Детский и материнский сон
Потребности новорожденных во сне так же различны, как и соответствующие потребности у взрослых.
Существуют всевозможные варианты сна, и это в гораздо большей степени связано с уникальностью ребенка, нежели с внешними обстоятельствами. Естественно, новорожденному гораздо больше нравится спать на свежем воздухе, нежели в духоте помещения с центральным отоплением.
В большинстве случаев новорожденные не хотят спать одни и предпочитают общество; это свойство сохранится у них на протяжении всей или почти всей жизни. В том, что поначалу у ребенка совсем нет настоятельной необходимости в отдельной кровати, нас опять убеждает опыт архаических культур: когда нередко на одном большом ложе отдыхают представители разных поколений, и от этого не страдают ни родители, ни дети. Напротив, жизнь расцветает в этих условиях. Разумеется, необходимой предпосылкой является сохранение соответствующей естественности. Если современные родители, боясь задавить ребенка во сне, ночи напролет не смыкают глаз, то это провоцирует проблемы. Так что даже самые естественные проявления имеют право на существование в той степени, насколько естественно на них реагируют люди.
Как правило, ребенок предпочитает находиться рядом с родителями, а не в самой чудесной колыбели ручной работы. При этом следует принимать во внимание то, долго ли смогут находиться рядом с ним родители, особенно отец, который и так уже испытывает определенную ревность. У отца, который по понятным, однако вполне эгоистичным мотивам, настаивает на скорейшем отлучении ребенка от груди и приучении его к отдельной кроватке, имеются проблемы в отношениях с собственным ребенком. И нередко они связаны с тем, что он не может долее мириться с тем, что предпочтение отдается не ему. Собственно говоря, в этом случае ему следовало бы более активно включить в работу свою душу.
Однако на практике родителям и детям нередко приходится искать компромиссные решения. Если мать в ближайшее время планирует вернуться к работе и подключить к заботе о ребенке других людей, она столкнется с проблемами, связанными с отступлением от естественного архаичного образа жизни. Тем не менее, очень полезно помнить об идеале этой древней формы взаимодействия, дабы соизмерять с ним предпринимаемые на практике меры, даже если достижение идеала и не представляется возможным.
С точки зрения духовного развития ребенка, присутствие под одной крышей большой семьи, представленной несколькими поколениями, имеет важное позитивное значение. Однако сегодня такие возможности скорее относятся к разряду гипотетических. Если же члены семьи (в первую очередь, женского пола) хотя бы в переносном смысле продолжают жить под одной крышей или укрываться одним одеялом, это положительно сказывается на всей семье.
Разумеется, условием достижения этой цели является сохранение структуры архаической большой семьи, а нахождение рядом друг с другом враждебно настроенных людей скорее дает обратный эффект. На пути к Мудрой Женщине бабушкам следовало бы отойти от всего, что касается главенства в доме, и развивать в себе черты духовного материнства. Параллельно этому матерям надлежит выходить из ролей дочерей, чтобы стать женщинами, несущими ответственность за свои поступки.