Детская психиатрия: лечение, диагностика
Детская психиатрия.
Диагностика в детской психиатрии
Сбор анамнеза
Степень остроты появления.
Собственный анамнез пациента: развитие, посещение детского сада и школы, контакты и социальное поведение, заболевание.
Семейный анамнез: взаимоотношения в семье, семейные проблемы, органические и психические заболевания в семье, жилищные условия.
Анамнез от посторонних людей: воспитателей и учителей.
Психопатологические результаты осмотра:
- внешние проявления;
- способность к установлению контактов и отношений, например отсутствующее поведение пациента или участие пациента, эмоции, мышление, когнитивные функции, речь, моторика, социальные взаимодействия.
Физический осмотр и аппаратная диагностика
Педиатрическое обследование.
Нейропедиатрическое обследование: подробное исследование нарушений функций мозга. ЭЭГ, при необходимости — КТ черепа или МРТ.
Психологическая диагностика на основании тестирования:
- тест на работоспособность (успеваемость);
- диагностика личности (в большинстве случаев — анкеты);
- прожективные тесты: представление об эмоциональном состоянии, конфликтах и отношениях;
- анкеты для оценки поведения ребенка. Дополнительная диагностика:
- ознакомительная однократная беседа с пациентом;
- наблюдение за поведением во время игры: обращение с игрушками, выбор тем, выбор игрушек.
Наблюдение за поведением в отделении
Общее поведение: во время сна, питья и приема пищи, уровень развития опрятности.
Контакты и социальное поведение с ухаживающим персоналом, другими пациентами/детьми и членами семьи.
Наблюдение за настроением и мотивациями пациента. Наблюдать, соответствуют ли симптомы диагнозу при поступлении, например, навязчивые действия, отказ от приема пищи, упоминание о бредовых мыслях или голосах, чувство преследования.
Ведение подробной документации при острых кризах, например, попытки убежать, угрозы совершения самоубийства и попытки самоубийства.
Методы лечения в психиатрии детского возраста
Психотерапия
Психоаналитические методы
Основаны на предположении о том, что психические нарушения сводятся к бессознательным душевным процессам.
Важнейшие терапевтические принципы:
- перенос: пациент использует терапевта/ухаживающее лицо для проецирования чувств, проявляемых до этого к другим людям;
- толкование: демонстрация и интерпретация проявлений внутреннего мира и чувств.
Проведение в виде семейной терапии, в детском возрасте — в виде игровой терапии, среди подростков — в виде индивидуальной или групповой терапии.
Методы, ориентированные на клиента
Терапевт пытается способствовать самопознанию и изменению концепций пациента, запустить процесс духовного роста и активировать здоровые силы пациента. На первый план выходит не возникновение нарушения, а начало изменения.
Проводят в виде семейной терапии, в детском возрасте - в виде игровой терапии, среди подростков — в виде индивидуальной или групповой терапии.
Систематическая семейная терапия
Возникновение психических нарушений сводят к системе воспитания или семье пациента. Лечение заболевания требует терапии всей семьи с понятным вмешательством терапевта.
Дополнительные психотерапевтические методы
Психодрама: хорошо проходит среди группы подростков. Пережитое проигрывается повторно в виде ролевой игры, чувства переживаются снова, усиливаются и становятся сознательными. Альтернативные действия могут быть опробованы в игре.
Терапия музыкой, искусством или танцами: музыку, цвета или движения используют как способ самовыражения для представления конфликтных ситуаций. Кроме того, дети получают мотивацию, становятся более уверенными в себе, развивается их творческое начало.
Поведенческая терапия
Основана на предположении, что манера поведения (в том числе патологическое поведение и патологические установки) приобретается и поддерживается окружающей обстановкой.
Оперантное кондиционирование: желаемое поведение усиливают при помощи поощрения (положительное усиление), нежелательное поведение погашают путем объяснения последствий такого поведения. Усиление и погашение могут быть вербальными и материальными.
Систематическая десенсибилизация: составление шкалы (иерархии) страхов, систематическое приближение к объекту, вызывающему страх, использование методики. Необходимо изучить методики расслабления.
Методы самоконтроля: пациент учится наблюдать за собой, оценивать и поддерживать самого себя и устанавливать самоинструкции. Необходима высокая мотивация со стороны пациента.
Методы расслабления
Аутогенный тренинг: при повторном произнесении вслух формул (аутосуггестия) пациент пытается достичь состояния расслабления; «концентрированное погружение в себя».
Прогрессивная мышечная релаксация: интенсивное сознательное напряжение определенных мышечных групп с последующим расслаблением и сознательным ощущением состояния расслабления.
Функциональная терапия
Олигофренопедагогическое лечение: применяют, прежде всего, в области быта и учебы детей с нарушениями поведения, физическими или умственными ограничениями, например, самостоятельный прием пищи и одевание.
Терапия различными занятиями: развитие мануальной деятельности и творческого начала.
Цели:
- повысить выносливость пациента;
- активировать интересы и расширить возможности проведения свободного времени;
- научить оценке собственных способностей.
Трудотерапия:
- опробование отдельных областей работы с учетом имеющегося психического заболевания;
- опробование нагрузки и подготовка к «миру труда».
Логопедическое лечение: развитие речи с помощью мотивации к разговору, упражнений, подражания (повторения) и тренировки необходимых сенсорных модальностей.
Психомоторная и сенсомоторная методика упражнений:
- обучение новым движениям и управление имеющимися двигательными стереотипами;
- разучивание новых сенсорных модальностей путем предложения разнообразных движений.
Консультационная беседа
Консультационная беседа с родителями: дополнительно к однократному лечению пациента, чтобы способствовать критическому отношению к болезни, положительному отношению к ребенку и изменениям в социальной сфере.
Беседа по поводу воспитания: помощь при обращении с ребенком в повседневной жизни для достижения изменений в поведении.
Психофармакотерапия
В детском и подростковом возрасте психотропные препараты никогда не назначают в виде монотерапии, только в комбинации с другими методами лечения.
Клиническая картина некоторых заболеваний (острый психоз, тяжелая склонность к суицидам) требует немедленного назначения психотропных препаратов.
Важнейшие медикаменты: нейролептики, антидепрессанты, стимуляторы, реже назначают противосудорожные (антиэпилептические) препараты и транквилизаторы.
Уход за детьми с психиатрическими заболеваниями, поддерживающий лечение (уход ответственными лицами)
Поскольку лечение в отделениях детской и подростковой психиатрии чаще всего продолжительное, установление доверительных взаимоотношений с пациентом — важнейшая предпосылка эффективного лечения.
Помимо ухаживающего персонала, к пациенту необходимо прикрепить сотрудника, несущего ответственность за пациента и выступающего в качестве его контактного лица.
Данный сотрудник не только отвечает за пациента, но и следит за соблюдением его интересов; чтобы ничего не было упущено, и важная информация была бы передана лечащей команде.
Необходимо тесное сотрудничество лечащего врача и ухаживающего лица.