Развитие и формирование социальных навыков у детей
Хорошие социальные навыки необходимы для успеха, безопасности и умения приспособиться к жизни дома, в классе, на игровой площадке или в обществе.
Если ребенок способен ладить с другими людьми, он сумеет развить в себе и сохранить способность быстро восстанавливать физические и душевные силы при столкновении со стрессовой ситуацией и научится компенсировать недостатки или неудачи в других сферах жизни. С другой стороны, несоответствующие или нежелательные социальные навыки, а также неприятие сверстниками поведения ребенка могут привести к социальным, поведенческими и эмоциональным проблемам, а также проблемам в обучении.
Что такое социальные навыки? Это вербальное и невербальное поведение, проявляющееся в повседневном социальном взаимодействии. Некоторые из них являются врожденными, но большинство их них приобретенные. Как правило, дети учатся социальным навыкам дома, в обществе с друзьями, в школе либо в религиозных организациях. Тем не менее по мере изменения самих учреждений меняются и социальные навыки. К примеру, американская семейная структура находится сейчас в процессе трансформации. Матери более, чем когда-либо, работают, а многие дети живут в семьях только с одним родителем либо в семье с приемным отцом или матерью. Вне зависимости от структуры семьи она не защищена от супружеских или финансовых стрессовых ситуаций либо стрессов, связанных с проблемами со здоровьем, которые могут повлиять на совместное семейное времяпрепровождение. Тем не менее семь» - это первоначальное и основное место, где дети учатся социальным навыкам.
Американские школы также меняются. Увеличивается многообразие учащихся, и школы призывают соответствовать постоянно расширяющемуся кругу индивидуальных способностей и потребностей детей. У сотрудников школы, которым приходится сталкиваться с изменениями бюджета, перераспределением фондов и увеличивающимися размерами классов, появляются новые все возрастающие обязательства, включая необходимость уделять внимание эмоциональным и социальным нуждам детей. По мере того как школы расширяют свои возможности для удовлетворения учебных нужд учеников, развитию социальных навыков может не уделяться должного внимания.
Более того, дети все больше времени проводят за пределами семьи в различных группах со сверстниками, таких как детский сад и дошкольные программы, либо занятия и секции после школы. В результате ребенок больше времени проводит со сверстниками, благодаря чему увеличивается возможность обучения и удовлетворения нужд для обретения должных социальных навыков.
Для того чтобы понять, как ребенок устанавливает связь с окружающими, поговорите об этом с его учителями, репетиторами и даже друзьями (в доверительной, корректной форме). Каковы его сильные стороны? Какие у него трудности? Являются ли эти трудности случайными обстоятельствами, связанными с определенной сложной ситуацией или стрессом, либо же они являются долгосрочными проблемами, повторяющимися моделями, которые служат причиной того, что ребенка не любят и он несчастен? Если они относятся к последней категории, вам необходимо будет принять некоторые меры. Постарайтесь точно определить составляющие социальных взаимоотношений, которые служат причиной наибольшего количества проблем у ребенка - к примеру, имеются ли у него сложности с тем, чтобы добиваться чего-то и пробиваться, несмотря ни на что, даже при поиске ответа на простейший вопрос о самочувствии. Имеются ли у него сложности с ведением диалога (или игры), проявлением своего несогласия без применения физической или вербальной агрессии и завершением выполнения какой-либо деятельности в приятной и уместной форме? Ответьте на вопросы в рамке, приведенные выше: они помогут вам лучше разобраться в истинной причине возникновения проблем.
Что такое социальные навыки? Это вербальное и невербальное поведение, проявляющееся в повседневном социальном взаимодействии. Некоторые из них являются врожденными, но большинство их них приобретенные. Как правило, дети учатся социальным навыкам дома, в обществе с друзьями, в школе либо в религиозных организациях. Тем не менее по мере изменения самих учреждений меняются и социальные навыки. К примеру, американская семейная структура находится сейчас в процессе трансформации. Матери более, чем когда-либо, работают, а многие дети живут в семьях только с одним родителем либо в семье с приемным отцом или матерью. Вне зависимости от структуры семьи она не защищена от супружеских или финансовых стрессовых ситуаций либо стрессов, связанных с проблемами со здоровьем, которые могут повлиять на совместное семейное времяпрепровождение. Тем не менее семь» - это первоначальное и основное место, где дети учатся социальным навыкам.
Американские школы также меняются. Увеличивается многообразие учащихся, и школы призывают соответствовать постоянно расширяющемуся кругу индивидуальных способностей и потребностей детей. У сотрудников школы, которым приходится сталкиваться с изменениями бюджета, перераспределением фондов и увеличивающимися размерами классов, появляются новые все возрастающие обязательства, включая необходимость уделять внимание эмоциональным и социальным нуждам детей. По мере того как школы расширяют свои возможности для удовлетворения учебных нужд учеников, развитию социальных навыков может не уделяться должного внимания.
Более того, дети все больше времени проводят за пределами семьи в различных группах со сверстниками, таких как детский сад и дошкольные программы, либо занятия и секции после школы. В результате ребенок больше времени проводит со сверстниками, благодаря чему увеличивается возможность обучения и удовлетворения нужд для обретения должных социальных навыков.
Для того чтобы понять, как ребенок устанавливает связь с окружающими, поговорите об этом с его учителями, репетиторами и даже друзьями (в доверительной, корректной форме). Каковы его сильные стороны? Какие у него трудности? Являются ли эти трудности случайными обстоятельствами, связанными с определенной сложной ситуацией или стрессом, либо же они являются долгосрочными проблемами, повторяющимися моделями, которые служат причиной того, что ребенка не любят и он несчастен? Если они относятся к последней категории, вам необходимо будет принять некоторые меры. Постарайтесь точно определить составляющие социальных взаимоотношений, которые служат причиной наибольшего количества проблем у ребенка - к примеру, имеются ли у него сложности с тем, чтобы добиваться чего-то и пробиваться, несмотря ни на что, даже при поиске ответа на простейший вопрос о самочувствии. Имеются ли у него сложности с ведением диалога (или игры), проявлением своего несогласия без применения физической или вербальной агрессии и завершением выполнения какой-либо деятельности в приятной и уместной форме? Ответьте на вопросы в рамке, приведенные выше: они помогут вам лучше разобраться в истинной причине возникновения проблем.
Есть ли у ребенка проблемы с общением?
Если вам кажется, что у вашего ребенка имеются трудности с социальными контактами, ответы на следующие вопросы помогут вам точно определить причину проблемы.
- Наблюдаются ли у вашего ребенка сложности, когда он попадает в новую группу? .
- Умеет ли он дружить?
- Умеет ли он справляться с ситуацией, когда его дразнят или провоцируют?
- Умеет ли он эффективно разрешать серьезные конфликтные ситуации?
- Может ли он успешно участвовать в групповых формах деятельности?
- Умеет ли он правильно реагировать на неудачи или разочарования? .
- Умеет ли он правильно реагировать на успех?
- Соответствует ли он ожиданиям сверстников, родителей и учителей?
- Считается ли он с чувствами других людей?