Ребенок ругается матом
Сквернословие - использование ненормативной лексики - практически нормальное эволюционное поведение детей среднего подросткового и раннего юношеского возраста.
Для этих подростков сквернословие зачастую служит признаком того, что они уже достаточно умудренные жизнью и не боятся быть «плохими». Ругательства используются для того, чтобы произвести впечатление на друзей, и могут стать частью взаимоотношений со сверстниками. Довольно часто дети младшего возраста не знают значений тек слов, которые произносят, но повторяют их снова и снова, потому что слышат, как их говорят другие.
К счастью, по мере взросления ребенка произношение ругательств теряет свою привлекательность и постепенно затихает. Тем не менее до этого момента подростки наслаждаются шоком - реакцией родителей на их бранные слова, выученные за пределами дома. (Помните, что родители, которые употребляют дома бранные слова, учат этому и своих детей, поэтому не стоит удивляться, когда ребенок копирует их поведение.)
Очевидно, существует меньшая группа «неисправимых» детей, которые употребляют в речи ругательства. Помимо сквернословия у них обычно имеются и многие другие личностные и социальные проблемы. У таких подростков может проявляться большая склонность к сквернословию и приступам сильного гнева в отношении других людей - это совсем другое явление, отличное от обычного использования нескольких бранных слов в период расстройства. Ругательства, направленные в адрес другого человека, не должны допускаться ни при каких обстоятельствах.
Действия родителей
Вот некоторые советы, которые помогут вам справиться с проблемой сквернословия.
- Если вы считаете это уместным, установите правило, что «в вашем доме не должны произноситься бранные слова». Ни при каких обстоятельствах не допускайте ругательств, направленных в адрес другого человека в порыве гнева. Если это случится, вы должны незамедлительно отправить ребенка в свою комнату для отбывания наказания.
- Незначительное сквернословие в моменты расстройства является практически нормальным поведением человека. Хотя, вероятно, они и недопустимы, в некоторых семьях такие явления случаются довольно часто. Если подобное поведение служит вашим собственным стилем, вам будет сложно научить ребенка другой реакции.
- Если ваш ребенок сквернословит, не проявляйте чрезмерно сильную ре акцию со вспышками гнева и брани. А промывание рта ребенка с мылом - абсолютно неуместная и неэффективная крайняя мера.
- В некоторых случаях вы можете отметить, что ребенок использует ненормативную лексику для того, чтобы посмотреть на вашу реакцию. В таком случае наиболее эффективным методом может служить простое игнорирование ребенка.
- Вознаграждайте ребенка за то, что он выражает свое расстройство надлежащим образом, а не через использование бранных слов. Полезны ми способами воспитания могут служить таблицы со звездочками за конкретные достижения или денежные вознаграждения. К примеру, используйте копилку с монетами, которую ребенок может получить через две недели: за каждый день, в течение которого ребенок не произнес ни одного бранного слова, в копилку добавляются две монеты, но за каждое бранное слово монеты будут извлекаться из копилки. Ваш ребенок очень быстро поймет этот принцип.
Когда следует обращаться к специалистам
Само по себе сквернословие не является признаком эмоционального расстройства. Но если помимо этого существуют и другие проблемы - хроническое вранье, воровство или проблемы со сверстниками, - тогда сквернословие может служить одним из признаков психологического или эмоционального нарушения. В таком случае обратитесь к педиатру для получения консультации - либо индивидуальной для ребенка, либо комплексной терапии для всей семьи.
«Ты дурак!» — крикнула четырнадцатилетняя Мэри своему надоедливому семилетнему брату Биллу. Билл не знал, что значит «дурак», но по интонации сестры понял, что это нехорошее слово.
Что означает подобное слово? Дело не в том, какими словами пользуется ребенок — он может не понимать смысла оскорбительных слов. Более глубокая проблема—в невнимательности к чувствам других. Часть воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка проявлять сочувствие. Помогите ему понять, что испытывает другой человек, когда его обзывают нехорошим словом. Обращение к его собственным чувствам, к чувствам других людей должно стать первым шагом в изменении поведения. Имейте в виду, что слова «Я люблю вас», сказанные унижающим тоном, могут оскорбить человека.
Извинение. Даже взрослые иногда прибегают к бранным словам. Мы иногда ловили себя на том, что кричим на детей: «Ты — тряпка!», если ребенок делал что-то преднамеренно. Если ваши дети слышат регулярно: «Ты ленивый» или «Ты глупый» - они привыкают к этому, как к единственному способу, которым родители выражают свои эмоции. Бранное слово — оскорбительный выпад. После него должно следовать извинение. Если из наших уст вылетело оскорбительное слово, мы обнимаем ребенка, извиняемся перед ним и заверяем, что мы думаем о нем хорошо. Потом говорим ребенку, что нам не понравилось в его поведении, и продолжаем воспитательный процесс в нужном направлении.
Исключить оскорбление. Одна из важных задач домашнего воспитания — следить за речью ребенка и исключать любые оскорбительные выпады. Оскорбительные слова будут появляться, если вы это позволяете. Запретите обидные, унижающие слова сразу, как услышали их, чтобы дети знали — так говорить нельзя. Если дети уже знают, что вы не допускаете оскорблений в своем доме, они должны просто помнить, что такие слова нельзя произносить. Одна мама объяснила своим детям, какое разрушительное действие оказывают плохие слова на маленьких детей. Она объяснила, что оскорбление делает ребенка сердитым, и поэтому очень трудно таким образом изменить его поведение. Мать настаивала: «Вместо того чтобы кричать: «Ты дурак», спокойно скажи малышу: «Ты сделал неправильно. Я знаю, что ты сильнее. Теперь помоги мне навести порядок». Это не только пресекает оскорбление, но и укрепляет взаимоотношения старших с малышами. Кроме того, ребенок получает модель поведения для общения с друзьями.
Некоторые слова проникают в память ребят и, кажется, остаются там навсегда. Даже при том, что мы тщательно контролируем просмотр телевизионных программ, наши дети подверглись воздействию Бевиса и Батхеда, самых больших клеветников и потенциально опасных существ, оскорбляющих человеческий интеллект. В течение нескольких недель мы слышали слово «Батхед», как будто это была социально приемлемая форма обращения. Мы были готовы запретить его только потому, что не любим это шоу. Как только мы прекратили горячиться и поняли, что фактическое значение слова для подростков и детей аналогично слову «кукла» или «чурбан», оно потеряло свою значимость для нас, и мы игнорировали его (хотя по-прежнему запрещали смотреть шоу).
В результате слово «Батхед» умерло медленной смертью по крайней мере в границах нашего дома, и дети стали использовать новое, более интересное (для них) слово. В связи с этим в прошлом существовал один способ наказывать детей за оскорбление, состоявший в том, что ребенок должен был написать сто раз «Я не буду говорить «Батхед». Мы против этого метода, потому что нежелательное слово еще глубже проникает в память ребенка. (Какое слово вы запомнили лучше всего при чтении этого раздела?) Отличным способом исправления была бы запись извинений без использования оскорблений.
Искоренить бранные слова
Помните свою реакцию, когда ваш четырехлетний ребенок впервые употребил бранное слово? Ваш рот открылся без звука? Вы уронили вилку на обеденный стол? Ваши уши стали красными? Разговоры растущих детей в туалете обусловлены их любопытством и функциональным развитием. Для детей эти слова не «грязные». Они выходят из детских уст в возрасте около четырех лет.
Дети подхватывают слова и используют их, когда слышат часто. Эти слова производят впечатление на их аудиторию. Дети могут не знать, что обозначают некоторые слова, которые они употребляют. Именно поэтому мудро не горячиться. Эта стадия пройдет. Вот несколько способов справиться с подобными словами.
- Определите источник. Пятилетний ребенок невинно играл около собравшихся старших родственниц. Внезапно он произнес слово, которое заставило замолчать окружающих. Разгневанная мать бросилась к нему. Но бабушка сказала: «Он говорит точно так же, как отец». Не ругайтесь при ребенке. Следите за своим языком, контролируйте то, как говорят друзья вашего ребенка, и тщательно выбирайте телевизионные программы.
- Объясните ребенку, что некоторые слова нехорошо произносить. Есть очень много прекрасных слов. Объясните, что мы не используем некоторые слова в определенных местах, потому что они обозначают то, что не принято говорить публично. Например, находясь в общественном месте, подойди и шепни маме на ухо: «Отведи меня в туалет, пожалуйста».
- Предложите альтернативы. Если ребенок использует ругательства рефлексивно, когда сердит, попробуйте обучить его альтернативным реакциям: «Ох! Я ушиб палец». Слова снимают напряжение, поэтому моделируйте альтернативы. Попробуйте классическое: «Проклятие», «Оу», «Нахальство», «Охота», «Фу». Можно использовать больше оригинальных эпитетов: «Вздор'», «Христофор Колумб».
- Игнорируйте. Дети знают, какие слова оказывают шокирующее действие; большинство их аудитории реагирует с восторгом. После того как вы убедитесь, что ребенок усвоил домашние правила и понял, что некоторые слова недопустимы на публике, игнорируйте случайные оплошности. Усильте поощрение за приятные альтернативы.
Для старших детей установите нормативы языка, которые вы допускаете в доме, и придерживайтесь их. Если семилетний ребенок переходит к ненормативной лексике, сядьте рядом с ним и доступно объяснить, почему это звучит оскорбительно.