Главная»Дети»Старше 7»Развитие и воспитание школьника»Реакция родителей на плохое поведение ребенка

Реакция родителей на плохое поведение ребенка

Реакция родителей на плохое поведение ребенка

«Прекрати или мы разворачиваемся и едем домой!» «Ну все, никакого телевизора целую неделю!» «Дня рождения подруги тебе не видать, как своих ушей!»

Попались!

Сгоряча выдумав наказание за дурное поведение чада, вы рискуете наказать самих себя. Теперь у вас впереди веселенький вечер с обозленным ребенком — а хотелось-то спокойно посидеть с хорошей книжкой. Если же вы не собираетесь на самом деле приводить угрозу в исполнение, то придется идти на попятную, подрывая собственный авторитет.

Чтобы ваша реакция на дурное поведение ребенка была конструктивной, соблюдайте два условия.

Действуйте логично

«Логические последствия» — это такие последствия проступка, которые естественным образом вытекают из дурного поведения ребенка. Если малыш швыряется игрушками, логическое последствие этого — забрать у него игрушки на 15 минут, а не отменять завтрашнюю встречу с другими детьми. Если ребенок упрямо раскачивается на стуле, сидя за обедом, можно отобрать у него стул, чтобы ему пришлось доедать стоя, а отправлять спать раньше времени совершенно не логично. Логические последствия оказывают на детей гораздо большее воспитательное влияние, чем иррациональные наказания.

Логические последствия проступка бывают трех типов, каждый из которых лучше всего подходит к определенной ситуации.

«Напортачил — исправляй!»

Когда ребенок что-то сломал или привел в беспорядок (намеренно или случайно).

Потребуйте, чтобы ребенок сам устранил проблему, которую создал: вытер разлитую жидкость, помог другу восстановить разрушенную башню, утешил ребенка, которого стукнул.

Лишение привилегии

Когда ребенок нарушает, испытывает на прочность или забывает правила, которые уже хорошо знает.

Лишите нарушителя привилегии, непосредственно связанной с его проступком. К примеру, если дочка не закончила наводить порядок в своей комнате, можно подобрать все вещи, валяющиеся на полу, и на день лишить ее права ими пользоваться. Если сын рисует не в альбоме, а в книжке, можно отобрать карандаши.

Объявите перемирие

Когда ребенок ведет себя деструктивно, его нужно научить брать себя в руки.

Пусть все идет своим чередом

«Естественные последствия» сами собой, без вашего участия, вытекают из выбора, сделанного ребенком. Например, начинается дождь, и вы говорите ребенку, что нужно занести школьный рюкзак в дом. Ребенок не послушался — тетради с домашним заданием промокли. Малышка ударила подругу — та больше не хочет с ней играть. Сынок скандалит в ресторане — вы смущены, а окружающие смотрят с негодованием (и смущение, и негодование следует адресовать ребенку).

Воздействие через естественные последствия эффективны лишь при условии вашего невмешательства. Не читайте нотации («Я же тебе говорила!») и не кидайтесь на выручку (скажем, не подвозите в школу завтрак, в очередной раз забытый на кухонном столе). Ограничьтесь сочувствием и поддержкой: «Я понимаю, что учиться на голодный желудок трудно», «Я уверен, что ты справишься».

Однако это не подходящий вариант воспитательного воздействия, если:

  • ребенка последствия не беспокоят, скажем, из-за отказа надеть варежки у него замерзли руки, но это не портит удовольствия от прогулки;
  • следствия проступка слишком далеко отнесены в будущее, к примеру кариес из-за нежелания чистить зубы развивается медленно;
  • ситуация угрожает безопасности — вашего ребенка или кого-то другого.

Вспоминаю одну мамочку, слишком уж полагавшуюся на наказание естественными последствиями. Дело было в игровой комнате. Моя дочка покачалась на перекладине и решила спрыгнуть. Я заметила, что она приземлится вплотную к голове другой девочке, возившейся на мате, и предупредила: «Сдвинься в сторону, чтобы не задеть малышку». Ее мама отмахнулась: «Естественные последствия!» Спасибо, лучше не надо!

Пресекайте вовремя!

Порой ребенка можно удержать на верном пути буквально одним-двумя намеками, но важно сделать это вовремя. Вы можете:

  • игнорировать пустяковую ошибку в поведении — ваша поза и выражение лица должны остаться нейтральными, не встречайтесь с ребенком взглядами;
  • сурово посмотреть на ребенка;
  • сделать предупреждающий жест (например, «Тише!»);
  • окликнуть ребенка по имени характерным «родительским» тоном;
  • придвинуться ближе к ребенку, ненавязчиво демонстрируя, что его поведение привлекло ваше внимание;
  • обратиться с напоминанием: «Что ты сейчас должен делать?», «Какие у нас с тобой правила рисования акварелью?».

Легче предупредить чем вылечить

Помогите ребенку быть умницей. Усталому, голодному, раздраженному малышу очень трудно вести себя хорошо. Следите за тем, чтобы ребенок уделял достаточно времени сну и играм. Держите под рукой что-нибудь на перекус. Не планируйте дел на время, когда пора будет укладывать ребенка спать. Если собираетесь надолго отправиться по магазинам (одной попытки бывает достаточно, чтобы отказаться от этой мысли), прикиньте, где ребенок сможет отдохнуть и побегать. Сглаживайте переходы от одного занятия к другому, например говорите игрушкам «до свидания», когда пора положить их на место и уйти.

Не лишайте ребенка улыбок, объятий и... выбора.

Дети стремятся к самостоятельности — кому понравится, когда контролируют каждый твой шаг!

И остро нуждаются в нашем внимании. Дайте ребенку возможность добиться свободы и внимания конструктивными способами, и ему просто незачем будет вести себя плохо.

Каждый день обязательно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком не только телом, но и душой. Пользуйтесь любой минуткой, чтобы выразить ему внимание и любовь — подмигиванием, улыбкой, объятием.

Чтобы кроха чувствовала больше свободы, позвольте ей самостоятельно принимать решения по непринципиальным вопросам. Скажем, какой свитер надеть, из какой чашки пить, какую книгу читать. Даже если выбора на самом деле нет, его можно сымитировать: «Ты хочешь сам обуться или чтобы я тебя обула?»

Сообщайте, что будет дальше. У нас с мужем уже вошло в привычку моделировать ожидания нашей малютки — и эта привычка оказалась одной из самых полезных. «Сейчас тебе пора на горшок, а потом мы поиграем в кубики. Сначала горшок, потом игра». «Это последняя сказка на ночь. Когда я ее прочитаю, то пожелаю тебе спокойной ночи и закрою дверь.... Ну, вот и все, это была последняя сказка. Теперь я выйду и закрою дверь. Спокойной ночи, красавица моя!»

Говорите «да» вместо «нет». «Да, было бы здорово...», «Да, я бы тоже хотел, чтобы мы могли...», «Да, ты сможешь сделать это после того, как мы сделаем то-то», «Без проблем, мы сможем сделать это завтра!».

Прежде чем что-то сделать, подумайте. В крайнем случае подумайте задним числом. Если дурное поведение ребенка застает нас врасплох, мы обычно действуем по первому импульсу, то есть не всегда так, как хотели бы поступить в действительности. Но после взрыва, успокоившись, обязательно подумайте, что следовало сделать в подобном случае, — на будущее. Может, задумка на поверку окажется неидеальной. Что ж, у вас будет масса возможностей найти лучший вариант!

Дайте себе время успокоиться. Поняв, что выбиты из колеи, отстранитесь от ситуации, сделав несколько глубоких вдохов, а успокоившись, возвращайтесь к решению проблемы.

Помните: контролировать поведение другого человека невозможно. Помню, эта мысль меня здорово расстроила. Маленькие детки такие милые и покладистые, поэтому, когда слышишь вдруг от ребенка непреклонное «Нет, мама! Я так не хочу!», испытываешь немалое потрясение. Но ребенка действительно невозможно заставить сделать что бы то ни было. И он не станет подчиняться любому требованию только потому, что вы так сказали. Когда я поняла, что не могу заставить дочку ходить в шапочке, сидеть на горшке или больше есть за ужином, то стала гораздо меньше напрягаться из-за повседневных мелочей.

Все, что мы можем, — это объяснить ребенку, чего мы от него ожидаем и как поступим, если он сделает по-своему. «Ты очень шумишь, это мешает соседям этажом ниже. Пожалуйста, перестань колошматить игрушкой по полу, или мне придется ее отобрать». «На счет "три" ты должна слезть со стола, или я тебя сниму». «Так, последняя возможность воспользоваться горшком. Если снова встанешь раньше времени, придется надеть на тебя подгузник».

Учитесь смотреть в будущее. Если бы только ребенка можно было приучить к дисциплине — да к чему угодно — за один присест! Нам, родителям, отводится на воспитание детей как минимум 20 лет, но и к этому возрасту развитие их мозга еще не окончено. Так что, если сынишка в десятый раз забывает убраться в комнате, возможно, вы поступите правильно, сказав ему: «Думаю, сейчас мы оба с тобой слишком устали. Давай завтра посоветуемся и решим, как тебе поддерживать порядок».

Ужин готов! Да сколько тебя звать?

Наша дочь внезапно отказалась сидеть за обеденным столом в высоком стульчике. Ей больше нравилось забираться к кому-нибудь из нас на колени, проглатывать кусочек и снова убегать к игрушкам. Но нам-то нужно было ее накормить! В какой-то момент мы поняли, что буквально охотимся за ней с ложкой еды.

Спохватившись, мы поразмыслили и выработали план. Если раньше ужин начинался с того, что ее усаживали в стульчик, то теперь мы с мужем просто садились за стол и принимались за еду. Когда она прибегала и пыталась оккупировать родительские колени, мы в один голос заявляли: «Мама за ужином сидит на своем стуле. И папа сидит на своем стуле. А у тебя есть свой». Она пыталась спорить. Мы повторяли объяснение и возвращались к еде. Вскоре она забиралась в свой стульчик.

Через неделю или две — причем муж применял ту же тактику и за завтраком — протесты прекратились. Еще через несколько недель она взяла свою тарелку с кухни, отнесла на обеденный стол, пододвинула свой стул, уселась и объявила, что пора ужинать. И, что самое поразительное, еще до того, как мы с мужем сели за стол.

Место угла - тайм-аут

Традиция отправлять детей в угол «подумать о своем поведении» настолько неэффективна, что пора пересмотреть ее.

Как обычно бывает? Родители грозят поставить ребенка в угол, читают нотацию, снова грозят, наконец отправляют чадо к месту отбытия наказания, несколько раз яростно подпихивая его в спину... Если ребенок находит себе развлечение, кричат «А ну, тихо!», шикают, когда он заплачет, заставляют извиняться и под занавес снова отчитывают.

А как выглядит эффективный подход? Ненадолго отвлечься от дурного поведения ребенка.

Ваш первый шаг:

«Мне нужно успокоиться. Пойду посижу минутку-другую у себя в комнате, почитаю».

«Так, передышка! Нужно продышаться и прийти в себя». «Мы поговорим об этом, только когда оба успокоимся». Такие перемирия устраиваются для того, чтобы пресечь деструктивное или вызывающее поведение ребенка. Но помните: это не наказание! Это возможность для ребенка — и для вас самих — притормозить и взять себя в руки.

Подготовьтесь загодя, когда вы спокойны

Выясните, что успокаивает вашего ребенка. Что будет делать ребенок во время перемирия? Нет, не «думать о своем поведении». Это попросту невозможно — он ведь на взводе. Его следует занять чем-то таким, что наверняка его умиротворяет.

Так что же делать? Придумайте вместе! Можно делать глубокие вдохи (ребенку двух с половиной-трех лет уже доступен этот метод релаксации), колошматить подушку, прыгать, мять кусок пластилина, предложить обняться, полистать книжку, послушать успокаивающую музыку, рисовать, подтягиваться, крутиться волчком или приседать, смотреть в окно... Все, что помогает.

Изготовьте Колесо выбора. Напишите варианты успокаивающего поведения на круговой диаграмме, проиллюстрировав каждый рисунком или фотографией. Изобразите каждый вариант, советует специалист по обучению родителей Сарина Наткин, чтобы ребенок точно знал, что все они означают. Когда страсти накалятся, наугад ткните в Колесо выбора и делайте то, что оно укажет. Детям это обычно очень помогает.

Выберите место, где будете успокаиваться. Это может быть тихий уголок дома или особое место в комнате ребенка.

Пусть он выберет его сам. Там должно быть уютно — чтобы хотелось приходить туда, даже если нет необходимости успокаиваться.

Как объявить перемирие

1.    Говорите коротко и ласково. «Время успокоиться. Перемирие!» Высказывайтесь по существу, без угроз и неуважения.

Не обязательно отсылать ребенка от себя. (Ведь ваша задача — отвлечься не от самого ребенка, а лишь от его дурного поведения.) Можно спросить: «Где ты хочешь успокаиваться? Может быть, посидишь со мной рядом?» либо «Пойдешь в свое успокоительное место или лучше мне уйти в свое?». Если ребенок не желает делать выбор, Наткин советует родителю огласить собственный план действий: «Я собираюсь...» При желании добавьте: «Я люблю тебя, но сейчас я слишком на взводе, чтобы продолжать разговор».

Бывают случаи, когда лучше вообще ничего не говорить. Если предупредили детей, что не станете обращать внимания на нытье, так и не обращайте. Сказали, что остановите машину, едва они устроят перепалку на заднем сиденье? Чуть началось, молча сдавайте к обочине и глушите мотор. Как только дети начнут вести себя нормально (выждите секунд 30, чтобы в этом убедиться), спокойно трогайтесь.

2.    Применяйте приемы релаксации. Они призваны решить три задачи: показать вашему ребенку, как привести себя в спокойное состояние, успокоить вас самих и отвлечь ваше внимание от дурного поведения малыша.

Можно практиковать глубокое дыхание, взяться за книгу или телефон (даже если поначалу вы слишком взвинчены, чтобы на них сосредоточиться) или воспользоваться каким-то из предложений Колеса выбора вашего ребенка.

В зависимости от ситуации применяйте тот или иной способ в одиночестве, предложите ребенку воспользоваться им самостоятельно или действуйте сообща. Некоторые родители спрашивают детей, не хотят ли те для начала обняться.

Почему традиционные способы не помогают

Когда ребенка обуревают сильные эмоции, он попросту закусывает удила и несется вперед во весь опор. Ему нужно вернуть самоконтроль. Если отослать его к себе в комнату в качестве наказания, это не научит его брать себя в руки.

Если кроха все-таки отправляется «в угол», то почти наверняка выплакивает там свою обиду, а не осваивает приемы само релаксации. В конце концов, как свидетельствуют результаты исследований, малыш легче станет подчиняться вашим распоряжениям. Но авторитетные родители не стремятся принудить ребенка к подчинению страхом наказания!

Перемирие с целью успокоиться позволяет ребенку научиться обуздывать эмоции. Постепенно он освоит и альтернативу поведению, после которого приходится успокаиваться. Кроме того, ребенок поймет: если не владеешь собой, самое лучшее — взять паузу и прийти в себя.

Лучший способ

Ребенка нужно хвалить за усилия, а не за врожденные качества. То же касается и критики!

Мелисса Камине и Кэрол Дуэк из Колумбийского университета провели такое исследование. Дошкольникам давался сценарий: педагог предлагает ребенку построить дом из деталей Lego, а ребенок забывает сделать окна. Затем педагог и ребенок разыгрывали развитие событий с помощью кукол, озвучивая каждый свою. (Иногда ученые пользуются этим приемом, поскольку маленькие дети с легкостью отождествляют себя с персонажами ролевых игр.) Выступая за свою куклу, педагог говорил «В доме нет окон» — и переходил к критическому высказыванию одного их трех типов.

Персональная критика: «Я в тебе разочарована».

Критика результата: «Так строить неправильно, все стены кривые и дом выглядит неаккуратно».

Критика процесса: «Может, ты поищешь другой способ сделать это?»

Затем исследователи оценивали самоощущение детей: насколько каждый чувствует себя умным, хорошим, правильным и умелым. Дети оценивали собственное самочувствие, а также домик как результат своего труда.

Персональная критика вредит самооценке, настрою и настойчивости

Дети, услышавшие персональную критику, выказывали меньше самоуважения, были в худшем настроении, проявляли меньше упорства в работе, а этот единственный неидеальный результат считали следствием своих недостатков.

После критики процесса дети гораздо выше оценивали себя по всем показателям, а баллы детишек, которых критиковали за результат, были средними.

Детям предложено было продолжить ролевую игру: «Что произошло дальше?» Персональная критика привела к удручающим ответам: «Она заплачет и пойдет спать», «Учительница взбесилась и ушла домой», «Его поставят в угол».

А что же критика процесса? «Я все сделаю лучше, если подольше постараюсь». «Я разберу этот домик и сложу его заново с окошками». «Я скажу, что он еще не готов, а сам вырежу квадратики из бумаги и наклею их на домик».

  • Оцените материал
    (1 Голосовать)
  • Прочитано 3187 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…