Половые различия и гомосексуализм у детей
В двухлетнем возрасте мальчик уже осознает, что он мальчик, а девочка точно знает, что она девочка, и они без всяких возражений принимают принадлежность к определенному полу.
В раннем возрасте мальчики обычно считают, что они могут рожать детей, а девочки тоже хотят иметь пенис. Подобные мысли не являются признаком глубоких психологических расстройств. Они всего лишь свидетельствуют о вере детей в то, что они смогут все, чего захотят. Если хочешь пенис — пожалуйста, будет тебе пенис!
Осознание половой принадлежности развивается под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Два главных гормона — тестостерон и эстроген — определяют, будет тело развиваться как мужское или как женское, а также оказывают воздействие на развивающийся мозг. Мужской головной мозг отличается от женского, но такие половые различия, как уровень агрессивности или степень овладения речью, по своим проявлениям намного слабее, чем чисто индивидуальные различия между людьми. Другими словами, существует множество чувствительных и спокойных мальчиков, также как и немало решительных и задиристых девочек.
Как ребенок осознает свою половую принадлежность
Люди склонны восхищаться ловкостью маленьких мальчиков и красотой девочек. Девичьи платьица предназначены для того, чтобы взрослые говорили: «Какая ты красивая!» В каком-то смысле это, конечно, нравится девочкам, но одновременно они привыкают к мысли о том, что их ценят главным образом за внешность, а не за достижения.
На картинках в детских книжках мы часто видим, как мальчики что-то строят, переживают какие-то приключения, а девочки наблюдают за ними или играют в куклы. Девочек обычно предупреждают, чтобы они не лазили по деревьям или не залезали на крышу гаража, так как у них меньше сил и они быстрее могут пораниться. Мальчикам дарят игрушечные машинки, конструкторы, спортивные принадлежности, а девочкам кукол, наборы для шитья, детскую посуду и украшения. Сами по себе такие подарки никакого вреда принести не могут, особенно если ребенок хочет их получить. Хуже, когда взрослые постоянно подчеркивают эти различия, внушая детям, что девочки (или мальчики) предназначены для того, чтобы заниматься только определенными видами деятельности.
Мальчикам поручают работу в гараже, в подвале или в саду. Девочки занимаются хозяйственными заботами по дому. Конечно, ведение домашнего хозяйства важно для всей семьи, и к нему нужно относиться с должным уважением, но если им занимаются только женщины, а мужчинам отводятся более престижные виды деятельности, то важность такой работы принижается в глазах представителей и одного, и другого пола.
Мальчики часто скрывают свое ощущение неполноценности, дразня девочек и говоря, что они не умеют быстро бегать, бросать мяч, и поэтому они не возьмут их в команду. К сожалению, некоторые родители и педагоги тоже внушают девочкам, что они по своей природе никогда не добьются больших успехов в высшей математике или физике и не смогут работать инженерами. Уже к подростковому возрасту многие девочки убеждены, что они стоят на ступень ниже мужчин в таких областях, как абстрактное мышление, комплексное планирование и эмоциональный контроль. Эти ложные убеждения сами по себе подрывают уверенность девочек в себе и могут повлечь за собой дальнейшее ухудшение способностей, которые, как утверждают, у женщин якобы и без того слабее, чем у мужчин.
Гомосексуализм и гомофобия у детей
В нашем обществе от 5 до 10% взрослых мужчин и женщин относят себя к гомосексуалистам — геям и лесбиянкам. Поскольку гомосексуализм до сих пор рассматривается как своего рода клеймо, многие гомосексуалисты скрывают свою сексуальную ориентацию, и в связи с этим точный процент определить трудно.
В настоящее время геи и лесбиянки стали более заметны в сфере поп-культуры. Их можно увидеть в кинофильмах, журналах, по телевидению. Такие заметные в обществе фигуры, как музыканты, дизайнеры моды, спортсмены и даже политики, все мосексуальных наклонностях. Несмотря на это, а может быть, именно из-за этого многие люди все еще испытывают неоправданные страхи по отношению к гомосексуализму. Этот страх называется гомофобией. В своей самой распространенной форме она сводится к опасениям гетеросексуалов, что они сами могут стать геями или лесбиянками, а также к убеждению, что гомосексуализм — это патология. Эти опасения приводят к тому, что из гомосексуалистов уже сделали козлов отпущения, обвинив их в распространении СПИДа, и к тому, что родители запрещают своим детям вступать в контакты со взрослыми геями и лесбиянками. В своей самой острой форме гомофобия приводит к преступлениям, направленным против гомосексуалистов, и к принятию законов, ограничивающих права и свободы представителей сексуальных меньшинств.
Некоторые родители полагают, что если ребенок общался с гомосексуалистом, то и сам может стать таким. Однако нет никаких свидетельств в пользу того, что на основании чужого примера ребенок может изменить свою сексуальную ориентацию. В последнее время получено множество данных, что уже при рождении люди предрасположены к гомосексуальной или гетеросексуальной ориентации. Совершенно очевидно, что первичная сексуальная ориентация закладывается в самые первые годы развития ребенка. Никакие поощрения или запреты не могут изменить эту ориентацию в зрелом возрасте.
Если ребенок в 6 лет или старше задает вам вопросы относительно гомосексуалистов или если вы ведете с ним разговор на тему сексуальных отношений, то, на мой взгляд, ему следовало бы просто разъяснить, что некоторые мужчины и женщины влюбляются в представителей своего пола и живут с ними.
Если гомосексуализм считается грехом в вашей религии, то к этому вопросу надо подойти с особой деликатностью, когда существует вероятность, что ваш ребенок вырастет гомосексуалистом. В этом случае разговор на подобные темы следует вести таким образом, чтобы ребенок не боялся признаться вам в этом и мог без стеснения обратиться за поддержкой.
Опасения по поводу половой идентификации
Когда родители замечают, что их маленький мальчик слишком женственный или в их девочке проявляются мужские черты, у них сразу возникает опасение, что ребенок вырастет гомосексуалистом. В связи со сложившимися в обществе предрассудками по поводу гомосексуализма это может вызвать у родителей сильное беспокойство и тревогу. Однако сексуальная ориентация — гомосексуальная или гетеросексуальная — не имеет практически ничего общего с половой самоидентификацией (о чем мы говорили выше). То, что девочка или мальчик хотят играть с детьми противоположного пола и им нравятся их игры и игрушки, ни о чем не говорит в плане их сексуальной ориентации. Небольшой процент детей, независимо от их половой самоидентификации в детском возрасте, вырастают гомосексуалистами, а большинство сохраняют гетеросексуальную ориентацию.
Не вижу никакой патологии, если мальчик в своих играх любит готовить, убирать квартиру и нянчиться с куклами, а иногда даже выступает в играх в роли мамы или младенца. Но если мальчику нужны только платья и куклы и он предпочитает играть только с девочками, то стоит задуматься о его половой идентификации. Я считаю, что большинство, если не все случаи, когда ребенок чувствует себя несчастным в своем половом обличье, объясняются физиологическими или генетическими причинами, которые нам в настоящее время пока доподлинно не известны. Но какова бы ни была причина, такая ошибочная самоидентификация может стать в будущем источником сильных переживаний для ребенка и больших забот для его родителей. В данном случае необходимо проконсультироваться со специалистами.
Если девочка любит играть с мальчиками и время от времени высказывает желание стать мальчиком, то это, скорее всего, реакция на насмешки со стороны мальчишек по поводу того, что девчонки ни на что не годятся, что им не хватает силы или ума. Возможно также, что она пытается таким образом идентифицировать себя с отцом или братом. Однако если девочка хочет играть только с мальчиками и постоянно говорит о своем нежелании быть девочкой, то следует проконсультироваться по этому поводу со специалистами, которые помогут выяснить причину и окажут необходимую помощь и ей, и ее семье.
Надо ли разделять роли по половому признаку?
Основное, что заставляет мальчика чувствовать свою принадлежность к мужскому полу, — это не подаренные ему игрушечные машинки или ковбойский костюм, а прежде всего позитивная связь с отцом в раннем возрасте, которая побуждает его вырасти похожим на него.
Если отец отказывается купить своему сыну куклу или каким-то другим образом выражает свою обеспокоенность девичьими вкусами сына, это вовсе не усилит мужскую ориентацию ребенка. Наоборот, мальчик может почувствовать, что и его собственная ориентация, и ориентация отца несколько сомнительны и неадекватны. Если отец уверен в своих мужских качествах, то он поддержит желание сына поиграть с куклами, чтобы тот познакомился и с «женской» составляющей настоящего отцовства.
Точно так же девочка видит в матери образец для подражания. Мать, которая поощряет желание девочки освоить как можно больше навыков, не ограничивая себя какими-то рамками, и которая сама поступает точно так же, вырастит сильную и уверенную в себе женщину. Но если мать сама чрезмерно озабочена своей женственностью и сексуальной привлекательностью в глазах мужчин, то это проявится и в формировании характера дочери. Если она дарит ей только кукол и детскую посуду и постоянно одевает в нарядные платьица, тем самым она внушает девочке искаженное представление о роли женщины.
Для девочки также очень важно установить положительную связь с отцом. Если отец обращает мало внимания на дочь или вообще игнорирует ее, отказывается играть с ней в мяч, не берет с собой в походы и на рыбалку, этим самым он закрепляет сложившиеся ролевые стереотипы и внушает девочке осознание ее второстепенное.
Желание маленьких мальчиков играть с куклами совершенно естественно, так же как и стремление девочек играть с машинками. Не надо запрещать им этого. Мальчик, играющий с куклами, проявляет не женственные, а родительские черты своего будущего характера. Это поможет ему стать хорошим отцом. Нет ничего плохого, если мальчики и девочки хотят носить одинаковую одежду, например джинсы и майки. Если же девочка предпочитает носить платья — что ж, таков ее выбор.
Что касается работы по дому, то и мальчикам и девочкам полезно давать одинаковые задания. Точно так же для мужчин и женщин разумно было бы совместно выполнять какие-то работы как в доме, так и вне его. Мальчики могут не хуже своих сестер заправлять постель, убирать комнату и мыть посуду. Девочки тоже способны работать в саду и мыть машину. Речь идет не о том, что обязанности между мальчиками и девочками должны распределяться строго поровну и они не могут заниматься ничем иным. Необходимо лишь постараться, чтобы в этом распределении заданий не проявлялась очевидная дискриминация. Пример родителей может при этом сыграть важную роль.