Воспитание детей от двух до трех лет
У детей появляются новые возможности, связанные с развитием речи.
Маленькие дети хорошо воспринимают речь — они понимают почти все, что вы говорите. Выразительность их речи возрастает.
Речь позволяет двухлетнему ребенку использовать ресурсы взрослого человека для своего развития, чтобы почувствовать себя «большим». Конечно, будут и отрицательные моменты, когда двухлетний малыш поймет для себя или откроет, что он не может сделать мир соответствующим его ожиданиям.
Место внутри семьи. Двухлетний ребенок начинает осознавать баланс сил внутри семьи, свою роль и положение как члена семьи. Этот маленький человек начинает сопоставлять ограничения во взаимоотношениях с мамой, папой, братьями, сестрами и близкими опекунами. Домашняя обстановка является самой уютной для него и располагающей к различным действиям. Он обследует каждый укромный уголок и щель в доме. Он ощущает себя королем этой территории. Он претендует на все. Он становится властным по отношению к старшим родственникам: «Моя мама» (не ваша). В возрасте двух с половиной лет Лаура подвела этому итог в тот день, когда она увидела у Хейден букет, который она только что получила от друга. Она считала, что все, что она видит, принадлежит ей, и сказала: «О, Брэндон, это мне?»
Внимание. Двухлетние дети не могут правильно перейти от одного занятия к другому. Они настолько увлекаются своими собственными делами, что им трудно приспособиться к каким-либо изменениям. В три часа, когда наступило время покидать группу играющих детей, наша дочь не захотела уходить. Уважайте это связанное с развитием качество сосредоточенности и заблаговременно предупредите о планах.
Фиксированные образы и ассоциации. Двух- и трехлетние дети очень важное значение придают ежедневным ритуалам. Внутренний импульс делает их нетерпимыми к любым изменениям, которые кажутся обычными по меркам взрослых. В раннем возрасте ребенок хранит в своем сознании тысячи образов и ассоциаций. Эти образы помогают ребенку почувствовать мир и свою стабильность в нем. Некоторые дети протестуют против любых перемен. Например, когда Метью было три года, на его бутерброде поверх арахисового масла должно было быть желе. Именно этот образ он фиксировал в своем сознании и использовал. Если мы забывали об этом и сначала клали желе, он откладывал бутерброд. Это не означало, что он упрямый или неблагоразумный, просто новый образ не соответствовал его ожиданиям.
Порядок в доме. Это становится понятно не сразу, но двух- и трехлетние дети ведут себя лучше, когда в окружающей обстановке наведен порядок. Беспорядочная обстановка порождает беспорядочное поведение. Нервная система развивающегося ребенка требует организации. Кучи одежды и разбросанные игрушки могут свести с ума и развить дурное настроение в детях. Вместо коробок для игрушек используйте ящики. Это облегчает поиск игрушек. Слишком большая груда игрушек может смутить ребенка и лишить его осторожности. Чаще заменяйте игрушки, чтобы поддерживать интерес.
Кроме того, приведение в порядок обстановки, окружающей ребенка, помогает организовать поведение. Покажите ребенку, как пользоваться подставками, пластмассовыми крючками для одежды и отведите специальное место для обуви. Один из моментов, раздражающих родителей день ото дня, — невозможность найти ботинки ребенка или еще хуже, найти один ботинок, когда необходимо спешить. Покажите ребенку, как хранить обувь парами (в крайнем случае свяжите попарно).
Ребенок будет настолько грязным, насколько мы позволим ему, или опрятным настолько, насколько мы ему поможем. Жизнь в хаотичном мире разрушает детей на стадии развития, когда они пытаются навести порядок в собственной жизни.
Трехлетние дети могут мысленно следовать указаниям и сохранять в памяти знакомые места. Они помнят, где лежит та или иная вещь в доме, и начинают понимать, что у каждой игрушки есть свое место. Вместо того чтобы сказать: «Поставь книгу на полку», попробуйте: «Пожалуйста, поставь свою книгу туда, где она должна стоять».
Формирование коллектива. Задача ребенка в этом возрасте — обучиться социальным навыкам, научиться играть в коллективе и стать отзывчивым к нуждам и чувствам других людей. Ваша задача как воспитателя — создать условия для формирования социальных навыков ребенка. Это включает, прежде всего, выбор товарищей для игры, разбор ссор и споров. Расставание с друзьями и с игрой вообще — серьезное испытание для ребенка. Хорошо, если ребенок получает развивающие навыки в компании других детей. Плохо, если он приобретает в компании такое поведение, которому вы его не учили. Вот почему одной из основных ваших задач как воспитателя является формирование для двух- или трехлетнего ребенка такой социальной среды, которая работала бы ему во благо.
Зарождение манер. Двух- и трехлетние дети готовы обучаться этическим нормам поведения. Это помогает понять, насколько развиты у ребенка умственные и эмоциональные возможности. Настоящее соучастие, сочувствие и вежливость основаны на умении понять другого человека и разделять его точку зрения. Этот уровень понимания редко приходит к ребенку до пяти лет. Кроме того, дети младше пяти лет мыслят конкретно, не обобщая. Вы можете научить ребенка благодарить бабушку, когда она дает ему пирожное. Но при этом он будет благодарить без подсказки только бабушку и не будет благодарить вас, когда вы делаете это. К пяти годам ребенок развивает способность обобщать и понимает, что благодарить надо всегда и всех. Даже если ребенок вежлив главным образом потому, что желает родительского одобрения, можно выработать правильный образ поведения в растущем сознании. Необходимость соблюдения норм поведения облегчается, если традиции заложены в семейном укладе жизни.
Ребенок обучается манерам, фиксируя поведение взрослых и их манеры в общении с ним. В возрасте двух с половиной лет Лаура изучила, что если к своей просьбе она добавит слово «пожалуйста», то это находит добрый и обычно положительный отклик. Двухлетние дети быстро усваивают, что общественное обаяние дает им более богатую жизнь. Моделируя систему вежливого поведения по отношению ко взрослым и детям, все же имейте в виду, что способности ребенка в общении с другими людьми ограничены.
«Я делаю это сам». Такая демонстрация независимости ожидается обычно в полной мере между двумя и тремя годами. Проявите терпение всякий раз, когда располагаете свободным временем, пока ребенок не научится надевать ботинок на соответствующую ногу. А когда вы спешите, то можете с легкостью говорить, не чувствуя вины: «Не в этот раз, мам,е нужно спешить».
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс