Воспитание правдивого ребенка, поощрение честности
Поняв, почему дети лгут, время от времени можно вам проводить профилактическое воспитание.
Вот способы вырастить правдивого ребенка.
Практика метода «прикрепления». Дети, находящиеся в контакте с родителями, обычно не становятся лгунами. Они доверяют своим воспитателями, и у них сформирован хороший внутренний стержень, который не позволяет им лгать. Даже ребенок, находящийся в крепком контакте, будет придумывать фантастические истории в четыре года, начнет усиливать ложь в семь лет и превратит ее в творческую ложь в десять лет. Когда вы однажды поймали ребенка на лжи и поправили его, не думайте, что он солжет снова в подобной ситуации. Объясните ему, что ложь всегда откроется.
Моделируйте правду. Создайте атмосферу правдивости в доме. Так же, как вы определяете, когда ребенок лжет, дети тоже способны определить неискренность своих родителей. Если ребенок видит, что в вашей жизни имеет место небольшая безобидная ложь, он воспринимает это как приемлемый способ избежать последствий.
Рассмотрите, как часто вы говорите неправду: «Скажи им, что меня нет», — это способ не отвечать на нежелательный телефонный звонок. Вы полагаете, что это не ложь, возможно, только «безобидная ложь», которая в противоположность «черной» лжи действительно приемлема, потому что выручает вас в сомнительной ситуации. Не просите ребенка участвовать в этом. Он не должен говорить, что вас нет дома. (Вместо этого он может сказать: «Она не может подойти к телефону прямо сейчас. Я могу принять ваше сообщение?») Не заставляйте ребенка говорить, что вы «ушли», если на самом деле дома, только потому, что вам так проще. Маленькие глазки часто видят все и пристально следят за вами, не вводите ребенка в заблуждение вообще. Лучше скажите, что «у вас нет времени», и ребенок воспримет это.
Также не становитесь партнером во лжи. Если ребенок не выполнил домашнюю работу, потому что устал или был неорганизован, не обещайте ему, что напишете оправдательную записку учителю. Такая практика санкционирует ложь и учит ребенка, как можно просто избежать последствий неправильного выбора.
Быть правдивым — хорошо. Убедите своего ребенка, что вам нравится его поведение: «Ты порадуешь меня больше оценкой «3», которую получил честно, чем оценкой «5», полученной обманом». Вы учите мальчика добиваться реальных оценок своим трудом. Ребенок, который знает, что его значение в семье не зависит от качества выполненной работы, меньше настроен говорить неправду.
Не оскорбляйте ребенка, который лжет. Избегайте суждений вроде: «Ты лгун!» или «Почему ты даже не пытаешься сказать правду?» Дети часто используют подобные ярлыки, которые дают им родители, чтобы выделить себя. Для них плохой ярлык лучше, чем отсутствие ярлыка вообще. Ярлык может стать пророчеством, которое исполнится. Лучше говорить что-что вроде: «Это не похоже на тебя, ты обычно честен со мной». Не спрашивайте: «Ты лжешь?», лучше спросить: «Это действительно так?»
Избегать установок для лжи. Если ребенок имеет тенденцию лгать, постарайтесь застать его на месте преступления, не давая ему возможности солгать. Если вы не хотите слышать неправду, не задавайте вопроса. Если он стоит перед открытой коробкой печенья с красноречивыми крошками на руках, то было бы смешно спрашивать, не он ли сделал это. Конечно, это сделал он. Устройте ему очную ставку.
Требовать правду. Дайте ребенку четко понять, что вы ждете от него только правду. Дети не должны чувствовать, что у них есть выбор в этом вопросе. Когда ребенок знает, что вы требуете от него, он будет стремиться сделать именно так.
Когда ваш ребенок лжет. Не оставляйте ложь без внимания. Не позволяйте ребенку думать, что так можно жить. Посмотрите ему в глаза и визуально выразите разочарование. Совестливый ребенок будет преисполнен чувством раскаяния. Любое дальнейшее наказание зависит от конкретных обстоятельств. Случайная ложь допустима, но устойчивая привычка лгать должна вызвать у вас тревогу. Получите консультацию специалиста, чтобы выяснить, причину.
Поощрение честности
Используйте каждый шанс, чтобы сказать, как важно быть правдивым.
Не дожидайтесь ситуации, когда все произнесенное вами будет воспринято как нравоучение. Говорите на более обширные темы, например о статьях в газетах, о рекламных объявлениях, подтверждая свои слова, что правда упрощает жизнь (избегая необходимости говорить неправду), и правда всегда проявляется в итоге. Текущие события и случаи из жизни семьи могут быть проанализированы с точки зрения честности. Расскажите о том, как уважают правдивых людей. Взгляните на темы чести в литературе.
Объясните ребенку, что молчание — не ложь. Дети восхитительно честны, но иногда в неподходящие моменты: «Тетя Нэнси, ваше дыхание плохо пахнет» или «Вы действительно некрасивы». Объясните ребенку, если правда оскорбляет чьи-то чувства, то нет необходимости об этом говорить. «Иногда лучше сохранить свои мысли при себе». Научите его учитывать чувства других людей. Помните, что сказал Тампер из «Бэмби»: «Если ты не можешь сказать что-то приятное, не говори совсем ничего».
Посмотрите на мир глазами ребенка. «Может быть, ты так сильно хотел получить эту игрушку, что вообразил, будто Эндрю дал ее тебе. Давай позвоним ему и проверим?» Такой вариант дает мальчику шанс остаться честным. Ведь, возможно, Эндрю действительно дал ему игрушку. Вы должны сыграть роль детектива и помочь ему раскрыть правду. Маленькие дети верят в то, что говорят, если это удовлетворяет их желания. Как только ребенок достигает возраста семи лет, он уже способен понять различие между притворством и рассказом выдуманной истории, которая предназначена для того, чтобы обмануть.
Предложите амнистию. Иногда вы знаете, что ребенок солгал. Вы желаете превратить отрицательный опыт в нравственный урок. Рекомендуем такую форму — освобождение от наказания. Когда Бобу было пятнадцать лет, он хотел пойти на рок-концерт, который, как он объяснил, обещает быть очень интересным. Мы сказали ему «Нет», потому что знали, моральные ценности этой группы несовместимы с нравственными ценностями семьи. Кроме того, Боб должен был соблюдать режим, потому что на следующий день ему предстояло участвовать в футбольном матче. Он неохотно согласился отказаться от концерта. Я слышал об этой рок-группе, но хотел непосредственно убедиться в правоте своего суждения, поэтому пошел на концерт. Несколькими неделями позже мы выяснили из другого источника, что Боб тоже посетил этот концерт. После того как мы оправились от шока и гнева (такой поступок не был свойствен Бобу), мы созвали семейный совет и предложили «амнистию» за любой проступок независимо оттого, насколько он ужасен. Боб признался. Признание принесло ему облегчение. Мы объяснили, что знали о его походе на концерт. Таким образом, Боб понял, что лгать бессмысленно. Если бы такой подход не сработал, проступок Боба имел бы более серьезные последствия. Таким способом мы хотели добиться добровольного признания, от которого сын мог испытывать удовольствие, принимая решение очиститься. Боб, который теперь сам стал отцом, с признанием вспоминает этот случай.
Оглядываясь назад, мы понимаем, как наше жесткое решение фактически толкнуло Боба на несвойственное для него непослушание. Будучи очень принципиальным ребенком, Боб понял, что мы использовали предстоящий футбольный матч, как оправдание, чтобы не пустить его на концерт.
Он был прав. Боб сказал нам потом, что вся футбольная команда была на концерте, пренебрегая режимом. Я был непредусмотрителен, мне следовало решить этот вопрос с тренером, а затем принять меры, чтобы пойти на концерт вместе — отец и сын, — наслаждаясь праздником. После этого случая мы наблюдали, как наши дети требовательно подходили к выбору развлечения. Мы сняли многие ограничения. Теперь Марта фактически наслаждается музыкой в стиле рок, которую слушают наши дети, и считает это окном в их мир.
Воспитание честности и правдивости — это верный путь для формирования доверия и порядочности в семье.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс