Ребенок в 2 года, двухлетний ребенок
Ваш двухлетний ребенок
Проблемный возраст
Многие называют этот возраст «ужасным». На самом деле это не так. Два года — это замечательное время, хотя так считают далеко не все. Это тот возраст, когда ваш ребенок начинает осознавать себя и учится быть независимой личностью.
В этот период его речевые навыки и воображение развиваются стремительными темпами. Однако его понимание окружающего мира все еще настолько ограничено, что многие вещи его пугают.
Двухлетку терзают самые разные противоречия. Ребенок одновременно независим и зависим, в нем уживаются любовь и ненависть, щедрость и эгоизм, зрелость и инфантильность. Одной ногой он стоит в уютном зависимом прошлом, а другой — в заманчивом будущем, полном самостоятельности и открытий. Ничего удивительного, что 2 года — это очень сложный возраст и для родителей, и для самих детей. Но ужасным его назвать никак нельзя. Это очень интересный период в жизни ребенка.
Двухлетние дети учатся, подражая
У врача 2-ух летняя девочка прикладывает стетоскоп к своей груди. Затем тычет себе в ухо отоскопом и выглядит озадаченной. Дома она ходит по пятам за родителями, повторяя все их действия — подметает, выворачивает одежду, чистит зубы. Постоянно подражая, она гигантскими шагами осваивает самые разнообразные навыки и учится понимать окружающий мир.
Маленькие дети подражают не только действиям, но и особенностям поведения родителей. Если, например, вы разговариваете с другими людьми вежливо, ваш двухлетний ребенок тоже учится быть вежливым. Конечно, двухлетнего малыша уже надо учить говорить «пожалуйста» и «спасибо», но самый эффективный способ обучения — когда он слышит эти слова от вас в соответствующей ситуации. (Не ждите, что ребенок сразу же станет вежливым, но к 4— 5 годам ваши ранние старания дадут свои плоды.) Точно так же дети, которые слышат от своих родителей грубые бранные слова, часто сами начинают употреблять их. Это не означает, что родители не имеют права спорить между собой. Однако постоянные бурные конфликты вредно сказываются на детях, даже если они в них не участвуют.
Общительность и воображение у детей в 2 года
Один ребенок в возрасте 2 лет уже разговаривает фразами, состоящими из 3 — 4 слов, а другой только пытается связать два слова вместе. Двухлетний ребенок, который объясняется только немногими отдельными словами, возможно, нуждается в обследовании уровня развития, хотя весьма вероятно, что он всего лишь относится к группе детей, которые поздно начинают говорить.
Воображение и речь идут рука об руку. Очень интересно наблюдать, как развивается воображение ребенка в промежутке между 2 и 3 годами. Из простого подражания и экспериментов с предметами развивается настоящая игра, основанная на фантазии и воображении. Чтобы стимулировать эти качества ребенка, позволяйте ему экспериментировать с кубиками, куклами, музыкальными инструментами, старыми туфлями, тестом для пирогов, водой и любыми другими интересными вещами. Знакомьте малыша с природой, даже если это всего лишь сквер в вашем квартале. Разглядывайте вместе с ребенком книжки с картинками, позволяйте ему пользоваться бумагой и карандашами. Его забавные каракули — это первый шаг к письму.
Есть одна вещь, которую я настоятельно не рекомендую, — телевидение. Даже самые лучшие детские телепередачи ограничивают воображение ребенка, потому что телевизор делает за него всю работу, не требуя от малыша никаких умственных усилий. Даже в двухлетнем возрасте телевизор превращает ребенка в простого потребителя развлечений, не позволяя ему учиться развлекать самого себя.
Совместные игры детей в 2 года
Дети в 2 года не слишком охотно играют друг с другом. Хотя им нравится смотреть, чем заняты их сверстники, но играть они предпочитают самостоятельно в сторонке от других. Я называю это «параллельной игрой». Не имеет никакого смысла учить двухлетнего ребенка делиться игрушками с детьми. Он просто еще не готов к этому. Для того чтобы поделиться чем-то, ребенок должен понимать, что эта вещь принадлежит ему, что он может отдать ее и получить обратно. То, что двухлетний ребенок отказывается делиться игрушками, отнюдь не означает, что он вырастет жадным. Но это не означает также, что вы должны мириться с его дурными привычками, даже если он еще и не понимает, почему вы проявляете недовольство, когда он вырывает игрушку из рук другого ребенка. Вы можете твердо, но доброжелательно забрать у него игрушку и вернуть полноправному владельцу, а затем быстро попытаться переключить его внимание на другой интересный предмет. Долгие дискуссии на тему, почему малыш должен делиться своими игрушками с другими, будут пустым сотрясением воздуха. Он начнет делиться, когда поймет смысл этого явления, но не раньше.