Как проводить массаж и гимнастику ребенку
Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка, формированию его сопротивляемости.
Целесообразно, если первый опыт проведения ребенку массажа и занятий с ним гимнастикой вы получите, наблюдая за тем, как это выполняет профессионал — патронажная медсестра или массажистка. Однако приемы общего массажа своего ребенка, вполне достаточные для поддержания его тонуса и активного обмена веществ, вы наверняка сможете успешно освоить.
Массаж и гимнастику назначают здоровому ребенку с 4-6-й недели жизни. Длительность первых сеансов массажа должна составлять не более 2-3 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают до 10 минут, а у детей старше 1 года — до 15 минут. Занятия рекомендуют проводить в первой половине дня, за 1 час до кормления или через 1 час после него. Раздев ребенка, его укладывают на стол, покрытый байковым одеялом, клеенкой и простыней. Температура воздуха в комнате, где проводят эти процедуры, должна быть не ниже 22 °С (к 1 году она может быть снижена до 20 °С). Малыша кладут сначала на спину, затем переворачивают на живот. Руки массажирующего должны быть чистыми, теплыми, без ссадин. Массажирующий становится напротив ребенка, у его ног, но не сбоку. Основными приемами массажа являются: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрация.
Несомненно, методика массажа и гимнастики различается в зависимости от возраста ребенка.
Особенностью детей в возрасте 1,5-3 месяцев является выраженный высокий тонус мышц-сгибателей конечностей. Массажирующий должен направить свои усилия на расслабление этих мышц, используя поглаживание разгибателей. Последовательность выполнения процедуры следующая:
- массаж рук (поглаживание); + массаж ног (поглаживание);
- выкладывание на живот;
- массаж спины (поглаживание);
- массаж живота и грудной клетки (поглаживание);
- массаж стоп (растирание), упражнения для стоп (разминание);
- выкладывание на живот, рефлекторное ползание при создании упора для стоп в положении ребенка на животе;
- разгибание позвоночника (рефлекторное разгибание в ответ на поглаживание вдоль позвоночника в положении то на правом, то на левом боку).
У детей в возрасте 3-4 месяцев физиологический гипертонус сгибателей рук исчезает, но еще сохраняется повышенный тонус мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начинать проводить гимнастику в виде пассивных движений для рук На нижних конечностях продолжают применять поглаживание для расслабления мышц-сгибателей. Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела — переворачиванию со спины на живот, то ему следует помогать в выработке этого навыка. К 3 месяцам исчезает феномен ползания и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедуру проводят в такой последовательности:
- массаж рук; отведение рук в стороны, охватывающие движения руками (пассивные упражнения);
- массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);
- поворот на живот вправо (рефлекторное движение);
- массаж спины (поглаживание, растирание, разминание);
- массаж живота (поглаживание);
- массаж стоп (растирание, похлопывание);
- вибрационный массаж всей грудной клетки; пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание; поворот на живот влево.
В возрасте 4-6 месяцев у ребенка происходит уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для ног. Укрепление передних шейных мышц к 4 месяцам происходит благодаря упражнениям, на основе движений с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрасте можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (перевод ребенка, удерживая его за руки, из положения лежа в положение сидя и обратно). Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре). Обязательное мероприятие — массаж верхних и нижних конечностей, спины, живота и стоп.
Последовательность проведения процедур такая:
- обхватывающие движения руками; массаж ног;
- имитация велосипедных движений, «скользящие шаги» по поверхности стола;
- поворот ребенка со спины на живот вправо;
- массаж спины (все приемы);
- парение» в положении на животе;
- массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки;
- массаж грудной клетки;
- поворот со спины на живот влево;
- сгибание и разгибание рук («бокс»);
- сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;
- разминающие упражнения для стоп с использованием поступательных движений пальцем руки по средней линии подошвенной поверхности стопы ребенка от точки между II-III пальцами стопы до пятки. Кроме того, применяют похлопывание рукой по всей поверхности стопы.
В возрасте 6-10 месяцев можно вводить упражнения с более сложными по координации движениями для мелких мышц кисти и для крупных мышц конечностей. Ребенок в этом возрасте способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи. Во время процедур следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции («сядь», «подай», «возьми», «дай», «держи крепко»). Массаж и гимнастику проводят в положении ребенка лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Необходимо стимулировать ребенка к ползанию, стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать двигательные навыки с пониманием речи и координацию движений, соблюдать ритмичность в выполнении движений.
Последовательность проведения процедур такая:
- обхватывающие движения руками;
- сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание;
- поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией;
- при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией;
- круговые движения руками;
- поднятие прямых ног с речевой инструкцией;
- рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием;
- поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией; приподнимание при поддержке за руки из положения лежа на животе с речевой инструкцией;
- упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией;
- массаж грудной клетки, спины и живота;
- дыхательные упражнения — сдавление грудной клетки на выдохе с боков.
На втором году жизни ребенка тренируют в хождении, наклонах вперед с поддержкой, а затем, к концу второго года, — без поддержки, в поворотах из положения сидя, а затем стоя, в передвижении предметов.
На третьем году в комплекс упражнений включают элементы бега и прыжки.
Основным залогом эффективности мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости детского организма и устойчивость его к инфекциям, является систематичность, последовательность и адекватность этих мер.
Простуды встречаются практически у каждого ребенка, и родители постепенно приобретают опыт лечения своих детей. Однако не следует переоценивать значение этого опыта. Каждое новое заболевание у ребенка протекает несколько иначе. Для каждого возбудителя характерен свой любимый участок поражения дыхательных путей, свои осложнения. Реакция ребенка на заболевание также изменяется. Поэтому, приобретя опыт и знания, тем не менее каждый раз необходимо обращаться к врачу. Тем более не стоит давать советы по лечению детей другим родителям. У каждого ребенка простуда протекает со своими особенностями. Даже опытный врач при лечении ряда форм простуд у детей сталкивается с определенными трудностями и иногда с неудачами.