Как собрать ребенка в детский сад
Оптимальный возраст для того, чтобы начать привыкать к детскому саду, — три года и старше.
Почему не раньше? Потому что до трех лет у ребенка еще нет желания общаться с другим детьми, а если и есть, то продолжаться такое общение будет недолго и очень быстро закончится конфликтом и слезами. Связь с мамой еще очень сильна, и кроха будет испытывать серьезный стресс, оставаясь на попечении чужих людей.
Многие воспитатели рекомендуют начинать адаптацию к детскому саду в два года. Объясняется это очень просто: с двухлетним ребенком намного проще справиться. У него еще не начался кризис трех лет, он не вошел в возраст протеста и сопротивления. Скорее всего, он послушно даст ручку воспитателю и уйдет от мамы в группу. Это, конечно, очень удобно. Но что он при этом почувствует? «Мама пришла и оставила меня», — вот единственное, что поймет малыш, все прочие соображения ему пока недоступны. Потребность в общении в два года не высока. Его не увлекут ни дети, ни игрушки, он будет просто сидеть, переживать и ждать маму.
Три года — совсем другое дело. Ребенок уже нуждается в общении. Ему интересно не просто играть рядом с другими детьми, он стремится к взаимодействию, хочет быть принятым в компанию. А значит, можно надеяться, что процесс адаптации будет проходить менее болезненно. Впрочем, «менее болезненно» еще не значит, что проблем не будет вообще. В каком бы возрасте вы не привели ребенка в детский сад, нет никакой гарантии, что он сразу примет новый образ жизни. Большинству детей, да и взрослых, эта перестройка дается довольно тяжело.
Прежде всего, приходится рано вставать. Закономерность проста: чем труднее вставать родителям, тем тяжелее это дается ребенку. По моим наблюдениям, долгие утренние сборы связаны, прежде всего, с неорганизованностью и отсутствием достаточной мотивации у самой мамы. Если мама еще не вышла на работу, на подсознательном уровне она допускает возможность оставить ребенка дома. И начинаются мучительные сборы, пробуждение, одевание... Вот как описывала свое обычное утро одна мама: «Дочка невыносимо долго одевается по утрам, все время просит „еще минуточку". Приходится постоянно ее подгонять. Когда мы выходим из дома, я уже чувствую себя усталой и раздраженной». Знакомая ситуация, не правда ли? Мама приходит в детский сад уже «заведенная». Ребенок видит раздражение мамы, но не знает, как на него реагировать. Он еще слишком зависим от маминого настроения, и оно, естественно, передается ему. Малыш тоже начинает раздражаться и плакать. Мама толкает его в группу: «Иди наконец!», а он все цепляется за ее юбку и никак не хочет оторваться. И связано это вовсе не с тем, что ребенку плохо в детском саду. Просто ему передалось мамино эмоциональное состояние.
Если вы хотите избежать душераздирающих сцен в раздевалке, запомните главное: провожать малыша в детский сад нужно в хорошем настроении. Глядя на вас, он будет понимать: все отлично! Начался новый день, который сулит ему много новых впечатлений и открытий, именно за ними он и отправляется в садик. Утро должно быть бодрым, даже если вы планируете отвести ребенка, а затем вернуться домой и еще поспать. Если же вы выйдете на работу, уверена, утренние сборы будут вам даваться намного легче.
Идеальный вариант — когда в садик ребенка отводит папа. Мужчины меньше склонны реагировать на истерики и слезы. Как правило, они настроены по-деловому: «Ничего, поплачет две минутки и перестанет». Поэтому расставание с папами проходит значительно проще.
Интересно, что папы склонны преуменьшать детские переживания, а мамы, наоборот, преувеличивать. Однажды в программе «Супер-няня» был такой сюжет. Женщина никак не могла уговорить дочку остаться в детском саду — малышка ревела часами. Мама подводила девочку к входу в группу, та начинала рыдать.
Мама садилась рядом и пыталась ее успокоить. Проходило минут 15-20. Ребенок успокаивался, а точнее, просто уставал плакать. Тогда мама делала вторую попытку уйти и звала воспитательницу. При виде воспитательницы девочка опять с горькими слезами бросалась к маме: «Не уходи!» И мама снова начинала ее утешать. Так могло продолжаться несколько часов. Стресс для ребенка, стресс для мамы. С этой проблемой женщина обратилась за помощью на программу. Я предложила ей поставить эксперимент: «Сейчас вы приведете дочку в садик и отдадите воспитательнице. Да, девочка будет плакать, но вы должны взять себя в руки, развернуться и уйти. А мы посмотрим, сколько времени ребенок будет плакать, и снимем все на камеру». Результат потряс всю съемочную группу: ребенок успокоился через три минуты! Более того, вскоре малышка с удовольствием принимала участие в совместных играх с другими детьми и совсем не вспоминала о маме. Она обращалась за помощью к воспитательнице и не испытывала никаких трудностей. Увидев видеозапись, мама призналась: «Я рада за нее, но как-то страшно. Кажется, что я ей совсем не нужна». Вот в этом-то и кроется секрет длительных прощаний и слез. К детскому саду нужно готовить не столько ребенка, сколько маму. Именно ей сложнее всего дается сепарация.
Итак, все, что от вас требуется, когда вы приводите малыша в садик, — это отдать его воспитательнице и уйти. Не надо устраивать «прощание славянки». И не надо думать, что вы единственно значимый человек для своего ребенка. По мере взросления он должен расширять круг своих интересов, а не зацикливаться на маме.
Чтобы не нервничать из-за долгих утренних сборов, вставайте на 10-15 минут раньше. Сначала это может быть трудно, потом войдет в привычку.
Если ребенок спит в одной комнате с другими членами семьи и вы боитесь их разбудить, поднять малыша будет значительно сложнее. Кому хочется вставать, когда другие спят? Поэтому либо пробуждайтесь всей семьей, либо укладывайте ребенка в другой комнате, где можно будет с утра не ходить на цыпочках.
Обязательно готовьте вкусный завтрак. В первое время малыш может отказываться от еды в детском саду, а голодный ребенок быстрее устает, он более плаксив и менее адаптивен. В конце концов, не будет ничего страшного, если он поест и дома, и в саду.
Очень полезно напоминать ребенку о времени: «7.30 — надо чистить зубки, 7.40 — одеваться. Через десять минут выходим». Так вы шаг за шагом фиксируете внимание малыша на том, что надо сделать в следующий момент.
И последнее, что хочется сказать про утро. Это, наверное, единственная ситуация, в которой я бы разрешила в качестве стимула использовать телевизор. Почему? С утра бывают специальные детские передачи, и фраза «Вставай, скоро мультик начинается» может вам здорово упростить жизнь и сберечь нервы. Получается, что вы как будто и не в садик встаете, а чтобы посмотреть мультфильм. Это должна быть не запись на компьютере, а именно телепередача, передающая атмосферу начала дня. Ребенок увидит ведущих, услышит их «доброе утро». Пока идет передача, малыш одевается или завтракает. Еще один несомненный плюс утренней передачи — она помогает ребенку ориентироваться во времени. Ведь трехлетний малыш еще не понимает, что такое «рано», «поздно», «вовремя». Вы нервничаете, опаздываете, а он сидит себе ест и изо всех сил старается оттянуть время выхода в садик. И ваши восклицания для него ровным счетом ничего не значат. Он-то ведь никуда не торопится. Но если ограничить завтрак временем передачи, ребенок будет знать: передача закончилась — пора выходить. Однако если вместо еды и одевания малыш будет просто смотреть телевизор — смело его выключайте.