Конверсионный синдром / диссоциативные расстройства у детей: симптомы, лечение, причины, признаки
Психические нарушения с физическими проявлениями символизируют и демонстрируют неосознанный конфликт.
Часто возникают в ситуациях предъявления завышенных требований и при истерическом типе личности.
Симптомы и признаки конверсионного синдрома / диссоциативных расстройств у детей
- двигательные или чувствительные функциональные нарушения: параличи, нарушения походки, психогенные припадки, слепота, глухота;
- выраженные симптомы при несущественной болезни или недостаточная озадаченность пациента своим состоянием;
- внезапное наступление симптомов;
- частое наблюдение пациентом сходных симптомов у кого-либо из окружения или самостоятельное переживание им таких симптомов в прошлом;
- получение пациентом видимой «выгоды» от заболевания: бережное отношение к себе и сочувственное отношение со стороны окружающих;
- значительное расхождение между малосущественными соматическими данными и видимыми симптомами.
Диагностика конверсионного синдрома / диссоциативных расстройств у детей
Выяснение органической причины: обследование и аппаратная диагностика, в зависимости от функционального расстройства.
Наблюдать, проявляются ли симптомы во всех ситуациях, или поведение противоречит демонстрируемым проявлениям, например, при психогенной слепоте — уверенное перемещение в незнакомом окружении.
Лечение конверсионного синдрома / диссоциативных расстройств у детей
Симптоматическое лечение: лечебная гимнастика, методика упражнений зависит от функционального нарушения.
Терапевтические беседы: выявление пусковых факторов и разработка стратегий преодоления, позже — выработка символического значения и связей с собственной личностью.
Разъяснительная беседа с близкими/родителями по поводу последствий предъявления ребенку завышенных требований.
При стационарном лечении усиливать здоровые части личности, уделять болезненным симптомам минимальное внимание, и только при необходимости.
Мероприятия, способствующие развитию.
Соматоформные расстройства
Главная характеристика — повторное преподнесение физических симптомов на фоне настойчивых требований проведения медицинских обследований, несмотря на неоднократные отрицательные результаты и уверения врача в том, что симптомы не имеют физического происхождения.
Соматоформные расстройства восприятия боли
Симптомы:
- пациент испытывает постоянные мучительные боли;
- боль не удается объяснить соматическим диагнозом;
- боль усиливается при психической нагрузке;
- в детском возрасте боль обычно локализована в области головы и живота.
Диагностика
Подробный анамнез развития и семейный анамнез (узнать о завышенных требованиях к ребенку).
Диагностика взаимоотношений «ребенок—родители».
Представлять опыт заболеваний самого ребенка и примеры заболеваний других людей в его окружении.
Часто наблюдают сопутствующие психиатрические заболевания (страхи, депрессия, диссоциативные расстройства).
Наблюдение за поведением.
Лечение
Объяснить семье психогенное происхождение болей.
Относиться к жалобам на боль серьезно, не пытаться «отговорить» ребенка, но и не уделять чрезмерного внимания.
Например, предложить пациенту вести дневник болей.
В некоторых случаях необходимы временные обезболивающие препараты.
Психотерапия: укрепление здорового образа поведения.
Сопутствующее лечение методами самовыражения (например, лечебная физкультура, лечение танцами или искусством).
Ипохондрические расстройства
Симптомы
Опасения пациента в том, что он страдает определенным и далеко зашедшим соматическим заболеванием. Форма, типичная для подросткового возраста, - дисморфофобия (болезненный страх перед физическим уродством).
Лечение
Психотерапия: укрепление уверенности в себе, изменение собственной концепции.
Разъяснительная беседа по поводу заболеваний, перед которыми пациент испытывает страх.