Кризис трех лет у ребенка: симптомы, особенности, проявления, характеристика
Три года — возраст противоречий.
С одной стороны, ребенок стремится к самостоятельности и пытается все делать сам, а с другой стороны, именно в этот период он почему-то начинает отказываться делать то, что умеет. Например, уже давно сам научился справляться с одеждой, и вдруг: «Не буду одеваться. Ты меня одень». Или: «Не буду сам есть. Корми меня».
Объясняется такое поведение просто. Когда кроха в возрасте одного-двух лет учится что-то делать самостоятельно, он отчасти воспринимает это обучение как игру. Кроме того, его очень вдохновляют собственные успехи и одобрение взрослых. Но для трехлетки важнее другое — ему необходимо ощутить себя как отдельную независимую личность со своим собственным мнением. И сделать это он пока может только одним способом — через протест. Другие формы проявления личности малышу пока недоступны. И поэтому он ни с того ни с сего начинает на все говорить «нет».
Это очень сложный момент для родителей: надо перестраиваться и искать способы договориться. Между вами может состояться такой разговор: «Хорошо. Не хочешь надевать колготки — надевай джинсы». — «Не буду!» — «Ты просто не хочешь одеваться. На тебя напала «нехочуха». Пусть тогда твоя «нехо-чуха» и решает, чего она хочет». — «Она ничего не хочет». — «Ну, ладно. Посиди и подумай, может быть что-нибудь придумаешь». Но ребенок идет за вами. При этом он действительно не знает, чего хочет. Это очень изматывающая ситуация и для малыша, и для родителей, от которых требуется недюжинная выдержка и терпение.
Не пытайтесь переупрямить юного бунтаря. Помните, ребенок не знает, как выйти из этого тупика, и только родитель может ему помочь. Но для этого он должен оставаться взрослым, а не опускаться на уровень упрямого малыша, переживающего кризис трех лет.
Постарайтесь понять своего ребенка, и вам будет легче сохранить самообладание. Подумайте о том, что малышу самому сейчас непросто и хочет он лишь одного — привлечь ваше внимание и продемонстрировать, что у него есть собственные желания, он умеет на них настаивать и самостоятельно принимать решения. Это кризисное поведение, и оно скоро пройдет без всяких особых усилий с вашей стороны.
Помогите «нехочухе» определиться, предложив альтернативу: «Что ты наденешь сегодня? Джинсы или брюки?» Таким образом у малыша появляется возможность принять решение не путем отказа и протеста, а путем выбора.
Планируйте с ребенком дела на день, концентрируясь на главном. «Ты знаешь, что сейчас на площадке происходит? Наверное, Петя уже вышел гулять, а мы с тобой до сих пор копаемся. Давай одевайся, я пока игрушки соберу». Свою борьбу за самостоятельность ребенок начинает с мелочей. Если вы будете переключать его внимание на более серьезные задачи (выйти гулять, поиграть с Петей), возможно, вам удастся проскочить мелочи. Малыш будет поглощен предвкушением прогулки, а не процессом надевания колготок.
Если он захочет поплакать, подстройтесь под его эмоциональное состояние, посидите рядом. Это просто переходный этап: душа чего-то просит, но непонятно чего. Будьте снисходительны. Такие периоды бывают в жизни каждого человека, причем не один раз. В семь лет многие дети переживают похожее состояние. Потом в подростковом возрасте. Взрослые люди сталкиваются с кризисом середины жизни. Это время, когда мы начинаем подводить итоги, оценивать достижения. И внутри снова растет какое-то неясное беспокойство. Такое случается даже с теми, кому вроде бы не на что жаловаться. Крепкая семья, здоровые дети, любимая работа, — все есть, и все-таки чего-то не хватает. А это просто значит, что человек проходит очередной жизненный рубеж.