Взаимоотношения девочки с родителями
С давних времен семья считается главным институтом воспитания, так как приобретенные ребенком в детстве навыки сохраняются в течение всей жизни.
По мнению психологов, у девочки основы личности закладываются до 7-летнего возраста, и к моменту поступления в школу она уже считается наполовину сформировавшимся человеком. А если учесть, что дошкольники основное время находятся в семье, то именно близкие люди, естественно, и оказывают самое важное влияние на становление личности. При этом семья может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому, чтобы свести к минимуму негативное влияние на ребенка членов семьи, необходимо урегулировать внутрисемейные факторы, которые имеют воспитательное значение. К этим факторам относятся умение родителей общаться друг с другом, принимать решения, учитывая мнения всех членов семьи, убеждая в обоснованности своей позиции, находить компромисс, удовлетворяя пожелания сторон. Необходимо научиться в конфликтных ситуациях вести себя цивилизованно, по крайней мере стараться, чтобы ребенок не замечал противоречий в позициях родителей, действуя методами убеждения или спокойно объясняя свою точку зрения, не пытаться доказать что-либо криком, а тем более размахивая руками, если вы знаете, что такого совершенства в отношениях еще не достигли, то лучше обсуждать спорные вопросы за закрытыми дверями — без ребенка. Принимая решение по какому-либо поводу, касающемуся ребенка, родители прежде всего должны учитывать, что будет полезным для него, а не собственные взгляды на жизнь.
В процессе воспитания личности девочки, естественно, выявляются и отрицательные черты ее характера. Для их преодоления используйте объяснение и приучение, по возможности показывайте на личном примере, как нужно поступать в том или ином случае, не забывая, что «повторенье — мать ученья». При этом стоит отметить, что девочки более внушаемы, чем мальчики, поэтому иногда достаточно просто серьезно поговорить с ребенком. Не стоит забывать и о поощрении, которое будет особенно кстати, если является заслуженным. Оно может быть и устной похвалой, и желанным подарком, и разрешением на развлечение, и т. д. Если есть поощрения, значит, есть и наказания: лишение какого-либо удовольствия или замечание. Наказывая, помните, что девочки очень впечатлительны и обидчивы, поэтому воспитательные беседы с ними требуют особого такта и осторожности. Совершенно исключаются физические наказания. Знайте и помните, что такие меры унижают достоинство не только того, кого наказывают, но и того, кто наказывает. Кроме того, не решая проблем, физические наказания серьезно препятствуют дальнейшим взаимоотношениям с ребенком, вызывая лишь страх, стремление скрыть свой проступок, в большинстве случаев приводят к отчуждению, не говоря уже о возможности нанесения физической или психической травмы ребенку.
Будет правильно, если в общении с дочерью у родителей, пусть и со временем, выработаются следующие принципы общения: принимать свое чадо таким, какое оно есть (этим, собственно, отличается родительская любовь — любить несмотря ни на что, пусть ребенок не красив, не умен, «страшный хулиган» и на него все соседи жалуются); разговаривая с дочерью, научиться смотреть ее глазами на возникающие проблемы; принимать позицию ребенка в различных вопросах, объясняя ее правильность или, наоборот, на примерах из жизни доказывая возможную несостоятельность принятого им решения.
Умение поставить себя на место другого человека часто является ключевым для понимания межличностного конфликта и его решения.
Только соблюдая эти принципы, можно достичь душевного единения и нравственной связи с ребенком. Некоторые родители пускают воспитание дочери на самотек, надеясь то на садик и воспитателей, то на школу и учителей, а то и на достаточно большой возраст ребенка, часто оставляя уже повзрослевшее, но все же дитя наедине с самим собой.
Традиционно сложилось так, что главным воспитателем детей в семье является мать. А начинается все с того, что она дает жизнь ребенку, вскармливает его своим молоком, и на первых порах именно ее чувства являются определяющими для малыша, который на ее любовь и заботу отвечает более близкими отношениями с ней, а не отцом. Такая близость отношений очень полезна для воспитания дочери, у мамы есть возможность показать себя настоящим образцом для подражания. Как уже говорилось, в 3—4-летнем возрасте девочки чисто интуитивно начинают подражать взрослым женщинам и, в частности, своей маме. Порой такую кроху так и хочется назвать «маленькой тетенькой»: она и по кухне «хлопочет», и общается с вами, как взрослая, и заботится о вашем удобстве. Маме следует помнить, что для дочери она должна быть примером не только дома, но и в общественных местах, общаясь с людьми, проявляя эмоции и т. д. Например, если мама женственна, добра и улыбчива, заботится о своем доме и близких людях, то скорее всего дочь будет похожей на нее, переняв самое лучшее. Если родительница постоянно тревожна, мнительна, уделяет повышенное внимание несущественным вопросам, то и девочка будет такой же. Не следует забывать, что дочь прежде всего перенимает у матери внешние формы поведения и до некоторой степени облик и характер.
Если мама обычно позволяет девочке «витать в облаках», то папа «опускает на землю», вкладывая в дочь рациональное зерно. Именно он, общаясь с ребенком, дает истинное представление о мужчине вообще. Папа развивает в дочери любознательность и расширяет ее кругозор, открывая тайны неизведанного. Лучшему общению помогает совместное времяпровождение: просмотр и обсуждение телепередач, чтение книг, походы в театры, кино и музеи, турпоходы и т. д.
Но, к сожалению, не всегда дела обстоят именно так. Часто мать оказывается человеком, занимающим достаточно высокое общественное положение в связи с занимаемой должностью или зарабатывающим больше денег, тогда воспитание практически полностью ложится на отца, хотя главенствующая роль в семье остается за женщиной. Со временем отец становится безответственным и лояльным, перекладывая все заботы полностью на плечи жены. Девочка же при этом перенимает от матери властный тон, командует в школе мальчишками и потихоньку начинает руководить отцом дома. В конечном итоге, когда она повзрослеет, то скорее всего останется в одиночестве. Примеров негативного поведения отца или матери, сказывающегося на воспитании, много, но не все родители задумаются о том, что в таких случаях вырастают девочки, которые во взрослой жизни не могут устроиться, оставаясь долгое время и даже на всю жизнь в одиночестве, а порой, не разобравшись до конца в своих чувствах или из желания поскорее уйти из дома, который «не греет», мучаются из-за нерешительности разорвать ставшие ненужными отношения с мужчиной.
Таким образом, только совместными усилиями, основанными на любви, взаимопонимании и терпении, отец и мать могут воспитать девочку, отличающуюся всесторонним развитием, любознательностью, хорошим нравом, уважительным отношением к окружающим и добропорядочностью. Только в этом случае девочка в будущем сможет создать свою семью и достичь благополучия в браке.