Дети и телевидение, влияние телевидения на ребенка
Ежедневно на ребенка обрушивается лавина информации разнообразного характера.
Потоки информации дают ребенку знания, развлекают его, самым непосредственным образом влияют на его поведение. Во многих случаях те звуковые и зрительные образы, которые появляются в средствах массовой информации, носят ярко выраженный рекламный характер - они призывают зрителя или слушателя стать потребителем того или иного товара или-услуги. Некоторые информационные продукты (фильмы, компьютерные игры, музыка) сами по себе являются товаром, имеющим спрос на рынке. Дети школьного возраста - наиболее активные потребители таких продуктов, поэтому подавляющее большинство рекламных роликов адресовано именно детям школьного возраста. Родителям приходится прилагать немало усилий, чтобы хотя бы отчасти управлять этими информационными потоками и удерживать ситуацию под контролем.
Телевидение - это самое мощное средство массовой информации: оно занимает одно из главных мест в жизни миллионов детей. Практически телевидение стало для ребенка закадычным другом, который ежедневно развлекает его и снабжает самой разной информацией.
Почти в каждой американской семье имеется хотя бы один телевизор, а примерно половина американских семей имеют два и более телевизора. Установлено, что ребенок школьного возраста проводит перед телевизором от двух до четырех часов ежедневно. Для многих детей просмотр телепрограмм стал главным развлечением, которому они уделяют почти все свое свободное время. Ребенок уделяет телевизору гораздо больше времени, чем своим друзьям, семье, школе.
Как показали социологические исследования, за годы обучения в школе ребенок провел перед телевизором от 15000 до 18000 часов, а за партой - всего лишь 11000 часов. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что телевидение оказывает огромное влияние на образ жизнь ребенка, формирует шкалу его духовных ценностей. Оно в значительной степени влияет на умственное и физическое здоровье школьника, на характер взаимоотношений в семье. Очень часто ребенок выбирает свою социальную роль в обществе именно под влиянием увиденного на телеэкране. Педагоги и психологи ведут горячие дебаты по вопросу о том, является ли телевидение общественно вредным явлением, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее налицо бесспорный факт: часы, проведенные перед экраном телевизора, ребенок мог бы посвятить другим, гораздо более полезным занятиям.
Семья и телевизор
Если члены семьи проводят все свое свободное время перед экраном телевизора, духовные связи между ними значительно ослабевают, общение между детьми и родителями сводится к минимуму. Ребенок многое теряет в своем духовном развитии, ему некогда пообщаться с друзьями, поиграть на свежем воздухе, помочь родителям по хозяйствуй это время украдено у него телевизором.
С появлением телевидения жизненный уклад многих семей коренным образом изменился. Просмотр телепрограмм нарушил привычный распорядок дня в семье: в современных семьях постепенно упраздняется даже священный ритуал вечернего чаепития, который складывался на протяжении многих поколений. Такое понятие, как семейный совет, почти полностью исчезло из нашего обихода - мы разучились сообща обсуждать возникшие проблемы, а ведь в процессе такого коллективного обсуждения формируется личность ребенка, его мировоззрение.
Зачастую телевизор становится в семье главным центром притяжения. Вспомните, как часто вы слышали из уст вашего ребенка примерно такую фразу: «Пап, я обязательно сделаю домашнее задание, вот только досмотрю телевикторину на первом канале» или: «Я пообедаю чуть позже, по телевизору начинаются мои любимые мультфильмы, я не могу их пропустить».
Сфера интересов ребенка школьного возраста достаточно разнообразна (футбол, клубы бойскаутов, музыка), в результате у него остается не так уж много свободного времени, но даже те немногие часы ребенок проводит не с семьей, а с телевизором. Телевизор отвлекает ребенка от выполнения уроков - на этой почве в семье часто вспыхивают ссоры и конфликты, возникает неблагоприятный психологический климат. Ни в коем случае не позволяйте ребенку готовить уроки с включенным телевизором. «Делу - время, потехе - час» - эта пословица, должна стать девизом вашей семьи.
Телевизор и здоровье детей
Не следует недооценивать тот вред, который телевидение наносит физическому здоровью ребенка. Поддавшись очарованию виртуального мира, ребенок проводит все меньше времени на свежем воздухе, мало двигается, и в результате ухудшается его физическое состояние.
Проведенные исследования свидетельствуют: дети, которые проводят много времени у экрана телевизора, страдают избыточным весом гораздо чаще своих сверстников. Во время просмотра телепрограмм дети часто перекусывают высококалорийными готовыми закусками, в которых содержится много соли и сахара. Как следствие у детей снижается аппетит, они плохо едят за общим семейным столом.
Смотреть телевизор всей семьей, обмениваться мнениями по повод/ той или иной телепрограммы - вот что необходимо вашем/ ребенку.
Эту проблему можно решить следующим образом: заранее приготовьте детям полезные низкокалорийные перекусы (например сушеную морковь) и поставьте их рядом с телевизором. Или, что еще лучше, пригласите детей на прогулку - пусть они оторвутся от телевизора и побудут на свежем воздухе.
Телевидение и учеба ребенка
Проблема влияния телевидения на физическое и духовное здоровье ребенка уже давно находится в центре внимания врачей-педиатров. Во время просмотра телепрограмм ребенок пассивно воспринимает поступающую с экрана информацию, его физическая и интеллектуальная активность при этом сведена к нулю. Когда вы в очередной раз усаживаетесь перед телевизором, на минуту оторвитесь от экрана и задайте себе вопрос: «Чем сейчас занят мой ребенок?» или точнее «Чем он не занят?» Когда ребенок сидит, уставившись в экран телевизора, он упускает бесценные возможности для своего интеллектуального, эмоционального, эстетического и физического развития. Ребенок мог бы поиграть на свежем воздухе, почитать хорошую книгу, заняться спортом, приготовить домашние задания, но вместо этого он часами сидит неподвижно, усваивая сомнительную информацию.
Детям необходимо общение с близкими людьми, с членами своей семьи -в процессе такого общения ребенок приобретает столь необходимые ему социальные навыки. Просмотр телепрограмм (даже если ребенок смотрит телевизор вместе с родителями) - это занятие пассивное, оно по природе своей лишено коммуникации, общения.
Для некоторых детей телевидение может стать окном в мир, источником новых знаний (но лишь при условии, если родители выбирают для семейного просмотра познавательные, качественные программы). Случается и так, что телевидение становится для школьников источником ненормативной лексики (особенно это касается детей младшего школьного возраста).
Таким образом, когда ваш ребенок сидит перед телевизором, он не может выполнять ни одного из указанных ниже действий:
- Задавать вопросы.
- Решать проблемы.
- Творчески мыслить.
- Проявлять инициативу.
- Развивать координацию движений.
- Анализировать прочитанный текст, выделяя в нем основные положения.
- Развивать моторные навыки.
- Мыслить логически, критически, аналитически.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Играть со сверстниками или взрослыми в развивающие игры, требующие навыков общения (такие игры очень полезны - они развивают у ребенка терпение, самоконтроль, умение сотрудничать с другими людьми, работать в команде).
Современные родители всерьез обеспокоены тем негативным влиянием, которое оказывает на детей телевидение. Но оно может сыграть и положительную роль. Если родители тщательно выбирают программы для семейного просмотра, телевидение становится для ребенка не просто развлечением, но способом познания другой культуры, моделью подлинных социальных ценностей. Выпуски новостей расскажут ребенку о происходящих в мире событиях. Когда ребенок смотрит познавательные программы, из них он узнает о чудесах природы, загадках истории. Если вы смотрите телевизор всей семьей, у детей появляется возможность провести время со своими родителями, обменяться мнениями по поводу той иной телепрограммы.
Современное телевидение предлагает нам множество по-настоящему интересных, качественных программ, однако родителям необходимо тщательно анализировать и отбирать тот поток информации, который обрушивается на их ребенка. В вечерних программах зачастую царят насилие и агрессия, а иногда даже очень популярные программы пропагандируют такие социальные нормы и ценности, которые не совпадают с моральными критериями вашей семьи. Во многих телешоу яркими красками расписываются криминал, сексуальная распущенность, а опасные последствия такого рода поведения остаются «за кадром». Некоторые мультфильмы поставлены так, что у ребенка стирается грань между виртуальным миром и реальностью. В СМИ активно пропагандируется употребление алкоголя, табака и наркотиков.
В видеоклипах часто демонстрируются такие темы, как наркотики, алкоголь, секс, самоубийство. В рекламных роликах предлагаются такие товары, которые родители по тем или иным соображениям (финансовым, психологическим) не могут купить своему ребенку. Подобная реклама воспитывает в детях и подростках навыки асоциального поведения.
Жестокость на телеэкране и то влияние, которое она оказывает на ребенка, -вот что особенно беспокоит многих родителей. Проведенные исследования свидетельствуют: фильмы и видеоклипы, наполненные сценами жестокости и насилия, воспитывают в ребенке асоциальное поведение: он становится агрессивным (может толкнуть, ударить другого ребенка, например на детской площадке), грубым, бессердечным, не проявляет никакого сочувствия к окружающим. Родителям необходимо строго контролировать «информационные каналы» своего ребенка - сцены насилия и жестокости должны быть полностью исключены из детского просмотра.
Это важно
Средства массовой информации (кино, телевидение, журналы, реклама, Интернет и компьютеры, видеоигры и музыка) оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. СМИ в значительной степени определяют, чему ребенок учится, какими глазами он смотрит на мир, как он строит свои взаимоотношения с окружающими людьми. Проведенные исследования показали, что некоторые средства массовой информации создают реальную угрозу здоровью детей и подростков. В этих СМИ пропагандируются социально опасное поведение, агрессия, негативное отношение к здоровому образу жизни. Родители должны четко представлять себе, какое мощное влияние оказывают СМИ на мировоззрение ребенка. Количество и качество рекомендованных для детского просмотра телепрограмм должно строго соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Врачи-педиатры, учителя и родители должны помочь ребенку выработать навыки критического мышления: ребенок должен понимать, что в средствах массовой информации многие события и явления предстают перед зрителем вовсе не такими, какими они являются на самом деле. К о где ребенок поймет, что СМИ существуют для того, чтобы вызвать у зрителя определенную «обратную связь», он станет более критично относиться к тому информационному потоку, который обрушивается на него ежедневно. Дети, обладающие навыками критического анализа поступающей информации, не подвержены пагубному влиянию телевидения, они способны успешно противостоять этой информационной атаке.
Наши дети ежедневно становятся свидетелями сцен насилия и жестокости - ими наполнены кино, телевидение, видеоигры, музыкальные клипы. Средства массовой информации формируют положительный образ человека с оружием в руках, и в детях укрепляется представление, что все проблемы можно решить лишь при помощи силы. Что же предпринять родителям в такой ситуации? Прежде всего ребенок должен понять, что «виртуальная» жестокость (та, которую он видит на экране телевизора) не имеет ничего общего с реальностью, с тем миром, который его окружает. Просмотр телепрограмм может стать для всей семьи своего рода дискуссионной площадкой. Если вы смотрите телевизор вместе с детьми, а затем обмениваетесь мнениями по поводу той или иной программы, ваши дети быстро научатся критически анализировать увиденное на экране.
По-настоящему качественные программы не только развлекают ребенка, но и дают ему новые знания об окружающем мире. Следует, однако, иметь в виду, что если ребенок проводит слишком много времени у экрана телевизора, у него не остается времени для других, не менее важных занятий (чтения, общения со сверстниками). Ребенок, охваченный телеманией, мало двигается, у него развивается ожирение. Американская академия педиатрии рекомендует родителям придерживаться следующего правила: ребенок школьного возраста может уделять просмотру телепрограмм не более 1 -2 часов в день.
Действия родителей
Родители не должны опускать руки перед лицом информационной атаки. Вот несколько полезных советов для тех родителей, которые хотят разумно контролировать программу телепередач для своего ребенка.
- Строго ограничивайте время, которое ваш ребенок посвящает просмотру телепрограмм. Ребенок должен проводить перед телевизором не более 1-2 часов в день. Выполнение домашних заданий и обязанностей по дому должно стать для ребенка безусловным приоритетом; недопустимо, чтобы ребенок сидел перед телевизором, не приготовив при этом уроков. Не следует, однако, использовать телевизор как своего рода награду за выполненную работу - в вашем распоряжении есть куда более эффективные методы: предложите ребенку другие, не менее увлекательные занятия (спорт, хобби, работа по дому и множество других занятий, которыми вы занимаетесь всей семьей). Когда ребенок занят полезным, увлекательным делом, он не будет рваться к телевизору.
- Помогите ребенку заранее выбрать те передачи, которые ему хотелось бы посмотреть в течение недели. В начале каждой недели ребенок будет под вашим руководством просматривать программу телепередач и выбирать для себя самое интересное. Повесьте где-нибудь на видном месте (на холодильнике или рядом с телевизором) ваш «семейный телегид» - расписание тех передач, которые вы смотрите всей семьей.
- Родители должны точно знать, какие программы смотрит их ребенок. Если он смотрит телешоу, присядьте рядом с ним и посмотрите, что происходит на экране. Если в передаче пропагандируются алкоголь, наркотики, секс, появляются сцены насилия; жестокости, вам следует серьезно поговорить с ребенком, объяснить ему, что все увиденное на экране не следует переносить в реальную жизнь. В данной ситуации телепередача может стать предметом для семейной дискуссии, во время которой родители смогут рассказать ребенку об истинных семейных ценностях. Помогите вашему ребенку стать критичным, разборчивым зрителем. Обсуждайте с детьми поведение персонажей фильмов и сериалов. Особо следует поговорить о рекламе - дети зачастую просят родителей купить им те игрушки или сладости, которые активно рекламируются с экранов телевизоров. Родители должны объяснить ребенку, что не следует полностью доверять рекламе, что очень часто под воздействием рекламы люди покупают совершенно бесполезные для них товары.
- Если полезные для ребенка познавательные передачи идут в неудобное для него время (например, ваш ребенок в это время находится в школе или занят выполнением своих обязанностей по дому), запишите их на видеомагнитофон. Ребенок сможет посмотреть видеозапись в любое удобное для него время. Таким образом, ваш ребенок сможет убедиться, что вы действительно уважаете его права и готовы полностью соблюдать то соглашение, которое вы с ним заключили относительно телевидения.
- В комнате, где вы смотрите телевизор, обязательно держите книги и настольные игры. Регулярно посещайте библиотеку вместе с ребенком, помогите ему выбирать книги для семейного чтения.
- Вы должны стать для своих детей образцом для подражания - дети почти всегда копируют поведение своих родителей. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш ребенок больше читал, он должен как можно чаще видеть вас с книгой в руках. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок чаще бывал на свежем воздухе, занимался спортом, покажите ему пример - организуйте семейный спортивный праздник.
- Не позволяйте ребенку смотреть телевизор во время обеда или ужина, поскольку зачастую вечернее чаепитие - единственная возможность для всей семьи собраться за общим столом. Телевизор может свести на нет общение между членами семьи, и вы потеряете драгоценные минуты совместного семейного досуга.
- Не позволяйте ребенку переносить телевизор в свою комнату. Если телевизор установлен непосредственно в комнате ребенка, родителям становится гораздо сложнее контролировать его. Ребенок начнет «путешествовать» по всем существующим каналам, включая и такие, которые совершенно не соответствуют его возрасту. Кроме того, если телевизор установлен непосредственно в комнате ребенка, он гораздо больше времени проводит в одиночестве, в изоляции от остальных членов семьи. Существует также опасность, что ребенок будет допоздна засиживаться перед телевизором в ущерб сну. Конечно же, не следует допускать, чтобы ребенок приходил в школу вялым и невыспавшимся.
- Требуйте от ваших местных телевизионных станций, чтобы они включали в программу как можно больше передач для детей. Информируйте менеджеров о тех передачах, которые не нравятся вам и вашему ребенку. Если у вас есть любимые передачи, которые вы всегда смотрите с удовольствием, пусть об этом также узнают на телевизионной станции. Хорошие, качественные программы очень часто имеют низкие рейтинги, поэтому не поленитесь написать на телевизионную станцию письмо с теплыми словами в адрес создателей любимой программы. Может быть, именно ваше письмо поможет программе удержаться в эфире.
- Если телевизор становится источником конфликтов в семье, просто отключите его на какое-то время. .Некоторые семьи практикуют такие акции, как «дни без телевидения» и даже «недели без телевидения». Отключив телевизор на день-два, вы заметите, что ваш ребенок стал более общительным, подвижным, стал чаще обращаться к родителям за советом. Причина таких перемен проста и очевидна: ваш ребенок освободился от власти голубого экрана.
Это важно
Основная цель коммерческого детского телевидения заключается в том, чтобы продавать детям самые разные товары (начиная от игрушек и заканчивая продуктами питания). Дети, особенно младшего школьного возраста, не понимают, что рекламные ролики снимаются с одной-единственной целью - продать детям (или их родителям) определенный товар.
Очень часто под влиянием телевидения у детей складывается неправильное представление о таких реалиях окружающего мира, как наркотики, табак, алкоголь, взаимоотношения в семье, сексуальный аспект отношений мужчин и женщин.
Американская академия педиатрии целиком и полностью поддерживает законодательные инициативы, призванные коренным образом улучшить качество детского телевидения. ААП, в частности, одобрила инициативу по внедрению современных высокотехнологичных систем, помогающих определять истинный рейтинг той или иной программы.