Оставляют ребенка в школе на второй год
Иногда педагоги и родители сталкиваются с необходимостью принять непростое решение: оставить ли неуспевающего ученика на второй год?
Результаты исследований свидетельствуют: отстающие ученики не добиваются сколько-нибудь заметного прогресса в успеваемости, даже если их оставляют на второй год. Школьники, оставленные на второй год, и их сверстники, переведенные в следующий класс, зачастую показывают примерно одинаковые результаты во время итогового тестирования в конце учебного года. Как показывают наблюдения, «повторение пройденного» не приносит ощутимых результатов. Результаты итоговых тестов могут быть несколько выше, чем в прошлом году, однако в целом ребенок не добивается сколько-нибудь значительного прогресса в успеваемости.
Следует также учитывать еще одно немаловажное обстоятельство: неудачи в школе могут серьезно отразиться на психике ребенка, негативно повлиять на его нравственное и эмоциональное развитие. В большинстве случаев у второгодников возникают проблемы в общении со сверстниками: дети чувствуют себя изгоями, страдает их самоуважение. Вывод: ребенка не следует оставлять на второй год, если он получил низкие баллы лишь по одному-двум нелюбимым предметам и если при этом у него имеются определенные проблемы, связанные с социальной адаптацией. Такому ребенку необходимы дополнительные занятия по специальной методике, но ему вовсе не обязательно оставаться на второй год.
Когда преподаватель рекомендует оставить ребенка на второй год, он, как правило, упоминает о незрелости ребенка, его инфантильности. В подобной ситуации попросите преподавателя привести конкретные примеры. В чем проявляется инфантильность вашего ребенка? Что является причиной такого поведения - физическое состояние, нарушения эмоциональной сферы, проблемы социальной адаптации? Спросите преподавателя, действительно ли он считает, что оставить вашего ребенка на второй год - это единственно верное решение? Иногда у ребенка не возникает особых проблем с успеваемостью, однако его поведение зачастую бывает неуправляемым: он затевает ссоры со сверстниками, обижает младших. В подобной ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия и попытаться скорректировать поведение ребенка.
Не следует забывать и о некоторых издержках нашей образовательной системы. Стандартные тесты (в большинстве школ детей переводят в следующий класс по результатам тестирования) совершенно не учитывают индивидуальных особенностей ребенка - при таком подходе полностью игнорируются те субъективные факторы, которые могут существенно повлиять на его успеваемость (плохое качество преподавания, заболевания, затрудняющие процесс обучения, сложная семейная обстановка).
Итак, из всего сказанного мы можем сделать следующий вывод: второгодники не добиваются никаких ощутимых успехов в обучении, зато значительно снижается их самооценка, у них появляются проблемы социальной адаптации.
Если учителя хотят оставить вашего ребенка на второй год, не спешите ответить согласием - может быть, вы найдете другие пути решения возникшей проблемы.
- Некоторые школы придерживаются следующего правила: ребенок не может поступить в первый класс до тех пор, пока не научится читать и писать. Для тех шестилеток, которые еще не овладели навыками чтения и счета, открываются подготовительные классы. Таким образом, дети избавлены от необходимости оставаться на второй год. Учебная программа составлена таким образом, чтобы детям не пришлось дважды изучать один и тот же материал (например, на уроках чтения приготовишки и первоклассники читают тексты разных авторов). Учителя утверждают, что при таком подходе у детей возникает гораздо меньше проблем с поведением, повышается интерес к учебе.
- По мнению педагогов, процесс обучения становится гораздо эффективнее, когда в одном классе собираются и сильные, и слабые ученики. При таком подходе отстающие ученики остаются в своем классе, со своими друзьями, но занимаются по индивидуальной программе, не испытывая при этом никаких психологических трудностей.
- В некоторых школах практикуется следующий подход: в течение всего учебного года преподаватели вносят коррективы в учебный процесс, детей распределяют по классам в соответствии с их успеваемостью. Если ребенок не справляется со школьной программой, к нему прикрепляют куратора-консультанта.
- Иногда отстающим ученикам разрешают повторно сдать все необходимые экзамены и зачеты за прошлый учебный. год в течение одного семестра.
Опытные педагоги в подобных ситуациях никогда не принимают поспешных решений. Если преподаватель рекомендует оставить ребенка на второй год, это означает, что у него имеются для этого достаточно веские основания. Для некоторых детей такое решение действительно оказывается оптимальным. Если у ребенка достаточно высокая самооценка, если его эмоциональное состояние не вызывает ни малейших опасений, но при этом он не может справляться со школьной программой наравне с одноклассниками, ему лучше остаться на второй год. Некоторые педагоги высказывают по этому поводу вполне обоснованные опасения. Они утверждают: если школьник не овладел базовыми знаниями по той или иной дисциплине, нельзя механически переводить его в следующий класс. Такая политика, по их мнению, губительно отразится на дальнейшей судьбе ребенка: современной рыночной экономике необходимы высококвалифицированные работники, обладающие навыками творческого мышления. Таким образом, переводя отстающего ученика в следующий класс, мы оказываем ему медвежью услугу. Если нечто подобное происходит с вашим ребенком, обязательно поговорите с преподавателем.
Если вы считаете, что вашему ребенку все же не следует оставаться на второй год, поищите другие пути решения проблемы. Поговорите с педиатром вашего ребенка, с детским психологом, с другими учителями. Вы можете также обратиться за помощью к независимому эксперту.
Если вы приняли окончательное решение и вашему ребенку все же предстоит остаться на второй год, подумайте вместе с преподавателем, каким образом вам следует сообщить эту новость ребенку. Поинтересуйтесь также, какова программа действий педагогов в отношении вашего ребенка. Готовясь к предстоящему учебному году, постарайтесь создать у ребенка позитивный настрой. Проведите дома небольшую ролевую игру: пусть ребенок попытается ответить на те вопросы, которые неизбежно будут задавать ему его друзья и одноклассники.
Оптимальное время для того, чтобы оставить ребенка среднего школьного возраста на второй год, - это окончание 1-го класса, переход в новую школу или переезд в другой город.