совершенно не их обязанность. Они также были удивлены, насколько охотнее ребенок ест, когда они прекратили кормить его едой, приготовленной на скорую руку. Одна мама писала мне, что с двумя детьми ясельного возраста у нее было две проблемы - один ребенок ел недостаточно и плохо рос, зато другой кушал слишком много и толстел. Она пыталась давать больше пищи первому и ограничивать второго, в результате чего ее жизнь стала сплошной попыткой наладить процесс кормления обоих детей. Затем она прочла о принципе разделения ответственности, и это показалось ей разумным. Применение его на практике сильно облегчило ей жизнь: «Я обеспечиваю детей качественной едой, кушаем мы вместе в приятной атмосфере, и я верю, что это себя оправдывает. Я чувствую себя значительно увереннее, зная, что выполняю свою часть обязанностей по отношению к ним. Они едят! Не слишком много, но достаточно для того, чтобы я перестала нервничать. К тому же они выглядят счастливее».
Еще одна мама изо всех сил пыталась заставить свою грудную дочь есть твердую пищу. «Она хорошо росла, но когда ей исполнилось пять с половиной месяцев, я начала беспокоиться, что дочь совершенно не интересует твердая пища. Она легко распознавала ее, и когда я предлагала еду, она сжимала губы и отворачивалась. Заставить ее съесть хотя бы пару ложек каши или фруктов было сложно. Даже если мне удавалось ее обмануть, она потом выплевывала еду или давилась. А потом я открыла для себя ваш принцип разделения ответственности. Каким это стало облегчением] Я перестала чувствовать собственную несостоятельность из-за того, что мне не удается ее накормить. Я даже обрадовалась, что так получилось, потому что насильное кормление могло вызвать проблемы в будущем. Я расслабилась и стала ждать, чтобы дочь высказала мне свои пожелания. Я обнаружила, что не должна засовывать ей ложку с едой глубоко в рот, она этого не любит. Теперь она ест столько, сколько хочет, а я прекращаю ее кормить, как только она закрывает рот и смотрит на меня».
И последний рассказ, после которого мы двинемся дальше. Мама двухлетнего мальчика была просто измучена постоянными сражениями со своим сыном во время еды. Узнав о принципе разделения ответственности, она заметила, что для него сопротивление гораздо важнее, чем сама еда. Мама написала: «Мы прекратили попытки заставить нашего сына поесть и разрешили ему есть самостоятельно. Иногда он ест много, иногда мало. Но это нормально. Мы больше не давим на него. Теперь он наслаждается процессом приема пищи, ему нравится пробовать новую еду, особенно овощи. У нас с мужем гора с плеч упала».
Откуда у меня возникли мысли о разделении ответственности в кормлении.
Со своими собственными детьми я практиковала разделение ответственности на интуитивном уровне. Я не знала определения того, что я делаю. В процессе кормления я заметила, что одни вещи могу контролировать, а другие нет. Несмотря на то, что я брала только питательные продукты, прекрасно готовила и старалась делать совместные трапезы приятными, я была не в состоянии заставить
детей есть, если они не хотели. Я также не могла ограничить количество потребляемой ими пищи. На самом деле я радовалась энтузиазму, с которым мои пухленькие сыновья кушали. Слава Богу, мне не приходило в голову запрещать им это. В те времена начался самый пик тревожной суматохи по Доводу того, что дети становятся слишком толстыми, что они останутся такими на всю жизнь. Меня это не волновало: я хорошо их кормила, а они хорошо ели. Я всегда была уверена, что дети знают о кормлении больше меня. Я просто с восторгом наблюдала то удовольствие, с которым они относятся к еде. Ограничение в пище лишило бы радости всех нас.
Впервые я облекла интуитивное понимание кормления в слова 30 лет назад, когда работала диетологом в клинике. Я пыталась помочь матери, чей ребенок продолжал оставаться пухлым, несмотря на ее отчаянные попытки ограничить его рацион. Я составляла для нее список необходимых продуктов и рассказывала о том, как планировать меню. Ничего не помогало. Однажды она в сердцах воскликнула:
- Я уже делаю все это! Что можно, сделать еще? Один ребенок у меня слишком худой, а этот слишком толстый. Как мне заставить одного есть больше, а другого меньше?
Что я могла ей сказать? После паузы, которая, казалось, длилась вечность, я выпалила:
- Вы не должны беспокоиться о том, сколько ест каждый из них.
Мать выглядела ошеломленной, и я поспешила продолжить:
- Это не ваша работа. Ваша работа -выставить еду на стол. После этого именно дети решают, сколько им есть.
Мама посмотрела на меня сердито, но ее малыш, который до этого сидел на стуле сгорбившись, с самым несчастным видом, вдруг выпрямился и разулыбался.
«Боже мой, - подумала я, - откуда я это знаю? Идея совершенно революционная. Неужели она работает?»
Это было лучшее, что я могла сказать в тот день, и я решила дать мысли отстояться. Не думаю, что мне удалось помочь той матери так же сильно, как она помогла мне и другим людям. Идея, которую я тогда высказала, но не смогла развить, должна была звучать так: «Вы не должны брать на себя ответственность за то, какими становятся тела ваших сыновей. За это отвечают они сами, а также мать-природа. Делайте вашу часть работы с кормлением, а остальное оставьте на их усмотрение». Впрочем, перед тем как давать такой необычный совет, мне самой потребовалось время, чтобы его проверить.
С тех пор я не раз проверила принцип разделения ответственности на практике, применив его в работе с множеством семей, где были разнообразные проблемы с кормлением. Я рассказала о нем другим профессионалам, и они в свою очередь использовали его в работе с родителями и их детьми, заменив им советы по ^правильному выбору продуктов питания и попытки заставить ребенка есть. Об этом принципе я написала в трех книгах. Родители слали мне свои отзывы (некоторые из них я уже приводила), где говорили, что, применив его, они изменили свои взаимоотношения с детьми во время еды к лучшему. Теперь о принципе разделения ответственности знают множество профессионалов, работающих над проблемами детского питания. Я сдерживала дыхание, читая посвященные ему исследования, проводимые в университетах, и понимала, что принцип работает. Сейчас он принят повсеместно, его часто цитируют. Иногда мое авторство упоминают, иногда нет. Для меня это означает, что принцип проник в общественное сознание. «Разделение ответственности в питании, - было сказано в одном государственном издании, - это традиционный принцип питания, хорошо известный в области детского развития».
Применение принципа разделения ответственности на разных стадиях. Кормление требует разделения ответственности. Принцип обманчиво прост. На самом деле он требует знать и понимать детей, взаимоотношения между детьми и родителями, а также что такое кормление и питание. Читая эту книгу, вы вскоре поймете, что при разделении ответственности в питании возраст ребенка не имеет особого значения - различается только способ его реализации. С детьми грудного возраста все просто: вы отвечаете за то, какие типы продуктов предлагаете, а ребенок отвечает за то, сколько он съедает. Другими словами, вы следуете желаниям малыша в кормлении и делаете все, чтобы он стал довольным и счастливым. Однако с ребенком ясельного возраста так обращаться не следует. В этом случае вы не сможете ввести его в рамки, необходимые ему для роста и правильного развития. Кормление по первому требованию здесь больше не подходит, потому что если оставить прием пищи на усмотрение ребенка ясельного возраста, кормление по требованию превратится в попрошайничество еды. Такой ребенок требует правильного и структурированного кормления, легких перекусов и ограничений на выпрашивание пищи. Только тогда он привыкнет к общим семейным трапезам, научится есть разнообразные блюда. Овладев умением пробовать новое, привыкнув к открытой атмосфере семейных посиделок за столом еще в ясельном возрасте, дошкольник легче справится со все увеличивающимся количеством новых блюд; за столом он будет уверенно чувствовать себя в любом окружении.
Разделение ответственности в кормлении базируется на следующем утверждении: если вы справляетесь со своей задачей по кормлению, ваш ребенок будет компетентен в принятии пищи. Когда ребенок находится в грудном возрасте, ваша задача сводится к своевременному пониманию подаваемых им сигналов, ответственного к ним отношению и кормлению по требованию. Ребенок ясельного возраста, дошкольник и школьник меняют ваши задачи. Теперь они сводятся к выбору и приготовлению пищи, обеспечению регулярного питания и легких перекусов, созданию приятной атмосферы во время принятия пищи, созданию ребенку ситуаций, к которым он уже готов, и ожиданию, что он будет учиться на них. Рождаясь, ребенок уже обладает некоторыми навыками приема пищи. И если вы дадите ему возможность учиться, структурируете его умения, введете необходимые ограничения, то становясь старше, он сумеет опереться на свои навыки. Он будет есть. Он знает, сколько еды ему нужно. Он будет употреблять разнообразную пищу. Он будет расти предсказуемым образом. Он будет совершенствовать навыки приема пищи.
Любой этап умения ребенка принимать пищу обусловливается предыдущим этапом. Я уже писала, что большинство родителей жалуются на проблемы с кормлением детей ясельного возраста и дошкольников. Они уверены, что проблемы начались именно в этом возрасте, и профессионалы, работающие с такими родителями, часто делают ту же ошибку. Ясельный и дошкольный возраст ставят свои задачи в кормлении, но проблемы, которые, как считается, появились в этом возрасте, на самом деле начались задолго до этого. Когда я вижу перед собой ребенка этого возраста с проблемами питания, я уверена, что чаще всего в грудном возрасте он в какой-то мере был трудным. Скорее всего малыш без повода капризничал, был слишком возбудимым и плохо ел с самого начала. Рядом обязательно была мама, которая в силу определенных причин взяла на себя обязанности ребенка в питании. Она наверняка сильно беспокоилась о его благополучии, тревожилась, что он кажется маленьким или больным, с трудом справлялась с детским темпераментом или следовала рекомендациям по кормлению и росту. Непонимание между родителями и ребенком во время кормления начинается рано. Сначала оно малозаметно, но проявляется тем сильнее, чем старше становится ребенок. Наконец родители обращают на это внимание и начинают беспокоиться. Но все проблемы в большинстве случаев начинаются гораздо раньше.