Психологические задачи подростков
Физические изменения в период полового созревания имеют свои четко определенные рамки.
Психологические изменения классифицировать труднее. Чтобы лучше понять особенности эмоционального развития подростка, следует познакомиться с психологическими задачами, которые стоят перед ним на пути к взрослой жизни. Для этого целесообразно разделить подростковый возраст на три этапа: ранний, средний и поздний. Основные психологические задачи меняются от этапа к этапу, как описано ниже.
Психологические задачи подросткового возраста
- Прийти к согласию со своим новым физическим обликом.
- Заново идентифицировать себя в эмоциональном плане как мужчину или женщину.
- Разрешить противоречия между взглядами и ценностями авторитетных личностей и родителей.
- Определить и выразить свои собственные моральные убеждения.
- Развить в себе чувство ответственности.
- Продемонстрировать потенциал своей финансовой самостоятельности.
Центральной проблемой для молодых людей становится выяснение вопроса, кем они хотят стать, чем будут заниматься, по каким принципам жить. Это отчасти осознанный, а отчасти бессознательный процесс. В попытках отыскать свое истинное «я» подростки примеряют к себе различные роли: романтика, космополита, циника, лидера, неудачника, аскета и т. д. Некоторые находят себя достаточно рано и без обходных путей, у других процесс поиска своей дороги в жизни сопровождается многочисленными метаниями и требует длительного времени.
Чтобы определиться, кто они такие и кем хотят стать, подростки должны эмоционально отмежеваться от родителей. Однако они во многом являются творением своих родителей, и не только потому, что унаследовали их гены, но и потому, что всю свою жизнь до этого момента подражали им. Теперь повзрослевшим детям необходимо стать самостоятельными. Результат будет зависеть от степени их независимости, силы бунтарского духа и соперничества, а также от внешнего мира, в котором они живут, и от тех проблем, которые он ставит перед ними.
Готовность к риску
В своем стремлении к независимости подросткам приходится порой идти на риск. Для них характерно преуменьшение степени риска, поскольку они считают себя неуязвимыми. Для них до сих пор все кончалось благополучно, и они уверены, что так будет всегда. Взывать в беседе с ними к разуму — все равно что говорить с глухим. Подростки живут в реальном настоящем, а не в гипотетическом будущем.
Нельзя утверждать, что в риске имеются только отрицательные стороны. Подросток, который ездит по окрестностям города на велосипеде или часами практикуется в прыжках на скейтборде, приобретает определенные навыки, вырабатывает самоуважение и умение объективно оценивать себя. Будучи взрослыми, мы умеем оценивать степень риска и взвешивать все «за» и «против» только потому, что еще в подростковом возрасте методом проб и ошибок осознали, на какой риск готовы пойти и какую цену готовы за него заплатить.
Однако у риска есть и обратная сторона. Ребенок, экспериментирующий с сигаретами только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих, легко может выработать в себе зависимость от никотина. Алкоголь — это общепризнанная часть взрослой культуры, и подростки стремятся приобщиться к ней. Употребление алкоголя — это своего рода испытание на готовность рискнуть. Сколько ты способен выпить? Сможешь ли контролировать себя после этого? Однако такой риск может легко закончиться трагедией, если подвыпивший подросток окажется за рулем автомобиля. Употребление наркотиков может перерасти в зависимость. Наркоманами становятся не только «трудные» подростки, но и дети из благополучных семей.
Секс — это еще одна область, где подростки склонны испытывать судьбу. В целом по стране количество случаев беременности среди несовершеннолетних снижается, однако по-прежнему в США количество детей, родившихся у несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, остается выше, чем в большинстве других развитых стран.
Задача родителей — помочь подросткам оценить степень риска. Просветительская работа о вреде сигарет, алкоголя, наркотиков и безответственного отношения к сексу должна начинаться еще до наступления подросткового возраста. Хорошо, конечно, что во многих начальных и средних школах эта информация является частью учебной программы, но и родители должны принимать активное участие в просвещении своих детей.
Вы должны четко представлять себе и ясно излагать свои принципы по этим проблемам и учить ребенка не только словом, но и личным примером. Надо также всеми силами оберегать его от ситуаций, где соблазн слишком велик. Если вы позволили шестнадцатилетнему подростку задержаться допоздна в школе, чтобы поработать над классной стенгазетой, это означает, что вы доверяете ему и стимулируете его чувство ответственности. Если же вы оставляете четырнадцатилетнего ребенка одного в доме на выходные дни, то этим только ставите его в рискованную ситуацию.