Типовой план воспитания вашего ребенка
Не существует одного универсального рецепта воспитания ребенка.
Однако существуют общие рекомендации, которыми могут воспользоваться родители, воспитывая своих детей. Советы, предлагаемые нами, можно использовать как руководство при анализе проблем воспитания, с которыми вы сталкиваетесь в семейной жизни.
Шаг первый: создайте условия, которые способствуют хорошему поведению.
Оцените атмосферу в семье в целом: положительная или отрицательная? Часто ли возникают негативные эмоции? Какие напряженные ситуации складываются в семье, в карьере, в финансах и так далее? Можете ли вы связать поведение ребенка с вашим настроением? Даже в любящих и дружных семьях поведение детей ухудшается, когда родители грустны или сердиты. Что вы можете сделать, чтобы стать ближе к ребенку? Действительно ли вы слишком заняты? Имеются ли семейные обстоятельства, которые создают дистанцию между вами и ребенком, например работа или другие занятия? Некоторые ситуации вы можете изменить, в других вам, вероятно, придется помогать детям учиться жить. Самое главное правило: сначала думайте о взаимоотношениях, а затем о методах воспитания.
Проявляйте внимание к ребенку. Будьте особенно внимательны и добры к ребенку, когда он хорошо себя ведет. Показывайте, как это нравится вам. Вы хотите, чтобы ребенок понял: что он более приятен, когда ведет себя хорошо и его родители - счастливы. Это настраивает ребенка на хорошее поведение.
Развлекайтесь вместе. Дайте ребенку побольше простых удовольствий. Определите действия, которые вы любите делать вместе, и действия, в которых ребенок ведет себя лучше всего.
Создайте положительную атмосферу. Что вам больше нравится в ребенке? В чем ваш ребенок хорош — в спорте, в ремеслах, в музыке? Какие ситуации обнаруживают лучшее и худшее в ребенке? Сосредоточение на негативах, вероятно, будет способствовать развитию отрицательной атмосферы. Помогая ребенку исправлять ошибки, отмечайте то, что сделано правильно. Проводите больше времени, уделяя внимание положительным чертам характера, чем комментируя отрицательные. Детям нужны дни, полные положительных эмоций и поощрений: «Да!», «Молодец!», «Спасибо», «Хорошая работа», «Хорошо».
Дайте ребенку установку на успех. Избегайте ситуаций, с которыми вы и ваш ребенок не можете справиться. Знайте свои пределы и пределы ребенка. Некоторые маленькие дети не могут справиться с собой в общественных местах. Планируйте заранее. В настоящий момент, может быть, проще перекусить в парке, чем идти в ресторан. Дайте ребенку игровые задания. Назначьте его ответственным за что-нибудь. Ребенок, который умеет быть ответственным за других людей (младших братьев и сестер), будет отвечать и за свое поведение.
Контролируйте питание ребенка. Хотя плохая еда не является причиной плохого поведения у большинства детей, некоторые демонстрируют хорошее поведение, когда правильно питаются.
Исключите любые методы воспитания, которые не действуют и порождают конфликты. Избегайте ворчания. Телесные наказания способны только усилить гнев уже сердитого ребенка. Если вы бьете своего ребенка в гневе, он, вероятно, станет бить других, когда рассердится. Ваше воспитание должно формировать ребенка изнутри. Все методы воспитания, уловки и советы профессионалов похожи на временное изменение «фасона», наружной стороны. Лучшие в мире советы не будут работать, если вы не создадите условия, способствующие хорошему поведению. Воспитывая и обучая ребенка, убедитесь, что он понимает — вы заслуживающий доверия, ответственный взрослый человек. Скажите ребенку: «Поскольку я люблю тебя, я хочу научить тебя управлять собой».
Шаг второй: исправьте нежелательное поведение.
Создайте модель поведения. Помните свою цель: научить ребенка быть доброжелательным в жизни, воспитать умение контролировать себя. Проанализируйте, в каких ситуациях проявляются лучшие качества ребенка. Создавайте для этого условия.
Формируя модель поведения, обратите внимание на те поступки, которые беспокоят вас больше всего. Что вам не нравится в ребенке? В каких ситуациях обнаруживаются отрицательные качества характера? Отделите поступки, с которыми вы можете мириться (мелочи), от поступков, которые вы не можете терпеть (крупное). Сосредоточьтесь на «крупном», и вы будете поражены, как мелочи исправятся сами собой. Если истерика - крупный недостаток, определите механизм, запускающий ее, и не допускайте ситуаций, приводящих к ней.
Формируйте среду, жизненное пространство ребенка. Попробуйте игры, с которыми ребенок может справиться, и помогайте ему сосредоточиться. Игнорируйте отрицательное поведение, уйдите или замените предмет, если вы полагаете, что истерика ребенка управляема. Сочувствуйте и помогайте успокоиться только в том случае, если истерика связана с расстройством. Предлагайте ребенку спокойные, тихие игры, уменьшающие импульсивность. Научите ребенка расслабляться. Например, выберите время дня, когда ребенок проявляет самое плохое поведение (часто во второй половине дня), и установите специальное «время массажа». Включите успокаивающую музыку, положите ребенка на полотенце в его любимом месте. (Попытайтесь положить рядом с окном в зоне, нагретой солнцем.) Сделайте ребенку успокаивающий массаж, напевая колыбельные песни. Помимо расслабления ребенка, эти действия улучшат ваш контакт.
Формируйте жизненную среду. Следите 34 поведением ребенка в течение дня. И стройте план на день в соответствии с особенностями его поведения. Например, вы заметили, что ребенок хорошо играет утром, но после полудня, когда он больше утомлен, малыш может быть слишком агрессивен. Разрешите ему играть с приятелями утром и одному днем. Если вы заметили, что ребенок хорошо играет с одним ребенком, а с другим все время дерется, исключите второго из списка приятелей вашего малыша. Эти два мальчика, вероятно, не сошлись характерами. Помните, вам следует не только устанавливать правила, но и создавать условия, в которых эти правила проще выполнять. Рассмотрите проблему запретов и разрешений. Запретите драться и предусмотрите альтернативы. Требуя от ребенка прекратить драку, дайте ему другие возможности выпустить избыток энергии типа «дай мне пять», удар по ладони, по мячу или подушке.
Научите его использовать речь вместо желания подраться. «Натан, пользуйся словами. Скажи: «Меня это раздражает. Мне это не нравится». Научите ребенка управлять своей физической агрессивностью: «Папу можно обнять «по-медвежьи» (крепкое объятие). Но Сюзи можно обнимать только «объятием кролика» (мягкое объятие)».
Скажите, какое поведение вы требуете. Сначала решите, какое поведение вы хотите и какое должно иметь ограничения. Следуйте этим правилам, установленным вами. Хвалите ребенка за хорошее поведение. Вместо того чтобы говорить ребенку, как нельзя себя вести, предложите положительную альтернативу. Вместо: «Не бросай свой грузовик», попробуйте: «Поставь свой грузовик на эту полку». Затем покажите ему, как это сделать. Если ребенок продолжает бросать игрушки, скажите, что игрушки, с которыми он сейчас не играет, бросать нельзя. Требуйте, чтобы ребенок играл с игрушками, не бросая их. Если он продолжает бросать игрушки, уберите их. (Делайте это с легкостью, если он упорствует в своем поведении.) Обеспечьте малыша мягкими мячами, которые можно бросать в доме без риска повредить что-либо. Если ребенок ведет себя хорошо', поощряйте его улыбками и подбадривайте словами: «Да», «Хорошо», «Это делает меня счастливым». Поскольку вы корректируете поведение вашего ребенка, научите его сосредотачиваться. Скажите: «Посмотри мне в глаза», твердо, но нежно держите его за плечи и требуйте зрительного контакта. Не угрожайте или не ограничивайте его, просто помогите ему сфокусировать внимание.
Попробуйте следующие методы формирования поведения.
- Объясните ребенку, что формирование поведения — совместное действие: «Мы собираемся работать вместе так, чтобы нам было лучше жить». Убедитесь в том, что ребенок верит: в партнерстве есть польза и для него, так как его жизнь станет от этого интереснее, а вы будете более счастливым родителем. Убедитесь, что ребенок понял: ваша работа должна помочь ему стать более послушным. Разъясните определенно, что вы собираетесь делать. Объясните, в чем,состоит «поведение ДА» — положительное поведение, которое вы будете требовать, и выгоды от хорошего поведения. Также объясните, что такое «поведение НЕТ» -отрицательное поведение, которое вы не допустите, и какие оно будет иметь последствия. Убедитесь, что ребенок понимает ваши требования.
- Объясните последствия. Дети в возрасте от трех до четырех лет понимают причинно-следственную связь: когда они слушаются, жизнь становится приятной; когда они не слушаются - неприятной. Сядьте с ребенком и обсудите с ним тип поведения, который вы хотите сформировать. Разбирайте каждый поступок поочередно. Таким образом, ребенок становится партнером в его воспитании: «Когда ты хорошо играешь с друзьями, мне очень приятно, и поэтому ты можешь играть дольше. Когда ты дерешься с друзьями, я вынужден прекратить игру». Не забывайте о наградах и поощрениях за хорошее поведение. Не допускайте несправедливого наказания: «Ты не будешь кататься на велосипеде в течение месяца».
- Отвлеките и отклоните. Переключите внимание ребенка прежде, чем он сделает что-то неверно. Отвлеките внимание ребенка: «Нельзя лазить на буфет, но можно залезть на кушетку или на папу». Вам, вероятно, придется быть тенью ребенка в течение нескольких недель, вводя импровизированные напоминания, отвлечения и мотивы, пока он не станет вести себя так, как вы требуете. Напомните ему. «Ты волнуешься» или «Ты становишься шумным», а затем устройте маленький перерыв, чтобы помочь ему восстановить самоконтроль. Ключ в том, что вы должны вмешаться прежде, чем его поведение выйдет из-под контроля. Помните, что, поскольку вы формируете поведение ребенка, вам придется направлять его и физически. Это означает, что вам придется уделять малышу много внимания. В конечном счете количество устных напоминаний сократится.
- Мотивируйте и вознаграждайте хорошее поведение.
- Перерыв для ребенка. Если ребенок воспринимает перерыв как угрозу или как наказание, замените его более легкой фразой: «специальное время», «время для размышления» или «время Натана».
Вводите перерыв сразу, как почувствуете в нем необходимость, пока ребенок не зашел далеко, поступая неправильно.
Особенность предложенного подхода в том, ато воспитание ребенка на одной стадии развития делает этот процесс проще на последующих стадиях. С ростом ребенка вы замечаете, как меняется ваша роль в качестве домашнего воспитателя. В первые шесть лет жизни ребенка вы — кормилец, руководитель и помощник; на следующей стадии вы — преподаватель, а когда ребенок превращается в подростка, вы становитесь тренером и советником. Все ваши усилия будут вознаграждены. Вы вырастите ребенка, которым будете искренне наслаждаться, который будет доставлять удовольствие окружающим и вы сможете им гордиться.
Воспитать и вырастить здорового ребенка — сложная наука, которая требует не только врожденного дара, но и знаний, и определенной подготовки.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс