Стресс у детей и подростков. Подростковый стресс
В среднем подростковом возрасте дети переживают период быстрого социального, эмоционального и интеллектуального взросления, а также испытывают определенное давление со стороны родителей, которые хотят, чтобы дети соответствовали их ожиданиям.
Некоторые дети лучше приспосабливаются к таким сложным задачам, чем другие, время от времени у них могут возникать эмоциональные и поведенческие проблемы. В этой и последующих главах будут описаны наиболее часто встречающиеся проблемы, возможные варианты их решения, а также то, когда и как вы сможете получить помощь в решении этих проблем.
Сегодня постоянные стрессовые состояния оказывают пагубное воздействие на организм наших детей. Дети сталкиваются с множеством проблем в школе, дома и на улице. Насилие, наркотики, курение и употребление алкоголя - можете продолжить этот список - это способы выйти из стрессовых состояний. Постарайтесь уберечь детей от эмоциональных потрясений и научить их расслабляться.
В этом возрасте давление может исходить из разных источников - как самого ребенка, так и родителей, учителей, сверстников, а также общества, в котором живет ребенок. Давление может принимать различные формы и создавать сложные проблемы для детей, на которые им приходится реагировать и приспосабливаться к ним. Вне зависимости от того, являются ли эти события действительно важными, такими как развод родителей, либо лишь незначительными трудностями (например потеря домашнего задания), эти потребности или стрессовые ситуации становятся частью повседневной жизни ребенка.
Какие-то события жизни дети принимают с радостью и достаточно легко к ним адаптируются. Другие же события они могут воспринимать как угрозы самим себе либо повседневной жизни их семьи или общему ощущению благополучия, и это вызывает у ребенка стресс. Большинство стрессов, с которыми приходится сталкиваться ребенку, находится где-то посередине - конечно, они нежелательны, но и не причиняют серьезного вреда, а скорее являются частью выполнения задач детского возраста и познания самого себя.
Подростков также может беспокоить умение заводить друзей, успехи в школе, способность противостоять давлению со стороны сверстников или преодолевать свои физические слабости. Вне зависимости от формы проявления, если стресс слишком сильный или продолжительный, в некоторых случаях он может нанести серьезный урон ребенку. Определенная концентрация стрессовых ситуаций может создавать предрасположенность ребенка к заболеваниям. Важные события, в особенности события, навсегда изменяющие жизнь семьи ребенка, такие как смерть одного из родителей, могут оказывать длительное воздействие на его психическое здоровье и благополучие. Незначительные повседневные стрессы также могут иметь некоторые последствия. Они могут привести к потере аппетита или ухудшению сна. Дети могут стать угрюмыми или раздражительными, их успеваемость в школе может ухудшиться. Также может измениться их поведение и желание контактировать с другими людьми.
У разных детей разные темпераменты, поэтому они отличаются друг от друга своей способностью справляться со стрессом и повседневными трудностями. Некоторые из них от природы покладисты и легко приспосабливаются к новым событиям и ситуациям. Других детей легко вывести из равновесия любыми изменениями в жизни. Все дети способны лучше справляться со стрессами, если прежде у них имелся успешный опыт подобного рода, а также если они уверены в своих способностях и эмоциональной поддержке со стороны семьи и друзей. Дети, уверенные в своей правоте и чувствующие любовь и поддержку, в целом успешно со всем справляются.
Безусловно, возраст и развитие ребенка помогут определить, насколько сильный стресс на ребенка может оказать определенная ситуация. К примеру, смена учителя для ученика 1 класса может стать важным событием, но едва ли каким-либо образом повлиять на ученика 6 класса. Невысокий рост неважен для пяти- или шестилетнего ребенка, но в юношеском возрасте может стать причиной постоянных страданий. Восприятие и реакция ребенка на стрессовую ситуацию отчасти зависят от его развития, отчасти от опыта, а отчасти от темперамента.
Многие родители не сомневаются, что дети школьного возраста не знают об окружающих их стрессовых ситуациях и никоим образом невосприимчивы к ним. Кроме того, они уверены, что их дети не только ни в чем не нуждаются, но у них также, вероятно, имеется достаточное количество игрушек, друзей, с которыми можно поделиться, много времени для игр и полный график необходимых дополнительных занятий.
Это не так. Дети крайне восприимчивы к изменениям вокруг них, в особенности к чувствам и реакции их родителей, даже если эти чувства не передаются непосредственно при помощи слов. Если один из родителей останется без работы, детям придется приспособиться к финансовому кризису в семье; им нужно будет справляться не только с явными изменениями в семейном бюджете, но и с изменениями эмоционального состояния родителей. Детям может быть необходимо справляться с издевательствами на игровой площадке, переездом в новый район, серьезным заболеванием одного из родителей или собственным разочарованием из-за недостаточной способности преуспеть в каком-либо виде спорта. Они могут испытывать постоянное давление «правильно» одеваться или получать высокие отметки для того, чтобы увеличить вероятность их поступления в «надлежащее» высшее учебное заведение.
Некоторые психологи уверены, что современным детям среднего подросткового возраста на самом деле приходится сталкиваться с гораздо большим количеством стрессовых ситуаций, нежели подросткам прежних лет, да еще они получают недостаточную социальную поддержку. Изменение семейной структуры от большой, оказывающей поддержку семьи (включая обоих родителей, тетей, дядей, бабушек и дедушек) предыдущих поколений до нынешних поколений с высоким процентом разведенных семей, семей с только одним родителем или семей, где один из родителей является приемным, радикально изменило сам опыт детства. Миллионам подростков приходится приспосабливаться к таким изменениям.
Даже в полных и достаточно стабильных семьях постоянно увеличивающееся число обязанностей обоих работающих родителей зачастую служит причиной того, что детям приходится больше времени проводить на дополнительных занятиях после школы либо дома в одиночестве. Для некоторых детей такая потеря времени, которое они могли бы проводить с родителями, служит определенным стрессом, так же как и ответственность самому заботиться о себе и доме, а иногда и присматривать за младшим братом или сестрой после школы.
Для многих детей и их семей стрессом является количество занятий, заполняющих свободное время детей. Слишком загруженные дети с несоответствующим количеством свободного времени могут чувствовать себя обессиленными.
Кроме того, современные дети растут в такое время, когда им приходится сталкиваться с насилием и давлением со стороны сверстников относительно половой активности и употребления наркотиков, их предупреждают быть осторожными ввиду существующей угрозы похищения детей, сексуального домогательства и других преступных действий. Такое ощущение жизни в небезопасном мире для некоторых детей является источником постоянного стресса. То есть можно сказать, что современным подросткам приходится постоянно сталкиваться с проблемами принимать решения в различных ситуациях, и зачастую от них ожидают слишком быстрого взросления.
Но при этом нельзя сказать, что все стрессовые ситуации оказывают только негативное воздействие. К примеру, умеренное давление со стороны учителя или репетитора может способствовать желанию ребенка получать только высокие отметки в школе и принимать более активное участие в спортивных мероприятиях. Успешное разрешение стрессовой ситуации или проблемных событий повышает способность ребенка справляться с ними в будущем.
Если стресс постоянный или слишком сильный, это наносит большой вред как психике, так и всему организму ребенка. Внезапные стрессовые ситуации вызывают учащение дыхания и сердцебиения, сужают сосуды, повышают артериальное давление и мышечное напряжение, а также могут вызывать расстройство желудка и головные боли. Если стрессовая ситуация сохраняется, у ребенка может развиться предрасположенность к заболеваниям, он может испытывать чувство усталости, его будут мучить ночные кошмары, зубная боль, бессонница, для него станут характерными вспышки раздражения, депрессивное состояние и плохая успеваемость в школе.
На разных стадиях развития способы проявления своей загруженности и неспособности справиться со стрессом у детей различны. В дошкольные годы вы, вероятно, замечали, что при попадании в стрессовую ситуацию ребенок начинал несколько регрессировать. Возможно, ему было трудно разлучаться с вами, он никуда не отпускал вас от себя или даже на время забывал некоторые свои навыки, связанные с процессом взросления, такие как пользование горшком.
Дети младшего школьного возраста более открыто выражают свои чувства, тем не менее у них может проявляться большая склонность принимать стресс близко к сердцу: их характеризует уныние, депрессивное состояние или отчуждение. Другие дети могут выражать свой стресс чрезмерной активностью, гневом или созданием конфликтных ситуаций. Родители должны приспособиться к этим и другим признакам перегруженности ребенка.
Не слишком ли вы давите на ребенка?
С большинством стрессовых ситуаций ребенок сталкивается за пределами семьи - такой стресс может быть неподвластен контролю. Тем не менее многие подростки могут испытывать давление в семье, поскольку их родители из лучших побуждений чрезмерно загружают детей занятиями музыкой, спортивными секциями, компьютерными курсами и уроками живописи.
На первый взгляд может показаться весьма полезным давать ребенку как можно больше возможностей попробовать свои силы в образовательных, культурных и спортивных занятиях. Некоторые родители расценивают это как преимущество для ребенка перед сверстниками в нашем конкурентном обществе. Но специалисты заверяют: если детей заставлять быть слишком старательными учениками, когда практически весь день распланирован за них, это может оказать и негативное влияние. У многих детей возникает стресс, когда он мчится с одного занятия на другое, когда совсем нет времени на отдых, игры, «безделье» и чтобы просто «побыть ребенком».
Вам вместе с ребенком необходимо установить некий баланс между запланированными и незапланированными занятиями. Не беспокойтесь о том, что ему станет скучно; на самом деле ребенок даже получит выгоду от ничем не занятого времени, когда сможет использовать свое воображение и заняться интересными для него делами. Что касается запланированных занятий, уменьшите их количество до тех, которые на самом деле доставляют ему удовольствие, в которых он достигает определенных успехов, приобретает новые умения или замечает улучшения. Узнайте о мнении и пожеланиях ребенка до того, как будете планировать для него какие-либо мероприятия.
Как только ребенок начнет ходить на занятия, окажите ему поддержку (но не давите на него), обязательно хвалите его и проявляйте заинтересованность, посещая его бейсбольные матчи и фортепьянные концерты. В некоторых случаях ребенок может жаловаться, что у него пропал интерес к организованной программе или что его беспокоит неспособность выполнять задания так же хорошо, как и его сверстники или другие члены команды. Выясните причины и суть его жалоб. Некоторые проблемы вам придется решать вместе с ребенком либо может потребоваться временное прерывание деятельности. Вы как родитель должны помнить, что даже в этом возрасте ваш подросток все еще во многом остается ребенком. При достижении подросткового возраста дети часто могут испытывать давление от ожидания от них быть более взрослыми. Помогите подростку насладиться порой детства без ненужных факторов, вызывающих стресс. По мере взросления позвольте ребенку задавать собственный темп своих открытий. Обсудите с ним такие вопросы, как индивидуальность и давление сверстников.
Помогите ребенку преодолеть трудности
Если ребенок сталкивается со слишком большим количеством стрессовых ситуаций, ему может потребоваться ваша помощь для того, чтобы понять, как лучше всего справляться с трудностями. Уделите время и обсудите с ребенком давление, которое он испытывает в жизни, и причины его беспокойства. Детям школьного возраста зачастую сложно сесть и обсудить это. Но вы должны дать ребенку понять, что вам небезразличны эти вопросы и что вы хотели бы ему помочь. Рассматривайте каждую ситуацию как проблему, которую необходимо решить.
Вам может быть нужно поставить себя на место ребенка и представить, что в такой ситуации может чувствовать ребенок. Обсудите некоторые формы его поведения и выражения эмоций, которые вы замечали в последнее время и благодаря которым посчитали, что ребенок может сам стараться решить какие-то проблемы. Постепенно ваши старания помогут ему выразить свои чувства при помощи слов.
Помогите ребенку понять его собственный темперамент. Используйте некоторые выводы из ваших наблюдений за ребенком. Употребляйте такие высказывания, как «Я знаю, что ты достаточно болезненно реагируешь на стрессовые ситуации» либо «Мне кажется, тебе удобнее самому спокойно принимать решения». Это поможет проникнуть в суть проблемы и оценить умение ребенка справиться с ситуацией.
Вместе с ребенком вы должны проанализировать возникшую ситуацию или занятия, который ему служат причиной проблемы. Может быть, у ребенка конфликт с друзьями, который ему нужно разрешить? Либо ему, возможно, необходимо ваше заверение в том, что, несмотря на развод, ребенка по-прежнему любят оба родителя? Или вам следует сократить расписание его дополнительных занятий либо же выбирать их с большей осмотрительностью?
Вместе с ребенком определите имеющиеся проблемы и возможные варианты их решения. Уделите внимание влияниям, которые также могут затруднять способность ребенка приспосабливаться или справляться с ситуацией, и определите способы, при помощи которых он может изменить ситуацию.
Если вам кажется, что у ребенка недостаточно свободного времени, помогите ему изменить расписание так, чтобы у него оставалось время на отдых и игры. Возможно, ребенок сам начнет использовать свои творческие способности и придумает собственные развлечения. Способствуйте тому, чтобы ребенок использовал свое воображение и способности для того, чтобы проводить время с удовольствием. Помните: ваша задача состоит не в том, чтобы постоянно занимать ребенка - на самом деле большинство детей получают удовольствие от простых игр в спокойной обстановке без бурного темпа и давления, которые обычно наблюдаются при сильной загруженности ребенка.
Возможно, вы сочтете нужным уделять по 10-15 минут в день только ребенку в выбранном им самим занятии. Такое времяпрепровождение способствует сближению семьи - это время, не подверженное воздействию стрессов.
Если вы считаете, что вам требуется дополнительная помощь для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, обсудите этот вопрос с педиатром, который в процессе беседы с вами и ребенком поможет определить пути наименьшего стресса для ребенка. В некоторых случаях, если ребенок очень плохо справляется с ситуацией и стресс мешает его повседневной жизни, врач может направить вас к профессиональному консультанту.
Помимо этого вам, возможно, необходимо будет присмотреться к собственной жизни. У детей, подверженных стрессу, зачастую родители также подвержены стрессу, и некоторая доля постоянного беспокойства передается и ребенку. Если вы переживаете личный кризис, например развод, либо пытаетесь заполнить весь день ребенка занятиями, поскольку вы сами по натуре очень активный человек, возможно, сейчас самое время внести некоторые изменения в свою жизнь, уменьшив личный стресс, который может оказывать косвенное влияние и на вашего ребенка.
Что беспокоит ребенка
В процессе научного исследования ученикам 5-х и 6-х классов задавали вопросы, касающиеся событий в их жизни (уже произошедших или которые только могут произойти), вызывающих у них беспокойство или другие отрицательные чувства. Далее перечислены обстоятельства, которые упоминались чаще всего, причем список составлен в порядке убывания.
- Болезнь
- Ничегонеделание
- Недостаток денег
- Давление с целью получения только высоких отметок
- Ощущение аутсайдера в отношениях со сверстниками
- Недостаточное количество времени, которое дети проводят с родителями
- Невыполнение домашнего задания
- Недостаточные успехи в спорте
- Неспособность одеваться так, как хотелось бы
- Переживания по поводу изменений тела
- Опоздание в школу
- Маленький рост
- Родители, постоянно ругающиеся в присутствии ребенка
- Неумение находить контакт с учителями
- Вес или рост больше, чем у других детей этого же возраста
- Переезд
- Смена школы
- Споры с родителями относительно правил в семье
- Раздельное проживание родителей
- Давление с целью уговорить сделать что-то, чего ребенок не хочет (например курение).
Признаки перегруженности
Хотя стресс является частью нашей жизни и процесса взросления, вам необходимо вмешаться, как только вы увидите, что стресс разрушительно действует на физическое или психологическое здоровье ребенка. Вот некоторые признаки того, что стресс, вероятно, оказывает слишком негативное влияние на ребенка.
- у ребенка развиваются физические признаки болезни, такие как головные боли и боли в желудке.
- Ребенок выглядит беспокойным, уставшим или возбужденным.
- у ребенка проявляются признаки депрессивного состояния, и он отказывается отвечать на вопросы о том, как себя чувствует.
- Ребенок становится раздражительным, негативно настроенным и во время привычных занятий практически не проявляет никаких положительных эмоций.
- Ребенок перестает проявлять интерес к какому-либо занятию, которое раньше было для него крайне важным, и предпочитает оставаться дома.
- Его отметки в школе становятся хуже, он проявляет меньший интерес к таким обычным занятиям, как посещение уроков и выполнение домашнего задания.
- Ребенок проявляет признаки антиобщественного поведения, такие как вранье и воровство, отказывается или забывает выполнять свои домашние обязанности, становится более зависимым от вас, чем раньше.
Снятие стрессового состояния у детей
Занятия йогой, прогулки на свежем воздухе, медитация и ведение дневника — вот способы, с помощью которых ребенок может снять внутреннее напряжение. Полезны также травы, которые укрепляют и успокаивают нервную систему, тонизируют надпочечники и другие органы эндокринной системы. Этими рекомендациями могут также воспользоваться родители и учителя, которые сами находятся в стрессовом состоянии.
Чтобы стать менее чувствительным к стрессовым ситуациям, снять усталость и расслабиться, а также для поддержания функции надпочечников, используйте следующие травы: женьшень, солодку и крапиву. Хорошим средством глубокой релаксации для детей любого возраста являются ванны с эфирными маслами и массаж.
Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.
При эмоциональном возбуждении, беспокойном состоянии, при переживании стрессовых ситуаций применяйте ромашку, валериану, хмель, липу, лаванду, шлемник, вербену, буквицу, пассифлору, мелиссу и пустырник. Эти травы можно использовать отдельно или комплексно в виде чая, отвара или настойки.
Для укрепления нервной системы и предотвращения нервного истощения используйте одну или несколько из следующих настоек: овес, гинкго, готу кола и шлемник. Дозировка: по 1/4 — 1 чайной ложке 2 раза в день.
Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.