Нужен ли детский сад ребенку?
Те времена, когда маленький ребенок рос и воспитывался в семье лично матерью, почти миновали.
В наше время большинство родителей, судя по официальной статистике, поручает уход, воспитание и обучение детей дошкольного возраста детским дошкольным учреждениям (детским яслям и садам). Как вариант, работающие родители доверяют воспитание своих детей няне, гувернантке или, что бывает чаще всего, родным бабушкам и дедушкам. Уход и воспитание детей дошкольного возраста мамой, в семье, такое естественное последствие их рождения, практикуется на Западе крайне редко, а в постсоветских странах не то чтобы очень редко, но все же гораздо реже, чем делегирование родительских полномочий другим лицам и учреждениям.
Детские сады были созданы в разгар промышленной революции в странах Европы для того, чтобы женщины могли работать, а дети с раннего возраста «привыкали к коллективу» и были готовы сначала к школьной учебе, а потом к работе на фабриках и заводах. В то время никто не обосновывал создание детских садов пользой для самих детей — они просто были экономически выгодны. Сейчас почти ничего не изменилось — детские сады существуют для того, чтобы работающие матери могли оставлять своих детей в течение рабочей недели под присмотром других работающих женщин. Но в наши времена детские сады уже стали частью культуры — об их пользе и необходимости, об их важности и несуществующих преимуществах исписаны целые библиотеки.
Соответственно о детском саду чаще всего говорят не как о вынужденной необходимости для некоторых семей, а как о необходимом этапе в жизни каждого ребенка, благодаря которому у него будут какие-то преимущества в дальнейшей жизни по сравнению с детьми, которые росли и воспитывались дома. Это заблуждение иногда очень дорого обходится самим детям. Я считаю, что детский сад нужен только тем семьям, у которых есть финансовые или другие семейные проблемы, при которых домашнее воспитание невозможно или затруднено.
В предыдущих главах я писала об особенностях развития ребенка в первые три—пять лет жизни: ребенок — существо эмоциональное, он очень привязан к родителям и другим членам своей семьи; он развивается скачками и нуждается в практически постоянном присутствии близкого человека для эмоциональной поддержки, ощущения покоя и безопасности. Ребенку в раннем и дошкольном возрасте важнее всего ощущать любовь и заботу близких людей, иметь возможность свободно двигаться и творчески развиваться. Лучшего места для него, чем родительский дом, и лучшего воспитателя, чем мама, — нет.
Некоторые недостатки яслей и детского сада:
- большой, шумный, одновозрастной, навязанный коллектив;
- неблагоприятный микроклимат;
- строгий режим, рассчитанный на среднестатистического ребенка;
- вместо родителей — воспитатели, чужие люди;
- двигательная и познавательная активность детей ограничена;
- постоянный стресс, который испытывают дети, пребывая в саду или яслях целыми днями;
- разлука детей с родителями, приводящая к отчуждению между ними;
- ускоренное (раннее) обучение, которое обычно предлагают сады.
То, что ребенок в детском саду имеет возможность общаться с разными детьми, всегда считалось главным и большим плюсом детского сада. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? Коллектив в детском саду слишком большой и слишком шумный. Это приводит к тому, что детям банально не хватает спокойствия и тишины практически на протяжении всего дня. Шум — один из главных стрессовых факторов, он создает большую нагрузку на организм и лишает ребенка возможности сконцентрироваться на том, что его заинтересовало. При этом у ребенка нет возможности, как дома, уйти в свой уголок (в другую комнату) и посидеть там спокойно — в саду у конкретного ребенка нет личного места и тихого уголка.
Отсутствие личного пространства или возможности побыть наедине при желании — не самое благоприятное условие для развития. Ребенку приходится скитаться с места на место, пока он не занят выполнением распорядка дня, согласно режиму (есть, спать, учиться, играть и т.п.). Никто не разрешит ему ни поесть вне режима, ни полежать на кроватке, ни даже спокойно поиграть, сколько хочется. В таких условиях ребенку трудно чувствовать себя комфортно, а постоянное напряжение, беспокойство вызывают стрессы, страхи и болезни.
Механический, один для всех, режим детского сада рассчитан на среднестатистического ребенка, без учета индивидуальных особенностей (если речь идет о постсоветских государственных детских учреждениях). То есть спать, сидеть на горшке вся группа должна одновременно. Никаких колыбельных или объятий перед сном, никакого выбора пиши.
В частных детсадах условия немного лучше, но тип собственности совсем не определяющий фактор в этом вопросе. Родителям, которые отдают детей в детский сад, важно запомнить, что при выборе сада самый важный фактор — человеческий. Это личность воспитателя, поскольку детские сад или ясли — место, которое у детей ассоциируется с домом. Соответственно воспитатель — это тот человек, которые временно заменяет ребенку близких взрослых, и он должен быть приятным для ребенка человеком. Дети проводят в саду большую часть времени, иногда больше, чем дома, а ведь провести целый день в саду — не то же самое, что сходить в гости, — это их жизнь. Воспитатель должен нравиться ребенку, чтобы его можно было спокойно оставлять с ним.
День — очень долгий срок для ребенка. В детстве время тянется бесконечно долго, для ребенка время — вечность. В яслях ребенок на целый день изолирован и от окружающего мира, и от жизни в семье. У него однообразные впечатления, мало возможностей для движения, он не чувствует по отношению к себе заботы и любви. Воспитатели, даже хорошие, просто физически не могут уделить достаточно времени всем, поэтому дети обделены вниманием, предоставлены сами себе, в группе. К тому же некоторые воспитатели даже и не стремятся к этому — они без угрызений совести очень плохо выполняют свою работу.
Многие родители видят пользу в подобном режиме, «дисциплине» и спартанских условиях жизни. Иногда они отдают ребенка в сад, несмотря на слезы и нежелание его посещать, мотивируя свои действия тем, что в противном случае у ребенка будет психологическая травма, когда он пойдет в школу. Выходит, родители считают, что, чтобы избежать травмы в 6—7 лет, лучше получить ее в 3 года? Подобный аргумент сложно воспринимать серьезно. Тем более что, неизвестно по какой причине, игнорируются возрастные потребности и особенности ребенка — в 7(6) лет любому нормально развивающемуся ребенку проще адаптироваться к школе, чем в 3 года к детскому саду.
Санитарные условия в детских садах можно сравнить с лотереей: повезет — будут нормальные, не повезет, что более вероятно, — будет или слишком чисто (читай: вычищено хлоркой и бытовой химией), или слишком грязно (одна видимость уборки). Родители жалуются то на вечный холод в плохо отапливаемых помещениях детсадов, то на жару, поскольку никто не проветривает помещение (чтобы дети не простыли и для сохранения тепла, окна на зиму вообще принято заклеивать бумагой). Неблагоприятный микроклимат — одна из причин частых болезней в детском саду.
Хотя в саду много детей, они до определенного возраста играют не вместе, а рядом. Это особенно касается детей ясельного возраста, многие из которых еще не умеют разговаривать. Более-менее осознанно играть и общаться между собой дети начинают с 4-4,5 лет. Никогда ребенок не играет и не общается со всеми сразу, так что «много детей» — это не преимущество детского сада, а его минус, привносящий в его стены шум и бесполезную массовку. Дети, даже в школе, как правило, чаше всего близко общаются в небольшом кругу, а с остальными детьми взаимодействуют ситуативно. Что уж тогда говорить о дошкольниках? Они могут иметь двух—трех друзей и без посещения детсада, а массовка есть и на детской площадке, и в кружке, и в детском развивающем центре, в который только за общением и стоит ходить. Таким образом, аргумент, что плюс детского сада — в возможностях для общения не кажется мне убедительным: они есть, да толку от них мало.
Общение в исключительно одновозрастном коллективе, к сожалению, тоже не настолько полезно, как принято считать. Не очень много можно почерпнуть от сверстников. В жизни нужно прежде всего умение общаться с людьми разных возрастов, а не со сверстниками. Детсадовский коллектив ребенку навязан, он создан искусственно и имеет мало общего с той реальной жизнью, к которой он якобы призван подготовить ребенка.
Даже хорошие воспитатели всегда хуже заботятся о детях, чем любящие родители, да и ясли предлагают уход за детьми, но не любовь к детям. Но и в этом многие родители видят плюс. Им кажется, что так ребенок готовится к реальной жизни. Но ведь годы, проведенные в детских яслях и саду — это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь. Мы никогда не готовимся к жизни — мы каждое мгновение живем. Хорошо или плохо. Как будет жить ребенок в детстве, во многом зависит от родителей.
Как пишет С. Биддалф, в отчетах команды Пенелопы Лич, исследовавшей влияние яслей на развитие детей, сообщалось, что ясельные дети в возрасте до года часто агрессивны, замкнуты и печальны. Дети, за которыми ухаживают не мамы, а другие люди, менее развиты по сравнению со сверстниками. Если за ребенком не может ухаживать мама, то, согласно результатам исследований, предпочтительнее, чтобы за ним ухаживал папа, а не бабушки, дедушки или другие родственники. Конечно, могут быть единичные исключения, когда родители ухаживают хуже, чем воспитатели, но чаще всего именно мамы и папы лучше всех ухаживают за своими детьми.
Качество ухода в яслях несколько снижает негативные последствия для развития ребенка, но не слишком сильно. Даже если качество ухода отличное, то все равно дети находятся под присмотром чужих людей и это влияет на их отношения с родителями. Самый важный фактор, определяющий психическое развитие ребенка, — это материнская отзывчивость, материнская способность тепло и чутко реагировать на потребности ребенка. Этого нет даже в самых лучших яслях.
У детей, которые посещают детский сад, чаще проявляется агрессия. До трех лет дети способны играть совместно не дольше нескольких минут, поэтому между ними часто возникают конфликты и драки, что травмирует психику малышей и не является ничем полезным для их развития. Замечено по некоторым «садиковым» детям, что они в присутствии других детей постоянно пребывают в состоянии тревожного ожидания чего-то нехорошего. Будто ждут, что сейчас будет драка или у них начнут отбирать игрушки, или произойдет еще что-то негативное. У них отсутствует внутреннее спокойствие. Очевидно, из-за длительного пребывания в компании, часто доходящей числом до 30 человек. Каждый взрослый знает, как изматывают подобные большие и шумные коллективы, а ребенку не проше в детсаду, чем маме или папе на работе. Правда, в отличие от них он к подобным нагрузкам еще не готов.
Часто родители отдают детей в ясли или детсад ради раннего обучения, подготовки к школе. Чем больше занятий и кружков в садике, тем лучшим считается садик. Но это очередное заблуждение. О бессмысленности и возможном вреде раннего обучения я писала в предыдущей главе. Первые годы жизни ребенок учится постоянно и осваивает в этот период больше, чем в последующие годы в школе, хотя обучение в раннем и дошкольном возрасте проходит естественным образом. Из-за того, что в яслях ребенок постоянно испытывает стресс, преждевременное целенаправленное обучение дается ему трудно. Спокойный и счастливый ребенок учится легко, с интересом, а обучение приносит ему удовольствие и дает стимул к дальнейшей учебе. Если же ребенок расстроен, если ему плохо и грустно, учиться нормально он не способен. Обстановка детских садов развитию и обучению ребенка, к сожалению, не благоприятствует.
Нравится ли самим детям ходить в садик?
Вот некоторые высказывания на форумах:
- «Каждое утро так плачет, что захлебывается».
- «Сначала была согласна идти, а потом истерику устроила».
- «А мой Сашуля уже вторую неделю плачет».
- «А еше у него две фобии появились...»
Это значит, что многие дети так и не смогли адаптироваться к детскому саду. Почему так вышло — уже не важно. Важно то, что детям в саду плохо, но родители на это не обращают должного внимания, ничего не предпринимают, чтобы изменить ситуацию. Не ко всем условиям каждый ребенок способен адаптироваться. Если родители сторонники посещения детсада и ребенок к нему быстро привык — хорошо. А если не привык за месяц-другой, то его нужно оттуда забирать, потому что решение отдать его в детсад было как минимум преждевременным.
Прочитать подобное можно на любом родительском форуме: как дети плачут по нескольку недель или месяцев, когда начинают посещать садик, а потом уже «любят» садик (а был ли выбор?). Или как сначала дети с интересом бегут в сад, а потом плачут и отказываются продолжать его посещать. Или как появляются страхи и начинаются длинные болезни. В то же время, если родители могут все это вынести (а таких большинство), значит, они не считают это чем-то чрезвычайным.
Чаше всего подобное поведение объясняют «обычной адаптацией» к детскому саду. Аналогичная реакция у человека возникает при большом горе или утрате, с которой трудно смириться. Но ведь эти обстоятельства не «обычные», а «чрезвычайные»... И «адаптация» тоже не обычная — она болезненная и стрессовая. Волноваться, переживать — нормально для человека любого возраста при адаптации к серьезным жизненным переменам, если они для него своевременны. Постоянные скандалы, болезни, страхи и депрессии — это уже свидетельство психологической и/или физиологической неготовности к переменам в жизни. Поэтому «поплачет и привыкнет» — довольно странная надежда. Ассоциируется с глупым и жестоким «стерпится — слюбится». А смысл?
Если человек к чему-то уже готов, то он не будет плакать, получив это. Разве что от радости. Ребенок, который готов находиться в детском учреждении, не будет плакать, посещая его, по крайней мере плакать долго и сильно. Возможно, в результате пребывания в долговременных стрессовых условиях вырастают люди, которым вечно не хватает гормона стресса (адреналина) и они все время рискуют своим здоровьем ради экстрима. Часто эта привычка — искать новые, более сильные стрессы, чтобы было не так скучно жить и чтобы чувствовать себя живым, — родом из детства. Это следствие ситуаций, в которых так часто приходилось пребывать в состоянии стресса, что он превратился в потребность, стал «естественным» состоянием человека.
Родители, которые отдают детей в чужие руки, надеются, что если ребенку будет плохо или с ним будут плохо обращаться, то они узнают об этом первыми и примут соответствующие меры. Но, как показывает опыт, чаще всего о проблемах ребенка родители узнают последними. Даже если раньше ребенок имел привычку все рассказывать родителям, то с началом посещения детсада все может незаметно измениться.
В некоторых детских садах воспитатели шлепают и ругают детей за непослушание, но часть родителей считает, что в этом нет ничего страшного. По их словам. «ребенок будет знать, что в жизни бывает всякое, и будет готов к жизни». Конечно, это не так — если воспитатели наказывают ребенка или применяют к нему другое насилие, это крайне отрицательно влияет на его психическое, физическое и социальное здоровье. Но даже если родители категорически против такого отношения воспитателей к их ребенку, не факт, что они смогут что-то изменить. Как говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», а поскольку детсадов у нас на всех желающих не хватает, то правила устанавливает их руководство в одностороннем порядке. Родители могут или согласиться с ними, или искать другой детсад.