Главная»Дети»Старше 7»Здоровье школьника»Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

Практически каждый из нас встречал в своей жизни хотя бы одного ребенка, который заикается.

Заикание, или произнесение с остановкой (которое также называют непроизвольной задержкой речи), является нарушением процесса передачи информации, при котором отдельные звуки или целые слова повторяются по мере того, как говорит подросток, прерывая его речевой поток. В некоторых случаях такие дети произносят долгие звуки либо же поток их речи может на какой-то момент совсем прекращаться.

Заикание впервые становится очевидным еще в дошкольные годы. Примерно у 90% детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет в некоторой степени наблюдаются «нормальные задержки речи». Такое заикание связывают с развитием языка ребенка, которое, вероятно, происходит от того, что процессы в мозге ребенка происходят гораздо быстрее его способности выражать свои мысли при помощи слов. Без чрезмерного внимания со стороны родителей или внешнего стресса такое заикание проходит само собой - обычно это происходит через 2-3 месяца.

Заикание может появиться у детей в любом возрасте - оно служит проявлением сильного стресса или социального давления. Если ребенок школьного возраста заикается, он может стать более застенчивым, что только усилит его чувство беспокойства и задержку речи. Давление со стороны учителей, которые стараются помочь ребенку, или сверстников также может обострить заикание.

В некоторых случаях люди, связанные с заикающимся ребенком (возможно, друзья или родственники), замечая возникающие у него трудности, испытывают чувство дискомфорта и меняют свое поведение по отношению к ребенку. Ребенок, как правило, не осознает, что именно его языковые модели и вызывают такую изменившуюся ответную реакцию, и поэтому испытывает еще больший дискомфорт, связанный с его манерой говорить, что ведет к сохранению заикания на долгие годы. Некоторые дети пытаются справиться с этой ситуацией, избегая любых социальных контактов и общения.

Все подростки обычно пытаются прекратить заикание, но все их попытки, будучи безуспешными, только усилят негативное представление о самих себе и, вероятно, ухудшат признаки заболевания. Тем не менее, как только исчезнет стрессовая ситуация, заикание, как правило, должно постепенно сойти на нет.

И только у незначительного числа детей среднего подросткового возраста - всего около 1% - отмечается так называемое истинное заикание. У таких детей наблюдается скорее наследственная тенденция к проявлению нарушения, а не ответная реакция на внешнее или социальное давление.

Как паузы, так и повторы возникают из-за сокращения речевого аппарата во время вдоха, которое напоминает икоту.

Раньше врачи думали, что заикание как-то связано с нарушением речевого аппарата, но на самом деле оно имеет совсем другие, скорее неврологические, причины.

Иногда заикание исчезает (после лечения или даже само собой), но иногда возобновляется.

Заикание может негативно отразиться на характере ребенка: переживая свой «дефект», он может стать робким, стеснительным, ему будет трудно непосредственно общаться с посторонними людьми.

Но по мере того, как ребенок взрослеет и у него начинает укрепляться нервная система, заикание проходит и после 25-летнего возраста встречается очень редко. Кстати, греческий оратор Демосфен в детстве тоже был заикой, но путем ежедневных упорных тренировок самостоятельно избавился от своего недостатка и даже прославился.

Что является причиной заикания

Чаще всего от заикания страдают детки, у которых только происходит формирование речевой функции — от 2 до 5 лет, но очень редко— в 7-9 лет, и еще реже — в подростковом возрасте.

Считается, что причиной возникновения заикания может стать как кратковременный сильный испуг; так и длительный стресс, чаще всего вызванный неладами в семье (разводом родителей, грубым обращением). Иногда заикание может возникнуть как подражательная реакция ребенка, если он длительное время общается с заикой.

Почти все дети проходят через стадию, когда речь доставляет им определенные трудности и некоторые слова никак не хотят выговариваться. Ребенок может пытаться повторить трудное слово еще и еще раз или запинается, а потом пытается одолеть его с налету, скороговоркой. Это нормальный этап речевого развития. Примерно каждый двадцатый ребенок испытывает трудности, повторяя отдельные слова или слоги, растягивая одни и проглатывая другие. У некоторых детей напряжение при этом заметно даже на лице. К счастью, такая легкая или средняя форма заикания обычно проходит сама по себе. Лишь один ребенок из ста становится хроническим заикой.

Мы не знаем, чем в действительности объясняется заикание. Похоже, некоторые дети уже рождаются предрасположенными к данному расстройству. Как и многие другие речевые проблемы, заикание больше свойственно мальчикам, чем девочкам. Оно часто встречается сразу у нескольких членов семьи, подтверждая, что наследственность играет здесь определенную роль. Исследования головного мозга показали, что у взрослых людей, страдающих заиканием, определенные участки мозга имеют отличия в размерах.

Существует распространенная точка зрения, что заикание — это признак стресса. В этом есть определенный смысл. Заикание наиболее сильно проявляется у детей в те моменты, когда они волнуются. Однако многие дети оказываются под воздействием сильного стресса, но при этом никогда не заикаются, так что стресс не может быть единственной причиной данного явления.

Уздечка языка (складка слизистой оболочки, проходящая по средней линии полости рта и соединяющая дно с нижней поверхностью языка) иногда бывает настолько короткой, что затрудняет движения языка. Однако к заиканию это не имеет никакого отношения.

Почему заикание так часто встречается у детей в возрасте от 2 до 3 лет? На сей счет существует два возможных объяснения. Это тот возраст, когда речь представляет для ребенка особые трудности. Когда он был младше, то пользовался короткими предложениями, над которыми не приходилось особенно раздумывать: «Вот машина», «Хочу гулять». Когда ему исполняется 2 года, он уже старается строить длинные фразы, чтобы выразить новые мысли. Ему приходится порой по 3—4 раза начинать одно и то же предложение, а добравшись до середины, он обнаруживает, что ему не хватает слов. Родители, утомленные его нескончаемой болтовней, не обращают на это почти никакого внимания. Они рассеянно произносят «угу» и продолжают заниматься своими делами. Ребенок еще больше расстраивается, ощущая свою неспособность привлечь внимание слушателей. Определенное влияние на речь может также оказывать свойственное этому возрасту упрямство.

У детей с «истинной» формой заболевания:

  • заикание со временем становится только хуже;
  • существует постоянная модель произношения с удлинениями, паузами, грамматическими формами и повтором слов;
  • могут появляться дополнительные действия, так называемые инициаторы, проявляющиеся в процессе заикания, включая похлопывания по коленкам, постукивания ногами или нервные тики.

Как справиться или бороться с заиканием у детей

Лечить вашего ребенка от заикания должны два специалиста — логопед и невропатолог (или психотерапевт). Логопед занимается выработкой навыков правильной речи, психотерапевт помогает ребенку избавиться от страхов и повысить самооценку.

Постарайтесь установить дома размеренный режим дня и попытайтесь придерживаться его, нормализуйте обстановку в семье. Если ребенок не занят в других кружках, запишите его на занятия по пению — это поможет ему развить навыки правильного дыхания и чувство ритма.

Иногда лечение может занять всего лишь несколько недель, но иногда для выздоровления требуются месяцы работы родителей и врачей.

Вы скажете — зачем же лечить заболевание, которое со временем скорее всего пройдет само? Но ведь ваш ребенок должен у быть успешно адаптирован в школьном коллективе, а заикание может стать серьезной преградой на пути его взаимопонимания со сверстниками. Так что постарайтесь вылечить ребенка еще до того, как отправите его в первый класс.

Когда ребенок обращается к вам, уделяйте ему самое пристальное внимание, чтобы он не нервничал. Просьба говорить медленнее или повторить сказанное заставляет ребенка еще сильнее волноваться и только усугубляет заикание. Вместо этого повторите сами то, что сказал ребенок, причем обращайте внимание на смысл сказанного, а не на то, как это было сказано. Старайтесь говорить спокойно, без напряжения и попросите всех членов семьи придерживаться этого правила. (Замедлять речь не требуется, лучше говорить в естественном темпе.) Заикание у детей усиливается, когда они видят, что на выражение своих мыслей им отводится лишь несколько секунд. Возьмите в семье за правило, чтобы каждый говорил по очереди, не перебивая друг друга и давая всем возможность высказаться.

Ребенку поможет все, что вы предпримете, чтобы снизить уровень стресса. Есть ли у него возможность часто играть с детьми, с которыми он хорошо ладит? Достаточно ли у него игрушек дома и игровых сооружений во дворе? Когда вы общаетесь с ребенком, предоставьте ему возможность проявлять инициативу в разговоре. Игры с ним должны строиться на том, что вы совершаете какие-то действия с предметами, а не говорите о них.

Соблюдение режима дня, отсутствие спешки и суматохи также помогают избавиться от заикания. Если вам пришлось расстаться с ребенком на несколько дней, постарайтесь, чтобы в течение ближайших месяцев это событие не повторилось. Отучитесь от привычки постоянно говорить с ребенком и заставлять его отвечать вам.

Если ваш ребенок заикается, вы можете помочь ему справиться с этим недугом, если попытаетесь решить проблему с соблюдением некоторых простых правил.

  1. Старайтесь использовать для общения с ребенком моменты, которые не будут для него стрессовыми.
  2. Не поправляйте его речь.
  3. Не перебивайте ребенка.
  4. Не пытайтесь закончить предложение за ребенка.
  5. Не просите ребенка повторить фразу или предложение.
  6. 6Не просите ребенка отрабатывать произношение отдельных слов или звуков.
  7. Не просите ребенка говорить медленнее.
  8. Если ребенку будет удобнее, позвольте ему избегать определенных проблемных для него слов или звуков, находя другие слова для замены.
  9. Если ребенку будет удобнее, поспособствуйте тому, чтобы он делал паузы либо сделал полный вдох, а после этого на выдохе произносил фразу.
  10. Слушайте, ободряйте и выражайте ребенку поддержку.

Когда следует обращаться к специалистам при заикании

Поскольку множество детей испытывают те или иные речевые трудности и у большинства из них заикание проходит само по себе, трудно определить, в какой момент следует обращаться за профессиональной помощью. Общее правило, пожалуй, сводится к тому, что специальная помощь нужна при сильном заикании и при любом заикании, которое продолжается более 4—6 месяцев.

Как отличить легкую форму заикания от сильной? При легком заикании ребенок не испытывает от этого особого смущения и чрезмерной сосредоточенности. Его мышцы лица не напряжены и тон голоса нормальный. Он заикается только при сильном волнении и нормально говорит в спокойном состоянии.

При сильном заикании ребенок очень сосредоточен на процессе произношения и старается говорить как можно меньше. Лицевые мышцы сильно напряжены, а тембр голоса повышается (это тоже признак нервного напряжения). Он заикается практически всегда, даже в спокойном состоянии. Если у ребенка сильное заикание, то и вы тоже ощущаете нервное напряжение, разговаривая с ним.

При заикании, как и в любой другой сфере воспитания детей, следует больше прислушиваться к своему сердцу (или разуму). Если речевые затруднения ребенка доставляют вам беспокойство, значит, пришло время обращаться за помощью.

Чем раньше ребенок с сильным заиканием обратится к опытному логопеду, тем лучше. Существуют специальные методики, позволяющие научить ребенка говорить более бегло. Даже если логопед не сможет устранить заикание, то он хотя бы не позволит этому расстройству развиться еще сильнее. Сильное заикание может оказаться серьезной душевной травмой для ребенка, которая будет сказываться на протяжении всей его жизни. Хороший врач поможет ребенку и его семье разобраться с этой проблемой и научит справляться с ней.

Если ваш ребенок продолжает заикаться, обратитесь за помощью к специалистам. Если ребенок начинает заикаться в среднем подростковом возрасте либо если раннее состояние заикания сохраняется или начинает проявляться вновь, попросите вашего педиатра направить вас к специалисту в этой области - чаще всего это будет терапевт, занимающийся языковыми и речевыми проблемами с опытом работы в области заикания детей. Некоторым детям также может потребоваться психологическая консультация для рассмотрения таких вопросов, как низкая самооценка, которая также может приводить к задержке речи.

Вам также следует обратиться за помощью, если:

  • заикание ребенка все усиливается;
  • ребенок становится слишком застенчивым и начинает бояться процесса общения;
  • у ребенка появляются новые формы лицевых гримас или нервных тиков.

Прогнозы для детей с заиканием обнадеживающие: около 80% перестают заикаться к юношескому возрасту. Тем не менее у небольшого числа детей заикание сохраняется и во взрослом возрасте - таким детям и взрослым требуются постоянная поддержка и помощь.

  • Оцените материал
    (17 голосов)
  • Прочитано 25805 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…