Физическое развитие ребенка в 1 год
В течение первого года жизни ребенок преображается как в сказке: из совершенно беспомощного крошечного младенца он превращается в непоседливого исследователя, который без устали общается со всем и вся.
Правда, физические изменения, которые произойдут с ним на втором году жизни, не столь впечатляющи по сравнению с теми, что вы наблюдали в первый год. Тем не менее в начале второго года вы будете иметь дело с плохо управляемым пухленьким существом «на колесиках», а в конце — с маленьким человеком, не только разум, но и тело которого претерпели заметное развитие.
Поскольку в этом возрасте ваш малыш, как и все его сверстники, невероятно подвижен, вам волей-неволей придется поплясать под его дудку. Вам, безусловно, понадобятся чувство юмора и стоическое отношение к беспорядку. А еще вам практически все время, лишь с перерывами на сон, будет необходимо знать, что происходит с малышом, а также со всеми людьми и предметами, которым довелось оказаться у него на пути. Вы постоянно должны быть уверены, что с ребенком все в порядке, что он в целости и сохранности.
Ребенок потребует от вас неусыпного внимания, напряжения умственных способностей, ощутимой затраты физических сил, а иногда и владения искусством выживания в экстремальных условиях. Следует заметить, что молодые, неопытные родители нередко совершают здесь большую ошибку. Они словно очерчивают вокруг ребенка незримый круг, пребывание в котором кажется им безопасным, и запрещают малышу высовываться за границы этого пространства. Но дело в том, что подросших деток мало лишь оберегать, лелеять, баюкать, поить, кормить и содержать в чистоте (причем не только их, но и все вокруг). Они крайне нуждаются еще и в общении со значимыми для них личностями, которых можно обожать. «Господи, дай мне сил пережить этот день», — то и дело взывают к Богу родители (чаще всего часов в пять вечера). Но за этой просьбой должен следовать постскриптум: «Господи, помоги мне понять то непостижимое создание, которое Ты мне вверил! Научи меня смирению и дай мне способность им восторгаться, что бы он ни натворил». Не забывайте, что и теперь, когда ваш малыш сеет на своем пути разруху и выпивает из вас все силы, он устроен не менее дивно, чем в те дни, когда мирно сосал пальчик в материнской утробе.
Потребность в молитве станет для вас гораздо более насущной, потому что малыш начнет демонстрировать миру истину, которая очень болезненно воспринимается родителями, но почти не замечается ученейшими педагогами и богословами. Она состоит в том, что маленькие дети не являются изначально добродетельными. Они неспособны к самоотверженным поступкам и незнакомы с доброжелательностью. Они не считаются со взглядами и потребностями других людей. К малышам нельзя применить известный педагогический термин «tabula rasa» («чистая доска», «чистый лист»), который впервые использовал еще Аристотель, сравнивший сознание маленького ребенка с покрытой воском дощечкой для письма — табулой. Разгладив воск, человек стирал написанный ранее текст и использовал чистую дощечку снова. Так и ребенок, по мнению Аристотеля и множества других ученых и педагогов от времен Древней Греции и до наших дней, появляется на свет с чистым сознанием.
Нет, вряд ли вы «впишете» в душу малыша абсолютно все, что считаете нужным и должным. Маленькие дети обладают железной волей, безграничной энергией и яркими эмоциями. Они неустанно предъявляют миру свои требования и во весь голос выражают протест, если чем-то неудовлетворены. Малышей не надо учить хватать, яростно выть, швырять, валиться на пол и колотить по нему ногами, драться, кусаться и без зазрения совести пренебрегать вами и прочими ближними. Если у вас остаются хоть малейшие сомнения в падшей природе человечества (что горестно доказывается в третьей главе Книги Исхода и неумолимо подтверждается каждым новым поколением людей), то вам следует некоторое время тесно пообщаться с ребенком, только что научившимся ходить.
Вашим ответом на суровую правду жизни должно стать, насколько это возможно, уравновешенное, преисполненное любви и спокойствия отношение и умение не впадать в крайности. Если вы никак не способны представить, что однажды ваш очаровательный, сладенький, невиннейший ангелочек бросит вам яростный вызов («О, нет! Только не моя крошка!»), то уже в ближайшее время вы испытаете настоящее потрясение. Если вы не подготовитесь к этим вызовам загодя и не научитесь давать им твердый отпор, то скоро обнаружите, что живете рядом с несчастным и неудовлетворенным двух-трехлетним созданием или даже с самым настоящим тираном в миниатюре.
Но если вы намереваетесь встречать все отклонения от этических норм резкими, колкими словами и железным кулаком, то не сможете как следует воспитать ребенка — сформировать его характер, привить ему нравственные ценности и стать для него образцом для подражания. В случае «железной руки» хорошее поведение которого вы добьетесь от ребенка, будет основано на животном страхе. В подростковом возрасте накопившиеся в детской душе обиды и подавленный темперамент доставят вам немало горьких минут.
В любом случае в месяцы, о которых мы ведем речь, - а они пролетят гораздо быстрее, чем вы себе представляете, — характер малыша будет определяться вашим с ним общением. На втором году жизни ему все так же необходимо знать и чувствовать, что вы любите его горячо, безусловно и безоговорочно и в то же время несете за него огромную ответственность (а он пока никакой ответственности не несет). Если к двум годам (или немного позже) ребенок не сможет этого уяснить, то в будущем вам с ним придется очень трудно. Его стиль общения с родителями и другими близкими ему людьми, как приятными во всех отношениях, так и настойчиво пытающимися его «воспитывать», станет гораздо более определенным к третьему дню рождения и может сохраниться на долгие годы.
Но для того чтобы вырастить здорового, довольного жизнью малыша, вам вовсе не обязательно быть образцом совершенства. Если вы допустите какие-то ошибки или в течение нескольких недель будете идти в неверном направлении, это не разрушит его жизнь. Господь предоставил родителям достаточно времени для того, чтобы они могли научиться всему необходимому, а детей снабдил основательным запасом прочности. Так что сделайте глубокий вдох, пристегните ремни безопасности, встаньте на колени (не только для того, чтобы собрать разбросанные по полу игрушки) и посреди всех трудностей не забывайте иногда отступать назад и смотреть на ребенка немного издалека, чтобы не переставать дивиться тому маленькому чуду, которое вы ведете по жизни.
Физическое развитие
Рост, вес и другие показатели физического развития
Если только вы уже не сделали этого во время одного из плановых медицинских осмотров, взгляните на кривую роста вашего ребенка, имеющуюся в его медицинской карте.
А еще лучше попросите врача или медсестру разрешить вам сделать копию, чтобы дальше вы могли чертить ее самостоятельно. Вы заметите, что за второй год ребенок вырастет гораздо меньше, чем за первый. Здоровый годовалый ребенок весит раза в три больше, чем при рождении, но между годом и двумя он наберет всего лишь полтора—два с половиной килограмма. На втором году жизни и мальчики, и девочки вырастают примерно на десять сантиметров, то есть прибавляют вдвое меньше, чем за первый год. Интересно, что, хотя окружность головы увеличивается всего на два-три сантиметра, к двум годам она составляет уже 90% от той длины окружности, которая будет у вашего ребенка, когда он станет взрослым.
Между годом и двумя разброс значений кривой роста оказывается более значительным, чем у детей до года. У большинства людей рост зависит в основном от наследственности, так что когда минуют первые полтора-два года, будет легко предсказать, как ваш детеныш станет расти в дальнейшем, если только не возникнут непредвиденные обстоятельства или ребенок не страдает какой-либо хронической болезнью. Если малыш растет не столь быстро, как ожидалось — то есть поначалу все было в порядке, а затем прибавки в росте и весе стали значительно ниже ожидаемых, — то, вероятно, у него возникли какие-то проблемы со здоровьем или с питанием. В этом случае педиатр порекомендует обследовать ребенка.
Даже если ваш ребенок не слишком вытянется в длину и раздастся в ширину, все равно между годом и двумя он постепенно начнет терять младенческий вид. Руки и ноги его сделаются длиннее и тоньше (ведь он очень много ими работает), а животик перестанет так сильно выдаваться вперед. Личико малыша будет становиться все менее круглым, и его черты, хотя и очень привлекательные, но еще нечеткие, приобретут большую определенность и дадут некоторое представление о его будущей внешности. Так что, глядя, как ваша радость с упоением дует на две вставленные в именинный пирог свечи, не удивляйтесь, если вдруг поймаете себя на мысли: «Неужели это мой малыш?».
Как мы уже говорили в предыдущей главе, первые шаги ребенок может сделать за два-три месяца до своего первого дня рождения, но может и подождать еще несколько месяцев. К полутора годам он, скорее всего, уже основательно напрактикуется в этом занятии. И хотя дети, которые начинают ходить раньше других, не имеют каких-то особых преимуществ перед малышами, не спешащими пуститься в эту авантюру, их походка становится устойчивее немного раньше. Широко расставленные ноги, наклон вперед, попытки удержать равновесие с помощью рук и вывернутых стоп, постоянные падения - все это отойдет в прошлое, и походка ребенка станет более совершенной. Падать он будет гораздо реже, овладеет умением маневрировать и — что доставляет превеликое удовольствие многим детям — способностью во время ходьбы держать что-то в руках.
Родители, наблюдая за своим ковыляющим по комнате отпрыском, могут удивиться его манере ставить ножки. Не слишком ли он их выворачивает? Вроде бы одна нога смотрит в ином направлении, чем другая? Поначалу дать однозначные ответы на эти вопросы очень трудно. Но если вы видите, что ноги ребенка развернуты под разными углами, попросите врача посмотреть, как ваш малыш шествует по коридору поликлиники. Если что-то не так, то придется показать его ортопеду.
Выравнивание походки у множества начинающих ходить детей — дело времени, и все проблемы обычно решаются сами собой по мере того, как улучшается координация движений. Но явная хромота или внезапное нежелание ходить, хотя ребенок прекрасно знает, как это делается, явления ненормальные. Тут нужно как можно скорее посоветоваться с врачом.
Зрение, слух и разговоры
Нормальный годовалый ребенок видит достаточно хорошо, чтобы различать небольшие предметы, находящиеся на противоположном конце комнаты, или пролетающий по небу самолет. Зрение, вероятно, окончательно установится у него годам к двум, хотя строго определенных «нормальных» сроков здесь тоже не существует. Если, прежде чем заняться какими-то предметами, ребенок подносит их близко к глазкам или вам кажется, что он не умеет следить взглядом за движущимися предметами, надо показать малыша офтальмологу (иначе говоря, глазному врачу). В идеале это должен быть детский офтальмолог — врач, специализирующийся на глазных болезнях у детей, хотя многие офтальмологи работают со всеми возрастными группами. Педиатр (детский терапевт) может определить остроту зрения годовалого ребенка только в том случае, если он получил специальную подготовку и имеет необходимое оборудование. Обращение к офтальмологу необходимо и в тех случаях, если ребенок сильно косит (пусть только временами) или если его глаза движутся несинхронно.
В то время как проблемы со зрением для годовалых детей не слишком характерны, со слухом дела могут обстоять сложнее — он может резко снижаться при отитах и простудах, вполне в этом возрасте обычных. В результате такого рода недомоганий за одной или за обеими барабанными перепонками скапливается густая жидкость. Если в течение нескольких недель или месяцев вы не будете уделять лечению простудных заболеваний должного внимания, то у ребенка может случиться задержка в развитии речи.
При малейшем подозрении, что у малыша не все ладно со слухом, обязательно покажите его отоларингологу (в просторечии — врачу «ухо-горло-нос»), и чем скорее, тем лучше. И хотя ваш педиатр сам может определить, скапливается ли за барабанной перепонкой жидкость и есть ли у ребенка какие-либо другие проблемы с ушами, основательная проверка слуха у детей этого возраста требует специальной подготовки и оборудования. Относительно новая и совершенно безболезненная процедура под устрашающим названием «аудиометрия ствола мозга» может дать представление о слухе ребенка без участия самого малыша. Но вам, скорее всего, придется преодолеть некоторое расстояние до медицинского учреждения, где есть нужный прибор. Если педиатр советует провести такое обследование или проконсультироваться с отоларингологом, сделайте это, не раздумывая.
Еще через какое-то время у вас появится уникальная и очень важная возможность помочь ребенку усовершенствовать речь. Для этого вовсе не обязательно иметь педагогическое образование, ученую степень или окончить какие-ни-будь специализированные курсы. Просто вы должны «подключаться» к малышу, когда он рядом. Хорошенько настройте свою «антенну», приготовьтесь уделять внимание будущему болтунишке и разговаривайте с ним, разговаривайте, разговаривайте...
Пользуйтесь любопытством малыша. Когда он приближается к вам, держа в руках некий предмет или на что-то показывая, и при этом издает некие звуки (интонация на конце может повышаться, как при вопросе — «Мячик?»), значит, он нуждается в вашем внимании. Назовите этот предмет и скажите о нем что-нибудь простенькое («Да, это Мишин мячик»). Разумеется, ребенок не нуждается в лекции о футболе, но не бойтесь сказать ему больше, чем он, по вашему разумению, способен понять.
Разговаривайте с ним, занимаясь домашними делами. Скажем, малыш наблюдает, как вы разбираете платяной шкаф. Это дает вам двойную выгоду: во-первых, вам будет не так скучно заниматься разборкой, а во-вторых, у вас появляется прекрасная возможность назвать все имеющиеся в шкафу вещи и объяснить, что вы с ними делаете. Помните, что маленький «компьютер» работает постоянно.
Читайте малышу. Чтение сказок и простых рассказов, особенно на ночь, — занятие высоко окупаемое. Так что пришла пора к нему приступить, если только вы этого уже не сделали. (Пусть ребенок обязательно видит, что именно вы ему читаете. А если он обнаружит на картинках что-то интересное, назовите нарисованные предметы или расскажите о том, что там происходит.) Интерес малыша к окружающему и восприятие им мира станут гораздо более глубокими после того, как он пройдет годовой курс чтения вслух. К двум годам он уже сможет восполнять пропуски в хорошо знакомых ему сказках и рассказах (как намеренные, так и случайные), с нетерпением ожидая свои любимые эпизоды и к месту произнося отдельные слова.
Будьте со словами осторожнее!
Помните, что с ребенком надо разговаривать правильно, отчетливо выговаривая слова. Беседуйте с ним спокойно и ласково, не подражая его лепету, не переиначивая слова на его лад, даже если из уст вашего малыша они звучат просто очаровательно.
Не делайте из чтения вслух проблемы: если ребенок не намерен слушать вас все то время, которое вы собирались отвести на чтение, лучше оставить его в покое. Перед сном малыш, скорее всего, будет слушать вас с большим вниманием, поскольку в это время дети готовы с упоением предаваться любым занятиям, способным отсрочить момент отхода ко сну, но днем они могут оказаться менее сговорчивыми. И не возлагайте особых надежд на то, что Курочка-Ряба, бабка и дедка или медведь из сказки про теремок возьмут на себя обязанность заниматься развитием речи вашего ребенка и снабдят его необходимым жизненным опытом. Даже если они и заинтересуют (скорее всего, ненадолго), люди, уделяющие внимание ему самому, сослужат малышу куда как большую службу.
Руки, ум и безопасность
На втором году ребенок продолжит свою исследовательскую деятельность, пытаясь разобраться со всем, что ему попадается. Его способность брать в руки, вертеть, теребить (и так далее) самые разные предметы — и большие, и маленькие — будет успешно развиваться, а координация движений значительно улучшится. К концу второго года он будет с наслаждением лепить из пластилина нечто абстрактное и рисовать цветными карандашами и мелками (желательно, чтобы юный художник делал это не на стенах недавно отремонтированной квартиры). А то возьмет да и свалит в кучу разные предметы, а потом расшвыряет их по полу. Или попробует соорудить пирамидку, продевая палку в колечки разной величины. Многих малышей безумно интересует все, что движется. Колесики у игрушечной машинки, педали велосипеда, забытая старшей сестрой кукла, у которой так забавно вертятся шея и ноги, и просто-напросто крышка от сковороды, с грохотом упавшая на пол, — все эти вещи могут стать объектами самого пристального интереса.
Между полутора и двумя годами большинство детей начинают питать неистовую любовь к разного рода мячам, мячикам и шарикам. Ведь это так здорово — брать их в руки, катать, бросать, смотреть, как они прыгают, бегать за ними!
Еще раз напомним: берегитесь маленьких предметов (например, кусочков мозаики) — они имеют обыкновение попадать в рот, и ребенок может случайно их проглотить. Лучший вариант из всех возможных: курите малышу недорогой надувной мяч 25—50 сантиметров в диаметре. Он легкий и не нанесет особого ущерба. Когда игра с мячом подошла к концу, а ребенок не хочет класть его на место, пусть просто походит по дому или по квартире, держа его в руках. А еще такой мячик можно сдувать и снова надувать — согласитесь, занятие весьма увлекательное.
Ко второму дню рождения иногда уже можно определить, какой рукой предпочитает пользоваться ребенок, — правой или левой. Но ничто не мешает ему держать ложку в правой руке, рисовать левой, а мяч бросать обеими. Не пытайтесь закрепить привычки, касающиеся рук, и не переучивайте малыша. Когда настанет час, ребенок сам решит, какая рука у него ведущая.
На втором году дитя существенно пополнит свои знания об окружающих предметах. Понимание, что вещи постоянны, то есть существуют и тогда, когда малыш их не видит, станет более глубоким. Он не только научится быстро отыскивать игрушку, которую, как он видел, вы спрятали под несколькими одеялами или под подушкой, но станет также виртуозом игры «горячо-холодно». Заметив, что вы засунули в карман что-то интересное, он уже не забудет, куда подевалась эта штуковина. Кстати, не пытайтесь отвлечь его с помощью каких-либо фокусов. «Магические предметы», которые то исчезают, то появляются вновь, способны поколебать укрепившееся было чувство постоянства предметов. Припасите исчезающий палец и карточные фокусы для детей постарше.
К концу второго года малыш научится играть в игры более сложные, чем те, которые увлекали его несколько месяцев назад. Он начнет лучше воспроизводить ваши слова и действия. Посмотрите, как серьезно карапуз прикладывает к уху трубку игрушечного телефона (а то и ваш мобильник), пытается причесаться, укачивает на руках «лялю» или вертит руль игрушечного автомобиля. Со временем он будет пытаться все глубже втянуть вас в свои дела. Если у вас появится минутка, чтобы остановиться, взять в руки предложенную им чашку и сделать вид, что вы пьете из нее что-то вкусное, он тут же подсунет вам игрушечный телефон, так что у вас не останется другого выхода, кроме «ак ответить на звонок. Если все произойдет именно так, то у вашего отпрыска появятся все основания считать, что день прожит не зря. А наивысший пилотаж для родителей — это умение достаточно часто подыгрывать ребенку и в то же время не слишком отвлекаться от дел, которые вам необходимо переделать (см. далее в этой же главе «Социальное и психологическое развитие: «первая молодость»).
По мере того как ребенок совершенствует умение двигаться и уже пытается взять на себя ответственность за решение некоторых не слишком сложных проблем, вы должны, во-первых, не терять бдительности, а во-вторых, ее усилить. С развитием координации движений у малыша обнаружатся некоторые новые способности, которые могут навлечь на него новые опасности. Он научится поворачивать дверные ручки, играть с замками, задвижками, щеколдами, щелкать выключателем и нажимать на все, что торчит. Стоит вам на минуту повернуться спиной, и он запрет себя в ванной комнате или же пулей вылетит из дома и припустится по улице к магазину, в который ходит бабушка. Возможно, он начнет проявлять больше интереса к «альпинизму», стремясь взбираться на высокие предметы в доме и на улице, а также научится новым хитрым способам до них добираться.
Потребность жевать все что ни попадя (именно так малыш собирает информацию об окружающем мире) постепенно начнет сходить на нет, но случая засунуть в рот что-нибудь новенькое ваш исследователь все же не упустит. Постоянно следите, чтобы этого не произошло, потому что ребенок может подавиться или задохнуться. Он способен лихо отхлебнуть глоток любой жидкости или откусить кусок от любого предмета, который привлечет^его внимание. Лекарства, растения, чистящие и моющие средства, собачий корм — все нужно взять в рот просто потому, что это ужасно интересно. Не стоит надеяться, что донельзя отвратительный вкус средства для ухода за мебелью или другого неудобоваримого раствора помешает малышу жадно пить его из столь привлекательного на вид флакона. Начиная со второго года жизни риск, что малыш проглотит что-нибудь опасное, возрастает.
Купите в аптеке маленькую бутылочку сиропа ипекакуаны (рвотного корня) — лекарства, которое используют, чтобы вызвать рвоту в том случае, если ребенок съест или выпьет что-то небезопасное. Еще раз повторим, что рвотные средства можно давать только по совету врача. Если ребенок проглотил едкую жидкость (например, средство для чистки труб, пятновыводитель или нефтепродукт — бензин, полироль и др.), то, извергаясь обратно, они могут нанести не меньший вред, чем спускаясь по пищеводу. Но если речь идет, скажем, о лекарствах, то тут вам как раз понадобится ипекакуана. Ребенку старше года надо дать столовую ложку ипекакуаны, которую он должен запить двумя стаканами воды: тогда через пятнадцать-двадцать минут его вырвет. Запомните, что в любом подобном случае срочное посещение или срочный вызов врача обязательны.