Педагогический прикорм
Ребенок очень быстро растет и приблизительно в возрасте шести месяцев начинает интересоваться содержанием маминой или папиной тарелки, демонстрируя пищевой интерес.
Пора дать ему попробовать взрослую пищу, то есть начинать вводить прикорм. Важно различать исследовательский интерес ребенка к взрослой пище и собственно пищевой интерес. Ребенку может быть и в четыре месяца интересно, что ест мама, но из чистого любопытства. Раньше шести месяцев о прикорме думать не стоит, а вот позже можно, хотя затягивать с его началом также не следует. Если сильно затянуть с началом прикорма и не давать ребенку взрослую пищу, когда он хочет — он может надолго утратить к ней интерес.
Под «прикормом» понимается постепенное введение в рацион грудного ребенка другой пищи, помимо грудного молока. Различают два основных вида прикорма: педиатрический и педагогический. При педиатрическом прикорме ребенку по определенной схеме в течение 4—5 дней предлагают один и тот же продукт, порцию которого с каждым разом слегка увеличивают. Если на этот продукт у ребенка нет аллергии, то его вводят в рацион и т.д. Ребенку еда готовится и покупается отдельно от взрослых, также чаще всего его кормят отдельно от других членов семьи, чтобы он не видел и не просил «взрослой» еды. Педагогический прикорм (сокращенно — педприкорм) — это прикорм ребенка с общего стола микродозами, с целью ознакомить его с разными продуктами, чтобы он научился жевать и вести себя за столом. Этот вид прикорма идеально подходит детям на грудном вскармливании.
Ребенок готов к прикорму если он:
- проявляет пищевой интерес;
- хорошо сидит сам и умеет класть твердую пищу в рот;
- здоров;
- уже умеет глотать пищу;
- стал чаще просить грудь.
Готовность к прикорму никак не связан с появлением у ребенка первых зубов. Цель его не в том, чтобы накормить ребенка, а в том, чтобы ознакомить его с новой пищей. Педприкорм не заменяет прикладываний к груди, так как порции пищи, которые ребенок получает, очень маленькие и не могут считаться полноценным приемом пищи. До года (иногда дольше) основной едой ребенка продолжает оставаться грудное молоко.
Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) ребенка рассчитан на переваривание только кусков пищи, поэтому еду не нужно перемалывать: благодаря кусочкам ребенок учится жевать. Навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, после исчезновения «рефлекса выталкивания», то есть в среднем после шести месяцев. Маленькие кусочки пищи облегчают работу желудка, не готового к большим нагрузкам после легкоусвояемого грудного молока, в переработке которого желудок почти не участвовал. Еда в виде твердого кусочка мало соприкасается со слизистой желудка и легче попадает в кишечник, в отличие от пюреобразной пищи.
Родители считают, что ребенку нужно давать пюре, так как желудку труднее переваривать куски и поэтому они выходят почти непереваренными. На самом деле, если организм ребенка еще не готов переварить какую-то пищу, то он и не будет ее переваривать независимо от того, в каком виде она была употреблена —в виде кусков или в виде пюре. Белковая и крахмалистая пища начинает понемногу перевариваться и усваиваться ЖКТ ребенка после девяти месяцев. Пища, богатая клетчаткой, в вареном виде усваивается после года и то частично, а в сыром — только после 4-х лет.
Если накормить ребенка пюреобразной пищей, то меньше заметно, что «вышло» то же, что и «вошло». Хорошо давать ребенку грызть яблоко или морковку (но только под присмотром взрослых!) потому, что с одной стороны это естественным образом очищает поверхность зубов от налета, а с другой — уменьшает боль при их прорезывании.
Основные правила введения педагогического прикорма:
- прикорм начинают не раньше достижения ребенком шестимесячного возраста (но можно и немного позже);
- основной едой ребенка первого года жизни остается грудное молоко;
- если родители аллергики, то вводить пищу ребенку нужно начиная с гипоаллергенных продуктов;
- в начале прикорма предлагать ребенку не более трех микропроб (микропорций) за один прием пищи;
- никогда не заставлять есть насильно;
- не нужно перетирать пищу в блендере (полезнее есть кусочками);
- грудь можно давать и до, и после, и во время прикорма.
Правила прикорма для детей, пребывающих на грудном вскармливании и на искусственном вскармливании, различаются. Вышеперечисленные правила полностью подходят только для «грудничков». Они очень просты и легки в соблюдении: ребенку от полугода и старше предлагают еду, которую обычно едят взрослые члены семьи, но очень маленькими порциями. Он ест вместе со всеми, чтобы научиться вести себя за столом и не потерять пищевой интерес. Возраст 6 месяцев для начала прикорма обоснован минимально необходимым созреванием ЖКТ ребенка, для того чтобы он мог перерабатывать другую пищу, кроме грудного молока.
Микродоза (микропорция) — это такое количество мягкой пищи, которая помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет (как зернышко). Для жидких продуктов микродоза — это один глоток для ребенка. Именно такое количество жидкости или наливают в чашку, или дают ребенку с ложечки. Пока ребенок употребляет небольшие количества пищи, он адаптируется ко всем ее ингредиентам, поэтому, когда он перейдет на взрослую пищу, его организм окончательно будет готов к ее переработке.
Лучше если ребенок при принятии пищи будет сидеть у мамы на коленях — так она сможет давать ему попробовать то, к чему он тянется. Давать можно любую пищу, которую едят в семье, но, конечно, желательно, чтобы это была здоровая пища. Если в семье едят сосиски, то делиться с ребенком не стоит, но и не стоит ими его соблазнять. Если ребенок сначала ел хорошо, а потом перестал — прикорм был введен неправильно. Где-то родители допустили ошибку, придется ее исправлять. При этом на некоторое время прикорм необходимо прекратить.
В первый месяц прикорма лучше предлагать ребенку не больше чем три микродозы за раз, далее их количество можно увеличивать. Через месяц-другой, когда ребенок ознакомится со многими продуктами, ему можно дать отдельную тарелку и ложку, чтобы он учился ими пользоваться. Ребенку это будет очень интересно, хотя есть руками ему удобнее. А еще интереснее ребенку есть ту еду, которую он сам «добыл». Зная это, я иногда клала тарелку с едой на табуретку, но ничего не говорила ребенку. Он сам ее «находил» и пробовал. От самостоятельно добытой еды столько радости! Это, кстати, хороший способ пробудить аппетит у того малыша, который не очень-то интересуется едой в возрасте около года или старше.
Другой способ пробудить пищевой интерес: есть возле ребенка, но не предлагать ему, а ждать, когда он не выдержит и попросит или возьмет себе еду сам. Чем больше ребенку предлагать еду, когда у него нет аппетита, тем меньше шансов, что он начнет есть. А вот если не предлагать, то ему может стать интересно, что же там такое в тарелке, чего ему не дают. Некоторые дети не хотят употреблять взрослую пищу в полгода, а начинают интересоваться ею на несколько месяцев позже. Если ребенок при этом здоров, весел и активен — волноваться нет причин. Если же ребенку не терпится попробовать взрослую пищу, можно начать педприкорм и на неделю-две раньше.
Пить ребенку лучше предлагать чистую воду. Особенно полезной для здоровья будет чистая вода ребенку с диатезами, аллергиями или страдающему атопическим дерматитом. С соками и сладкими компотами спешить не стоит. Сок, с которого раньше начинали прикорм как таковой, очень сложный, тяжелый продукт для детского организма83. А со сладким (печенье, шоколад, мороженое, конфеты и т.п.) ребенка лучше не знакомить максимально долго. К сладкому ребенок привыкает очень быстро, а пользы от него крайне мало (за исключением сладких фруктов и овощей).
Очень важно помнить, что ребенка нельзя заставлять есть насильно. Если его насильно заставляют (угрозами, запугиваниями, наказаниями) — он будет испытывать страх и обиду во время еды. Если человек испытывает страх или другие негативные эмоции, то у него нарушается процесс приема и переработки пищи в организме — именно поэтому насильственное поглощение пищи не приносит пользы здоровью. Подобное насилие может негативно повлиять на поведение ребенка и семейные отношения в целом, а повзрослевший ребенок скорее всего окажется неспособным самостоятельно контролировать количество и качество поглощаемой им пищи.
Под насильственным кормлением следует понимать, в частности, кормление ребенка нелюбимым продуктом, принуждение доесть порцию до конца, если ребенок уже сыт, а также кормление по режиму — в строго определенное время, даже если у ребенка нет аппетита.
Что же делать, если ребенок не хочет есть вообще? Ничего особенно делать не нужно: сначала просто подождать, когда ребенок проголодается и у него аппетит сам появится, а если надоест ждать, то придумать что-нибудь хитрое, чтобы заинтересовать ребенка едой (показывать, как «едят» игрушки, выкладывать на тарелке с едой забавные рожицы и т.д.).
Если семья питается не самой здоровой пищей, то ребенку можно готовить некоторые блюда отдельно. Но вот покупать из этих соображений готовую еду для ребенка не стоит. «Баночная еда» чаще всего пюреобразная, она может быть некачественной, условия ее изготовления и хранения часто не соблюдаются. Да и зачем покупать ребенку еду отдельно в баночке? Детям крайне редко интересно есть то, что не едят остальные члены семьи. Пюре из баночки ребенок не будет есть с аппетитом, за исключением той, которая специально сделана так, чтобы нравиться ребенку и он, не чувствуя насыщения, будет есть ее слишком много и переедать. Чаще всего именно у детей на педиатрическом прикорме, да еще отдельной едой из баночек, с возрастом возникают проблемы с питанием, поскольку они не научились слушать свой организм.
Несколько фактов о педагогическом прикорме:
- ребенок постепенно знакомится с новой пищей, что исключает риск появления аллергии и разладов пищеварения;
- начинать можно с любого продукта, еду не нужно перемалывать до пюреобразного состояния;
- когда ребенок ест ту же еду, что и мама, а запивает грудным молоком, он получает вместе с молоком ферменты, которые помогают ему переварить эту еду;
- маме не нужно готовить отдельно для ребенка или покупать специальную «баночную» еду, то есть педприкорм легче организовать — он естественен;
- он дает возможность родителям оздоровить собственное питание;
- совместные завтраки, обеды и ужины, как и любые другие совместные действия, сближают членов семьи, укрепляют отношения между ними;
- такое питание более экономно для бюджета семьи, к тому же любая экономия выгодна и для окружающей среды.
Противники педагогического прикорма чаще всего «обосновывают» его применение ленью родителей. Конечно, в чем-то они правы. Лень — это естественный механизм, предусмотренный природой для того, чтобы не давать человеку делать то, что явно лишнее. Например, молоть еду ребенку в блендере. Я уже упоминала о том, что естественное родительство в целом способствует тому, что мама меньше устает и получает больше удовольствия от ежедневных дел, а ребенок растет более здоровым. И это замечательно — сэкономленное на ненужной работе время полезнее посвятить играм или прогулкам с ребенком, а на сэкономленные деньги лучше купить качественные игрушки или книги. Стереотип, исходя из которого родительство должно быть тяжелым бременем или как минимум тяжелой работой, пора менять, не так ли? Давайте будем делать свою жизнь проще и легче сознательно, а не только из-за лени.