Помогите малышу привязаться к вам
Если с гомеостазом все прошло хорошо, в возрасте двух-трех месяцев ваш ребенок начнет работать над умением любить.
Как я уже говорила, чтобы успешно перейти на следующую стадию развития (от гомеостаза к привязанности), ребенок должен более или менее хорошо овладеть предыдущей. Прежде чем обрести способность интересоваться родителями, настраиваться на них, общаться с ними, смеяться и улыбаться, ребенку предстоит взять свою нервную систему под контроль. Вспомните ваше собственное состояние перевозбуждения и стресса. Насколько вы общительны в такие моменты? А если вы устали и хотите спать? Насколько вам тогда хочется гулять и проводить время с другими людьми? Я, например, предпочту отдохнуть.
В возрасте двух-трех месяцев ваш ребенок учится любить вас, учится понимать, что вы тоже его любите. Здесь помогут подходы с разделением контроля, которые вы использовали, чтобы помочь ребенку успешно пройти стадию гомеостаза. Ребенок любит и чувствует себя любимым, когда его понимают. Если вы кормите его так, как он хочет, тем самым вы посылаете "ему сообщение: «Я вижу тебя, слышу, забочусь о тебе и хочу дать то, что тебе нужно».
На этой стадии ребенок научится испытывать восторг от общения с вами. Когда он улыбается вам, лепечет, слушает вас и наблюдает за вами, он испытывает вас и себя. Если вы проявляете к ребенку интерес, постоянно обращаете на него внимание, первыми улыбаетесь ему и смеетесь, он начинает чувствовать себя защищенным и любимым. Взаимный обмен проявлениями любви происходит и во время кормления. Ребенок сигналами показывает вам, что готов есть, а вы демонстрируете ему свою любовь и уважение, точно выполняя его указания. Он скажет вам, с какой скоростью хочет есть, требуются ли ему перерывы для общения или можно обойтись без них. Вы охотно соглашаетесь с ним, и он начинает испытывать к вам чувства любви и тепла и хорошо относиться к себе. На своем, младенческом, уровне он думает: «Я, должно быть, особенный, если ко мне так относятся». Ребенок хорошо ест, если связь между вами достаточно сильна. Он хочет кушать, но, что не менее важно, сильно заинтересован в вас. Он смотрит на вас, улыбается, лепечет, то есть всячески старается привлечь ваше внимание, чтобы вы оказались поближе. Когда вы в кормлении следуете указаниям ребенка, реагируете на его улыбки, лепет и попытки привлечь ваше внимание, тем самым вы помогаете ему укрепить связь между вами, что в свою очередь помогает ему чувствовать себя спокойно и сосредоточиться на ощущениях голода и сытости. Говорите с ним, улыбайтесь ему, но ни в коем случае не развлекайте его и не доводите до перевозбуждения. Поскольку младенцев и детей первого года жизни легко взволновать, отвечайте ребенку спокойно, вкладывайте в свои ответы меньше эмоций, чем вкладывает он. Разрешите ему руководить. К этому времени его сигналы станут более определенными, а вы усовершенствуете умение понимать, что они означают. Когда ребенок спокойный, внимательный, не слишком сонный и не перевозбужденный, когда он готов есть, вы лучше справитесь с кормлением.
Играйте с ребенком
Чтобы настроиться на одну волну с ребенком, проделайте следующее (не во время кормления): посадите ребенка на детский стульчик и сядьте прямо перед ним. Примите приятное выражение лица, но не улыбайтесь и не смейтесь. Сидите тихо и смотрите на ребенка, пусть и он посмотрит на вас. Если он издает звуки или жестикулирует, скопируйте их. Делайте это осторожно, чтобы не напугать ребенка. Дайте ему возможность играть ведущую роль в вашем общении. Если он отворачивается, сидите тихо и ждите. Когда ребенок повернется, будьте готовы снова копировать его. Вы заметите, что он радуется и все больше проявляет к вам интереса. Он получает сообщение, что вы видите и слышите его, но не пытаетесь перехватить управление. Ему нравится, что вы им интересуетесь.
Не только вы общаетесь с ребенком — теперь он сам начинает общение. Это становится особенно заметно, когда ему исполняется 6* месяцев. Понятно, что во время процесса кормления между вами так или иначе идет диалог. Но теперь ребенок принимает в нем более сознательное участие; мало того, он наслаждается им. Умение поочередно вступать в общение, то есть вести диалог, - это первый шаг в изучении социального искусства беседы, что в свою очередь станет началом умения соотносить причины и следствия. На этой стадии развития вашему ребенку нравится, когда вы повторяете обычные, будничные действия. Перед тем как поднять ребенка, вы оживленно говорите: «Пора вставать». Обратите внимание, что малыш двигает по направлению к вам ручками и ножками, как будто предвкушая момент, когда его возьмут на руки. Дайте ему возможность отреагировать перед тем как поднимете его. Точно так же, как мы в беседе с другими людьми, ребенок предпочитает вставить свою реплику и получить на нее ответ, а не отдавать ведение беседы полностью в ваши руки. Коротенькая присказка, что-то вроде пропетой фразы «а вот сейчас мы идем кушать», настроит ребенка на еду. Он с большим нетерпением будет ждать приема пищи, если по каким-то причинам еда немного откладывается. Правильное кормление с ложки, еще один пример общения по очереди. Вы предлагаете ребенку ложку еды и ждете его ответа. Он открывает рот и наклоняется вперед, берет ложку с едой в рот. Вы вытаскиваете ложку, наполняете ее и снова предлагаете ребенку еду. Поочередность действий показывает, что вы уважаете друг друга. Ваш ребенок польщен уважительным к нему отношением, он наслаждается едой и утоляет голод. Вам же нравится наблюдать и реагировать на инициативу ребенка, вы рады этому ровному общению.
Детям нравятся повторяющиеся игры, проходящие с предсказуемыми жестами и словами. И прием пищи - лучшая повторяющаяся игра. Дети любят предвкушать то, что случится дальше, и принимать участие в действии. В качестве коротких повторяющихся игр можно использовать «ладушки» и «ку-ку». Но самыми веселыми являются такие игры, которые вы придумываете на ходу. Например «поехали-поехали» - повторяющаяся игра, где вы говорите эти слова и поднимаете лежащего ребенка в сидячую позицию снова и снова. Вы заметите, что ваш ребенок напрягается и пытается приподняться самостоятельно. Таким образом он принимает участие в происходящем. «Поцелуй в ушко» - еще одна прекрасная игра. Вы опрокидываете ребенка на спинку и говорите: «Поцелую в ушко», затем наклоняетесь и целуете. После того как вы несколько раз повторили эти действия, ребенок примет в них активное участие. В игре он разберется не сразу, поэтому дайте ему время. Ребенок будет тянуться к вам и с удовольствием опрокидываться, когда вы кладете его на спинку. Игра слишком замечательная, чтобы пытаться объяснить ее словами; играйте в нее так, как вам кажется лучше. Однако помните, что такие активные игры могут перевозбудить ребенка, поэтому периодически он будет вынужден останавливаться, смотреть в сторону, расслабляться и брать передышку, чтобы себя успокоить. Подождите - через некоторое время он снова сосредоточит на вас свое внимание и будет готов играть дальше. Не торопите ребенка, когда у него случается одна из''таких передышек, и не уходите. Чем терпеливее вы будете, тем скорее он вернется к игре.
Игры и взаимоотношения, которые вы на раннем этапе устанавливаете со своим ребенком, станут основой всего, что последует дальше. Одна стадия развития перетекает в другую. Младенец превращается в ребенка ясельного возраста, а затем в дошкольника. Как же здорово быть частью всех этих превращений!