Родительские собрания в школьном классе
У вас, вероятно, еще сохранились воспоминания детства, как ваших родителей вызывали в школу, что означало, что у вас возникли серьезные проблемы с поведением и успеваемостью.
За эти годы многое изменилось в нашей жизни: теперь родителей приглашают в школу гораздо чаще, и причины для этого могут быть самыми разными. Вас могут, например, пригласить принять участие в ежегодном собрании родителей и учителей. Во время такого собрания вы сможете обсудить с учителем все волнующие вас вопросы, поговорить об успехах вашего ребенка, о тех задачах, которые вам предстоит решить в новом учебном году. Сотрудничая с учителем, вы сможете сделать школьную жизнь вашего ребенка по-настоящему светлой и радостной.
Иногда у родителей возникают некоторые опасения по поводу предстоящей встречи: им кажется, что педагоги будут оценивать их родительские способности. Некоторые родители боятся, что их вопросы покажутся смешными, глупыми, что они обязательно собьются, стушуются и тем самым уронят свой авторитет в глазах педагога. Зачастую перед встречей с учителем родители испытывают такое же волнение, какое испытывает пациент в кабинете врача.
Если вы испытываете подобного рода негативные эмоции, вспомните о том, что главная цель таких собраний - создать родителям максимально комфортные условия в школе, сделать их полноправными участниками учебного процесса. Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, особенности его характера, темперамента. Поделитесь этой информацией с педагогами, и вы окажете своему ребенку большую услугу. Учителя в свою очередь расскажут вам об успехах вашего ребенка в классе, познакомят вас с целями и задачами тех образовательных программ, которые вашему ребенку предстоит освоить в наступающем учебном году.
Готовясь к собранию, заранее продумайте, какие вопросы вы собираетесь задать педагогам. Это могут быть следующие.
- Возможно, у моего ребенка есть нелюбимые предметы, по которым он мог бы успевать гораздо лучше, если бы приложил для этого соответствующие усилия. Что можно предпринять в подобной ситуации?
- Как я могу помочь ребенку справиться с теми предметами учебной программы, которые являются его слабым местом?
- Поддерживает ли мой ребенок дружеские отношения со своими одноклассниками? Может быть, мой ребенок чересчур застенчив или, напротив, агрессивен?
- Имеются ли у моего ребенка серьезные проблемы в обучении или поведении? „
- Может быть, педагогам следует более тщательно изучить причины плохой успеваемости моего ребенка?
- Бывали ли случаи, когда мой ребенок отсутствовал на занятиях по неуважительным причинам, опаздывал на занятия?
- Справляется ли мой ребенок с домашним заданием? Может быть, ему необходима помощь в приготовлении домашнего задания?
- Каков круг интересов и увлечений моего ребенка? Учитывает ли преподаватель эти сильные стороны моего ребенка в образовательном процессе?
Время проведения подобных мероприятий, как правило, ограничено, поэтому мы рекомендуем вам заранее составить список тех вопросов, которые вы планируете задать педагогу. Если ваш супруг в силу тех или иных причин не сможет присутствовать на собрании, попросите его составить перечень вопросов, которые, по его мнению, вам следует обсудить с преподавателем.
Спросите вашего ребенка, какие вопросы, как он считает, вам следует задать преподавателям. Например, почему у него постоянно возникают проблемы с математикой? Как складываются взаимоотношения ребенка с одноклассниками? Заверьте ребенка, что главная цель собрания заключается не в том, чтобы критиковать его, а в том, чтобы помочь ему справиться со всеми трудностями и проблемами. В некоторых школах школьников приглашают принять участие в собрании вместе с родителями, поэтому заранее поинтересуйтесь у администрации школы, какова ее позиция в этом вопросе. Если вы хотите поговорить с педагогами с глазу на глаз, ваша просьба, безусловно, будет уважена.
Приходите на собрание точно в назначенное время. Как правило, для встреч с родителями время выделяется строго ограниченно. Если ваше время истекло, но вы не успели обсудить с преподавателем все интересующие вас вопросы, договоритесь с ним о новой встрече (в некоторых случаях можно ограничиться телефонным звонком). Если в течение учебного года у вашего ребенка возникли какие-либо проблемы, проанализируйте ваши наблюдения и во время следующей встречи предложите педагогам ваши идеи и выводы.
Расскажите ребенку, как проходило собрание, что нового вы узнали, какие решения приняли вместе с педагогами.
Не забудьте поблагодарить преподавателя - пошлите ему благодарственное письмо или открытку. Если вы почувствовали особое расположение преподавателя, его искреннюю заинтересованность успехами вашего ребенка, такой знак внимания с вашей стороны будет, конечно же, весьма уместен.
О чем чаще всего спрашивают родители
«Мой ребенок не справляется со школьной программой. Мы точно следовали тем советам, которые давал преподаватель, однако это ничуть не помогло. Следует ли нам отдать нашего ребенка в специальную школу?»
Этот вопрос вам следует обсудить с преподавателем. Проанализируйте те методы и приемы, которые уже использовались вами ранее. Подумайте вместе с преподавателем, какие подходы можно применить в вашем конкретном случае. Если вам не удалось решить проблему в течение учебного года, попросите, чтобы вашего ребенка обследовали специалисты (врач-педиатр, детский психолог). Вы можете попросить, чтобы при обследовании вашего ребенка присутствовали директор школы и педагог-дефектолог.
Новый учебный год вы должны начать, имея на руках четко разработанный план действий, ясно представлять, каким будет ваш следующий шаг. Если вашему ребенку назначена консультация специалистов, честно скажите ему об этом, объясните цель проводимого обследования. Ребенок должен понять, что взрослые хотят помочь ему справиться с возникшими трудностями, а для этого им необходимо собрать как можно больше информации об особенностях его интеллекта.
«Почему в школе, где учится мой ребенок, до сих пор применяются стандартные тесты?»
В некоторых школах детям приходится выполнять целые серии стандартных тестов. Такие тесты разрабатываются государственными или частными образовательными учреждениями, а проверка тестов осуществляется компьютером. Цель такого тестирования - объективно оценить знания, умения и навыки ребенка по тому или иному предмету. В некоторых школьных округах результаты тестирования служат основным критерием при распределении детей по классам. По результатам тестирования педагоги определяют, нуждается ли ребенок в дополнительных образовательных услугах. Во многих школах, как утверждают преподаватели, стандартные тесты используются лишь для того, чтобы оценить работу педагогов и определить общие тенденции развития .школы.
Противники стандартного тестирования утверждают, что такие тесты оценивают лишь отдельные элементы общей картины интеллектуального развития ребенка, а при этом другие, не менее значимые элементы (например креативность, мотивация, практическая сметка) остаются неисследованными.
Вы должны знать, какой подход к стандартному тестированию практикуется в той школе, где учится ваш ребенок. Известно ли вам, сколько баллов набрал ребенок во время последнего тестирования? Если он не слишком успешно справляется с такого рода тестами, подумайте, какие методы вам следует применить. Если ваш ребенок хорошо успевает по всем предметам и стандартные тесты - это его единственное слабое место, вам следует уделить особое внимание навыкам выполнения стандартных тестов во время приготовления домашних заданий. Попросите преподавателя заносить в личное дело вашего ребенка не только результаты тестирования, но также информацию о его успехах в той или иной области.
«Могут ли дети пользоваться на занятиях калькулятором?»
Дети должны научиться выполнять механические вычисления без помощи калькулятора. Ребенку можно разрешить пользоваться калькулятором лишь в том случае, если он уже овладел навыками счета и научился решать сложные арифметические задачи. Следует при этом подчеркнуть, что разрешение пользоваться калькулятором на занятиях может дать только сам учитель. Поговорите с ним -он объяснит вам, по каким причинам разрешает или, напротив, запрещает детям пользоваться калькулятором.
Но в любом случае ваш ребенок должен научиться работать с калькулятором, иметь хотя бы общее представление о тех операциях, которые он может выполнить с помощью калькулятора. Калькулятор придет вам на помощь, когда вы захотите например поиграть с ребенком в «арифметическую» игру. Условия игры достаточно просты: вы называете несколько чисел и в уме производите над ними простейшие математические операции, а ваш ребенок проверяет правильность ваших вычислений при помощи калькулятора. Затем вы меняетесь ролями.
«Покупать ли ребенку компьютер?»
Ваш ребенок должен уметь пользоваться компьютером. Во многих школах уроки информатики проводятся уже в начальных классах: педагоги обнаружили, что младшие школьники очень быстро овладевают навыками общения с компьютером. В современном мире появилось множество электронных обучающих программ, которые помогают школьникам углубить свои знания по тому или иному предмету (например по математике или по родному языку).
Педагоги, однако, еще не пришли к единому мнению по этому вопросу. Нужен ли ребенку персональный компьютер? Что приобретает и что теряет ребенок, когда родители покупают ему компьютер? Если вы собираетесь купить своему ребенку компьютер, задумайтесь над следующими вопросами.
- Имеются ли у вашего ребенка заболевания, затрудняющие процесс обучения? Например, при некоторых неврологических заболеваниях ребенку трудно пользоваться ручкой, а компьютер в такой ситуации может стать для него настоящим помощником.
- Располагаете ли вы необходимыми финансовыми средствами, чтобы купить ребенку соответствующее программное обеспечение (обучающие, образовательные программы д т.п.)?
- Может быть, ваш ребенок будет включать компьютер только для того, чтобы поиграть в игры?
- Не будет ли ваш ребенок проводить гораздо больше времени за экраном монитора, чем с семьей?
Если вы купили своему ребенку компьютер, это вовсе не означает, что отныне он станет круглым отличником. Ваши внимание, готовность помочь, искренняя заинтересованность школьными успехами сына или дочери - вот что в первую очередь необходимо ребенку. Если у вас дома появился компьютер, вам необходимо строго контролировать, в каких целях использует его ваш ребенок. Компьютеры - это «пожиратели времени»: у ребенка, прилипшего к экрану монитора, не остается времени для занятий спортом, общения со сверстниками, прогулок на свежем воздухе. Некоторые сайты Интернета, доступные любому пользователю, содержат материалы порнографического характера, сцены жестокости и насилия, что, конечно же, неприемлемо для ребенка школьного возраста.