Динамическая гимнастика с рождения
Родители, которые занимаются со своими детьми динамической гимнастикой, говорят, что их цель сделать ребенка гибким и выносливым.
Но, как свидетельствует практика, дети, с которыми регулярно занимались гимнастикой с рождения, и те, с которыми регулярно занимались с года—двух, физически развиты почти одинаково. То есть разницы в результатах нет. Но разница в возрасте детей есть, правда? Между новорожденным ребенком и годовалым ребенком разница просто огромна. Если родители твердо решили заниматься с ребенком гимнастикой — пусть занимаются, главное, чтобы до этих экспериментов они дали ему подрасти и окрепнуть, хотя бы год—полтора.
Но удивительно и другое: в физическом развитии между детьми раннего возраста, с которыми занимались динамической гимнастикой и с которыми не занимались, почти нет разницы. При условии, что у ребенка достаточно возможностей для свободного движения с рождения и его не одергивают каждую минуту, если он лезет куда попало, он вырастет гибким и выносливым.
Я знаю это из личного опыта: мы никогда не делали с ребенком никаких специальных упражнений, но тем не менее он очень ловкий и гибкий. С полутора лет он полюбил детскую площадку и сам залезал так высоко, как только было возможно. Хотя у меня сердце екало, я разрешала сыну лазать, сколько он хотел, на всякий случай стояла рядом и страховала его. Не только на детской площадке, но везде, где только можно, сын пытался залезть повыше, на любой перекладине повисеть, подтянуться, перепрыгнуть, на полу кувыркнуться. Как обычную игру я воспринимаю подбрасывания годовалого ребенка папой вверх, качание на руках или за руки ребенка, ношение на плечах и т.п. и не вижу никакой необходимости в специальных занятиях.
Если с рождения ребенок не лежит часами в кроватке или манеже, а мама носит его на руках или в слинге, у него хорошо развивается вестибулярный аппарат. С того момента как ребенок начинает ползать, он учится правильно переставлять ноги, распределять массу тела и удерживать равновесие. После начала хождения ребенок начинает сам исполнять всяческие трюки и удивляет родителей гибкостью и выдержкой. За первый год жизни, да и за все раннее детство ребенок делает огромный скачок в развитии. Обучение самостоятельному передвижению, речи, навыкам самообслуживания и межличностного общения, эмоциональное развитие забирают у него все силы.
Так есть ли смысл пугать ребенка «полетами» и рисковать превысить нагрузку на его организм? Не думаю. То, что поначалу полеты ребенка пугают, — вне всяких сомнений, точно так же, как и то, что стресс от страха не идет на пользу его развитию. Иногда родители говорят, что их дети начинали смеяться с самого первого занятия, а значит, получали удовольствие от него и не ощущали никакого страха. Но ни плач, ни смех сами по себе ни о чем существенном не свидетельствуют. Ребенок может не плакать от стресса, потому что испугался. Испытывая страх, ребенок может смеяться.
Выяснить, как влияют на ребенка подобные занятия, можно только проанализировав его поведение до и после занятий на протяжении определенного периода: может быть, ребенок стал мало и беспокойно спать, потому что у него появились страхи, или, наоборот, он слишком много спит, «отсыпаясь» после стресса. Может быть, ребенок стал чересчур активным или, наоборот, непривычно тихим — и это тоже могут быть последствия стресса. А могут и не быть — стресс не всегда очевиден и иногда его трудно диагностировать. Именно поэтому я считаю, что лучше не рисковать без крайней необходимости, если речь идет о детях и есть риск причинить им ощутимый вред.