Восстановление сердечной деятельности и дыхания и искусственное дыхание изо рта в рот
Пособий и инструкций по реанимации недостаточно для того, чтобы научиться ее осуществлять.
Американская академия педиатрии настоятельно рекомендует всем родителям и лицам, отвечающим за воспитание детей, пройти курс основ восстановления сердечной деятельности и дыхания при асфиксии. Такая подготовка существенно необходима, если у вас есть плавательный бассейн или вы живете рядом с водоемом.
Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца могут спасти жизнь вашему ребенку, если по какой-либо причине перестанет биться его сердце или остановится дыхание - в результате утопления, отравления, вдыхания дыма, асфиксии или инфекции дыхательных путей. Вероятность успешности реанимации возрастает, когда ее начинают осуществлять сразу же после прекращения сердцебиения или дыхания. О немедленной необходимости в ней предупреждают перечисленные ниже симптомы.
- Отсутствие реакции на раздражители и признаков дыхания.
- Крайне затрудненное дыхание (при попадании в дыхательные пути ребенка инородного тела).
- Посинение губ или кожи, связанное с крайне затрудненным дыханием.
- Учащенное или затрудненное дыхание (со всхлипами или со втягиванием мышц между ребрами на вдохе).
- Свистящее дыхание.
- Слюнотечение или затрудненное глотание и дыхание.
- Сильная бледность кожи.
Если у вашего ребенка наблюдается какой-либо из перечисленных симптомов, по возможности попросите кого-нибудь вызвать неотложную медицинскую помощь, а сами сразу же приступайте к выполнению следующих действий.
Действие 1.
Быстро оцените состояние ребенка.
Он в сознании или нет? Мягко похлопайте по нему ладошками или крикните, как будто пытаясь разбудить его. В отсутствие реакции после трех попыток можно предположить, что ребенок находится в бессознательном состоянии. Он дышит или нет? Близко наклонитесь к нему и прислушайтесь к признакам дыхания. Если дыхание затрудненное, попросите кого-нибудь отвезти вас с ребенком в отделение неотложной медицинской помощи, а сами продолжайте следить за его дыханием. Когда дыхание не прослушивается, обратите внимание на его грудную клетку. Поднимается она и опускается или нет?
Действие 2.
Если ребенок не дышит, положите его на спину на твердую поверхность.
Если вы подозреваете, что у него повреждены шея или позвоночник (что вполне вероятно в случае падения или автомобильной аварии), передвигать ребенка необходимо осторожно, по возможности с чьей-нибудь помощью, и так, чтобы не сгибалась и не поворачивалась его шея. Если вы обнаружили ребенка лежащим лицом вниз, то когда будете переворачивать его, для предотвращения искривления шеи поддерживайте ему голову.
Действие 3.
Чтобы открыть дыхательные пути, откиньте голову ребенка назад.
Не откидывайте ее слишком сильно, так как у младенца это может заблокировать дыхательные пути. Чтобы язык не блокировал трахею, одной рукой приподнимите подбородок, а другой мягко толкайте лоб вниз. Хорошим способом открытия дыхательных путей является приподнимание подбородка подталкиванием задней части нижней челюсти
вверх. В некоторых случаях для восстановления дыхания у ребенка оказывается достаточно просто открыть дыхательные пути. Если дыхание не восстанавливается, загляните в горло. Трахея может быть заблокирована каким-нибудь инородным предметом или кусочком пищи.
Действие 4.
Если ребенок все еще не дышит и не кажется подавившимся, сделайте ему искусственное дыхание изо рта в рот.
- Сделайте обычный вдох.
- Как можно плотнее сомкните свой рот вокруг носика и ротика ребенка.
- Выдохните в ребенка достаточно воздуха, чтобы слегка заметно приподнялась его грудная клетка. Сделайте паузу, разомкнув свой рот и Предоставляя возможность выйти воздуху из легких ребенка. Сделайте еще один вдох и повторите выдох в ребенка. В младенца не выдыхайте воздух слишком сильно - это опасно. Если в легкие ребенка воздух не поступает, значит, воздушные пути у него все еще заблокированы и вам необходимо повторить действие 3.
- Если с вашим выдохом воздуха в ребенка его грудная клетка приподнимается, продолжайте делать ему искусственное дыхание с частотой примерно один ваш выдох в него каждые три секунды (20 раз в минуту) до тех пор, пока он не начнет дышать самостоятельно.
- Остановка дыхания у ребенка часто сопровождается рвотой, что осложняет искусственное дыхание изо рта в рот. При отсутствии подозрения на повреждение шеи поверните голову ребенка набок, чтобы стекла рвотная масса. Затем очистите ротовую полость впитывающим полотенцем (не прилагайте слишком больших усилий, чтобы не затолкнуть рвотную массу в дыхательное горло).
Действие 5.
Оцените реакцию ребенка на проведение искусственного дыхания.
Наклонитесь и приблизьте свое ухо к губам ребенка. Вы должны увидеть, услышать или почувствовать нормальное дыхание (или кашель), а также уловить движение тела.
Действие 6.
Если вы не обнаруживаете никаких признаков нормального дыхания, кашля или движения, начните делать непрямой массаж сердца, чтобы обеспечить поступление крови к жизненно важным органам.
Ниже описывается поэтапный план действий (ребенок находится в положении лежа на спине на твердой поверхности).
- Положите два или три пальца на грудину на расстоянии в ширину одного пальца ниже мамиллярной (сосковой) линии и толкайте вниз на глубину 1,27-2,54 см с частотой примерно 100 раз минуту. Не нажимайте слишком сильно.
- После 5 нажимов сделайте выдох воздуха в ребенка, как это описывается в действии 4. Продолжайте и дальше делать по 5 нажимов на выдох. Сдавливайте грудную клетку с частотой 100 раз в минуту. Каждую минуту проверяйте, не появились ли признаки нормального дыхания, кашля или движения.
Действие 7.
Вызовите неотложную медицинскую помощь.
Если вы одни с ребенком, сразу же или после одной минуты реанимации вызовите неотложную медицинскую помощь. Не забудьте сообщить свой адрес и номер телефона. Прибывшие по вызову врачи оценят состояние ребенка и предпримут необходимые действия.