Питание и питьевой режим для детей с заболеванием органов дыхания
Родители очень часто задают педиатрам вопрос: чем кормить ребенка с заболеванием органов дыхания?
Причем нередко даже самый подробный ответ оставляет у них неудовлетворенность. Дело в том, что смысл этих вопросов сводится к тому, какой вид пищи может оказать лечебный эффект.
Действительно, у детей с нарушениями питания усиление его способствовало излечению респираторных болезней, но на этот эффект у достаточно упитанных детей рассчитывать трудно.
После того как стало очевидным, что ни увеличение количества жира (молоко с маслом, масло с какао, медвежье, свиное и другие виды сала), ни особые сорта мясных продуктов (телятина, курица, перепела и т. д.), ни заморские фрукты (бананы, лимоны, финики) не в состоянии победить респираторную инфекцию, все надежды были переключены на витамины. Однако ожидаемого эффекта не было получено и от витаминов, если не считать те случаи, когда усиленное их введение излечивало явную или скрытую недостаточность того или иного из них.
Большинство современных детей не страдают недостаточностью питания, более того, педиатров серьезно волнует увеличивающееся число детей с избыточной массой тела, ожирением. В этих условиях на лечебный эффект каких-либо видов пищи при респираторной инфекции рассчитывать не приходится. Нельзя не отметить, что в ряде регионов страны потребление детьми свежих овощей и фруктов, особенно в зимние месяцы, недостаточно, а это может создать известный дефицит витамина С. Именно поэтому увеличение в рационе больных детей этих продуктов и введение аскорбиновой кислоты оправданы. Советуем родителям не ждать заболевания ребенка, чтобы дать ему больше свежих овощей, фруктов, кислой капусты. Да и ежедневная таблетка глюкозы с аскорбиновой кислотой не повредит таким детям.
Остро заболевший ребенок очень часто полностью или почти полностью отказывается от еды, и это не должно приводить родителей в отчаяние. Ему нужно предложить небольшие порции любимых им блюд — кисель, компот, желе, но не следует «выкладываться», чтобы достать что-то экзотическое или дефицитное. Болезнь — наименее удачное время для введения в рацион новых видов пищи. Иногда дети просят какое-либо блюдо, но потом отказываются и от него. Это не надо воспринимать как каприз — ребенку действительно данное блюдо казалось привлекательным.
Не следует бояться того, что голодание повредит организму ребенка: даже при очень тяжелых пневмониях период полного отказа от еды длится не более 2—3 дней, после чего у ребенка появляется хороший аппетит.
Иногда задают вопрос, не надо ли при отказе ребенка от еды вводить питательные смеси, непосредственно в желудок или переходить на внутривенное введение питательных веществ. К этим методам приходится прибегать редко, только у детей с крайне тяжелыми состояниями при длительном (2 нед и более) отказе от еды. Больной ребенок должен получать обычный рацион питания, в котором временно уменьшено количество тяжелых (жирных) блюд, снижающих аппетит. Увеличение же количества свежих фруктов, фруктовых пюре и компотов (не очень сладких) способствует введению в организм калия и стимулирует деятельность кишечника. Грудной ребенок должен продолжать получать грудное молоко, не следует менять и докорм.
При многих бактериальных заболеваниях снижается количество гемоглобина, так что введение богатых железом продуктов (зеленые овощи, печень) или препаратов железа вполне оправдано. Следует лишь помнить, что в остром периоде заболевания препараты железа нежелательны. Их назначают в период выздоровления ребенка. Значительно большего внимания требует водный режим остро заболевшего ребенка. Повышение температуры тела, усиленное потоотделение, одышка способствуют повышенной потере воды, а снижение аппетита ведет к уменьшенному ее поступлению. И если старшие дети просят пить, восполняя водный дефицит, то дети первых лет жизни легко обезвоживаются, что ведет к высыханию слизистых оболочек, сгущению слизи.
Большим достижением медицины явилось раскрытие механизмов водно-солевого баланса в организме, благодаря чему за последние 35 лет удалось спасти миллионы детей от обезвоживания; капельница стала фактически символом интенсивной терапии. Но не менее значительным достижением явились раскрытие около 20 лет назад механизмов всасывания воды и солей в кишечнике и разработка методики оральной гидратации, т. е. восполнения потерь жидкости с помощью вводимых через рот растворов. В основе этого метода лежит наблюдение, свидетельствующее о том, что растворы солей всасываются лучше всего при добавлении к ним 2—4 % раствора глюкозы или сахара.
В настоящее время в глобальной программе ВОЗ оральная гидратация составляет ядро мер по снижению смертности детей при поносах. Эта методика незаменима и при лечении детей с бронхиолитом и пневмонией, она дает хорошие результаты и в условиях жаркого климата (позволяет резко ограничить капельные введения жидкости).
Детям грудного возраста необходимо давать около 1 л жидкости в сутки (включая съеденную пищу), на 2 — 3-м году жизни следует вводить до 1,5 л жидкости (из расчета 100—120 мл на 1 кг массы тела в сутки). Можно применять сладкий чай, морсы, компоты, можно восполнить половину потребного количества жидкости растворами оралита или регидрона (готовые упаковки). В домашних условиях подобный раствор легко приготовить, взяв на 1 л воды по 11 л чайной ложки поваренной соли и пищевой соды, а также 5—6 чайных ложек сахарного песка. Хороший эффект дает использование овощных отваров, содержащих достаточно углеводов и калия, их можно готовить из моркови, капусты и т. д.
Маленьких детей приходится поить дробно, из расчета 10 мл жидкости каждые 15 мин; грудным детям в тяжелом состоянии следует давать пить из пипетки, измеряя общее количество выпитого. Поддержание водного баланса является не только средством профилактики обезвоживания, но и одним из наиболее мощных средств, способствующих разжижению мокроты и очищению дыхательных путей от слизи.