Главная»Дети»Здоровье ребенка»Детские болезни»Хроническая пневмония у детей, симптомы, лечение, причины

Хроническая пневмония у детей, симптомы, лечение, причины

Хроническая пневмония у детей, симптомы, лечение, причины

Этиология, патогенез. Решающую роль в возникновении хронических пневмоний играют затянувшиеся вяло текущие мелкоочаговые и интерстициальные пневмонии, возникшие после гриппа, кори, коклюша, особенно в раннем детском возрасте.

Имеют значение также рецидивирующие бронхиты, аспирация инородных тел, особенно длительно находящихся в дыхательных путях, врожденные пороки развития бронхов, муковисцидоз, ателектазы легких. Формированию хронической пневмонии способствуют патологическое состояние носоглотки и придаточных пазух носа (аденоидит, синусит, хронический тонзиллит), тяжелая бронхиальная астма с частыми затяжными приступами, рахит, врожденные пороки сердца, неблагоприятные бытовые условия и др.

 

 

Симптомы, течение хронической пневмонии у детей

 


При хронической пневмонии первой стадии вне обострения клинические симптомы слабо выражены. В анамнезе имеются указания на повторные пневмонии или частые катары верхних дыхательных путей. При рентгено- и томографическом исследовании выявляются усиление бронхососудистого рисунка, перибронхиальная инфильтрация и тяжистые корни. Периоды обострения протекают под видом острой пневмонии, но местные симптомы исчезают медленнее и иногда держатся до 1/2—2 месяцев. Рентгенологически определяется очаговый или сегментарный характер поражения.
Во второй стадии имеется более ярко выраженная клиническая картина. Обострения пневмонии возникают чаще и более продолжительны. Вне обострения отмечается бледность кожных покровов, повышенная утомляемость, периодический субфебрилитет, постоянный кашель с небольшим отделением мокроты. На грудной клетке расширены венозные сосуды. Перкуторный звук коробочный, иногда укороченный в области пораженного легкого. Дыхание жесткое, часто выслушиваются сухие и влажные хрипы. Имеются дыхательная недостаточность I—II степени и изменения сердечно-сосудистой системы функционального характера. Рентгенологическое исследование выделяет более выраженные диффузные склеротические изменения в легких. При бронхоскопии стойкий эндобронхит. При бронхографии деформация бронхов в виде расширения или сужения.
В третьей стадии интоксикация выражена сильнее, имеется Отчетливое отставание в весе и росте, выражена деформация грудной клетки. Наблюдается акроцианоз. Ногти в виде часовых стекол, а кончики пальцев в виде барабанных палочек. Кашель постоянный, мучительный, с большим количеством мохроты, больше по утрам. Одышка. Изменения.перкуторного звука различны. Выслушивается большое количество разнокалиберных хрипов. Изменения со стороны сердца выражены более значительно. Иногда наблюдается легочное сердце. Печень увеличена. Рентгенологически выявляются ячеистый рисунок, выраженный фиброз, эмфизема. При бронхоскопии — гиперемия и отечность слизистой оболочки бронхов, гнойное содержимое. При бронхографии — цилиндрические и мешотчатые бронхоэктазы односторонние или двусторонние. В периоды обострения усиливается кашель, кратковременно повышается температура, но интоксикация не выражена, одышка и тахикардия незначительны, местные симптомы держатся длительно.
Нередко возникают гнойный плеврит, абсцедирование, легочные кровотечения, амилоидное перерождение внутренних органов.


Распознавание. Дифференциальный диагноз проводят с острой пневмонией и туберкулезом легких.

 

Лечение хронической пневмонии у детей

 

{module директ4}

Лечение должно проводиться систематически длительно как во время обострения, так и в периоды.ремиссии. Оно должно быть комплексным и этапным.
Необходимо организовать лечебно-охранительный режим с максимальным пребыванием на свежем воздухе, полноценное питание, обогащенное витаминами (аскорбиновая кислота, отвар шиповника, витамины B1, B2 никотиновая кислота, пивные дрожжи, витамины А, рыбий жир), лечебную гимнастику, водные процедуры.
Во время обострения рекомендуются госпитализация и лечение, как при острой пневмонии. При тяжелых обострениях показано одновременное введение двух антибиотиков.
При хронической пневмонии второй стадии антибиотики вводят методом аэрозоля и внутримышечно, а в третьей стадии сочетают с интратрахеальным введением (метициллин, стрептомицин) с помощью катетера или гортанного шприца. При наличии гнойной мокроты рекомендуется отсасывание гноя при бронхоскопии и прямой ларингоскопии 1—2 раза в неделю с последующим введением антибиотиков. Не следует назначать повторно одни и те же антибиотики. Необходимо учитывать чувствительность микробной флоры к антибиотикам.
В период выраженного токсикоза применяют глюкозу (20 мл 20—40% раствора ежедневно в течение 7—10 дней). Полезно с глюкозой вводить аскорбиновую кислоту (1—2 мл 5% раствора) и витамин В1 (0,5—1 мл 0,6% раствора). С целью стимуляции переливают плазму, кровь (30—50—100 мл в зависимости от возраста), вводят γ-глобулин, внутримышечно кровь по  5—15 мл.
Десенсибилизирующая терапия: препараты кальция, димедрол, пипольфен, супрастин. При сочетании хронической пневмонии с бронхиальной астмой, отсутствии эффекта от проводимого комплексного лечения, тяжелом состоянии с выраженной интоксикацией показано применение гормональных препаратов (преднизолон, триамцинолон и др.). Стероидные гормоны назначают на 2—4 недели с постепенным снижением дозы. Первоначальная суточная доза преднизолона для детей дошкольного возраста 10—15 мг, триамцинолона 8—12 мг, для детей школьного возраста — преднизолона 20—25 мг, триамцинолона 16—20 мг в сутки.
Для улучшения функций бронхов назначают отхаркивающие средства, при сухом кашле — кодеин, дионин, щелочные воды (боржом и др.), содовые ингаляции.
Обязательно применение физиотерапии: УВЧ в период обострения пневмонии (курс лечения 10—12 процедур), диатермия — при первой и второй стадии (при отрицательной реакции Пирке). Если хроническая пневмония протекает с астматическим компонентом, целесообразно назначать электрофорез с кальцием.
Детям, страдающим рахитом, гипотрофией, катарами верхних дыхательных путей, целесообразно применять ультрафиолетовое облучение в субэритемных и эритемных дозах фракционным методом на область грудной клетки и общее ультрафиолетовое облучение. Противопоказания: активный туберкулез и заболевания почек.
У больных, выделяющих большое количество мокроты, необходимо улучшать отток гноя с помощью дренажного положения.
В последнее время при выраженном пневмофиброзе с наличием гнойной трудно отделяемой мокроты, особенно при подозрении на муковисцидоз, рекомендуют вводить протеолитические ферменты (трипсин, панкреатин, фибринолизин и др.) методом аэрозолей или электрофорезом. Курс лечения 5—10 сеансов. Для электрофореза растворяют 1 г панкреатина в 20 мл такого же буферного раствора на одну процедуру. Курс лечения 10—15 сеансов. Введение протеолитических ферментов противопоказано при аллергическом состоянии организма, бронхиальной астме, выраженном экссудативном диатезе, эозинофилин.
При воспалительных заболеваниях носоглотки проводят соответствующую консервативную терапию, при отсутствии эффекта в периоды, свободные от обострений, — аденотомию, тонзиллэктомию и санацию полости рта, лечение синуситов, особенно у детей раннего возраста.
При затихании воспалительного процесса в легких желательно направлять ребенка в санаторий, лесную школу, на дачу и т. д.
Дети с третьей стадией хронической пневмонии нуждаются в хирургическом лечении.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 6795 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…