Механизм основных приемов пищи
Механизм приема пищи тесно переплетен с вашей работой над тем, чтобы сделать ребенка частью семьи, помочь ему учиться и быть успешным, а также с организацией режима и ограничений.
Составьте расписание основных приемов пищи и перекусов. Чтобы хорошо есть и научиться любить все разнообразие питательной пищи, вашему ребенку необходимы завтраки, обеды, ужины и перекусы между ними, которые помогают ему пережить время между основными приемами пищи. Перекусы позволят вам быть твердой в ожидании времени, когда ребенок сядет за стол и основательно поест. Вам будет гораздо легче воспринять неожиданный отказ от еды вашего ребенка, если вы знаете, что через два-три часа последует перекус. Не следует беспокоиться, если ваша семья трапезничает в необычное время: например, у вас принято ужинать поздно вечером. Ребенок этого возраста воспринимает семейное расписание приемов пищи, а не стремится выдумать свое. Обдуманное использование перекусов поможет вашему малышу дождаться позднего ужина и быть в меру голодным. Более подробно мы поговорим об этом чуть позже в разделе под названием «Планируйте перекусы». Совместные ужины очень важны, потому что на отношение ребенка к еде сильно влияют ваше присутствие за столом и то, как вы наслаждаетесь разнообразием пищи. Однако, несмотря на регулярность ужинов, не следует ожидать, что ребенок съест много. Он уже ел в течение дня, устал и хочет спать. Ужин скорее служит символом взрослой пищи и стимулирует ребенка. Когда он станет старше, у него лучше получится справляться с пищей по вечерам. Сейчас же стоит включить его в семейный круг, быть к нему внимательным, не потакать капризам и позволить съесть столько, сколько он считает нужным.
Еще до еды позаботьтесь о том, чтобы ребенок пришел к столу спокойным, отдохнувшим и готовым к приему пищи. Он много играл, и все его мысли направлены на игру. Вашей задачей является переключить малыша на прием пищи и саму пищу. Дайте ему пять минут на подготовку к еде. Научите его успокаиваться перед выходом к столу, дайте ему время помыть руки и даже немного побаловаться с водой. Если у вас есть время, перед едой почитайте вместе с ребенком книгу. За столом пресекайте любое нетерпение, сфокусируйте внимание всех присутствующих на предстоящей трапезе, устроив минуту расслабления, прочитав молитву или спев коротенькую песенку.
Организуйте приемы пищи с самообслуживанием. Родители обычно пугаются, когда я предлагаю им разрешить двухлетнему ребенку обслуживать себя самостоятельно. Это большой шаг вперед, который может таить в себе опасности. Однако исходя из того, что ваш малыш любит все делать самостоятельно (да и вообще дети лучше едят, когда сами руководят процессом), на это стоит пойти. Выставьте еду на стол в большой емкости, и пусть ребенок наложит" себе в тарелку столько, сколько ему надо. После этого пусть он передаст емкость. Конечно, относительно маленькая емкость и небольшие ложки подойдут здесь лучше всего. Хочу вам напомнить, что процесс накладывания и передачи без приключений не обойдется, поэтому стоит сохранять спокойствие и чувство юмора. Сначала ребенок может жадничать, накладывая себе больше, чем ему нужно, но это тоже часть процесса обучения. Вашему малышу он понравится. Ему многому предстоит научиться. Если вы помогаете ребенку накладывать пищу в тарелку, узнайте сначала, хочет ли он данное блюдо и сколько ему положить. Если вам приходится распределять пищу по тарелкам на кухне, скажите ребенку, что вы приготовили на ужин, и предложите ему выбрать блюдо по вкусу.
Всем должно быть удобно сидеть. Поставьте стулья так, чтобы все члены семьи могли устроиться с комфортом. Вашему ребенку понадобится стул, достаточно высокий, чтобы с него было легко дотянуться до стола, и достаточно устойчивый, чтобы не качаться. Высокий детский стульчик является лучшим вариантом - другие стулья менее устойчивы, с них неудобно тянуться к столу. К тому же они могут оказаться небезопасными. Чтобы ребенок сидел за столом на равных со всеми остальными членами семьи, снимите со стульчика поднос - ребенок в нем больше не нуждается. Можно купить специальный стул для подросших детей. В таких стульях регулируются высота сиденья и опоры для ног, и ими можно пользоваться до тех пор, пока ребенок не вырастет и не пересядет на обычный стул. Вашему малышу необходимо сидеть высоко, чтобы видеть пищу, которая лежит перед ним в тарелке, иметь возможность свободно пользоваться пальцами и столовыми приборами, а также легко дотягиваться до стакана. Ему будет легче, если его локти окажутся на уровне столешницы. Позаботьтесь и о том, чтобы ноги малыша имели опору - очень неудобно сидеть за столом с болтающимися ногами.
Обеспечьте ребенка тарелкой и столовыми приборами соответствующих размеров. Очень хорошо, если тарелка малыша имеет низкие, вертикально поставленные края. Ребенок еще неловок в управлении столовыми приборами, и такие края помешают пище вывалиться на стол. Небольшой размер тарелки поможет вам определиться с порцией. Столовое серебро детских размеров прекрасно подойдет для ребенка этого возраста; не менее удобна широкая салатная вилка или ложка. Чашка ребенка должна иметь ручку. Если вы предпочитаете использовать во время еды стаканы, дайте ребенку низкий стакан с широким основанием. Небольшой потому, что малышу будет удобнее охватывать его ладонью, а с широким основанием потому, что он должен прочно стоять на столе. При желании можно использовать закрытую детскую чашку, но я предпочитаю видеть, как ребенок пользуется обычной посудой. Это более приемлемо с развивающей точки зрения. Если вас беспокоит чистота пола, прикройте его чем-нибудь, поскольку ваш ребенок неизбежно будет ронять еду и проливать жидкости.
Иногда дети просят, чтобы им позволили сидеть за собственным маленьким столиком. Это нормально, если происходит время от времени и удобно для самого ребенка. Главное - не позволяйте ему вставать и бегать вокруг. И еще один момент: если ребенок будет сидеть за отдельным столиком слишком часто, уникальность ситуации пропадет, а сам ребенок лишится возможности трапезничать вместе с вами.
Относитесь к застольному этикету разумно
Дайте ребенку столовые приборы, но не настаивайте, чтобы он ими пользовался. Разрешение трогать, мять, нюхать пищу поможет малышу лучше с ней освоиться. У арабов существует поговорка, которую он обязательно бы одобрил: «Вкус в пальцах». Вы обязательно поймете, когда ваш малыш действительно исследует новую пищу, а когда просто дурачится, ожидая вашей реакции. Как только он прекратил есть и начал баловаться, значит, пришло время разрешить ему выйти из-за стола.
Не стоит сильно переживать о процессе приема пищи. Застольные манеры - дело наживное, и вскоре ребенок ясельного возраста начнет имитировать ваше поведение за столом. Как вы думаете, чего здесь больше: обещания или угрозы? Если во время еды вы постоянно напоминаете ребенку, что нужно есть аккуратно, сидеть прямо и пользоваться салфеткой, тем самым вы помешаете ему кушать. Ребенок, которого постоянно изводят правилами поведения, становится непослушным или, наоборот, настолько озабоченным процессом правильного поглощения пищи, что его перестает интересовать сама еда. Ваш малыш взрослеет, и вместе с ним развиваются его двигательные способности. Вскоре он перестанет ронять пищу, столовые приборы, проливать жидкости и вообще устраивать во время еды беспорядок. Подражая вам, ребенок улучшит свои застольные манеры, но на данном этапе развитие позитивного отношения к приему пищи гораздо важнее, чем овладение умением вести себя за столом. В то же время следует помнить, что не стоит приступать к еде без хорошего запаса бумажных полотенец.
Избегайте тактики «надкусывания»
На случай, если вы не в курсе, тактика «надкусывания» заключается в том, что ребенок должен отведать каждое находящееся на столе блюдо. Мне подобная тактика не нравится, и я никогда не рекомендую ее к применению. В ней слишком много контроля, который искажает отношение ребенка к еде. Почему я так считаю? Потому что в этой тактике упускается такой важный момент, как желание ребенка расти с уважением к приему пищи. Дети научатся любить новую пищу только в том случае, если распробуют ее на вкус, а пробуют они собственными методами. Детей нельзя подталкивать. У них есть своя внутренняя потребность экспериментировать и овладевать. Именно она позволяет им идти вперед, осваивая новую пищу. Даже самый медлительный и осторожный ребенок получает от процесса осваивания радость, удовлетворение и гордость. Если мы возьмем все на себя, заставляя малыша пробовать новое, тем самым мы сообщим ему, что не доверяем ему расти и учиться самостоятельно, а недостаток доверия отнимет у него радость свершений. Когда вы снова и снова предлагаете ребенку пищу в нейтральной манере, рано или поздно он попробует ее и после нескольких заходов научится любить. По крайней мере, такое происходит в большинстве случаев. Попытавшись ускорить процесс, вы только его замедлите, потому что ребенок скорее всего подумает примерно следующее: «Если они заставляют меня это есть, значит, не так оно и вкусно».