Семья: материнство и отцовство
Семья является единственным и незаменимым пространством, в котором ребенок может оптимально развиваться, созревать и постепенно становиться взрослым.
Кроме того, это среда, в которой ребенок проживает большую часть своего детства. Семья — это наиважнейшая составная часть общественной микроструктуры, сопровождающей человека либо тем или иным образом соприкасающейся с ним на всех этапах его жизни. Семью можно считать основополагающей и старейшей общественной группой. Можно рассматривать ее как небольшую ячейку (основанную на союзе мужчины и женщины, на кровной связи родителей и детей либо на связи, ее заменяющей, на ведении совместного хозяйства), члены которой играют отведенные им обществом почетные роли. Роли в семье определяются совместной жизнью и функциями защиты, безопасности и поддержки, придающими смысл взаимодействию данной ячейки с другими людьми и обществом в целом. Таким образом, семья представляет собой биосоциальную систему, которая непрерывно ищет и находит свое место в обществе; общество же, в свою очередь, влияет на нее и ее формирует. Хорошо функционировать такая система может лишь тогда, когда удовлетворены потребности и запросы каждого ее члена. Одна из главных ее миссий — обеспечивать каждому члену семьи защиту и заботу, особенно тогда, когда он не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе (дети, старики). Если же семья не выполняет своих главных функций, то для ее члена это всегда означает опасность.
Чтобы понять жизнь современной семьи, нужно проследить развитие этого института на протяжении хотя бы двух последних веков. За это время семья прошла через множество изменений. Типичной для XVIII и XIX веков была семья, состоящая из представителей многих поколений, так сказать, «расширенная». Вся жизнь человека проходила внутри этой семьи, и редко кто покидал ее круг. Семья сама производила все, в чем нуждалась; если же чего-то не хватало, то она это выменивала. Она была достаточно стабильна, и стабильность эта основывалась на преемственности собственности, которой владела семья (надел, приданое, обмен имуществом). Доминировал в семье мужчина-отец, который пользовался отцовской властью. Так была устроена патриархальная семья.
С развитием промышленности происходит постепенная миграция в поисках работы в города. Отец, а иногда и мать все чаще покидают семью, и изначальная сельская патриархальная семья превращается в семью городскую, внутри которой постепенно нарушаются прежние связи. Семья уменьшается, ее члены становятся более самостоятельными. Возникает семья эгалитарная, в которой мать и отец обладают равными правами и совместно пользуются своей родительской властью.
Современная семья — нуклеарная. Чаще всего она состоит лишь из родителей (или одного из них) и одного или нескольких детей. Связи между ее членами основаны не на имуществе, а (в основном) на чувствах. Такая семья не слишком стабильна, она хрупкая, легко распадается. Взаимоотношения родителей и детей перестают быть отношениями «начальника и подчиненного». С точки зрения юридической они закреплены в понятиях «права и обязанности родителей», а в последнее время и в понятии родительская ответственность.
В наши дни много говорится о кризисе семьи. Данное утверждение подкрепляют словами о неблагоприятной демографической статистике, высоком уровне разводов, увеличении количества детей, рожденных вне брака. Добавляют и сведения о неблагоприятной экономической ситуации в семьях, о разрушении традиционных форм существования семьи.
Однако на ситуацию можно взглянуть и иначе: семья проходит сейчас очередной процесс адаптации, вызванный изменением общественных устоев. Во времена так называемого тоталитаризма семья выказала удивительную стойкость. Семейные узы даже укреплялись, когда люди погружались в собственные личные проблемы. Скорее всего, институт семьи справится и с нынешними сложностями.
Можно выделить четыре основные функции семьи по отношению к детям.
Первая — это функция биологофепродуктивная. Она должна обеспечить обновление рода — зачатие и рождение нового человека, нового члена семьи. В сложном процессе смены наследственной информации создается новая личность, которая приносит с собой полученное биологическим путем наследие предков, в состоянии трансформировать это наследие и (если данный индивид достигнет репродуктивного возраста) сможет передать его следующим поколениям. Эта функция, разумеется, может осуществляться и вне семьи, но лишь в ее рамках она обретает свое истинное значение. Выполнение данной функции — это отнюдь не только проявление сексуальной активности, но и ответственность за дар жизни, создание условий для нее и взятие на себя ответственности за рожденного ребенка. Данная функция нарушается там, где ребенок не рождается — либо потому, что родители не могут иметь детей, либо потому, что не хотят их.
Экономико-обеспечительная функция призвана дать членам семьи соответствующие материальные условия для жизни, а именно пропитание, одежду, жилье. Она бывает нарушена там, где царит абсолютная нищета. В условиях хорошей социальной защиты дети не должны чувствовать ее нехватку. И тем не менее даже у нас есть дети, которые голодают, плохо одеты, практически живут на улице. Проблема может состоять в том числе и в особенностях личностей родителей, тратящих предназначенные для обеспечения ребенка средства на что-то другое, например на игровые автоматы или на наркотики.
Самой серьезной считается функция социализации и воспитания, которая призвана способствовать успешной адаптации ребенка в обществе. Ее принцип базируется на искреннем интересе к ребенку, на качественной заботе о нем, на его воспитании, на безусловном принятии ребенка и стремлении проникнуться его нуждами и желаниями. Удовлетворяя потребности ребенка и развивая его способности, необходимо всегда учитывать его интересы, поддерживать ребенка, защищать от неблагоприятных ситуаций и учить справляться с ними. Своим поведением, принципами, своими умениями и навыками родители подают ребенку пример — и ребенок охотно подражает отцу и матери. Эта функция не исполняется должным образом там, где семья распадается, где родители небрежны к своим обязанностям, где их споры приводят к тому, что размываются принципы воспитания, где в эти споры втягивается ребенок, — то есть там, где родители не могут служить детям примером. Ребенок лишен возможности расти в гармоничной спокойной среде, у него нет чувства уверенности и покоя, он не может освоить свою будущую роль родителя. Такая ситуация чаще всего встречается либо в семьях на грани развода, либо же тогда, когда родители только что развелись и все еще выясняют отношения.
Последняя по списку, но не по значимости, функция эмоциональная. Ее важность возрастает с учетом упомянутой уже нестабильности нынешних семей. Чувства становятся главными связующими звеньями между членами семьи. Эта функция призвана дать ребенку ощущение надежности и безопасности, запас прочности его чувствам для дальнейшей жизни. Он может передать эту функцию дальше — своей семье, своим детям. Самое значительное, самое искреннее проявление чувств — это любовь родителей (друг к другу и родителей к детям. Любовь к ребенку надо проявлять с той интенсивностью, с какой хочет того ребенок. В самом раннем возрасте мы можем проявлять ее в основном через физический контакт: игры с ребенком, возня с ним. Позднее мы проявляем свою любовь вниманием, поощрением, похвалой. Старшие дети тоже нуждаются в физическом контакте, их нужно обнимать, поглаживать. У каждого ребенка свой «предел» требуемой ему любви. Чтобы определить его, от родителей требуется эмпатия, способность к сопереживанию. Они должны уметь быть терпеливыми, терпимыми, не жалеть времени на общение с ребенком. Эмоциональная функция нарушена там, где ребенок ощущает нехватку любви. Это может быть у родителей, которые равнодушны к детям или даже враждебны к ним, а также у родителей, мыслящих слишком рационально и зачастую подменяющих любовь материальными благами. В таком случае ребенок может вырасти невосприимчивой, «плоско» чувствующей личностью, не способной проявить эмоции в отношении своего окружения и испытывающей сложности в межличностном общении. Реакцией ребенка может стать его агрессивное бесчувственное поведение.
Одной из основополагающих проблем современной семьи, приводящей к нарушению вышеперечисленных функций (прежде всего, функции социализации и воспитания и эмоциональной функции), является проблема нехватки времени, уделяемого детям. Иными словами, родители проводят с ребенком слишком мало времени. Это показали некоторые социологические исследования. Сокращается проведенное вместе время, родители меньше занимаются детьми, уходят в прошлое совместные семейные трапезы. В скольких семьях сегодня вместе обедают или хотя бы ужинают? Хроническая нехватка времени приводит к тому, что вместо сказки на ночь ребенку включают видео, вместо теплых материнских объятий ему достается новая электронная игра. Общение с родителями, непосредственный контакт с ними, столь важный для ребенка, заменяется бездушной техникой. Ребенок не только не развивается эмоционально — у него может даже появиться депривационный синдром, то есть признаки, какие можно наблюдать либо у детей, вообще не имеющих семьи и живущих в коллективе, либо у детей, живущих в дурной семье без надлежащих заботы и воспитания.
Только что мы говорили о семье как об основополагающей группе, исполняющей ряд важных функций, связанных с ребенком. Но каким образом это соотносится с материнством и отцовством? Можно сказать, что если рассматривать семью шире, с точки зрения взаимоотношений и совместного проживания нескольких поколений, то материнство и отцовство представляют собой идеальный результат партнерства двух человек разного пола и их умения играть новую социальную роль (зачать и родить ребенка и затем заботиться о нем). Если мы говорим о женщинах, то это не только конкретная реализация биологических потребностей, но гораздо более широкий спектр ее социальных и психологических потребностей.
Это звучит парадоксально, но с рождением ребенка некоторые потребности удовлетворяются полностью, а некоторые, напротив, ограничиваются. Молодая женщина реализует свою потребность стать матерью, но ограничивает себя, к примеру, в том, что касается ее карьерного роста и т. д. Именно это обстоятельство способствует тому, что к вопросу «иметь или не иметь ребенка?» подходят в наши дни с гораздо большей ответственностью, чем прежде. Потому и рождается меньше детей, что безусловно плохо, но по той же причине дети рождаются у женщин позднее, что можно считать разумным.
Когда молодая пара начинает рассуждать о том, иметь иди не иметь ей ребенка, то процесс этих рассуждений очень сложен, хотя бы потому, что речь идет о внутреннем конфликте не одного, а двух человек, причем зачастую спорящих друг с другом.
Так что не стоит удивляться существованию множества ответвлений от идеальной ситуации, при которой материнство и отцовство осознанно планируются и решение бывает принято со всей ответственностью. Противоположность такой ситуации — незапланированная, нежеланная беременность, которая может привести к множеству последствий как для родителей, так и (главным образом!) для ребенка. Нежеланная беременность может окончиться выкидышем, но будет ли женщина в состоянии еще когда-нибудь выносить здорового малыша? Неожиданная, нежеланная беременность очень часто скрывается, иногда о ней не знает и сама женщина, которая во время беременности ведет себя так, что может навредить ребенку еще до его появления на свет. И хотя нежеланная беременность может окончиться рождением здорового малыша, очень многое в дальнейшем будет зависеть от желания и способности родителей адаптироваться к новой ситуации и безоговорочно принять ребенка. В ином случае неизбежны проблемы с развитием ребенка, в общении между родителями и ребенком и т. д.
Итак, можно выявить три основные ситуации неудачных отцовства и материнства: родители не могут заботиться о ребенке, не умеют это делать или же не хотят. Причины, по которым родители не могут заботиться о ребенке, иногда кроются в неблагоприятной общественной обстановке, иногда — в недостатках функционирования общества в целом (нищета, войны, голод), но чаще всего это объясняется сбоем семейной системы (инвалидность, хроническое заболевание). Однако недостаточность заботы родителей о ребенке в какой-то степени компенсируется интересом родителей к ребенку.
Если же родители не умеют заботиться о ребенке, то причины нужно искать прежде всего внутри семейной системы и в самих родителях. Речь идет о ситуации, когда родители не в состоянии обеспечить ребенку удовлетворение основных его потребностей либо потому, что недостаточно созрели для этого, либо потому, что не в состоянии упорядочить собственную жизнь (внебрачный ребенок, ребенок-инвалид и т. д.).
Случается, что родители неспособны принять общественные нормы и следовать основным принципам детского воспитания («родители как дети»). Типичный пример — молодые люди, эмоционально незрелые и не готовые исполнять роль родителей. Такие матери бывают нетерпеливыми, раздражительными, не способными на глубокое чувство и любовь к ребенку. Они не умеют уловить желания малыша, заваливают его самыми разными идеями и предложениями, однако в неподходящее время и слишком интенсивно, так что в результате чувства от любого контакта с матерью приобретают у ребенка негативную окраску, что провоцирует мать на еще более интенсивные действия. Иногда такой феномен называют «обезьяньей любовью», вовсе не желая при этом обидеть наших меньших братьев — млекопитающих.
Наиболее серьезна для ребенка ситуация, когда родители не хотят заботиться о нем. Причины могут крыться в нарушениях психики родителей, а спусковым механизмом может послужить разочарование от рождения ребенка-инвалида, от того, что не сбылись ожидания и т. п. Возникает ситуация, противоположная безоговорочному и полному принятию ребенка. Родители теряют к нему интерес. Отношение к нему меняется на неодобрительное или даже враждебное, « результате чего ребенка могут обижать, игнорировать или даже тиранить.
Существует немало различных критических, рискованных ситуаций и положений,, когда можно наблюдать серьезные сбои материнства и отцовства. Например, психические состояния матери, связанные с родами и послеродовой (шестинедельной) депрессией; самое известное из них — так называемый «лактационный психоз». Мать теряет интерес к ребенку, который может стать объектом ее ошибочных представлений, часто негативного содержания. Другие серьезные психические нарушения из разряда шизофренических также не дают возможности полностью войти в роль матери, родительницы. Психические нарушения, сопровождаемые приступами страха (более или менее частыми), тоже мешают выполнять родительские обязанности. Они проявляются в непомерном страхе за здоровье и развитие ребенка, и внутреннее беспокойство матери в конце концов сказывается на малыше. Заботе о ребенке мешают и иные дефекты личности и поведения взрослых (к примеру, матерей, употребляющих наркотики).
Физические нарушения не представляют такой опасности для нормальных отцовства и материнства, как нарушения психические. Лишь крайне тяжелые заболевания и нарушения (слепота, глухота, глухонемота, тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата) могут угрожать возможности быть хорошим родителем.
Фактором риска может быть и возраст родителей. Как уже было сказано, очень молодые родители нетерпеливы, не способны на сопереживание (эмпатию) и зачастую сами еще недостаточно зрелы. Но и родители старшего возраста (материнство после 35 лет, отцовство в 45—50 лет) входят в группу риска, особенно если речь идет о первом ребенке. Такие родители очень внимательно наблюдают за развитием ребенка и придают слишком большое значение любым, даже незначительным, отклонениям от нормы. Это приводит к неуверенности в обращении с ребенком, к уменьшению спонтанности общения и к почти полному отсутствию радостного раскрепощения. Ребенок ограничен в активности, потому что родители опасаются, что он навредит себе.
Фактор риска — это и неполное отцовство или материнство, то есть отсутствие одного из родителей. В подавляющем большинстве случаев отсутствует отец. Это относится не только к детям, оставшимся у одного из родителей после развода: сейчас увеличивается количество матерей, которые сознательно отказываются от создания брачного союза, даже скрывают от отца факт рождения ребенка, полагая, что влияние отца помешало бы им воспитывать ребенка так, как они хотят. Ребенок поэтому лишен возможности идентификации с мужчиной в семье и не может перенять навыки поведения, которые способен получить тогда, когда в семье присутствует мужское начало. В этих случаях непомерно увеличивается роль матери, что связано с холодным перфекционизмом и завышенными амбициозными требованиями к ребенку. Такие типы матерей принадлежат к кругу женщин с высшим образованием или к художественной среде.
Все приведенные примеры дефектов семьи нужно уметь вовремя заметить, чтобы впоследствии это роковым образом не сказалось на ребенке. В этом смысле общество предлагает семьям свою помощь. Развита система семейных консультаций, существует хорошо работающая сеть практикующих детских и подростковых врачей, доступны педагогические и психологические консультации и т. д. Нормы закона, направленные на защиту детей и семьи, призваны оградить их от экстремальных ситуаций и способствовать тому, чтобы ребенок рос здоровым и благополучным. В законах закреплены обязанности и права родителей и обязанности граждан, государственных и местных органов власти, а также судов и иных организаций, которые должны стремиться к одной цели — защитить интересы ребенка и его семьи.
Хотя обстановка родильного дома не может быть идеальной, именно там вы начнете строить новую жизнь втроем. Ваша жена будет нуждаться в вас как никогда. Вам обоим придется немало постараться, чтобы проводить как можно больше времени вместе.
Режим родильного дома
Родильный дом подчиняется своим правилам и режиму. Все утро в нем будет суетиться медицинский персонал: это время посвящено лечебным и гигиеническим процедурам, осмотру врачей. В дневные часы приходят посетители. Остается только вечер, когда все стихает, но мама не высыпается, ведь с утра ее будят очень рано, и часто в это время она бывает как выжатый лимон...
Вам обоим будет нелегко. Ваша жена редко сможет остаться с малышом наедине. От ее желания будет зависеть немногое: она будет жить, подчиняясь режиму родильного дома, и принимать посетителей, когда они приходят. Чтобы помочь ей выкроить больше времени (нужного вам обоим), вам стоит всеми способами изъявлять потребность в этом не только в родильном доме, но и вне его стен.
Сообщите персоналу, если вы хотите присутствовать при купании. Ребенка всегда купают с утра. Если ваша жена находится в платной клинике, возможно, вы сможете принять в этой процедуре участие. Достаточно предупредить об этом персонал и договориться о времени. Конечно, ваше присутствие положительным образом скажется на вашем дальнейшем общении с малышом. Кроме того, искупав ребенка хотя бы один раз, вы почувствуете больше уверенности и дома сможете обойтись без помощи персонала.
Посещения родных и друзей
Родителям всегда приятно показывать своего ребенка окружающим и слышать поздравления. Но принимать посетителей в родильном доме иногда бывает обременительно. Гости будут нарушать ваш покой, вторгаясь к вам некстати, и будут, каждый по-своему, утомлять и вас, и вашу жену. Стоит подумать, кого принимать, а кого нет, и найти оптимальное решение, которое устроит вас обоих. Проще будет, если в первые дни вы оповестите о рождении ребенка только избранных, самых близких людей.
Объявляйте о рождении выборочно. Некоторым людям сообщить о рождении ребенка придется
сразу. Другие могут немного подождать. Особенно остерегайтесь бестактных знакомых, которые могут приехать без предупреждения, считая родильный дом общественной территорией со свободным входом. Им лучше сообщить о рождении ребенка только через несколько дней. Что касается остальных, постарайтесь сами назначить им прием: назовите день, время и, если возможно, попросите их подождать, пока мама с малышом не вернутся домой. В некоторых случаях придется слукавить, но вас не должно это беспокоить: самое главное — уберечь жену от бесконечной череды беспокойных посетителей.
Считайтесь с чувствами вашей жены. После ухода гостей у матери может остаться неприятный осадок, отчего она станет грустной и подавленной. Ведь все внимание уделяется теперь ребенку, а ее чувства мало кого волнуют. В лучшем случае кто-нибудь поинтересуется, как прошли роды. Иногда ей может быть очень обидно и одиноко, особенно если после родов она ощущает пустоту. Поэтому ей особенно нужна забота мужа. Постарайся ее понять и в такие минуты быть рядом.
Будьте внимательны к ней
Первые дни в родильном доме будут для вашей жены непростыми. Временами она будет испытывать боль или недомогание. Как и вы, она также может переживать противоречивые чувства: ей хотелось бы заниматься ребенком больше, но у нее нет сил; она рада быть матерью, но не хочет ограничиваться этой ролью... Иногда ей кажется, что она «не на высоте». Даже если она не делится с вами печальными мыслями, вы должны проявлять заботу: ведь вы можете ее утешить лучше, чем кто-либо другой. Напоминая ей о том, что вы ее любите, вы также поможете ей не замыкаться полностью на ребенке, оставаться внимательной к своим потребностям и к вашим супружеским отношениям. Вы знаете лучше, чем кто бы то ни было, что ей доставляет удовольствие. Когда некоторые отцы стараются подготовить дом к приезду жены, они это делают в том числе и для того, 'Чтобы нравиться ей и быть желанным.
«Треугольные» отношения
Иногда. бывает так: вы остались в комнате все вместе, втроем, но ничего особенного не происходит. Вы будете разговаривать с женой, малыш в кроватке будет слышать ваш голос, и вам всем троим будет хорошо. В другое время она будет кормить ребенка, а вы — смотреть на них. Или вы покачаете малыша, а она пока вздремнет. В общих чертах, «треугольные» отношения так же просты, как описанные будничные сцены. Каждый из вас привязан к двум остальным, но вы не всегда будете все вместе заниматься одним и тем же. У каждого из супругов есть личное пространство, необходимое им обоим; подобным образом у каждого из вас установятся с ребенком свои особенные отношения, в своем ритме. Ваша семейная жизнь скорее обретет равновесие, если вы будете чередовать общение втроем и отношения двоих.
Отец и его малыш. Все ближе знакомясь со своим ребенком, вы постепенно определите все виды общения, возможные с ним. Очень скоро он будет вам улыбаться, выдерживать ваш взгляд, вы научитесь успокаивать его, когда он плачет... Нет никакой определенной «схемы действий» для лучшего развития этих отношений: все будет складываться естественным образом, если вы будете время от времени брать ребенка на руки или, например, оставлять его рядом с собой, пока он спит. Этот контакт с малышом не только принесет удовольствие вам обоим, но и поможет ему познать себя. Всякий раз, когда вы держите ребенка на руках или укачиваете его, он чувствует, что вы это делаете по-своему — не так, кдк мама, — и по-иному ощущает собственное тело. Малыш, которому знакомы только руки матери, испытывает больше неуверенности и с большим трудом открывается миру.
Опека бабушек и дедушек
Если бабушки и дедушки живут не слишком далеко, они часто первыми приходят познакомиться с внуком. Они, несомненно, пожелают передать вам свой опыт, но не позволяйте им заваливать вас советами. Не всегда бывает легко заставить своих родителей, как и родителей супруга или супруги, соблюдать определенную дистанцию и не вмешиваться в ваши решения, но чем раньше вы это сделаете, тем проще будет вам предотвратить их неправильное понимание своего положения и обязанностей, а также привыкание к ним.
Обязательно оставайтесь иногда втроем: мама, папа и ребенок, даже если визиты близких родственников и режим родильного дома препятствуют этим интимным моментам.