Особенности общения детей раннего возраста
В период с 9 мес до 1,5 года ребенок особенно трудно вступает в контакт с медицинским работником или другими незнакомыми взрослыми.
Попытка обследования нередко встречает бурный протест. Поэтому очень важно получить подробную информацию от матери и научить ее регистрировать тревожные симптомы (мама становится глазами и пальцами медицинского работника). А ведь именно в этот период многие мамы вынуждены перепоручать малыша заботам бабушек и воспитателей детского сада.
Начиная с годовалого возраста, ребенок меняет интересы: теперь ему уже недостаточно просто общения с взрослым, ему необходимо взаимодействие с ним как с равным партнером в процессе манипулирования с различными предметами. При этом малышу гораздо интереснее реальные предметы обихода, чем самые дорогие игрушки. Не вызовет интереса большая кукла с набором одежды и личным горшком, мелкие формочки для куличиков еще останутся без внимания, а вот грузовая машина, в которую можно нагрузить песок, понравится и мальчикам, и девочкам. Картонные коробки, пластмассовые тарелки, ложки, миски различных размеров, которые можно вкладывать друг в друга, катать, складывать и сортировать, займут внимание ребенка на достаточно продолжительное время.
На 3-м году жизни в развитии малыша происходит качественный и очень заметный для окружающих скачок. При этом претерпевают изменения и физическая, и эмоциональная, и интеллектуальная сферы (см. Приложение 7). Хотя пока ведущей является, так же как и для годовалого младенца, предметно-манипулятивная деятельность, но коренным образом меняется роль ребенка в этой деятельности. Из хаотичного познавания внешних признаков, основных отличительных признаков и функций предмета, ребенок превращается в пытливого исследователя. Ему важно не то, что грузовик можно катать и за веревочку, и просто рукой, что в его кузов можно нагружать песок, а то, что позволяет вращаться колесикам, и действительно ли в кабине нет шофера. Шквал «почему?», «куда?», «как?», «зачем?» захлестывает окружающих ребенка людей. Подчас мы очень устаем, беспрерывно отвечая на, казалось бы, «бестолковые» вопросы, просим «помолчать хоть минутку». Однако ведь именно такой виток в развитии интеллекта ребенка должен радовать и родителей, и врачей, и воспитателей. Поверьте, родители умственно отсталого ребенка отдали бы все на свете хоть за одно «почему?». Отвечая вдумчиво и честно на вопрос ребенка, мы учим его анализировать, сравнивать, делать выводы. Другими словами, учим думать.
В возрасте от 2 до 3 лет происходят также значительные изменения в словарном запасе ребенка. Он меняется как количественно (примерно 1500 слов), так и качественно (появляется фразовая речь, причастные обороты). Именно по наличию и уровню развития речи очень часто в этом возрасте судят и об умственном развитии ребенка в целом: молчит в 3 года — умственно отсталый. Здесь, конечно, необходимо избегать жестких формулировок и тем более постановок псевдопсихиатрических диагнозов (это прерогатива только специалистов). Дети развиваются очень разными темпами, кроме того, молчаливая замкнутая мама провоцирует развитие таких же качеств и у малыша. Родителям следует посоветовать стимулировать, но не форсировать речевое развитие ребенка. При явных проблемах (полное отсутствие речи) пусть с малышом займется профессионал — логопед. Родительская же роль — развитие мелкой моторики, массаж пальчиков, акцентирование внимания детей на правильной речи, на четкости произношения. Если же ребенок говорит много и достаточно хорошо при избыточном потоке информации, при постоянном призыве выучить очередное стихотворение, возрастает риск возникновения... заикания. Ведь возраст 2—3 года (период становления речи) является первым пиком возникновения заикания. Далее проблемными могут стать моменты совершенствования и усложнения фразовой речи (3—5 лет) и период, связанный с началом обучения чтению и письму (6—7 лет). Постарайтесь свести к минимуму ваше возможное негативное влияние на развитие речи малышей.
Деятельность малышей 2-3 лет еще не стоит приравнивать к полноценной игре. Малыш еще только учится принимать на себя определенные «роли»: мамы, летчика, продавца. Однако чаще дети раннего возраста играют «рядом, но не вместе». Для развития, как интеллектуального, так и физического, ребенок должен научиться играть. И именно взрослый становится проводником малыша в замечательной СТРАНЕ ИГР. Почему ребенок капризничает? Почему он не может себя ни на минуту занять сам? Да потому, что он и не должен это делать, он нуждается в партнерстве взрослого, придумывающего сюжет и основной ход игры, замечающего усталость ребенка и переводящего деятельность подопечного в новое русло.
Малыш в этом возрасте не может сосредоточенно заниматься чем-либо более 15 мин (это наилучший вариант, чаще бывает меньше). После «спокойных» игр — рисования, лепки — хотя бы 10 мин дайте ребенку активно подвигаться. Например, предложите под тихую музыку из магнитофона танцевать медленно и плавно, а под громкую — быстро; покидайте мячики в корзинки или подвешенные кольца, поиграйте, наконец, в «прятки». Потом опять переключитесь на «тихие» игры.
В этом возрасте большинство детей еще не готовы к восприятию цифр, букв в том символическом значении, которое придаем им мы. Многие виды раннего обучения могут, напротив, надолго отбить у ребенка желание постигать новое. Познание окружающего мира — вот что должно оставаться главным: камень — твердый, а мех — мягкий; дождь — холодный, а пирожок — теплый; у курочки — цыплята, а у кошки — котята... Отвечать на вопросы и показывать, рассказывать, побуждая малыша ответить, пусть вначале и односложно. Важно вместе с ребенком восхищаться осенним листочком и первым снегом...
Вот в чем будет заключаться развивающее воспитание в возрасте до 3 лет, вот о чем не должны забывать мамы, а вовсе не о количестве вызубренных букв алфавита.
В период преддошкольного детства в жизни многих детей происходит очень значимое событие — они впервые отправляются в детский сад. Если говорить о наилучшем с психологической точки зрения возрасте для начала посещения детского дошкольного учреждения, то это все-таки 4-й год жизни. Перейден рубеж кризиса 3 лет, появился интерес к сверстникам, меньше зависимость от мамы, лучше иммунитет, чем у 2-летнего. Однако в реальной жизни чаще всего мамы по разным причинам уже в 2,5 года собирают малыша на его «настоящую работу».
Проявления социоза при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение
Начало посещения детского сада для любого, даже самого активного, жизнерадостного ребенка — это сильнейший стресс. Каждый малыш в первые недели пребывания в условиях детского дошкольного учреждения проходит нелегкий период адаптации к новым социальным условиям. Здесь особое значение имеет и разлука с мамой, любимыми игрушками, и непривычная еда, необходимость четко выполнять указания воспитательницы. При этом ребенок подчас не понимает, почему вдруг в его жизни произошли такие перемены. Почему нельзя, как и раньше, остаться с мамой дома, почему маме надо на работу, или почему она осталась дома с маленьким братиком, а он, как старший, должен идти в детский сад. А может, это я в чем-то виноват, может, на меня сердятся или больше не любят? Подобные негативные эмоции, подчас страх перед какими-то жесткими требованиями могут привести к формированию хронической стрессовой ситуации, как следствие — ослаблению иммунитета и возникновению череды «болезней привыкания». Происходит трудный период адаптации к новым условиям существования.
Адаптация — это привыкание к новым условиям.
Ребенок особенно восприимчив и чувствителен к различным вариантам общения. То крик, то ласка, то кнут, то пряник, а также смена лиц, ухаживающих за ребенком и общающихся с ним (особенно в первые 3 года жизни), нарушают процесс социальной адаптации, вызывая болезненные проявления — агрессию или апатию.
Следствием эмоционального стресса, переживаемого ребенком, может стать патологическое состояние, называемое «социоз» (название дано по аналогии с неврозом, психозом).
Социоз — это патологическое состояние, вызванное социальными причинами, и является, по сути, срывом адаптационных механизмов организма.
Проявления социоза:
- агрессивность или апатия;
- чрезмерная боязливость;
- патологическое упрямство.
Длительность периода адаптации ребенка зависит от множества причин:
- особенности высшей нервной деятельности (важно, кто ребенок по темпераменту — оптимист-сангвиник или ранимый меланхолик);
- возраст ребенка, наиболее ранимы дети первых 2 лет жизни, адаптация в этом возрасте составляет до 10 дней, а вот в возрасте 15 лет — всего 1-2 дня);
- состояние здоровья ребенка (часто болеющие дети тяжелее реагируют на смену обстановки);
- разница в методах воспитания (воспитание по типу «кумир семьи» приводит к желанию первенства всегда и во всем, и отсутствие похвалы может спровоцировать взрыв эмоций).
По тяжести течения М. В. Бениаминова различает легкую, среднетяжелую и тяжелую форму адаптации.
Формы адаптации
Параметр | Форма адаптации | ||
---|---|---|---|
легкая | среднетяжелая | тяжелая | |
Нормализация поведенческих реакций (аппетит, сон, эмоции) | К 10-20-му дню | К 20-40-му дню | К 60-му дню и более |
Нервно-психическое развитие | Нет отставания в сравнении с исходными данными | Замедляется темп речевой активности на 1-2 мес | Появляются невротические реакции (капризы, истерия), потеря массы тела и замедление темпа ее нарастания на период до 6 мес |
Данные, приведенные в таблице, применимы к детям раннего и дошкольного возраста.
Чем младше ребенок, тем труднее, тяжелее протекает адаптация. Именно поэтому все-таки рекомендуется подождать окончания кризиса 3 лет и потом постепенно, а не за 3 дня, начинать готовить малыша к посещению детского сада.
Принципы психологической подготовки к посещению детского сада
- Познакомьте ребенка с воспитателями и территорией садика за несколько месяцев до начала посещения группы. Гулять с детьми вам вряд ли разрешат, а вот узнать имя-отчество «вторых мам», расположение шкафчиков и туалета вполне можно. Особенно это важно для застенчивых детей.
- За полгода (а не за неделю) до начала «новой жизни» начинайте переводить биологические часы ребенка на режим дошкольного учреждения — более ранний подъем без часовых разлеживаний в постели, самостоятельное одевание и раздевание, прием пищи без постоянных набегов за печенюшками в кухонный шкаф.
- Перестраивайте режим питания — от каш и супов никуда не уйти. Приучите малыша, что кушать надо только за столом на кухне, а не у телевизора, аккуратно, и обязательно убирая за собой.
- Вместе выбирайте новую одежду для садика — она должна быть и удобной, и нравиться малышу. Девочкам особенно нравится, когда мама вместе с ними планирует гардероб на каждый день — «это ты будешь одевать в понедельник, а какие носочки сюда подойдут?».
- Соберите и «ранец» дошкольника, наверняка вас попросят принести краски, карандаши, альбом, тетрадь и т.д. Пусть малыш тоже участвует в выборе этих «сокровищ» — «одну упаковку карандашей можно открыть сейчас, а эту спрячем для детского сада, ладно?».
- Придумайте ребенку талисманчик, который будет с ним в первые, самые трудные дни пребывания — привыкания в садике. Может, кукла-брелок на цепочке, прикрепленная к штанишкам, это залог вашего возвращения вечером и частичка Дома.
- Сочините и проигрывайте с малышом сказку про котенка (медвежонка, щенка), который собирается идти в детский сад. Например: «Жил-был маленький зайчик. Он был такой беленький, ласковый, мама его очень любила. Однажды они гуляли и увидели много зайчат, которые веселились на лужайке. «Это детский садик», — сказала мама-зайчиха. Зайчонок стал расспрашивать маму, а что еще детки делают в этом саду... ». Только не надо идеализировать будущее малыша в детском саду и восторженно рассказывать как там весело, здорово, все дружат, все воспитатели добрые. Иначе малыш, столкнувшись с тем, что ему почему-то все-таки грустно в этом сказочном месте, перестанет доверять вашим словам в будущем.
- Вместе с героем сказки проиграйте щекотливые ситуации, которые могут возникнуть в садике: на прогулке захотелось в туалет, не успел добежать и намочил штанишки, не хотелось кушать и теперь тошнит и т.д.
- В дни посещения садика устраивайте малышу «тихие вечера» — без телевизора, шумных игр. Почитайте ему, просто погладьте, посидите рядом, пока он строит башню. Ведь малыш устал куда больше вас, он тоже был «на работе», где 10 ч вынужден был общаться с людьми, многие из которых ему, может, не очень-то и нравятся.