Возрастные проблемы подростков детей
Возрастные проблемы подростков детей
Ложь
Маленькие дети часто лгут, чтобы избежать последствий своих проступков. Взял ли он это пирожное? Ну, на самом-то деле он не хотел его брать, но так уж получилось. Поэтому лучше ответить, что не брал, — примерно так рассуждает ребенок.
Дети учатся тому, что сказать что-то и сделать — это разные вещи. Они также начинают понимать, что лучше сразу сознаться, чем усугублять ситуацию ложью. Это осознание происходит на основе поучительных историй, которые рассказывают им родители и учителя, а также на собственном опыте.
Почему же врет ребенок старшего возраста? Любой человек — будь то взрослый или ребенок — время от времени попадает в неприятную ситуацию, тактично выйти из которой можно только чуть-чуть солгав. Тут еще нет причин для беспокойства. Но если ребенок сознательно вводит вас в заблуждение, то надо задуматься: что заставляет его говорить неправду?
По своей природе ребенок не любит лгать. Если девочка часто врет, значит, на нее что-то очень сильно давит. Если у нее неприятности с учебой и она пытается скрыть это, то вовсе не потому, что учеба ей безразлична. Наоборот, она лжет потому, что ее это беспокоит. Может быть, нагрузка для нее слишком велика? Или ее заботит что-то другое, и она не способна сосредоточиться? Возможно, родители требуют от нее слишком многого?
Ваша задача — совместно с учителем, школьным психологом или психиатром установить, в чем тут причина. Не следует делать вид, что вы поверили дочери. Вы можете мягко сказать: «Не надо мне лгать. Скажи, что тебя беспокоит, и мы вместе решим, что тут можно сделать».
Она вряд ли сразу все расскажет вам, потому что может и сама не понимать, в чем дело. Даже если она и осознает, что ее беспокоит, то не сможет сразу переломить себя. Чтобы помочь девочке выразить свои чувства и высказать проблемы, от вас потребуется терпение и понимание.
Жульничество
Маленькие дети начинают жульничать, потому что не любят проигрывать. Шестилетний ребенок полагает, что цель игры заключается только в том, чтобы выиграть. Он счастлив до тех пор, пока одерживает победу, а затем чувствует глубокое разочарование, когда начинает проигрывать. Умение достойно проигрывать приобретается с годами. В какой-то определенный момент дети понимают, что игра доставляет больше удовольствия, если все играют честно. Этому они учатся не у взрослых, а друг у друга. Группа восьмилетних детей может потратить меньше времени на саму игру, чем на дискуссию о том, как надо играть. Именно в таких дискуссиях происходит значительная часть обучения.
Поначалу дети рассматривают правила игры как нечто вечное и незыблемое. Позднее, когда их восприятие становится более гибким, они начинают понимать, что с согласия всех остальных игроков правила можно менять.
Разумеется, детям нравятся и игры, в которых не бывает ни победителей, ни проигравших. В детских магазинах и интернете имеется множество таких игр, не основанных на соперничестве. Подобные игры помогают ребенку понять, что смысл игры заключается в удовольствии, а не в том, чтобы побить своего соперника.
Навязчивые действия
Стремление к точности и порядку у некоторых детей в 8—10 лет становится настолько сильным, что перерастает в привычку. Некоторые из таких привычек вы можете вспомнить из собственного детства. Самая распространенная из них — не наступать на трещины в асфальте или на стыки между плитками при ходьбе по тротуару. В этом нет никакого смысла, но какие-то предрассудки заставляют вас поступать именно так. Если вам кажется, что была допущена ошибка, необходимо вернуться к тому месту, где все было, по вашему мнению, правильно, и начать сначала.
Мы знаем теперь, что тенденция к совершению таких навязчивых поступков зачастую является результатом врожденных свойств головного мозга. Случается, что ребенок приобретает такие привычки в результате инфекции, вызванной стрептококками. С психологической точки зрения непреодолимые влечения могут рассматриваться как стремление ребенка справиться с агрессивными чувствами. Одним из их источников могут быть неосознаваемые самим ребенком враждебные чувства к родителям. Вспомните детскую присказку: «На черту наступил — маму погубил». У каждого из нас могут возникать порой враждебные чувства по отношению к близким, но совесть не позволяет желать им плохого и заставляет выбросить дурные мысли из головы. Если человек чрезмерно совестлив, то даже запрятав эти недобрые мысли в подсознание, он будет по-прежнему испытывать чувство вины, хотя и сам не знает за что.
Причины, побуждающие девятилетнего ребенка к таким непреодолимым привычкам, таятся не в том, что его часто одолевают подобные мысли, а в том, что на этой стадии развития он становится более совестливым.
Подобное странное поведение настолько обычно для ребенка в возрасте от 8 до 10 лет, что в большинстве случаев его можно считать нормальным. Такие привычки не должны служить поводом для беспокойства, если ребенок весел, общителен и хорошо успевает в школе.
С другой стороны, я бы посоветовал обратиться к психологу, если навязчивые привычки ребенка занимают большую часть его времени (например, он без конца моет руки) или если он излишне возбужден, беспокоен или замкнут.
Тик
Подергивание плечом может появиться, когда на ребенка надевают чересчур свободную одежду, которая, как ему кажется, вот-вот упадет.
Основная причина тика заключается в особенностях развития мозга. Однако психологический фактор тоже играет свою роль. Тик чаще встречается у нервных детей, которых воспитывают слишком строгие родители. Возможно, на ребенка оказывается дома слишком сильное давление. Иногда мать или отец, едва увидев ребенка, сразу же начинают делать ему замечания. Или же родители постоянно выказывают ребенку молчаливое неодобрение или предъявляют к нему завышенные требования и перегружают его. Если бы у ребенка хватило смелости возразить, он, возможно, не испытывал бы внутреннего напряжения. Но поскольку он в большинстве случаев слишком хорошо для этого воспитан, он загоняет напряжение внутрь себя, и оно проявляется в виде тика.
Примерно у одного ребенка из десяти тик проявляется в легкой форме и проходит сам по себе. У одного ребенка из ста тик в различных формах может продолжаться более года. Возможно, ребенок страдает синдромом Туретта (см. словарь медицинских терминов), и его надо показать врачу.
Осанка
Хорошая или плохая осанка является следствием многих факторов. Один из них — и, возможно, самый важный — это врожденное строение скелета. Некоторые дети сутулятся с самого раннего возраста, как и их мать или отец. Некоторые рождаются со слабыми мышцами и связками, а другие выглядят крепышами и всегда пребывают в движении.
На осанку могут влиять и некоторые редкие и хронические заболевания, а также хроническая усталость (вызываемая различными причинами). Иногда избыточный вес может служить причиной так называемой круглой спины, искривления ног или плоскостопия. Слишком высокий рост зачастую заставляет застенчивых подростков ходить низко наклонив голову.
Если осанка ребенка испортилась именно из-за постоянного чрезмерного внимания родителей, то ее невозможно исправить замечаниями и нравоучениями. Обычно наилучшие результаты дают специальные упражнения, которым ребенка могут научить в школе танцев, в кабинете лечебной физкультуры или у врача. Родители способны оказать большую помощь ребенку в выполнении этих упражнений дома, если он на самом деле хочет этой помощи и если она оказывается в дружелюбной форме. Но главная цель родителей — укрепить дух своего ребенка, помогая ему справиться со школьными проблемами, побуждая его вести более открытый образ жизни и относясь к нему уважительно и доброжелательно.