Друзья вашего ребенка
Детям необходимо иметь друзей.
Через дружбу подростки расширяют свой кругозор за пределами семьи, начинают изучать окружающий мир, у них формируется представление о самом себе и развивается система социальной поддержки.
В дошкольные годы игра оказывает положительное влияние и обеспечивает неожиданные социальные ситуации, укрепляющие совместную деятельность, - все это является основой дружбы. Проявление агрессивного поведения усиливается в возрасте от двух до четырех лет, но после этого вновь снижается. Правила и социальные роли становятся чрезвычайно важными, а половые различия в социальной деятельности становятся более очевидными. По мере приближения школьного возраста увеличивается и прочность дружбы: у девочек развиваются более крепкие взаимоотношения лишь с некоторыми детьми, в то время как у мальчиков привязанность рассредоточивается на большее количество подростков.
В возрасте от 5 до 12 лет обретение друзей - социальный навык, который будет им необходим на протяжении всей жизни, - является одной из наиболее важных задач среднего подросткового возраста. По своему развитию дети школьного возраста готовы к установлению более сложных взаимоотношений. Их способность к обсуждению своих чувств и идей возрастает, они могут лучше понимать концепцию времени как прошлого, настоящего и будущего. На этом этапе они уже не так привязаны к семье и не так сосредоточены только на самом себе, а начинают обращаться к сверстникам в поисках дружеского общения, проводить с друзьями больше времени, чем в дошкольные годы. Они делятся друг с другом приятными воспоминаниями и разочарованиями детства.
Друзья играют различную роль в жизни ребенка - они являются товарищами, приятелями и союзниками, с которыми ребенок делится своими чувствами и спрашивает совета; друзья обеспечивают ему устойчивое состояние и поддержку в трудных ситуациях. Они обеспечивают ребенку обратную связь, благодаря которой он может определить, оценить и вынести решение внутри себя, отвечая на придирчивый и важный вопрос: «Как обстоят мои дела?» В процессе общения дети проходят стадии, при которых в их дружбе сначала появляются общие занятия и проявляется сходство в мировоззрении, а следующая стадия характеризуется разделением ценностей и правил; в конечном счете, по мере приближения половой зрелости, они фокусируют внимание на понимании окружающих, самораскрытии, совместных интересах и более прочных эмоциональных связях.
Обретение друзей - одна из наиболее важных задач среднего подросткового возраста; этот социальный навык будет им необходим на протяжении всей жизни.
Но при этом подростки все же различаются по степени развития социальных навыков. Некоторые из них нуждаются в друзьях больше остальных. В то время как некоторые дети вполне довольны тем, что могут проводить большую часть времени наедине с собой, с членами семьи либо же с единственным лучшим другом, другим детям требуется более широкий круг общения, поэтому они создают и сохраняют дружеские отношения со многими детьми. В среднем у подростка школьного возраста имеется около пяти близких друзей. Тем не менее предпочтения и потребности ребенка могут меняться год от года и даже месяц от месяца. В большинстве случаев нет причин для беспокойства, если ребенок решит ограничить число своих друзей, за исключением тех случаев, когда это сопровождается подавленным состоянием либо неприятием со стороны одноклассников.
Дети также дружат с братьями и сестрами, в особенности в больших и сплоченных семьях, либо тогда, когда семья оказывается изолированной от других детей и семей. Такая дружба с братьями и сестрами может заменить друзей вне семьи и удовлетворить потребность в их существовании.
На более позднем этапе среднего подросткового возраста очевидным становится влияние сверстников. Дружба часто превращается в обособленные формирования, в которых дети оказывают сильно влияние друг на друга. В большинстве школ существуют различные группировки, в каждой из которых присутствует иерархия ее членов. Притяжение подростков к определенным друзьям может основываться на чем угодно: на индивидуальных особенностях, на внешкольных интересах, спортивных достижениях либо внешних данных. В предподростковом возрасте дети в обособленных группировках могут чувствовать себя в безопасности друг с другом, создавая свойственную их группе индивидуальность при помощи одинаковой формы одежды, поведения или манеры говорить, возможно, придумывая тайное рукопожатие и ощущая себя частью этого сообщества в отличие от посторонних наблюдателей. Эти подростки зачастую испытывают сильное давление со стороны группы, заставляющее их одеваться и разговаривать в определенной манере, слушать определенную музыку и носить определенную прическу. Часто такое давление со стороны сверстников начинается с целью противостояния (а в некоторых случаях и конфликта) родителям и их ценностям.
Дети в предподростковом возрасте весьма субъективны, склонны навешивать ярлыки на окружающих, но в то же время их очень волнует мнение друзей о них самих. Если один из сверстников хотя бы немного отличается от них, они могут высказать следующее умозаключение: «Он ужасный; я его просто ненавижу».
В начальной школе друзья практически всегда одного пола с самим ребенком, но в более поздние годы среднего подросткового возраста девочки и мальчики начинают вместе проводить время. Девочки могут сплетничать с подругами - а мальчики с друзьями - о том, кто им нравится и кого они считают симпатичным; но, несмотря на то, что дети могут говорить о «совместных прогулках», в этом возрасте еще не происходит настоящих свиданий. На каком-то этапе подросткового возраста они уже четко начнут разбиваться на пары.
Выбор друзей
При выборе ребенком детей, с которыми он будет дружить, определенную роль играет ряд факторов. Результаты некоторых исследований доказывают, что друзья, которых выбирает подросток, разделяют его интересы и/или обладают особенностями, которыми ему хотелось бы обладать. Таким образом, по мере того как предпочтения и цели ребенка меняются - а это неизбежно при взрослении, - он заводит новых друзей для удовлетворения появляющихся у него нужд и желаний и соответствия его собственной самооценке.
Также дети выбирают себе друзей с похожим темпераментом и моделями игры. Застенчивые подростки больше тянутся к подобным им детям; шумные и крикливые дети обычно выбирают себе таких же друзей. Помимо этого подростки, проявляющие интерес к одинакового рода занятиям и хобби, также сближаются друг с другом.
В ранние годы вашего подростка вы как родитель часто будете устраивать ему возможности проводить время с партнерами по детским играм, которых вы ему выбираете. Но по прошествии времени он все чаще будет выбирать друзей себе сам, а вам необходимо будет знать, с кем он проводит время, активно контролируя (если не надзирая) ребенка.
По мере того как подросток будет выбирать себе друзей, частью игры может стать определенное количество факторов. Если он чувствует уверенность в себе и если его любят и уважают в семье, более вероятно, что он выберет для себя хороших друзей. Если вы с мужем (женой) уважительно относитесь друг к другу, если у ребенка заботливое отношение к братьям и сестрам, это означает, что у него была возможность увидеть и ощутить на себе положительные примеры взаимоотношений людей, и он перенесет пережитые им эмоции в собственные дружеские отношения, включая друзей, которых он выбирает. С другой стороны, если эти семейные примеры не были столь положительными и способствующими формированию уверенности в себе, ребенок будет склонен к поиску сверстников, у которых имеются подобные сложности.
Уделите время тому, чтобы помочь вашему ребенку понять, почему он выбирает именно таких друзей. Это возможность обсудить его собственные ценности, чувства и формы поведения.
Хорошая дружба - та, в которой оба ребенка равны. Никто из них не должен доминировать либо принимать все решения о том, чем они будут заниматься. Они должны принимать совместное участие и стараться доставить друг другу радость. Они также должны уметь самостоятельно решать проблемы: если один из мальчиков хочет поиграть игрушкой, которая принадлежит его другу, они, вероятно, договорятся о графике игры, чтобы у каждого из них была возможность поиграть с этой игрушкой. Дибо же они могут придумать другие занятия, которые будут выполнять вместе.
Для создания и укрепления крепких дружеских отношений необходимы языковые навыки. В среднем подростковом возрасте друзья учатся ясно выражать друг другу свои мысли, делиться секретами, историями, чувствами и шутками. У детей с языковыми трудностями зачастую возникают проблемы с обретением друзей, поскольку они часто используют неподходящие слова и упускают едва уловимый смысл и намеки своих сверстников - вербальные и невербальные.
Лучший друг вашего ребенка
В среднем детском возрасте некоторые подростки концентрируют свою социальную активность только на одном лучшем друге или подруге. В таких отношениях ребенок, как правило, подбирает себе какого-то полностью схожего с ним самим друга, который сможет удовлетворить его потребность в дружеском общении, получении одобрения и чувстве защищенности.
Такая дружба может оказаться прекрасной, и кажется, что она будет продолжаться вечно - в некоторых случаях так и происходит. Даже несмотря на то, что родители иногда волнуются, что дружба с единственным другом может оказаться ограничивающей и подавляющей и что их ребенок вкладывает слишком много в эти взаимоотношения, большинство специалистов опровергают это мнение. Если два таких товарища положительно влияют друг на друга и не отгораживаются от познаний многих вещей, то единственный друг, с которым можно поделиться своими переживаниями, мыслями и чувствами, зачастую может доставить больше удовлетворения, чем время, проведенное в большой группе сверстников.
Как бороться с отрицательным влиянием сверстников
Что делать, если ваш ребенок хочет играть с соседом - нарушителем порядка? Что делать, если он начнет проводить время с подростком, который обманывает, портит имущество или задирает других детей? Что делать, если у ребенка появятся ценности или отношения, которые вам не нравятся? Что, если он начнет перенимать формы поведения, вызывающие беспокойство?
Попытки справиться с негативным влиянием сверстников - настоящее испытание, но существуют способы разрешения этой проблемы. Некоторые родители могут потребовать, чтобы их ребенок перестал проводить время с плохо влияющими на них подростками, но это может оказаться не лучшей методикой. Обычно дети упорно защищают такого друга и могут давать правдивое объяснение его ошибкам или недостаткам,, Они могут игнорировать своих родителей, всеми способами пытаясь найти возможность увидеться с другом. И если они все же соблюдают требования родителей, могут возникнуть другие проблемы, поскольку при этом оказываются затронутыми собственное мнение и способность принимать разумные решения самостоятельно.
В большинстве случаев лучшей стратегией является укрепление дружбы с теми детьми, поведение и ценности которых заслуживают вашего одобрения. Предложите ребенку пригласить таких друзей домой, чтобы дети могли вместе поиграть. Организуйте занятия, которые будут иметь определенную структуру, доставлять взаимное удовольствие и иметь ограничение по времени - игра в боулинг, езда на велосипедах либо просмотр спортивных матчей. Помимо этого организуйте летние мероприятия (оздоровительный лагерь, поездки за город по выходным), которые помогут сплотить интересы детей.
В то же время не стесняйтесь выражать свое недовольство по поводу менее желательных друзей. Когда вы объясняете, почему вам хотелось бы, чтобы ребенок не проводил время с ними, говорите спокойно и рассудительно, фокусируя внимание на негативных сторонах поведения, а не обобщая или критикуя их. Посвятите ребенка в последствия, которые его ожидают, если он будет продолжать перенимать неприемлемое поведение, которое вы отметили у этих детей, но в то же время не прибегайте к строгому запрещению играть с этими детьми. Такой подход научит вашего ребенка думать более логично и отвечать за последствия своих действий, а вы покажите ему, что доверяете его постоянно улучшающемуся умению принимать правильные решения.