Детский сад и ребенок
Философия детского сада.
Детские дошкольные учреждения предназначены не только для того, чтобы взять на себя заботу о детях на время отсутствия родителей или снабдить их некоторыми подготовительными навыками для школы. Главная их задача — дать ребенку все многообразие опыта жизни, который поможет ему вырасти во всех отношениях и стать чутким, способным и творческим человеком. Там есть и танцы, и музыка, и рисование, и лепка, и конструирование, и подвижные игры на свежем воздухе, и ролевые игры. В идеале в детском саду должны быть и уголки отдыха, где ребенок в спокойной обстановке может заняться своими делами. Воспитатели стараются развивать в детях самые разнообразные способности и навыки: учебные, социальные, художественные, музыкальные и физические. Упор делается на личную инициативу ребенка, его самостоятельность, способность к сотрудничеству (обсуждение возникающих вопросов и умение делиться игрушками, вместо того чтобы драться из-за них) и подчинение личных желаний ребенка общим интересам детского коллектива. Само название «детское дошкольное учреждение», казалось бы, говорит о том, что оно охватывает период до школы. Но на самом деле это уже школа. И его предназначение состоит не в том, чтобы подготовить ребенка к «настоящей» школе, а чтобы удовлетворить его познавательные способности уже сегодня.
Детский сад в корне отличается от яслей. Ясли служат в основном только для ухода в течение дня за детьми от младенческого возраста до 3 лет и мало чего дают в плане образования детей. В детском саду основной упор делается на развитие и обучение ребенка. (Разумеется, при этом обращается внимание и на удовлетворение его насущных физических и эмоциональных потребностей.)
Чему учится ребенок в детском саду
Многие дети 3—4 лет уже имеют опыт пребывания в яслях, другим приходится осваиваться в незнакомой обстановке. Независимо от предшествующего опыта всем детям, поступающим в детский сад, приходится сталкиваться с определенными трудностями. Всем им надо учиться контролировать свои эмоции и выражать их. Все они вынуждены уживаться в коллективе и подчинять свои идеи и желания общим интересам. Всем им приходится поочередно бывать то лидерами, то ведомыми. В некоторых детских садах существуют смешанные возрастные группы, созданные специально для естественного обучения лидерству. Дети в 3—4 года естественно интересуются всем происходящим, и в детском саду они могут узнать многое о том, как устроен окружающий их мир: как прорастают семена, как течет вода, как проявляются свойства глины в ходе лепки, как изменяются цвета при смешивании красок и так далее. В хорошем детском саду детям предоставляются все возможности для исследования мира. Если подходить к делу более фундаментально, то дети в детском саду учатся учиться, подходить к этому процессу творчески, а не методом простого заучивания. В результате у них складывается представление о школе как о месте, где они будут чувствовать себя комфортно и уверенно.
Готовность к детскому саду
Не все дети обладают равными речевыми и художественными способностями. Все они ведут себя по-разному. У каждого свои трудности на пути взросления. Опытные воспитатели готовы к тому, чтобы работать с детьми, имеющими разные способности и потребности. В самом начале многие дети, приходящие в детский сад, объясняются простыми предложениями, состоящими из 3—5 слов. Они могут выразить свои потребности и рассказать о том, что произошло с ними в ближайшее время. Они в основном понимают почти все, что им говорят, и ориентируются в трехмерном пространстве. Они способны в течение нескольких минут слушать, что им читают, а затем обсудить услышанное. Однако дети очень часто понимают по-своему многое из того, что кажется взрослым людям само собой разумеющимся. Например, если сказать трехлетнему ребенку: «Я такой голодный, что, кажется, съел бы лошадь», он с серьезным видом заметит, что здесь нет никакой лошади. В 3 года многие дети еще нечетко произносят слова, однако основной смысл сказанного ими в целом можно понять. Дети, испытывающие проблемы с произношением и страдающие заиканием (очень распространенное расстройство в этом возрасте;), зачастую раздражаются, если окружающие их не понимают. Очень важно, чтобы воспитатель проявлял к ним терпение и понимание. Во многих, хотя и не во всех детских садах требуется, чтобы ребенок при поступлении умел уверенно пользоваться туалетом. Пребывание в среде сверстников, которые ходят в туалет как взрослые, служит очень мощным стимулом для детей, все еще пользующихся подгузниками. Большинство из них осваивают навык пользования туалетом в течение нескольких недель. Многим детям все еще требуется помощь, чтобы правильно подтереться, или, по крайней мере, напоминание о том,что нужно тщательно подтираться и мыть руки после посещения туалета. Воспитатели детского сада понимают, что самостоятельное пользование туалетом является серьезной вехой в развитии ребенка, и охотно сотрудничают с родителями в достижении этой цели. Питание — это очень важная часть каждого дня, проведенного в детском саду. В 3 года дети обычно могут уверенно пользоваться ложкой, пить из чашки и соблюдать основные правила поведения за столом. Дети с нарушениями развития (например, с церебральным параличом) нуждаются в особой помощи при приеме пищи, что является частью их индивидуальной обучающей программы. Очень хорошо, если ребенок уже освоил такие основные навыки, как одевание и раздевание, например надевание пальто или ботинок. Воспитатели обычно помогают малышам застегнуть пуговицы, молнии и другие виды застежек. Ничего страшного, если кому-то из детей на первых порах понадобится более существенная помощь.
Что такое хороший детский сад?
Хороший воспитатель объединяет в своем лице и няню, и учителя, и спортивного тренера, и преподавателя искусства, музыки и литературы. Чем лучше вы представляете себе круг обязанностей воспитателя, тем скорее вам удастся отыскать такого, который вас устроит. Как воспитатель и педагог подходят к процессу обучения, вы сможете определить еще до того, как ваш ребенок переступит порог детского сада, взглянув на оборудование помещения для занятий. Комната для занятий в детском саду не похожа на школьный класс. Вместо доски и рядов парт в ней должны быть зоны для различных видов деятельности — рисования, конструирования, ролевых игр, чтения, а также игрушечный дом. В типичном детском саду у детей есть возможность свободно переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии со своими интересами. Умение выбрать себе занятие и посвятить ему некоторую часть времени — это важная часть процесса обучения. Хороший воспитатель постоянно следит за детьми и знает, где находится в данный момент каждый из них и чем он занят. Если ребенок испытывает трудности, не зная, чем заняться, воспитатель должен подсказать ему. Если ребенок занят одним видом деятельности слишком долго, воспитатель должен помочь ему переключиться на что-нибудь другое. В классе для занятий каждый день что-нибудь меняется. Сегодня художественный уголок подготовлен для рисования, завтра в нем появятся материалы для составления мозаики, послезавтра там будут разложены скрепленные листы бумаги, из которых дети изготовят свои собственные книги. Продолжительность каждого вида деятельности зависит от интереса, который проявляют к нему дети. В дополнение к постоянным зонам для различных видов деятельности должна быть выделена особая часть класса для специальных проектов. Один месяц в ней может быть устроен, к примеру, продуктовый магазин, где дети могут делать покупки, в следующем месяце она превращается в почтовое отделение, а затем, например, в пекарню, пиццерию или кафе. Эта особая зона должна отражать понятия и явления, которые дети в данный момент усваивают. Если основной темой является окружающая среда, то этот уголок можно превратить, например, в зимний сад или украсить его коллекцией природных материалов, собранных во время прогулок. Планируя и реализуя смену декораций, воспитатель обязан прислушиваться к своим подопечным. Он должен понимать, что класс для занятий принадлежит не ему, а детям. Обдумывая и обсуждая окружающее их пространство, а затем работая в нем, дети получают важный урок совместного принятия решений и сотрудничества. В задачи воспитателя входит и обустройство прилегающей к детскому саду территории. Там обязательно должны быть места, где дети могут без опасности для себя побегать, полазить, покататься на велосипеде, заняться подвижными играми. Воспитатель обязан наблюдать за каждым ребенком, отмечая, чем и как долго он занят. Время от времени он направляет деятельность детей, а порой и сам включается в игры. Воспитателю необходимо творчески использовать и окрестности детского сада. Совершая прогулку вокруг квартала, он может показать детям разные образцы листьев на деревьях, материалов, из которых построены дома, разъяснить им назначение дорожных знаков. Все эти наблюдения затем обсуждаются с детьми и используются в различных проектах.
Первые дни в детском саду
В 4 года ребенок идет в детский сад естественно и легко, словно утенок ныряет в воду, и не требует особых уговоров и подготовки. Совсем другое дело, если у вас чувствительный трехлетний ребенок, который все еще сильно привязан к родителям. Когда мать оставляет его в первый день в детском саду, обычно он не поднимает крик сразу, но через некоторое время замечает ее отсутствие. Обнаружив, что матери нет поблизости, он может испугаться. На следующий день он, скорее всего, предпочтет остаться дома. Если ребенок сильно привязан к родителям, лучше готовить его к детскому саду постепенно. Несколько дней мать должна оставаться поблизости от него, наблюдая, как он играет, а затем забирать его домой. С каждым* днем продолжительность пребывания ребенка с матерью в детском саду должна увеличиваться. За это время он успевает поближе познакомиться с воспитателем и детьми, что придаст ему уверенности, когда матери уже не окажется рядом. Бывает так, что ребенок, уже остающийся без матери в детском саду, в течение нескольких дней не проявляет никакого недовольства. Затем его кто-то может обидеть, и ему вновь требуется мама. В этом случае воспитатель должен обсудить с матерью вопрос о целесообразности ее возвращения в сад на пару дней. Если мать находится вместе с ребенком в детском саду, она должна постоянно держаться на заднем плане. Смысл этого состоит в том, чтобы у ребенка возникло желание включиться в детский коллектив и забыть о своей постоянной потребности в матери. Иногда мать тревожится по поводу детского сада даже больше, чем сам ребенок. Если она перед уходом трижды прощается с ним с обеспокоенным выражением на лице, ребенок может подумать: «Она выглядит так, словно может случиться что-то ужасное, если я останусь здесь один. Пожалуй, завтра я не пойду сюда». Совершенно естественно, что мать беспокоится, как ее малыш будет чувствовать себя без нее в первое время. Опытные воспитатели часто могут помочь хорошим советом в таких ситуациях, так как они постоянно с ними сталкиваются. Беседа родителей с воспитателем перед тем, как определить ребенка в детский сад, даст воспитателю необходимые сведения о малыше и поможет вам сформировать атмосферу взаимного доверия и сотрудничества. Ребенок, который боится разлучаться с родителями, быстро усваивает, что если родители и сами переживают по этому поводу, то он может легко воспользоваться подобной ситуацией, чтобы начать эксплуатировать родительские чувства. Если ребенок отказывается ходить в детский сад, несмотря на то что он остается там на попечении чуткого и понимающего воспитателя, то, на мой взгляд, родителям следует проявить уверенность и твердость, разъяснив ребенку, что все ходят в школу каждый день. Пусть лучше ребенок справится со своей зависимостью от родителей сейчас, чем позже. Если сопротивление ребенка превышает разумные пределы, подобную ситуацию целесообразно обсудить с детским психологом.
Поведение дома
В первые дни и недели пребывания в детском саду дети очень устают. Большая группа, новые друзья, множество новых вещей действуют утомляюще и полностью изматывают ребенка. Если он выглядит поначалу слишком усталым, это вовсе не означает, что он не может приспособиться к детскому саду. Возможно, придется пойти на временный компромисс, пока он не привыкнет к новой обстановке. Обсудите с воспитателем возможность несколько сократить время пребывания ребенка в саду. Лучше всего, если он будет приходить туда не с самого утра. Если вы хотите забирать ребенка после обеда, это не самое лучшее решение, потому что дети не любят, когда их отрывают от игр. Проблема привыкания в первые недели еще больше осложняется в круглосуточных детских садах, где дети поначалу сильно возбуждаются и нервничают, что мешает им уснуть. В этом случае, возможно, следует оставлять ребенка дома на пару дней в неделю. Некоторые дети ведут себя в детском саду хорошо, несмотря на усталость, но, придя домой, вымещают все свое раздражение на родителях. Подобное поведение требует от вас терпения. Вероятно, стоит обсудить ситуацию с воспитателем. Опытный воспитатель обычно с большим пониманием относится и к детям, и к родителям. Родители не должны стесняться обсуждать с ним все проблемы ребенка, даже не связанные с его пребыванием в детском саду. Возможно, воспитатель сталкивался с подобными ситуациями раньше и имеет свою точку зрения на них.
Давление на психику ребенка
Обучение всегда носит соревновательный характер, и детские сады здесь не составляют исключения. Некоторые честолюбивые родители рассматривают детский сад как необходимую первую ступень к получению диплома престижного университета. Работники отдельных детских садов идут на поводу у таких родителей и переходят к более академическому стилю обучения детей, видоизменяя свои учебные планы и методику преподавания. Дети там уже изучают алфавит и могут написать простые слова. Они в состоянии решать простейшие математические задачи. Определенное время в течение дня отводится на классную работу (в это время дети сидят за партами и сосредоточенно выполняют поставленные перед ними задачи). Все эти попытки предпринимаются с целью подготовить ребят к следующему этапу обучения. Каковы недостатки этого метода? Большинство детей стремятся угодить своим учителям. Если им показать буквы и попросить запомнить, как они называются, они послушно сделают это. К тому же многие дети действительно хотят научиться читать. В результате долгой и кропотливой работы они смогут прочесть отдельные слова. У кого-то, пожалуй, даже получится написать несколько слов. Такие дети будут на высоте в подготовительном классе школы. Однако исследования показывают, что к концу 2-го класса эти дети читают ничуть не лучше всех остальных. Они проводят массу времени в первых классах безо всякого смысла. Более того, многие из них приходят к выводу, что чтение и арифметика — страшно скучные предметы, которыми никто по собственной воле заниматься не будет. Я говорю это не к тому, что не надо учить детей буквам и цифрам. Но эти элементы учебы должны быть частью занятий, которые имеют для детей какой-то смысл. Например, детям намного интереснее слушать чтение вслух и обсуждать прочитанное, чем зазубривать алфавит. Все это естественным путем пробуждает их внимание к буквам и словам. Они проявляют интерес к знакам и надписям, которые окружают их в реальной жизни. Воспитатели детских садов знают, как пробудить интерес детей к письму и счету, которые являются частью почти любой деятельности. Например, если в детском саду живет ручной хомячок, каждый ребенок сможет научиться читать его имя на табличке над клеткой. Пусть воспитатель составит график его кормления, и тогда все дети будут считать дни до того момента, когда подойдет их очередь. Таким образом дети учат буквы и цифры в процессе обычных повседневных занятий. Еще одна проблема, возникающая при таком сверхакадемическом подходе к детсадовским детям, заключается в том, что это отнимает у них время, отведенное для игр. А ведь именно благодаря играм дети учатся, развивают свои социальные навыки и проявляют творчество. Муштра и зубрежка в этом возрасте лишь внушают детям, что учиться надо только из чувства долга и послушания. Обучение, построенное в игровой форме, позволяет детям любить учебу.